Глава 1 Теоретические основы формирования социальной политики в Российской Федерации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1 Теоретические основы формирования социальной политики в Российской Федерации

2022-02-11 26
Глава 1 Теоретические основы формирования социальной политики в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность темы исследования. Незавершенность в России социально-экономических преобразований обусловливает необходимость пересмотра подходов к реализации государственной социальной политики.
Отсутствие в течение длительного времени отечественной доктрины в области социальной сферы фактически поставили под сомнение возможность дальнейшего развития российского общества, создания условий для обеспечения достойного уровня жизни российских граждан. Попытки органов власти коренным образом изменить сложившуюся критическую ситуацию пока что не приносят желаемых результатов, поскольку благосостояние населения должно основываться на свободном труде, обеспечивающем получение высоких и гарантированных доходов.
Кроме того, большая часть населения оказалась в условиях негативных проявлений социальных рисков и кризисных жизненных ситуаций. Все это указывает на необходимость реформирования системы социальной защиты населения, ибо существующая ее модель является в значительной степени неэффективной, оставаясь, по сути, советской моделью социального обеспечения. В результате, применяемые к управлению социальной защитой населения подходы, не учитывают специфику ее функционирования в условиях рыночных отношений, демократизации государства и становления гражданского общества.

Данные условия требуют применения к управлению социальной защитой населения системного подхода, рассмотрения ее как сложной системы во всей совокупности составляющих элементов, их свойств, связей и отношений, а также структурных и функциональных зависимостей.

Государственная социальная политика – деятельность государства в социальной сфере, направленная на достижение социально значимых целей.

Российские ученые, такие как: М. К. Горшков, Е. И. Холостова, В. Ц. Худавердян, И. М. Ильинский, В. И. Буренко, А. К. Сковиков, В. А. Луков и др., а также дагестанские исследователи Г. М. Джамалутдинов, А-Н. З. Дибиров, М. Г. Магаррамов, Н. Н. Гасанов, Х. Г. Адзиев и др. внесли значительный вклад в разработку отдельных направлений государственной социальной политики в современной России. Однако комплексное изучение процесса формирования и реализации государственной социальной политики в отдельном субъекте Российской Федерации – Республике Дагестан, исследованы недостаточно.

Объектом исследования являются правоотношения по социальной защите населения региона, на примере Республики Дагестан.

Предметом исследования является политика и практика управления системой социальной защиты населения региона, на примере Республики Дагестан.

Методологической основой работы послужили общенаучные методы исследования, ситуационный и системный подходы, структурно-функциональный анализ, методы научной абстракции и моделирования, статистические методы.

Теоретическую основу исследования составили федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями народного хозяйства, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социальной защиты населения, законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам управления социальной защитой населения; теоретические модели и концепции научных школ по организации управления сферой социальной защиты в целом и региональной социальной защитой, в частности.

Целью квалификационной работы является раскрыть показать основные направления функционирования социальной политики в Российской Федерации.

На основании указанной цели можно выделить следующие задачи исследования:

- дать определение сущности и роли социальной политики;

- рассмотреть основные направления социальной политики РФ;

- рассмотреть модели социальной политики и региональные особенности ее функционирования;

- проанализировать состояния социальной политики Республики Дагестан;

- рассмотреть государственные социальные программы, реализуемые на территории Республики Дагестан;

- раскрыть проблемы реализации государственного регулирования и направления социальной политики Республики Дагестан;

- определить приоритеты совершенствования государственной социальной политики Республики Дагестан;

- рассмотреть направления модернизации социальной сферы Республики Дагестан;

- рассмотреть вопросы реализации принципа адресности в регионе на примере РД.

Структурно квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

Деятельность Министерства труда и социального развития РД в социальной сфере

 

В целях оказания своевременной квалифицированной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, в системе Министерства функционируют 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (в Ахтынском, Ботлихском, Гергебильском, Дахадаевском, Казбековском, Карабудахкентском, Унцукульском, Хасавюртовском районах, городах Махачкале, Избербаше, Кизилюрте, Хасавюрте) и Республиканский реабилитационный центр «Надежда» расположенный в городе Махачкале.

В реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями принимаются дети и подростки с ограниченными возможностями в возрасте от рождения до 18 лет, с заболеваниями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также при необходимости семьи, в которых такие дети воспитываются, оказывают следующие виды государственных услуг:

- социально-медицинские;

- социально-психологические;

- социально-педагогические;

- социально-правовые;

- социально-бытовые;

- социально-трудовые;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

Указанные учреждения рассчитаны для приема граждан в стационарных условиях с организацией четырехразового питания и в условиях дневного пребывания с организацией двухразового питания. Кроме того, в двух реабилитационных центрах (Хасавюртовский и Унцукульский районы) осуществляется обслуживание семей, воспитывающих детей с тяжелыми формами заболевания опорно-двигательного аппарата на дому.

Также с целью оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в восстановлении их социального статуса в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации в системе Министерства функционируют 6 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (в Кизилюртовском, Хасавюртовском районах, городах Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт).

В указанные учреждения принимаются семьи, несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 3 до 18 лет.

Указанные учреждения оказывают следующие виды государственных услуг:

- социально-медицинские;

- социально-психологические;

- социально-педагогические;

- социально-правовые;

- социально-бытовые;

- социально-трудовые;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

Указанные учреждения рассчитаны для приема граждан в стационарных условиях с организацией четырехразового питания и в условиях дневного пребывания с организацией двухразового питания.
Для получения необходимых социальных услуг в вышеуказанных учреждениях необходимо обратиться в ГБУ РД «Комплексный центр (центр) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях» по месту проживания.

Для осуществления социального обслуживания детей-инвалидов в возрасте от 4-х до 18 лет, страдающих крайне тяжелыми формами психоневрологических заболеваний, которые в силу своей болезни не могут находиться в семье, но нуждаются в постоянном уходе, бытовом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении, воспитании и социально-трудовой адаптации в стационарных условиях функционирует государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Дом-интернат для умственно-отсталых детей «Забота» (далее также Дом-интернат). Дом-интернат является единственным стационарным учреждением такого рода в Республике Дагестан.

Для получения необходимых социальных услуг в вышеуказанных учреждениях необходимо обратиться в ГБУ РД «Комплексный центр (центр) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях» по месту проживания.

Кроме того, необходимы следующие документы:
личное письменное заявление законного представителя лица, не достигшего 14 лет, а также лица, признанного в установленного законодательством порядке недееспособным;

- индивидуальная карта развития ребенка (ф. №26);

- свидетельство о рождении;

- пенсионное удостоверение;

- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

- заключение врачебной комиссии в составе не менее 3 врачей с обязательным участием врача психиатра (для направляемых в психоневрологические учреждения);

- решение органа опеки и попечительства (для лиц, признанных в установленном порядке недееспособным).

Кроме того, в целях обеспечения социальной поддержки семей и детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, предоставление временного приюта женщинам и детям, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, а также обеспечения социального патронажа семей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации функционирует государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» (город Махачкала).

В указанное учреждение принимаются несовершеннолетние в возрасте

от 3 до 18 лет, семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-инвалиды по зрению в возрасте от 2 до 7 лет.

Учреждение рассчитано для приема граждан в стационарных условиях с организацией четырехразового питания и в условиях дневного пребывания с организацией двухразового питания.

Для получения необходимых социальных услуг в вышеуказанное учреждение необходимо обратиться в ГБУ РД «Комплексный центр (центр) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях» по месту проживания.

 

3.2 Реализация принципа адресности в регионе на примере РД

 

Идея значимости социальных гарантий в обеспечении права человека на достойную жизнь адекватна общемировому цивилизационному процессу. В общей концепции социальной политики система социальной защиты занимает важное место, поскольку имеет целью стабилизацию среднего уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности, уменьшение разрывов в уровне жизни между различными категориями населения. В этих условиях проблема модернизации политики льгот приобретает особую актуальность. В основу модернизации предлагается положить принцип снижения уровня прямых выплат и создание условий для мотивации экономической активности и социальной ответственности граждан. Идея социальной поддержки должна реализовываться в формах, которые не поставят получателя помощи в иждивенческое положение. Модернизация системы социальной защиты населения в современных условиях предполагает переход от односторонних обязательств со стороны государства к взаимным обязательствам государства и гражданина, т.е. от логики возмещения социального ущерба к алгоритму социального действия. Логическим продолжением развития этого принципа должно стать усиление принципа адресности в социальной защите населения. Это позволит произвести более детальную дифференциацию социальных обязательств государства не только на уровне определенных социальных групп, нуждающихся в социальной поддержке, но и внутри последних. Адресная социальная поддержка должна быть направлена на ту категорию граждан, которые действительно испытывают объективные экономические трудности, но при этом имеют мотивацию к восстановлению трудовой активности и позитивных социальных связей. Таким образом, одним из назначений как активной, так и пассивной социальной поддержки является создание условий, необходимых для социальной реабилитации граждан. Принцип адресности на сегодняшний день относится к числу наиболее значимых в организации социальной защиты населения. Адресный подход в той или иной степени реализуется во всех моделях социальной политики, даже, несмотря на ту критику, которой он подвергается сторонниками принципа универсальности социальной помощи (пособия - всем). В современной России в системе социальной защиты данное направление является приоритетным, поскольку в условиях бюджетных ограничений и достаточно высокого уровня бедности государство должно сосредоточиться на оказании помощи самым нуждающимся. В то же время механизмы реализации адресного подхода до сих пор окончательно не разработаны в силу сложности анализируемой проблемы, хотя крайняя необходимость использования данного подхода признается как исследователями, так и практиками. В настоящее время в научной литературе определено содержание так называемой идеальной модели адресной социальной поддержки населения, которая базируется на реализации следующих принципов: точное определение адресата – получателя помощи; оказание дифференцированной помощи как по объему, так и по видам предоставляемых услуг; - разработка и реализация специальных мер по предотвращению социального иждивенчества в случае принадлежности получателей помощи к экономически активному населению.

Специалисты выделяют следующие этапы реализации идеальной модели адресной социальной поддержки: - оценка доходов и материального положения членов домохозяйства; - выявление причин, по которым данные лица попали в число нуждающихся; - подбор индивидуального пакета услуг, в который могут входить наряду с финансовой помощью организационные меры по повышению доходов домохозяйства, а также обеспечение взаимодействия со структурами и организациями, которые будут участвовать в предоставлении необходимых социальных услуг; - оценка эффективности предоставленной помощи на основе системы обратной связи [21]. Таким образом, адресность социальной услуги есть попытка сконцентрировать благоприятное воздействие этой услуги на наиболее нуждающихся. Преимущество адресности состоит в более эффективном использовании средств для оказания помощи нуждающимся. Современный подход к организации социальной защиты населения означает не только помощь тем, кто уже оказался в трудной жизненной ситуации, но и предупреждение социального неблагополучия. Крайне актуальна разработка федеральными органами социальной защиты методик предоставления адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения и оказание организационно-методического и технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом использовании этих методик. Выбор наилучшего механизма адресности той или иной конкретной программы зависит от ряда факторов. В большинстве программ для достижения оптимального результата используется несколько механизмов. Как правило, чем точнее адресная группа, тем сложнее административное управление механизмом и тем выше вероятность необходимости подхода, основанного на индивидуальной оценке. Если цель состоит в выявлении самых малообеспеченных слоев, то наиболее успешным методом, повидимому, является индивидуальная оценка. Если задача состоит в выделении определенной группы, то более приемлемыми являются другие методы. Определение численности адресной группы и населения не входящего в адресную группу зависит от того, в чем состоит цель отбора: чтобы включить в адресную группу большое количество людей, или исключить большое количество. Метод индивидуальной оценки неэффективен для исключения небольшой группы людей из общего объема поданных заявления. В таком случае необходимо применять иные методы. Абсолютная точность в определении адресной группы невозможна. Поэтому решения о том, на каком методе остановиться, всегда связаны с поиском компромисса, с одной стороны, между случайным исключением из программы лиц, которых следовало бы включить, и стоимостью и сложностью проведения программы с административной точки зрения, с другой. Для небольшой программы с легко определяемыми получателями в данном географическом районе наиболее подходящим, по-видимому, является механизм самоадресности.

Метод индивидуальной оценки сложный и дорогой. Если законодательство предусматривает исключение отдельных слоев из адресной группы, об этом необходимо открыто заявить и заблаговременно провести административные мероприятия, направленные на исключение таких заявлений (принцип характерных черт группы). Таким способом, хотя конечным механизмом является индивидуальная оценка, количество подлежащих оценке заявлений сводится к минимуму путем применения в первую очередь остальных двух механизмов. Функции государства по социальной защите малообеспеченных слоев населения являются прерогативой законодательных и исполнительных органов федерального уровня, а также региональных и местных властей. На последних лежит непосредственная ответственность за обеспечение деятельности и финансирование объектов социальной защиты, предоставление социальных льгот, услуг и помощи населению. Практика показывает, что закрепленные за государственными органами функции выполняются с низкой степенью эффективности, не реализуется значительная часть государственных социальных программ. На наш взгляд, сложившийся на сегодняшний день характер взаимоотношений федерального центра и регионов в области становления адресного характера социальной защиты нельзя признать оптимальным. Назрела необходимость расширения вмешательства федерального центра и его помощи регионам по ряду вопросов социальной защиты, по которым сегодня взаимодействие между ними носит рамочный характер.

Для усиления адресности социальной защиты населения в регионах РФ могут быть использованы различные способы в зависимости от специфических условий жизни проживающего в них населения. В одних регионах это может быть адресная поддержка малоимущих, многодетных семей, инвалидов, сирот, пенсионеров и других обездоленных слоев населения, в других - в зависимости от уровня дифференциации денежных доходов населения могут устанавливаться более высокие государственные минимальные социальные стандарты, в третьих - адресная помощь может быть оказана всем, но до определенного размера среднедушевого дохода. Дополнительные средства нуждающимся можно найти за счет постепенного сокращения льгот и выплат. Безадресность, многочисленность льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие, ограничивает возможности оказания необходимой помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

 

 

Заключение

 

В статье 9 Конституции России говорится, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Эта фраза, нашедшее свое законодательное подтверждение, подтверждает важность института социальной политики на территории нашей страны.

В работе были рассмотрены основные направления социальной политики – социальная политика на рынке труда, в области образования, здравоохранения и т.п.

Социальная политика на рынке труда была исследована на примере собственного социологического исследования – анкетирования. На основе полученных данных были сделаны выводы о направлениях реформирования социальных гарантий граждан на рынке труда.

Достойное внимание было уделено тому, что государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты населению в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В данной работе было показано, что социальная политика в Российской Федерации имеет множество направлений и все они важны и актуальны для населения страны.

В настоящее время важно поддержать развернувшийся процесс модернизации социальной политики и позволить социальной сфере оформиться в достойный элемент современного хозяйства.

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Незавершенность в России социально-экономических преобразований обусловливает необходимость пересмотра подходов к реализации государственной социальной политики.
Отсутствие в течение длительного времени отечественной доктрины в области социальной сферы фактически поставили под сомнение возможность дальнейшего развития российского общества, создания условий для обеспечения достойного уровня жизни российских граждан. Попытки органов власти коренным образом изменить сложившуюся критическую ситуацию пока что не приносят желаемых результатов, поскольку благосостояние населения должно основываться на свободном труде, обеспечивающем получение высоких и гарантированных доходов.
Кроме того, большая часть населения оказалась в условиях негативных проявлений социальных рисков и кризисных жизненных ситуаций. Все это указывает на необходимость реформирования системы социальной защиты населения, ибо существующая ее модель является в значительной степени неэффективной, оставаясь, по сути, советской моделью социального обеспечения. В результате, применяемые к управлению социальной защитой населения подходы, не учитывают специфику ее функционирования в условиях рыночных отношений, демократизации государства и становления гражданского общества.

Данные условия требуют применения к управлению социальной защитой населения системного подхода, рассмотрения ее как сложной системы во всей совокупности составляющих элементов, их свойств, связей и отношений, а также структурных и функциональных зависимостей.

Государственная социальная политика – деятельность государства в социальной сфере, направленная на достижение социально значимых целей.

Российские ученые, такие как: М. К. Горшков, Е. И. Холостова, В. Ц. Худавердян, И. М. Ильинский, В. И. Буренко, А. К. Сковиков, В. А. Луков и др., а также дагестанские исследователи Г. М. Джамалутдинов, А-Н. З. Дибиров, М. Г. Магаррамов, Н. Н. Гасанов, Х. Г. Адзиев и др. внесли значительный вклад в разработку отдельных направлений государственной социальной политики в современной России. Однако комплексное изучение процесса формирования и реализации государственной социальной политики в отдельном субъекте Российской Федерации – Республике Дагестан, исследованы недостаточно.

Объектом исследования являются правоотношения по социальной защите населения региона, на примере Республики Дагестан.

Предметом исследования является политика и практика управления системой социальной защиты населения региона, на примере Республики Дагестан.

Методологической основой работы послужили общенаучные методы исследования, ситуационный и системный подходы, структурно-функциональный анализ, методы научной абстракции и моделирования, статистические методы.

Теоретическую основу исследования составили федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями народного хозяйства, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социальной защиты населения, законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам управления социальной защитой населения; теоретические модели и концепции научных школ по организации управления сферой социальной защиты в целом и региональной социальной защитой, в частности.

Целью квалификационной работы является раскрыть показать основные направления функционирования социальной политики в Российской Федерации.

На основании указанной цели можно выделить следующие задачи исследования:

- дать определение сущности и роли социальной политики;

- рассмотреть основные направления социальной политики РФ;

- рассмотреть модели социальной политики и региональные особенности ее функционирования;

- проанализировать состояния социальной политики Республики Дагестан;

- рассмотреть государственные социальные программы, реализуемые на территории Республики Дагестан;

- раскрыть проблемы реализации государственного регулирования и направления социальной политики Республики Дагестан;

- определить приоритеты совершенствования государственной социальной политики Республики Дагестан;

- рассмотреть направления модернизации социальной сферы Республики Дагестан;

- рассмотреть вопросы реализации принципа адресности в регионе на примере РД.

Структурно квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

Глава 1 Теоретические основы формирования социальной политики в Российской Федерации


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.