Глава 3 Формирование социальной политики Республики Дагестан — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 3 Формирование социальной политики Республики Дагестан

2022-02-11 31
Глава 3 Формирование социальной политики Республики Дагестан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность Министерства труда и социального развития РД в социальной сфере

 

В целях оказания своевременной квалифицированной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, в системе Министерства функционируют 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (в Ахтынском, Ботлихском, Гергебильском, Дахадаевском, Казбековском, Карабудахкентском, Унцукульском, Хасавюртовском районах, городах Махачкале, Избербаше, Кизилюрте, Хасавюрте) и Республиканский реабилитационный центр «Надежда» расположенный в городе Махачкале.

В реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями принимаются дети и подростки с ограниченными возможностями в возрасте от рождения до 18 лет, с заболеваниями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также при необходимости семьи, в которых такие дети воспитываются, оказывают следующие виды государственных услуг:

- социально-медицинские;

- социально-психологические;

- социально-педагогические;

- социально-правовые;

- социально-бытовые;

- социально-трудовые;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

Указанные учреждения рассчитаны для приема граждан в стационарных условиях с организацией четырехразового питания и в условиях дневного пребывания с организацией двухразового питания. Кроме того, в двух реабилитационных центрах (Хасавюртовский и Унцукульский районы) осуществляется обслуживание семей, воспитывающих детей с тяжелыми формами заболевания опорно-двигательного аппарата на дому.

Также с целью оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в восстановлении их социального статуса в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации в системе Министерства функционируют 6 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (в Кизилюртовском, Хасавюртовском районах, городах Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт).

В указанные учреждения принимаются семьи, несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 3 до 18 лет.

Указанные учреждения оказывают следующие виды государственных услуг:

- социально-медицинские;

- социально-психологические;

- социально-педагогические;

- социально-правовые;

- социально-бытовые;

- социально-трудовые;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

Указанные учреждения рассчитаны для приема граждан в стационарных условиях с организацией четырехразового питания и в условиях дневного пребывания с организацией двухразового питания.
Для получения необходимых социальных услуг в вышеуказанных учреждениях необходимо обратиться в ГБУ РД «Комплексный центр (центр) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях» по месту проживания.

Для осуществления социального обслуживания детей-инвалидов в возрасте от 4-х до 18 лет, страдающих крайне тяжелыми формами психоневрологических заболеваний, которые в силу своей болезни не могут находиться в семье, но нуждаются в постоянном уходе, бытовом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении, воспитании и социально-трудовой адаптации в стационарных условиях функционирует государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Дом-интернат для умственно-отсталых детей «Забота» (далее также Дом-интернат). Дом-интернат является единственным стационарным учреждением такого рода в Республике Дагестан.

Для получения необходимых социальных услуг в вышеуказанных учреждениях необходимо обратиться в ГБУ РД «Комплексный центр (центр) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях» по месту проживания.

Кроме того, необходимы следующие документы:
личное письменное заявление законного представителя лица, не достигшего 14 лет, а также лица, признанного в установленного законодательством порядке недееспособным;

- индивидуальная карта развития ребенка (ф. №26);

- свидетельство о рождении;

- пенсионное удостоверение;

- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

- заключение врачебной комиссии в составе не менее 3 врачей с обязательным участием врача психиатра (для направляемых в психоневрологические учреждения);

- решение органа опеки и попечительства (для лиц, признанных в установленном порядке недееспособным).

Кроме того, в целях обеспечения социальной поддержки семей и детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, предоставление временного приюта женщинам и детям, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, а также обеспечения социального патронажа семей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации функционирует государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» (город Махачкала).

В указанное учреждение принимаются несовершеннолетние в возрасте

от 3 до 18 лет, семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-инвалиды по зрению в возрасте от 2 до 7 лет.

Учреждение рассчитано для приема граждан в стационарных условиях с организацией четырехразового питания и в условиях дневного пребывания с организацией двухразового питания.

Для получения необходимых социальных услуг в вышеуказанное учреждение необходимо обратиться в ГБУ РД «Комплексный центр (центр) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях» по месту проживания.

 

3.2 Реализация принципа адресности в регионе на примере РД

 

Идея значимости социальных гарантий в обеспечении права человека на достойную жизнь адекватна общемировому цивилизационному процессу. В общей концепции социальной политики система социальной защиты занимает важное место, поскольку имеет целью стабилизацию среднего уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности, уменьшение разрывов в уровне жизни между различными категориями населения. В этих условиях проблема модернизации политики льгот приобретает особую актуальность. В основу модернизации предлагается положить принцип снижения уровня прямых выплат и создание условий для мотивации экономической активности и социальной ответственности граждан. Идея социальной поддержки должна реализовываться в формах, которые не поставят получателя помощи в иждивенческое положение. Модернизация системы социальной защиты населения в современных условиях предполагает переход от односторонних обязательств со стороны государства к взаимным обязательствам государства и гражданина, т.е. от логики возмещения социального ущерба к алгоритму социального действия. Логическим продолжением развития этого принципа должно стать усиление принципа адресности в социальной защите населения. Это позволит произвести более детальную дифференциацию социальных обязательств государства не только на уровне определенных социальных групп, нуждающихся в социальной поддержке, но и внутри последних. Адресная социальная поддержка должна быть направлена на ту категорию граждан, которые действительно испытывают объективные экономические трудности, но при этом имеют мотивацию к восстановлению трудовой активности и позитивных социальных связей. Таким образом, одним из назначений как активной, так и пассивной социальной поддержки является создание условий, необходимых для социальной реабилитации граждан. Принцип адресности на сегодняшний день относится к числу наиболее значимых в организации социальной защиты населения. Адресный подход в той или иной степени реализуется во всех моделях социальной политики, даже, несмотря на ту критику, которой он подвергается сторонниками принципа универсальности социальной помощи (пособия - всем). В современной России в системе социальной защиты данное направление является приоритетным, поскольку в условиях бюджетных ограничений и достаточно высокого уровня бедности государство должно сосредоточиться на оказании помощи самым нуждающимся. В то же время механизмы реализации адресного подхода до сих пор окончательно не разработаны в силу сложности анализируемой проблемы, хотя крайняя необходимость использования данного подхода признается как исследователями, так и практиками. В настоящее время в научной литературе определено содержание так называемой идеальной модели адресной социальной поддержки населения, которая базируется на реализации следующих принципов: точное определение адресата – получателя помощи; оказание дифференцированной помощи как по объему, так и по видам предоставляемых услуг; - разработка и реализация специальных мер по предотвращению социального иждивенчества в случае принадлежности получателей помощи к экономически активному населению.

Специалисты выделяют следующие этапы реализации идеальной модели адресной социальной поддержки: - оценка доходов и материального положения членов домохозяйства; - выявление причин, по которым данные лица попали в число нуждающихся; - подбор индивидуального пакета услуг, в который могут входить наряду с финансовой помощью организационные меры по повышению доходов домохозяйства, а также обеспечение взаимодействия со структурами и организациями, которые будут участвовать в предоставлении необходимых социальных услуг; - оценка эффективности предоставленной помощи на основе системы обратной связи [21]. Таким образом, адресность социальной услуги есть попытка сконцентрировать благоприятное воздействие этой услуги на наиболее нуждающихся. Преимущество адресности состоит в более эффективном использовании средств для оказания помощи нуждающимся. Современный подход к организации социальной защиты населения означает не только помощь тем, кто уже оказался в трудной жизненной ситуации, но и предупреждение социального неблагополучия. Крайне актуальна разработка федеральными органами социальной защиты методик предоставления адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения и оказание организационно-методического и технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом использовании этих методик. Выбор наилучшего механизма адресности той или иной конкретной программы зависит от ряда факторов. В большинстве программ для достижения оптимального результата используется несколько механизмов. Как правило, чем точнее адресная группа, тем сложнее административное управление механизмом и тем выше вероятность необходимости подхода, основанного на индивидуальной оценке. Если цель состоит в выявлении самых малообеспеченных слоев, то наиболее успешным методом, повидимому, является индивидуальная оценка. Если задача состоит в выделении определенной группы, то более приемлемыми являются другие методы. Определение численности адресной группы и населения не входящего в адресную группу зависит от того, в чем состоит цель отбора: чтобы включить в адресную группу большое количество людей, или исключить большое количество. Метод индивидуальной оценки неэффективен для исключения небольшой группы людей из общего объема поданных заявления. В таком случае необходимо применять иные методы. Абсолютная точность в определении адресной группы невозможна. Поэтому решения о том, на каком методе остановиться, всегда связаны с поиском компромисса, с одной стороны, между случайным исключением из программы лиц, которых следовало бы включить, и стоимостью и сложностью проведения программы с административной точки зрения, с другой. Для небольшой программы с легко определяемыми получателями в данном географическом районе наиболее подходящим, по-видимому, является механизм самоадресности.

Метод индивидуальной оценки сложный и дорогой. Если законодательство предусматривает исключение отдельных слоев из адресной группы, об этом необходимо открыто заявить и заблаговременно провести административные мероприятия, направленные на исключение таких заявлений (принцип характерных черт группы). Таким способом, хотя конечным механизмом является индивидуальная оценка, количество подлежащих оценке заявлений сводится к минимуму путем применения в первую очередь остальных двух механизмов. Функции государства по социальной защите малообеспеченных слоев населения являются прерогативой законодательных и исполнительных органов федерального уровня, а также региональных и местных властей. На последних лежит непосредственная ответственность за обеспечение деятельности и финансирование объектов социальной защиты, предоставление социальных льгот, услуг и помощи населению. Практика показывает, что закрепленные за государственными органами функции выполняются с низкой степенью эффективности, не реализуется значительная часть государственных социальных программ. На наш взгляд, сложившийся на сегодняшний день характер взаимоотношений федерального центра и регионов в области становления адресного характера социальной защиты нельзя признать оптимальным. Назрела необходимость расширения вмешательства федерального центра и его помощи регионам по ряду вопросов социальной защиты, по которым сегодня взаимодействие между ними носит рамочный характер.

Для усиления адресности социальной защиты населения в регионах РФ могут быть использованы различные способы в зависимости от специфических условий жизни проживающего в них населения. В одних регионах это может быть адресная поддержка малоимущих, многодетных семей, инвалидов, сирот, пенсионеров и других обездоленных слоев населения, в других - в зависимости от уровня дифференциации денежных доходов населения могут устанавливаться более высокие государственные минимальные социальные стандарты, в третьих - адресная помощь может быть оказана всем, но до определенного размера среднедушевого дохода. Дополнительные средства нуждающимся можно найти за счет постепенного сокращения льгот и выплат. Безадресность, многочисленность льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие, ограничивает возможности оказания необходимой помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

 

 

Заключение

 

В статье 9 Конституции России говорится, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Эта фраза, нашедшее свое законодательное подтверждение, подтверждает важность института социальной политики на территории нашей страны.

В работе были рассмотрены основные направления социальной политики – социальная политика на рынке труда, в области образования, здравоохранения и т.п.

Социальная политика на рынке труда была исследована на примере собственного социологического исследования – анкетирования. На основе полученных данных были сделаны выводы о направлениях реформирования социальных гарантий граждан на рынке труда.

Достойное внимание было уделено тому, что государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты населению в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В данной работе было показано, что социальная политика в Российской Федерации имеет множество направлений и все они важны и актуальны для населения страны.

В настоящее время важно поддержать развернувшийся процесс модернизации социальной политики и позволить социальной сфере оформиться в достойный элемент современного хозяйства.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.