Оценка экономических представлений дошкольников — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Оценка экономических представлений дошкольников

2022-02-11 34
Оценка экономических представлений дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(методика А.А. Смоленцевой)

Цель: определить интерес дошкольников к экономическим категориям и начальный уровень экономических представлений.

 

Описание: детям предлагают 5 игровых заданий, которые оценивают по 3 уровням. Выделенные 3 уровня экономических представлений позволяют оценить не только актуальный, но и потенциальный уровень развития ребенка («зону ближайшего развития»). Задания носят проблемно – поисковый характер, что вызывает интерес, раскрывает познавательные навыки и умения ребенка. Показателями усвоения экономических представлений являются эмоциональные, интеллектуальные и волевые проявления детей. Содержание заданий предлагается с учетом возраста детей.

Задание 1.

Выбери, что тебе больше нравится.

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1;3;5;7;8…, деньги (монеты и банкноты 1 р., 5 р. …)

Инструкция: На столе лежат цифры, деньги (банкноты и монеты), бруски. Рассмотрим их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд из чисел.

- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)

- Если бы не было цифр (монет, брусков), то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?

Задание 2.

Выбери верное предложение.

Цель: выявить сформированность экономических представлений.

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

  1. Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

  1. Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

     Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажные, и   

     металлические.

  1. Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это меняют товар на товар.

  1. Реклама нужна человеку для развлечения.

6. Пенсию обычно получают папы и мамы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

7. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку.

8. Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

9. Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена.

Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

 

Задание 3.

Найди лишнее.

Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.

Материал: шесть карточек, на которых изображены:

  1. рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»);
  2. банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «Деньги»);
  3. кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категории «Товар», «Производство»);
  4. человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»);
  5. игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»);
  6. одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»).

Инструкция: Посмотри на рисунки, они разные. (Последовательно показывают картинки 1-5). Какой предмет (действие) лишнее? Почему? Как можно одним словом назвать остальные три? На этой карточке есть лишний предмет? (Показывают карточку). Почему?

 

Задание 4.

Расскажи, что случилось?

Цели: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материалы: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства (1-5); «лица» в разных эмоциональных состояниях.

  1. Мальчик ремонтирует книгу.

Мальчик вырывает страницу из книги.

  1. Девочка бросает игрушку.

Девочка наводит порядок в игровом уголке.

  1. На витрине магазина представлены товары без ценников.
  2. Мальчик плачет и требует купить машинку.
  3. Папа и мама определяют бюджет семьи.

 

Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим выражением лица. Почему ты сделал такой выбор?

Задание 5

Продолжи предложение.

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Материал: предложения «экономического» содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру.

  1. любой труд приносит… (пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд …, бабушка…, а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто – то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир, фермер – это … (профессии).
  5. Деньги разных стран называются … (валюта).
  6. Любой товар можно … (продать, купить, изготовить).
  7. В магазине цена …, чем на рынке (выше).
  8. Место хранения и накопления называется … (банком).
  9. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).
  10. Мебель, одежда – это … (товар).
  11. Для того, чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания).

По результатам выполнения задания каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития. Критический уровень: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержанием внимания на заданиях: «посмотри внимательно на рисунки», «Как еще можно?...». уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не знает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи (например, вопросы, выделяющие основание классификации).

Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным экономическим признакам, в использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.     

 

Приложение 2


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.