Похвала, выражение одобрения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Похвала, выражение одобрения

2022-02-11 32
Похвала, выражение одобрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема. Если вы сами преподаете, попробуйте вспомнить все фразы, которыми вы можете положительно оценить работу ученика. Часто оказывается, что арсенал слов для похвалы довольно скуден: «молодец», «умница», «все верно», «хорошо»… Еще одна проблема, похвала часто распределяется неравномерно по классу: все самое лучшее достается сильным. Хотя успех относителен: порой частич­но правильный ответ среднего по силам ученика заслуживает не меньшего одобрения.Выражение одобрения важно по многим параметрам: оно закре­пляет правильные модели поведения ребенка (например, активное участие в уроке, помощь одноклассникам), позволяет почувствовать собственную значимость, мотивирует к развитию. Однако многие учителя исповедуют принцип: «Если я не говорю ничего плохого, значит, все хорошо».

Возможные решения проблемы

Учителю важно давать положительную оценку ученикам. Но стоит разделять два типа положительной оценки: признание (когда ученик сделал что-то хорошее, но ожидаемое) и похвалу (ученик превзошел ожидания). Например, отстающий ученик сделал уроки — это здорово, но в целом ожидаемо. В таком случае до­статочно признать факт, например, описать сделанное, поблаго­дарить («Ваня, ты сегодня сделал все упражнения, так держать, спасибо»). Эмоциональная похвала уместна в том случае, когда ученик действительно превосходит ожидания («Это великолепный проект, Маша!»). Иными словами, реакция учителя должна быть адекватна размеру события. Иначе произойдет что-то вроде инфляции учительского внимания, оно не будет восприниматься всерьез.

Другой важный (хотя и сложнее оцениваемый пункт) — это искренность похвалы. Дети легко распознают фальшь и относятся к неискренней похвале скептически.

Еще одно табу — хвалить одного ребенка, чтобы унизить другого (например, «Ваня, смотри, как Аня быстро справилась с заданием!»).

Объяснение причин похвалы

Проблема. Объяснение причин поощрения или наказания — еще более редкое речевое действие учителей. Похвалил — уже хорошо, пускай ученик порадуется. Наказал — значит, были на то причины. Ученик же довольно часто не понимает глубинных причин либо понимает поверхностно, что сделал что-то плохое или хоро­шее. Особенно младшие школьники не всегда могут связать свое конкретное действие и эмоциональную реакцию учителя. Как уже говорилось, поощрение и наказание воспринимаются как оценка личности (ты хороший / плохой), а не оценка действий.

Обратимся к ситуации: ученик отвлекается, учитель периодически делает замечания, это плохо работает, наконец, учитель разряжает накопившееся раздражение в гневной тираде. Начнет ли после этого ученик вести себя лучше? Если и да, то ненадолго, пока страх не пройдет.

Возможные решения

Система TESA, которая упоминалась в начале этого раздела, предлагает несколько стратегий, как развить в себе умение быть конкретным в оценке учеников.

Во-первых, важно ясно представлять себе ожидания от детей. На­пример, если на уроке до этого вы говорили, что у ученика на столе должна быть книга, ручка и карандаш, можно похвалить тех детей, у которых все это есть. Если хотите поощрить хорошее поведение, можно заострить внимание на наблюдаемых деталях («Я очень рада тому, что Стас внимателен на уроке. Он сидит ровно и смотрит на меня»).

Во-вторых, нужно постоянно тренироваться в том, чтобы продол­жать те фразы похвалы, о которых шла речь в прошлой главе («Я вижу твой прогресс в умении решать примеры с дробями»).

В-третьих, если кто-то наблюдает за уроком и способами выраже­ния похвалы, то можно фиксировать удачные варианты и применять их на последующих занятиях.

Демонстрация высоких ожиданий и опыт успешности

Работают все

Проблема. Есть много причин, по которым слабые ученики не участвуют в уроке: отсутствие интереса, слишком сложный матери­ал, высокий темп урока, неверие в свои силы и пр. Но какой бы ни была причина, «отсутствие» ученика на уроке приводит в какой-то момент к такому отставанию от сверстников, которое потом уже невозможно наверстать.

Часто в старших классах даже довольно сильные ученики так нагру­жены подготовкой к итоговым экзаменам, что предпочитают концент­рироваться лишь на нескольких предметах и игнорируют все другие.

Задача хорошего учителя — показать, что он ожидает работы и включенности от каждого ученика в меру его способностей.

Возможные решения

А. Гин предлагает педагогический прием «Минимальный уровень». Это значит, что когда учитель задает домашнее задание, в нем всегда есть очень легкая часть, которая по силам всем ученикам. Ученику нужно проявить лишь немного стараний, чтобы справиться с заданием, но это легкое задание обязательно для всех. Учитель предупреждает детей: если задание окажется слишком трудным, нужно только искренне попытаться сделать это.

Способствовать вовлеченности слабых в работу урока могут и дру­гие различные методы опроса (например, холодный обзвон или ответ хором — это тоже подсказки, как сделать опрос подходящим для учеников разного уровня).

Наводящие вопросы и подсказки

Проблема. Часто ученик не может с ходу ответить на постав­ленный вопрос. Однако можно предположить, что учащийся все же справится с вопросом при некоторой помощи учителя (помните зону ближайшего развития Л. С. Выготского?).

Чтобы ученик задействовал свой потенциал полностью, учитель должен уметь задавать наводящие вопросы и давать подсказки — как раз по уровню этого ученика. Стратегия наводящих вопросов хорошо действует на все группы учеников, так как позволяет ребенку поверить в свою способность справляться с задачей.

Возможные решения проблемы

Некоторые люди наделены даром Сократа, когда спрашивающий может формулировать вопросы так, чтобы отвечающий смог дойти до правильного ответа логически. Однако начинающему учителю желательно продумывать при подготовке к уроку не только вопросы, но и возможные подсказки и наводящие фразы.

Сложные вопросы

 

Проблема. Практически все учителя говорят, что их цель — на­учить учеников самостоятельно думать. К сожалению, в реальных ситуациях многие педагоги крайне мало для этого делают: в итоге научить думать часто остается лишь пафосным лозунгом.

В то же время это высший учительский пилотаж — стимулиро­вать мышление ребенка и задавать ему действительно сложные вопросы. Было бы ошибкой считать, что на сложные вопросы могут отвечать только лучшие ученики. Просто для каждого свой уровень сложности.

Возможные решения проблемы

Как правило, вопрос усложняется после того, как ученик дает правильный ответ на первый поставленный вопрос.

Дисциплина и динамика урока

Время на установление дисциплины

Проблема. Ученики входят в класс, долго усаживаются, потом дол­го не могут понять задание, переговариваются между собой, затем кто-то начинает отвлекать всех остальных… В итоге учитель стара­ется наладить рабочий настрой — и время урока утекает как вода сквозь пальцы. При этом мастерство учителя во многом заключается в том, чтобы максимально качественно использовать время урока.

Возможные решения проблемы

Важно проанализировать, когда учитель теряет контроль над про­исходящим в классе. Когда приходится успокаивать учеников? Как учитель это делает? Сколько времени на это уходит? Как ученики реагируют на замечания учителя?

Вероятно, нет универсальных принципов установления рабочей атмосферы в классе, так как это очень ситуационная задача. Важно скорее показать проблемные точки учителя. Стоит отметить, что в школах довольно существенно различается понимание дисци­плины.

В случае решения этой проблемы обязательных параметров наблюдения два:

ситуация нарушения рабочего настроения;

время на восстановления дисциплины.

 

Дополнительно представляют интерес и такие вопросы:

как учитель справляется с ситуацией?

как ученики реагируют на действия педагога?

 

«Человечность» дисциплины

Проблема. Часто арсенал учителя для установления рабочего на­строя довольно ограниченный: прикрикнуть, сделать персональное замечание, пригрозить наказанием, постучать ручкой по столу. Но проблема даже не в ограниченности арсенала, а в том, что учитель очень часто прибегает к оскорблениям, апеллирует к негативным эмоциям, страху. Это тотчас же рушит атмосферу доверия к учи­телю, положительный климат. То же самое можно сделать (то есть успокоить учеников) иначе — человечно.

Сейчас много говорится про уважение к личности ребенка, про нерепрессивную педагогику, но когда речь доходит до первого непо­слушания, большинство учителей вспоминает то, как приструнивали их, — замкнутый круг повторяется.

Возможные решения проблемы

Есть три основных подхода к философии порядка в классе и роли учителя в обеспечении дисциплины:

роль учителя в том, чтобы научить школьников самоконтролю и самодисциплине, чтобы не тратить на это время;

роль учителя в том, чтобы ученик не отвлекался и ему было ин­тересно выполнять подобранные учителем задания;

задача учителя — обеспечить дисциплину вне зависимости от обстоятельств.

Как вы считаете, какой подход ближе всего вам?


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.