Характеристика основных физических качеств — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Характеристика основных физических качеств

2022-10-05 58
Характеристика основных физических качеств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Физические качества человека – это совокупность социально обусловленных свойств психики, также биологических свойств. Иными словами, физические качества позволяют выполнять какие-либо двигательные действия, чаще всего активные. Особое отличие, от других качеств человека заключается в том, что они проявляются во время решения определенной двигательной задачи посредством двигательных действий.

В физической культуре понятие выносливость – это способность человека выполнять на протяжении длительного времени двигательное движение без изменения и снижения его эффективного выполнения. Также понятие выносливость рассматривается как способность противостоять физическому утомлению человека с помощью выполнения мышечной деятельности.

Физическое качество выносливость присутствует во многих двигательных действиях. Также выносливость участвует в основных упражнениях в тренировочной деятельности по видам спорта. Одними из самых эффективных упражнений являются ходьба на лыжах, бег, прыжки на скакалке, плавание, баскетбол, футбол, волейбол. Выполняю вышеуказанные упражнения укрепляется весь организм, в том числе сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Для развития выносливости принято выделять несколько специфических особенностей:

- большой объем нагрузки на тренировках.

- интенсивная работа на около критических показателях обеспечения организма.

-способность длительного выполнения упражнения в умеренном режиме тренировки [23];

Выносливость принято разделять на общую и специальную. Общая выносливость характеризуется огромной работоспособностью и также является основой для дальнейшего развития специальной выносливости [7].

По объему кислорода, который может потребить человек за 1 минуту определяется его общая выносливость на тренировочном этапе.

Представляется правомерным выделять виды выносливости по четырем группам критериев: функциональным, физическим, психологическим и деятельностным.

Функциональные критерии включают:

−запас энергонесущих веществ (АТФ, КрФ, жиров, углеводов и др.);

−соотношение источников энергообеспечения (аэробных, анаэробных, гликолитических и анаэробных алактатных);

−кислородную ёмкость крови;

−центральные управляющие механизмы обеспечения двигательной деятельности разных видов и типов.

Физические критерии оценивают [2]:

−количественные уровни развития систем организма, обеспечивающих заданные параметры двигательном деятельности;

−композиционное соотношение специализированных двигательных единиц;

−количество, размеры плотность митохондрий;

−вес тела, его состав и парциальное соотношение его компонентов (воды, жира, костной и мышечном массы);

−состояние системы утилизации, т.е. мышечной впускающей и потребляющей определенные объемы крови с кислородом и энергонесущими веществами.

Психологические критерии характеризуются «силой мотивом и устойчивостью установки на результат деятельности, проявляемыми в нем волевыми качествами, особенно целеустремленностью, настойчивостью, выдержкой, способностью терпеть» которые в итоге проявляются в преодолении утомления в его декомпенсированной фазе и попытке сохранить количественные и качественные показатели выполняемой работы.

Деятельностные критерии отражают специфику проявления выносливости в различных вилах спортивной деятельности.

Перечисленные выше четыре группы критериев характеризуют два вида выносливости: общую и специальную.

В соответствии с ними общую выносливость можно определить, как совокупность функциональных, физических и психических свойств личности, обеспечивающую продолжительное выполнение любой работы или любого вида деятельности.

Локальная выносливость, в отличие от общей, обеспечивает продолжительную работу частью групп мышц (ног, рук, туловища); только сгибателей – если они выполняют, например, удержание груза и при этом разгибатели в работу не включаются, или если сгибание выполняется концентрированно, мощно, а разгибание – спокойно и расслабленно и т.п.).

Некоторые авторы выделяют еще региональную выносливость – когда активно функционирует от 1/3 до 2/3 мышечных групп (в отличие от локальной, когда задействовано менее 1/3 всех мышц).

По мнению Ю.В. Менхина [14], такое деление не совсем корректно. Во-первых, если задействовано до 2/3 мышечных групп – например, при сгибаниях и разгибаниях туловища – движения все равно осуществляются лишь в тазобедренных суставах, т.е. локально (так же, как при сгибаниях и разгибаниях рук в локтевых суставах, или в приседаниях и вставаниях, или при удержании грузов в положении «руки в стороны»).

Во-вторых, в данном случае в меньшей мере, чем, например, в беге (где вроде бы тоже нагрузка приходится только на ноги) задействованы сердечно-сосудистая и дыхательная функциональные системы, поэтому (при прочих равных условиях) общая нагрузка на организм оказывается меньше.

Но это вовсе не означает, что локальная работа менее напряженная и потому может быть более продолжительной или требует меньшей выносливости. Все дело в различии механизмов, обеспечивающих общую и локальную выносливость на разных уровнях нагрузочной работы [13].

С этой точки зрения, приседания и вставания с грузом в 100 кг на плечах (нагрузка «региональная») являются значительно более трудными и энергоемкими (а значит, требуют и большей выносливости), чем такие же приседания без груза на плечах, но с одновременным сгибанием рук с грузом 20 кг (нагрузка «тотальная», требующая общей выносливости – если придерживаться названного деления). В связи с этим выделение промежуточной «региональной» выносливости не имеет смысла. Но, безусловно, необходимо учитывать характер выполняемой работы, потому что он является одним из обязательных критериев, отражающих специфику деятельности, а вместе с ней и все четыре группы ее особенностей (функциональные, физические, психологические и деятельностные), что значительно важнее, чем подсчет количества работающих мышц.

По критерию локальности правомерно выделить три вида силовой выносливости: «собственно» силовую («жимовую»), скоростно-силовую и статическую.

Они являются производными от одноименных силовых качеств, также весьма специфичны и не имеют между собой статистически достоверных связей. Приобретение способностей долго выполнять медленную силовую работу никогда не приводит к улучшению результатов ни в скоростно-силовой работе, оцениваемой по продолжительности сохранения её мощности, ни в статической.

Статическая выносливость не находит отражения в двух других видах силовой выносливости. А взаимоотношения скоростно-силовой выносливости с другими ее видами оказываются еще «жестче», чем ее базового силового качества: развитие скоростной силы приводило к некоторому улучшению показателей силы «жимовой», причем, как мы полагаем, за счет появления в результате тренировки некоторого умения концентрироваться в силовых напряжениях и движениях.

В данном же случае «умения» не перекрывают, не компенсируют различия функциональных механизмов и физических признаков работающих мышечных структур [15].

Поэтому, сколько не поднимай груз рывком, его нельзя поднять многократно медленным движением – для этого нужна другая выносливость.

Все эти различия имеют совершенно четкие естественно-биологические основания, отраженные в физиологических, биомеханических и биохимических закономерностях функционирования организма и их психологических «надстройках» (они достаточно подробно изложены в соответствующей литературе).

Здесь же необходимо остановиться на еще одном специфическом варианте – специальной выносливости. «Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта».

Это определение нуждается в небольшой поправке, поскольку в теории физического воспитания целесообразно использовать обобщённые определения понятий. В данном случае следовало бы говорить не о соревновательной, а вообще о профессионально специализированной деятельности (спортсмена-стайера, боксера, гимнаста, пилота-автомобилиста или летчика-истребителя, ткачихи или монтажника-высотника и т.п.).

Поэтому в вышеприведенном определении сделаем соответствующее изменение.

Специальная выносливость – это способность к выполнению работы с преодолением утомления в заданных условиях и параметрах двигательной деятельности [22].

Необходимость выделения и использования понятия «специальная выносливость» предопределена особым составом двигательной деятельности представителей разных профессий, специфичностью приспособительных реакций, функциональных проявлений и механизмов их обеспечения, а также большим разнообразием двигательных умений и навыков разной степени координационной сложности, физической трудности и психической напряженности. Причем в четкой согласованности между собой и с количественными и качественными характеристиками запланированной деятельности, которая привела бы к ожидаемому результату.

Специальная выносливость – настолько специфическая система, что её можно было бы отнести к категории двигательных навыков. Ведь если в подготовительных упражнениях (вспомогательных комбинациях) гимнаст использует один порядок выполнения элементов, а в соревновательной комбинации требуется другой порядок, то спортсмен выполняет её с трудом, даже если «хорошо готовился». Более того, существует некоторая индивидуальная предрасположенность к тому или иному сочетанию различных типов и режимов работы, соответственно которым и рекомендовано проводить тренировку; в данном случае она развивает и специальную выносливость.

В связи с этим, обобщая сказанное выше, общую выносливость правомерно рассматривать как комплексное качество, характеризующееся объемом, интенсивностью, функциональной стоимостью и продолжительностью двигательной деятельности – отнесенных к её качеству или результату с учетом физической трудности, технической сложности и психологической напряженности.

Чтобы повысить выносливость, нужно выполнять ритмические упражнения, в которых участвуют большие группы мышц. Упражнения следует выполнять регулярно, примерно – от 2 до 5 раз в неделю. Упражнения должны выполняться в умеренном темпе, вызывая ощущение легкой нехватки воздуха, но, не причиняя чувства дискомфорта [12].

К традиционным упражнениям относятся: ходьба, бег, езда на велосипеде, аэробика, плавание. К нетрадиционным – аква - упражнения. Дополнительные упражнения из других видов спорта стимулируют работу сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной систем, снижают возбудимость, улучшают сон. Занятия в воде облегчают деятельность сердца т. к. полное отсутствие статического напряжения скелетных мышц и их сокращение сочетаются с глубокимдыханием.

Упражнения должны быть достаточно интенсивными, вызывать повышение пульса до уровня 55 – 90% от максимального. Движения должны быть ритмичны, использовать большие группы мышц и аэробные по своему характеру (требующие кислорода). Традиционные упражнения для выполнения на суше, повышающие эффективность сердечно-сосудистой системы, такие как бег, езда на велосипеде, требуют большого использования нижних конечностей, что увеличивает их работоспособность[20].

Выполнение упражнений в сравнительно более медленном темпе с меньшей амплитудой движений, с относительно меньшими затратами мышечной энергии снизит интенсивность и позволит выполнять каждое упражнение с большим комфортом. Уровень интенсивности, на котором они могут выполняться, будет зависеть от уровня подготовленности и индивидуальных требований занимающихся.

Для подготовки всех систем и органов организма к предстоящей работе упражнения следует начинать в относительно медленном темпе, постепенно его увеличивая с тем, чтобы подойти к тому уровню интенсивности, на котором эти движения выполняются на основном этапе. Это делается, для того, максимально использовать анаэробную систему организма и избежать неприятных ощущений, которые могут возникнуть.

Физическое качество гибкость – это способность человека выполнять двигательное действие с максимальной амплитудой. Гибкость для человека играет огромное значение, так как во многих движениях человека именно гибкость дает возможность легко и эффективно выполнить то или иное действие. Развитие гибкости на низком уровне будет способствовать нарушению осанки, отложению солей, возникновения остеохондроза.

Одним из эффективных средств для развития гибкости являются упражнения на растягивание. Выполнять их нужно с небольшой амплитудой. Все упражнения на растягивания делятся на активные и пассивные.

К активным принято относить: махи руками и ногами, наклоны в разные стороны, вращательные движения туловищем, упражнения с предметами.

К пассивным относят упражнения с помощью партнера, с отягощением или использованием резинового эспандера.

Также упражнения на гибкость по своему выполнению могут быть статическими и динамическими. Статические упражнения основываются на выполнении упражнения с помощью напарника. Для эффективности таких упражнений неподвижная амплитуда движений должна быть не менее 15 сек.

Только после этого количества времени должно следовать расслабление и повтор упражнения.

 Также упражнения на гибкость можно совмещать с упражнениями на упругость и расслабление. Одним из эффективных средств являются занятия йогой. Выполнение комплекса упражнений йоги будет способствовать расту мышц и их эластичности.

Для развития гибкости необходимо также постоянно использовать упражнения на расслабление. Эти упражнения в период созревания подвижности суставов будут эффективно расти. Одним из главных факторов для неэффективного развития гибкости являются не регулярные занятия.

Неподвижность суставов затрудняет работу основных мышц и это не дает в полной мере полноценному росту и развитию человека. Также важным моментом является правильное восстановление мышц организма. Так как не грамотное восстановление будет вызывать обезвоживание мышц. Этот процесс происходит, когда нет возможности вывести молочную кислоту из организма. Для того, чтобы не допустить этот процесс необходимо употреблять большое количество воды и перед основными упражнениями делать качественную разминку.

Подвижность сустава имеет свои особенности развития в каждом возрастном периоде. У детей младшего школьного возраста подвижность суставов стремительно увеличивается и уже после 13 лет она постепенно уменьшается. Пассивная подвижность имеет такие же особенности увеличения и уменьшения подвижности у детей. 

С понятием «Сила» можно встретиться довольно часто в различных науках. Так в точных физических и математических науках она определяется как мера воздействия тел друг на друга. В физических законах Ньютона «сила как мера воздействия» характеризуется точными количественными показателями. В педагогической практике такими показателями мало кто пользуется. И если в точных физических науках сила является количественным показателем, то в науках о теле человека и его движениях, таких как анатомия, физиология, биомеханика понятие о силе перерастает в качественные показатели. 

В анатомии и физиологии понятие «Сила» ассоциируется с мышечной системой. Тело человека насчитывает свыше 600 мышц. У мужчин вес мышц составляет 42%, а у женщин – 35%. У спортсменов вес мышц может достигать до 52%. Двигательная деятельность человека напрямую связана с работой скелетных мышц и определяется характеристиками целого ряда качественных проявлений, по которым судят о физической подготовленности или о физических способностях. Чтобы четко иметь представление о силе и силовых способностях человека, постараемся рассмотреть эти понятия с точки зрения теории физического воспитания [5].

Несмотря на то, что многими авторами подтверждается комплексность в развитии силовых способностей, в работах В.М. Зациорского и Ю.В. Верхошанского было обнаружено, что различные типы силовых проявлений в двигательной деятельности бывают нередко мало связаны между собой, а в некоторых случаях могут даже отрицательно коррелировать между собой. Это дает нам возможность понимать о дифференциации силовых способностей в различной двигательной деятельности, и с осторожностью подходить, с точки зрения методологии, к выбору средств и методов для развития и воспитания необходимой мышечной силы [2].

Один из наиболее существенных характеристик, определяющих мышечную силу – это их режим работы. В процессе двигательной деятельности проявление усилий может быть различным, в зависимости от того как сокращаются и укорачиваются мышцы при их работе. Если учитывать эти параметры сокращения и укорочения, то выделяют динамический режим и статический режим. При динамическом режиме, который проявляется только в движениях, в мышце чередуются процессы ее сокращения и расслабления. Причем процесс сокращения мышцы может происходить в преодолевающем (концентрическом) сопротивление или в уступающем (эксцентрическом) сопротивлению режиме. Если при напряженной мышце усилия человека не сопровождаются движениями, то это считается статический режим. Но в жизни в чистом виде каждый в отдельности из этих режимов встречается редко. Обычно при мышечном сокращении присутствуют два режима одновременно, с преимущественным участием одного из них. 

В просмотренной нами литературе определение статической силы у многих авторов идентичны и сводятся к тому, что дается описание изометрического режима, при котором мышцы, проявляя силу, не изменяют свою длину. Многие из них заостряют внимание о том, что в чистом виде изометрический (статический) режим является неблагоприятным для организма человека. Это происходит в виду того, что напряженные мышцы, сдавливая сосуды, нарушают их нормальное кровоснабжение. В то же время возбуждение нервных центров, которые испытывают высокую нагрузку, быстро меняется на торможение, создавая тем самым охранительный для организма процесс. В результате всего этого происходит падение работоспособности.

Большое внимание в новой комплексной программе физического воспитания школьников уделено развитию ловкости. Это не случайно.

В условиях научно-технической революции такие качества как, например, способность к быстрому ориентированию в пространстве, тонкая дифференциация мышц и регуляция мышечного напряжения, быстрая реакция на сигналы окружающей среды, стабильность вестибулярного аппарата очень важны.

Термины «координация», «кондиция» и «ловкость» включают точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы и способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях.

Именно эти способности имел ввидупрофессор Л.П. Матвеев. По его мнению, в эпоху технической революции, грубая сила все больше и больше предоставляет универсальные возможности, в то время как возможности инерции были заменены динамическими условиями и скоординированным динамическим богатством. Уже современные профессии в производственной и транспортной отраслях требуют, по мнению Л.П. Матвеева, некую двигательную интеллигентность, устойчивость и лабильность функций анализаторов. И эти требования проявляют явную тенденцию к росту.

Сатиров Г.Н. - один из величайших ученых в области спорта школьников, отметил, что без этого сложного качества и умения невозможно научиться контролировать себя, свое тело и свои движения. Другими словами, невозможно сформировать общую способность (или умение) контролировать свои движения. Формирование интегральной способности является главной задачей и конечной целью общего среднего образования, что было четко отражено в высказываниях П.Ф. Лесгафта.

Способность развиваться оптимально (то есть точно, быстро и разумно) и целенаправленно управлять движением в настоящее время известна как ловкость, не вызывая споров среди экспертов. В то же время формирование комплекса развития ловкости еще не полностью развито, что создает значительные трудности для тренеров и учителей физкультуры. [8].

Многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, показали, что ловкость человека в спорте, в физическом воспитании, на работе и в армии, а также в жизни очень специфичны. Потому вместо уже существующего определения «ловкость», оказавшегося очень многозначным и туманным, ввели в теорию и практику термин КС, начали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их совершенствованию. Термин «КС» был введен как в теории, так и на практике вместо существующего определения «ловкость», которое оказалось очень расплывчатым. Начали говорить о системах этой способности и необходимости дифференциации, для того, чтобы их улучшить. Мнение авторов о том, что подразумевается под термином координационная способность, до сих пор неясно.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.