Индивидуальная помощь и внимание — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальная помощь и внимание

2022-02-11 26
Индивидуальная помощь и внимание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема. Одна опытная учительница рассказывала, что каждый год получает от старшеклассников обратную связь: на листочках уче­ники пишут, что было хорошо и не очень на уроках. Она поделилась, что в этот год ее больше всего задели не положительные отзывы, а фраза одной не самой сильной девочки: «Мне не хватало ваших глаз»… Часто более слабым (или просто не самым ярким, тихим ученикам) не хватает персонального внимания учителя. Не только глаз, но и небольших подсказок, ободрений, помощи в выполнении заданий. Например, если весь класс получает одинаковое задание, то кто-то сделает его легко, а кого-то нужно вывести на правильное решение. Это потенциально одна из форм проявления неравенства на уроке: учитель проводит больше времени с тем учеником, который ему нравится.

Возможные решения

Например, TESA предлагает несколько рекомендаций для учителей.

• Нужно помнить во время проведения урока, что более сильные и средние ученики чаще привлекают внимание учителя (например, во время выполнения упражнения в классе). Но если более слабые дети не просят помощи, это не значит, что она им не нужна. Воз­можно, они отчаялись привлекать к себе внимание еще на более ранних этапах обучения.

• Помощь должна быть конкретной, связанной с текущим зада­нием. Вмешательство учителя должно помочь ребенку улучшить/ понять ту задачу, которую он выполняет. Но в то же время педагогу не нужно быть навязчивым.

Перед уроком было бы нелишним подумать о двух-трех учениках, которым учитель может целенаправленно уделить чуть больше времени, чем обычно.

Какой может быть помощь педагога ученику на уроке?

Она может быть по запросу ученика или по инициативе учителя.

Иметь краткую или развернутую форму.

Быть конкретной, словесной или даже невербальной. Например, педагог может находиться неподалеку от ученика, который вы­полняет задание, таким образом показывая готовность помочь.

Иметь индивидуальный (одному ученику) или групповой (нескольким детям) характер.

Активность учеников на уроке

Проблема. Чтобы научиться чему-то, нужно постоянно практиковаться в этом. Полагаю, с этим сложно спорить. Например, чтобы научиться думать самостоятельно, делиться своими размышлени­ями, рассуждать своими словами на сложные абстрактные темы, уверенно говорить на иностранном языке, ученикам нужно время на уроке, чтобы потренироваться и проявить себя.

Распространенная проблема школьных уроков в том, что часто большая часть класса оказывается в пассивном состоянии (слуша­ет — или делает вид, что слушает, — объяснения учителя или ответы одноклассников). Особенно остро это ощущается в больших классах или на тех дисциплинах, где преимущественно происходит работа с текстами (история, биология, обществознание и т. п.).

Возможные решения

Сейчас в практике обучения собрано много методических материа­лов, как сделать урок более интерактивным, повысить вовлеченность в него учащихся. Я бы предложила одно золотое правило.

Помните, для каждого этапа урока есть виды деятельности, кото­рые позволяют вовлекать в работу всех учеников в классе.

Близость к ученикам

Проблема. Довольно простая идея: чтобы создать атмосферу доверия и близости в классе, важна и физическая близость к учи­телю. Часто педагог просто сидит за своим столом, и физическое внимание достается лишь нескольким ученикам. Передвижения по классу — это важный и несложный способ создать ощущение значимости всех учеников, а не только тех, кто сидит за первыми партами.

Кроме того, более слабые ученики имеют склонность занимать зад­ние парты. Так они оказываются вовсе вне зоны внимания педагога.

Возможные решения

Считается, что учителю важно приближаться на расстояние вытя­нутой руки ко всем ученикам в классе в течение урока. Желательно, чтобы это были не просто какие-то передвижения. Например, во время выполнения индивидуального задания учитель может поин­тересоваться у учеников, насколько им легко или сложно, задать какой-либо персональный вопрос, что-то рассказать. Более того, такое приближение учителя положительно отражается на дисциплине в классе.

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Реакция на каждый ответ

Проблема. По результатам исследований, учителя уделяют больше внимания ответам сильных учеников, дают им развернутую оценку. Средние и слабые ученики не получают подробной обратной связи. Это может иметь множество негативных последствий. Ниже приведены несколько примеров.

• При отрицательной оценке без подробного ее разъяснения уче­ник считает, что он плохой, никчемный человек. Школьники (даже старшие) не всегда могут отделить себя и результаты своей работы, поэтому любой отрицательный отзыв может восприниматься как личное унижение (еще и перед всем классом).

• Положительная оценка — это мотиватор роста и развития. Если учитель видит положительное в работе не самого сильного ученика, тот становится сильнее.

Возможные решения

Первоочередная задача учителя видится в том, чтобы уделить внимание усилиям каждого ученика. Оценка и обратная связь важны и когда ученик дает правильный ответ, и когда ошибается.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.