Основные направления социальной политики РФ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные направления социальной политики РФ

2022-02-11 30
Основные направления социальной политики РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ольга Юрьевна Голодец - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации: «Бюджет на 2017 год можно назвать социальным, поскольку в связи с кризисом правительство могло бы пойти на гораздо более серьезные сокращения социальных расходов...». Послание Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года: «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры»[28]. Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов[33]. Социальная политика направлена на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий населения – пенсионеров, ветеранов, людей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, потерявших кормильца. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно либо на достойном уровне [8]. Механизм социальной политики представляет из себя совокупность государственных программ социального обеспечения и социальные услуги. Субъектами социальной политики РФ являются: государство, институты гражданского общества, корпорации и личность. Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно- историческом этапе её развития [31].

В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

- обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

 - создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества;

- обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

- обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

С 2012 года вопросы социальной политики связаны с реализацией Указа Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года [3]. Также Министерством экономического развития был подготовлен особый документ, содержащий анализ сценариев социально-экономического развития страны до 2030 года.

В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран- лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности). Охват высшим и средним профессиональным образованием населения должен достичь отметки 60-70% (50% в 2007 году) Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой в 2020 году должна снизиться до 14% (43% в 2007 году). Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Также в качестве приоритета выделяются и высокие стандарты благосостояния человека. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Социальное благополучие и согласие – не менее важный аспект социальной политики РФ.

Он включает в себя следующие пункты:

- доверие и ответственность, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам;

- снижение социальной поляризации;

- доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека;

- охват бедного населения в стране государственными социальными программами к 2020 году - до 100%;

- снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) до 12 раз в 2020 году;

- решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

- достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов.

Исходя из указанных целей, долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления:

- улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов;

- повышение эффективности государственной поддержки семьи;

- реабилитация и социальная интеграция инвалидов;

- социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;

- развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;

- формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

Основными факторами борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения являются высокие темпы экономического роста, и прежде всего создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы. Огромное влияние на улучшение социальной ситуации должны оказать позитивные изменения в системах образования и здравоохранения как за счет повышения доступности и качества их услуг, снижения неформальных социальных платежей, так и за счет позитивного воздействия обновленной системы образования на возможности успешной экономической деятельности населения. Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности.

Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам

должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

- повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

- увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

- повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

- дальнейшая ориентация налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов, введения налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более 15 справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

Для повышения эффективности государственной поддержки семьи необходимо:

- развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

- усиливать стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

- создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- совершенствовать программы социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

- укреплять системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

- осуществлять дальнейшее повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

- полностью завершить к 2020 году процесс модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;

- совершенствовать порядок и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

- создать систему реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико- социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

В области реабилитации и социальной интеграции инвалидов: - организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;

- создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску

 современных технических средств реабилитации;

- укрепление материально-технической базы учреждений медико- социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.

В сфере социального обслуживания граждан старших возрастов и инвалидов:

- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно- правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;

- развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;

- обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;

- развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

Для развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг необходимо предпринять следующие меры:

- преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

- обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;

- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

И, наконец, для формирования эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений следует обратить внимание на следующие аспекты:

- интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

- формирование системы социальной реабилитации

 несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест 18 лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, развитие механизмов ювенальной юстиции;

- формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально- психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур;

- обеспечение гуманизации пенитенциарной системы, включая обеспечение эффективной образовательной и воспитательной работы в системе исполнения наказаний

Далее рассмотрим динамику расходов федерального бюджета в области социальной политики (млрд. руб.).

Таблица 1 Динамика расходов Федерального бюджета в области социальной политики 2013-2017 гг [6].

  2013 2014 2015 2016 2017
Расходы, всего 13342,9 14831,6 15620,3 16403,0 16240,8
Расходы на социальную политику 3833,1 3452,4 4265,3 4631,0 5080,0
Расходы на социальную политику в % к общему объему расходов 28,73 23,28 27,3 28,23 30,81
Расходы на социальную политику в % к ВВП 5,76 4,83 5,8 5,59 5,85

 

Как видно из таблицы 1, расходы на социальную политику растут с каждым годом (в 2014 году наблюдалось снижение расходов из-за экономического кризиса). Их доля в расходах Федерального бюджета в 2017 году – 30,8%, что составляет практически треть бюджета. На втором месте в структуре расходов бюджета РФ в 2017 году находятся расходы на оборону (17,2%), а на третьем – национальная экономика (12,8%). В сумме эти две позиции составляют расходы на социальную политику государства.

В Федеральном бюджете расходы на социальную политику представлены в следующем разрезе (2015/2016 год) [6]:

Таблица 2 Расходы на социальную политику

  Изменение 2016 к 2015 году в %
Расходы на социальную политику – всего, из них: +5,66
пенсионное обеспечение +7,64
социальное обслуживание населения -12,16
социальное обеспечение населения -5,81
охрана семьи и детства +22,88
прикладные научные исследования в области социальной политики -1,31
другие вопросы в области социальной политики +29,7

 

Из таблицы 2 можно сделать вывод о росте расходов на отдельные статьи социальной политики, особенно выросли расходы на охрану семьи и детства (22,8%). Но некоторые другие примеры изменения расходов на выплаты отдельным категориям граждан подтверждают недостаточную индексацию социальных расходов при сегодняшнем и прогнозном уровне инфляции (из статьи «Социальное обеспечение населения»):

- осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» ГП «Социальная поддержка граждан» сумма выросла всего на 1,33%;

- осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам в рамках той же подпрограммы сумма выросла всего на 1,43%.

Если мы сравним эти показатели с уровнем инфляции, заложенным в Федеральном законе от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год» - 5,8%, то можно сделать вывод о том, что этот рост недостаточен. [2]

Также можно сравнить относительный рост основных показателей, характеризующих уровень жизни населения и уровень инфляции.

Таблица 3 Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения/

  2015 в % к 2014 2016 в % к 2015
Денежные доходы (в среднем на душу населения) 110,6 101,0
Реальные располагаемые денежные доходы 96,8 94,1
Среднемесячная начисленная ЗП, номинальная 105,1 107,7
Среднемесячная реальная ЗП 91,0 100,6
Средний размер назначенных пенсий 111,2 103,4
Реальный размер назначенных пенсий 96,2 96,6

 

Таблица 4 Средний размер регулярной денежной выплаты в месяц на одного получателя в % к предыдущему году [6]

  2012 2013 2014 2015
Инвалиды войны 95,3 100,0 105,3 107,3
Ветераны ВОВ 119,3 93,3 113,9 112,6
Инвалиды 77,6 49,0 384,1 169,9
Дети- инвалиды 135,2 123,7 123,0 100,9

 

 

Таблица 5 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [6]

 

  Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности населения Дефицит денежного дохода, % от общего объема денежных доходов населения
2011 12,7 1,2
2012 10,7 0,9
2013 10,8 0,9
2014 11,2 1,0
2015 13,3 1,3

 

Уровень инфляции: 2012 год – 6,58%; 2013 год – 6,45%; 2014 год – 11,36%; 2015 год – 12,91%; 2016 год – 5,38%.

По данным таблиц 3, 4 можно отменить снижение реально располагаемых денежных доходов и начисленных пенсий, а также недостаточный рост остальных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Наибольший прирост среднего размера регулярных денежных выплат наблюдается у категории граждан инвалиды (69,9%). Из таблицы 5 можно сделать вывод об увеличении дефицита денежного дохода населения и численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (на 2,1% в 2015 году)

Чубанова А.С. Основные направления социальной политики в 2017 году // Проблемы развития социальной сферы в России и за рубежом.
Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 84-89.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.