Эрос и танатос: два полюса жизни. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эрос и танатос: два полюса жизни.

2022-10-04 31
Эрос и танатос: два полюса жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жизнь имеет два полюса: рождение и смерть. В человеке также существуют два сильных стремления: стимул к жизни – дживешана, т.е. эрос и стимул к смерти – мритьешана, т.е. тханатос. Стимул к жизни способствует к воспроизведению жизни. Именно этот стимул, являющийся источником разных эмоций, выражается в сильном сексуальном желании – кама. Как известно, кама и есть начало жизни и, человек живёт после своей физической смерти в своих потомках, рождённых от его семени. Мы хотим наслаждаться своим богатством, накопленным своим трудом, посредством своих потомков, поскольку они являются наследниками нашего семени. Поэтому кама считается сильнейшей страстью жизни и эта страсть в какой-то мере продолжает существовать у человека, пока он живёт. У многих людей, как предполагается, любовная страсть не иссякает даже при смерти. Дух этих людей покидает тело через основной центр камы.

Каждая тенденция включает в себе свою противоположность. Дживешана, т.е. стимул к жизни также связан с его противоположностью – мритьюшаной. Каждая тенденция приходит в упадок спустя определённое время. Дживешана не является исключением этого. Мы, в конце концов, желаем освободиться от любого стремления, уставая от жизни, также хотим освободиться от жизни. Человек по мере своей одарённости рано или поздно ощущает тщетность циклического бега жизни и ищет отдых от этой напрасной суеты, ищет освобождение от жизненного цикла. Такие экстраординарные и восприимчивые личности, как Будда, Шанкарачарья, Вивекананда, Начикета или Иисус, осознают тщетность мирской суеты в раннем возрасте. У множества людей не развито такое ощущение. Того, кто осознаёт этого по мере накопления опыта с истечением прожитых лет, того тоже достойно считать гением.

Множество людей проводят бессознательную жизнь, у них не развиты понимание и интуиция. Поэтому они не могут освободиться от страсти, жажды и чар своего высокого положения до самого момента смерти. Политические лидеры, проигравшие выборы; влюблённые, обманутые своими партнёрами; богатые, испытавшие банкротство или оказавшие в вихре политики; люди, потерявшие своих любимых родных в стихийных бедствиях, не раз осознавали тщетность суеты и испытывали безразличие к жизни. Но их апатия бывает кратковременной. Такая антипатия к жизни называется апатией места кремации – шмашан-ваирагья. Такая апатия тут же исчезает, как только человек отдаляется от места сожжения усопших. Он снова окрыляется надеждой, так как его дурное впечатление исчезнет, как ни в чём не бывало. Но, как бы он не стремился жить в счастье, не ухитрился и осмелился, в конце концов, он попадает в лапы смерти, неожиданно напавшей на него, превратившей в пух и прах всю его мечту. Вихрь смерти, атакующий человека неожиданно, разрушает все здание желаний человека. В каком бы количестве мы не приобрели богатство, счастье и всё остальное, всё это принадлежит нам до тех пор, пока мы не окажемся на костре у Арьягхата. Большинство людей имеют именно такую трагическую историю.

Всё надоедает человеку в один прекрасный день. У него возникает желание избавиться от этого груза. Здесь уместно будет упомянуть высказывание Джорджа Бернарда Шоу. Следующие его мысли достойны особого внимания: "Каждый человек лелеет в себе сокровенную мечту: нежная и сочувствующая любовница, чтобы влюбляться, красивый и уютный дом, чтобы жить, и мощный автомобиль, чтобы как можно быстрее убежать прочь от этих двух вещей".

Каждая вещь, которая нас больше всего очарует, так же сильно вызывает у нас чувство отвращения. Вся игра природы заключены в этих двух противоположных тенденциях. Стимул к жизни делает нас сладострастным, алчным и честолюбивым, а стимул к смерти, наоборот, вызывает не только веру, аскетизм и спасение от перерождения, но и насилие, войну, терроризм. Сладострастие и верование являются двумя противоположными полюсами жизни. Развитие науки в современности предоставляет огромную возможность и силу для выявления этих двух естественных стимулов человека – дживешана и мритьешана. Теперь можно на расстоянии, как бы с помощью дистанционного управления (Remote Control), заниматься и сексом и насилием. Когда-то избранные люди, обладающие огромным богатством, имели возможность наблюдать танец обнажённых танцовщиц. Теперь всем желающим доступны ещё более извращенные сцены на киноэкранах или танцевальных ресторанах.

Можно сказать, что наступила эра всемирного наводнения эротических кинофильмов, конкурсов красоты, поэзии рассказов, живописи, сети реклам о массаже, дискотеке, ночных ресторанах и т.д., направленные на возбуждение желания секса. Секс занимает такое влиятельное место в каждом выражении человека, что приходится обратиться к услугам полуобнаженной девушки, когда рекламируешь продажу необходимых предметов для священного служения – пуджи. Иначе покупатель не обратит никакого внимания! Будто проводится конкурс показа обнаженных тел в телепрограммах или кинопрокатах во всём мире. Юноши и девушки даже в школьном возрасте приобретают многократный опыт сексуального контакта, независимо от того, где они учатся – в школах развитых стран или малоразвитых.

На протяжении истории человеческого общества, насчитывающего 5.600 лет, разыграны, как считают учёные, 14.500 войн. Вот одно из последствий стимула к смерти – мритьешана. В течение прошлых 3.400 лет, только 286 лет были мирными. Таким образом, 92 процента нашего времени были потрачены на алтаре войны.

Вот такая беспокойная жизнь! Почему такое безумие – стремиться к тому, чтобы убить, умереть и уничтожить жизнь с лица земли? Чтобы оправдать такое безумие мы ищем различные предлоги. Даже вырабатываем разные интеллектуальные концепции, логические парадигмы. Война ради религии, война ради нации, ради родного языка, война ради расового превосходства, война ради достижения политических целей, война ради экономического равенства, война против терроризма и т.д. и т.п. Не стоит искать прекрасные причины или логические доводы для оправдания войны, какие бы привлекательными они не выглядели! У нас нет права уничтожать то, что мы не в состоянии творить. Единственным таким творением является жизнь, а покушаться на неё является великим моральным грехом. Мне вспоминается здесь высказывание Бертрана Артура Рассела. "Найдётся множество логических поводов для начинания войны, но для окончания войны достаточно лишь один повод – человеческая жизнь бесценна".

Только в любви и созерцании получают своё творческое выражение стимул жизни – дживешана и стимул смерти - мритьешана. Это потому, что в момент любви и созерцания мы становимся очень жизненными и восприимчивыми. Именно в такой момент наше высокомерие, тщеславие и эгоизм прекращают своё существование. И дживешана, и митьешана – оба эти человеческие стремления исчезают, слившись в любви и созерцании. Именно это может служить надёжным лекарством против вездесущей сексуальности и наращивающегося со страшной силой насилия в современном мире.

 

 

ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ.

 

Ежегодно в день 14 февраля все влюблённые мира отмечают день Валентина, обмениваясь подарками, поздравлениями, цветами между собой. Ещё до рождения Христова древние римляне отмечали праздник Луперкала в честь божества деторождения и сотворения ежегодно в 15 февраля. По обычаям этого празднования юноши поочередно вытаскивали из ящика лотерейный билет с именем девушек. Девушка, чьё имя доставалось юноше по лотерею, становилась его невестой.

В третьем веке нашей эры Римом правил воинствующий и свирепый царь Клавдий. Он все время проводил вербовку в свою армию, чтобы вести войну. Многие его подданные не хотели вечно воевать. Клавдий подумал, что они женатые и не хотят служить в его войсках. Так, он вообще запретил бракосочетания. В то время жил один отзывчивый священник по имени Валентин. Он тайно совершал обряд бракосочетания, помогая юношам и девушкам, которые пожелали иметь семью. Он, в конце концов, был разоблачён и был посажён в темницу за ослушания царя. Многие возлюблённые молодые люди выражали поддержку за его смелый поступок, посылая ему подарки, когда он оказался в темнице. Среди тех, кто навещал священника, была и юная дочь самого тюремщика. Конечно, отец разрешал её встречаться с узником в его камере. Валентин, осуждённый на смертную казнь, держа её руку, долго объяснял ей о своих ощущениях ожидании казни. Девушка, утешая его, говорила ему:

- Ты отдаёшь свою жизнь за благое дело. Тысячи влюблённых в будущем прославят твоё имя, и, ты приобретёшь бессмертие!

Накануне своей казни Валентин, выражая благодарность за любовь и веру, написал девушке краткое письмо 14 февраля 269 года. В письме было написано лишь следующее: "Любовь от твоего Валентина!"

Валентин пожертвовал свою жизнь на алтарь любви, но его последние слова до сих пор живы и миллионы влюбленных, освидетельствуют о его бессмертии. Любовь - вечна и, в конце концов, она одерживает победу, доказывая свою вечность, какие бы преграды не были воздвигнуты на её пути.

Приход весны почти совпадает с этим праздником любви. Древний поэт Калидас считает, что весна приносит возлюблённым столь же радость, сколько она приносит огорчение разлучённым. Праздник весны и любви васанта-панчами и холи отмечаются в этом же сезоне года. Вся природа пробуждается с наступлением весны и кругом царит ликование, так как мы прощаемся с зимой с её холодами. На деревьях появляются почки, а скоро появляются и бутоны в саду. В лесу слышен зов кукушки, приглашающей своего возлюблённого. Чьё же сердце не заполнится чувством веселья, взглянув на простор золотых полей, цветущих горчичницей от края до края. Весной, как говорят знатоки аюрведы, активизируются эротические гармони, а в человеческом организме накапливается семя. Говорят, что весной даже старики приобретают молодость.

Любовь и привязанность являются самыми нежными и сладостными чувствами. Как для физического существования мы нуждаемся в еде, так и наша душа жаждет любви. Те, кто вынуждены жить в отсутствии любви, всегда ощущают душевный голод, как бы элегантными они не выглядели внешне. Непрерывная жажда к любви не прекращается в глубине их души. Вы осознаёте значимость своего рождения, когда кто-то смотрит на вас возлюблёнными глазами. Осознание того, что ваше существование предоставляет радость хотя бы одному человеку, переполняет вашу душу особым чувством собственного достоинства и удовлетворения. Те, кто лишены собственного достоинства, порождаемого чувством любви, становятся или высокомерными, или стремятся доказать своего достоинства путём захвата материального богатства и присвоения моральной репутации. Однако такое материальное богатство является лишь внешним украшением, т.е. внешним фактором ложного достоинства, и никогда не способно пополнить внутреннюю духовную нищету. Такие люди из-за отсутствия любви вынуждены влачить не творческое существование, испытывая в жизни страдание и пессимизм.

Из-за отсутствия любви люди становятся или очень честолюбивыми или суровыми грешниками, обе эти категории людей одинаково рождёны с отсутствием любви. Тот, кто глубоко влюблён в кого-то, не способен совершить убийство, насилие и бесправие.Многие из них, кто отвергнут в любви, бывают привлеченными к религии. Они стремятся выполнить этот пробел с помощью йоги, медитации, молитвы, пуджи и т.д. Но, возникает вопрос: как же человек, кто не способен завоевать любовь одного человека, сумеет любить невидимого вездесущего Бога? Жизнь без любви становится однобокой, в каком-то смысле несбалансированной. Только любовь способна сбалансировать жизнь, предоставлять удовлетворение и радость.

Жизнь сама по себе не имеет никакого смысла. Лишь любовь придаёт жизни достойное существование. Мир держится на притяжение любви. И звёзды, и планеты и вселенная связаны между собой мелодичной нитью притяжения. Иначе возникла бы опасность катастрофы столкновения планет, и вселенная прекратила бы своё существование, превратившись в хаос. Любовь является естественной необходимостью этого мира. Именно любовь сажает семена жизни, и мать, именно с благородными любовными чувствами, терпит всяческие неудобства, нося в своей матке будущего ребёнка в течение девяти месяцев, а после его рождения выращивает его, заботясь о нём денно и нощно, пренебрегая своими удобствами.

Организм мужчины и женщины отличаются и физиологически, и психически. Именно это отличие, как правило, привлекает их друг к другу. Каждая их этих двух сторон становится неполноценной в одиночестве. Древнекитайский философ Лао-Цзы, основатель даосизма, назвав женскую и мужскую энергию "инь" и "ян" соответственно, считал слияние этих двух начал прелестью творения мироздания. Мы тоже придумали образ Ардханаришвара, где воедино слились мужское и женское начало. Женщина без мужчины так же неполноценна, как мужчина без женщины. Оба они в отдельности - неполноценны. Огромное влечение между ними представляет поиск полноценности в себе. Секрет такого влечения - неосознан и труден к пониманию. Однако, никакая китайская стена не является преградой в пути к любви.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.