Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении

2022-02-11 32
Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дошкольное воспитание

Тема опыта: «Различные приемы работы со сказкой в организованной образовательной деятельности как средство формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста»

Авторы опыта: Финк Ольга Николаевна, Ковалёва Оксана Семёновна, воспитатели МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 45 «Росинка» г. Старый Оскол.

Рецензенты:

Стручаева Т.М., профессор кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО, кандидат педагогических наук.

Терехова С.Е., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО.

                                                       Раздел I                                                                   

Информация об опыте работы

Условия возникновения опыта. Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида №45 «Росинка», расположенном в микрорайоне Олимпийском, в центре жилого массива, вблизи образовательных учреждений: МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2», ДЮСШ «Лидер», МБОУ «Гимназия №18», МОУ «ООШ №22».

Педагоги реализуют основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе федерального государственного стандарта дошкольного образования с использованием примерной основной образовательной программы «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.) [2].

В подготовительной группе педагогов 27 детей. Началом работы по теме стал детальный анализ деятельности участников образовательного процесса по формированию экономических представлений. На начальном этапе обследования уровня экономических представлений у дошкольников по заданиям, разработанным А.А. Смоленцевой (Приложение №1) было выявлено, что большинство детей испытывают затруднения в выполнении игровых заданий экономического содержания, пассивны, отвечают только на те вопросы, с которыми знакомы из личного опыта, речь бедна экономическими понятиями: средний уровень экономических представлений составляет 21%, низкий уровень – 79%. В ходе обследования высокого уровня не выявлено.

Беседы с родителями показали, что теоретически родители признали необходимость и пользу экономического воспитания детей, но их знания о приобщении детей к миру экономики минимальны.

    Данные анализа свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию у детей экономических представлений через использование сказки во всех видах образовательной деятельности.

Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новые жизненные условия, складывающиеся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

   Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Формирование экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает интерес и любознательность дошкольников. Сказка поможет ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Детальный анализ образовательного процесса на основе примерной основной образовательной программы «Детство» показал, что экономическому воспитанию в программе уделяется недостаточное внимание. С детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась.

Таким образом, в процессе работы по данной проблеме были обнаружены противоречия:

- между необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и отсутствием целенаправленной работы по формированию экономических представлений на основе сказки.

- между возможностью комплексного использования сказки для формирования элементарных экономических знаний у дошкольников и необходимостью обогащения развивающей предметно-пространственной среды, направленной на стимулирование познавательной деятельности, проявление инициативности, самостоятельности.

- между интересом детей старшего дошкольного возраста к жизненным экономическим понятиям и недостаточным вниманием родителей к данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении системы работы со сказкой в организованной образовательной деятельности для формирования у дошкольников экономических представлений.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом включает в себя три этапа:

1 этап - констатирующий, сентябрь – ноябрь 2010 года, на котором была выявлена проблема, подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика, изучена научно-методическая литература, проведено анкетирование родителей.

2 этап – формирующий, декабрь 2010 года – март 2013 года, педагогом разработана система работы по формированию экономических представлений у дошкольников на основе сказки.

3 этап – контрольный, апрель – май 2013 года, итоговая диагностика.

Диапазон опыта охватывает включение народных и авторских сказок экономической направленности во все виды детской деятельности: в организованную образовательную деятельность, в режимные моменты и в совместную деятельность с семьей (педагог – воспитанники – родители).

Теоретическая база опыта. Анализ научно – методической литературы показывает, что проблемы экономического образования детей дошкольного возраста вызывают интерес как исследователей дошкольного детства, так и практических работников.

Итогом экономического воспитания дошкольников, как считает автор инновационной программы предшкольного образования Л. А. Голуб «Экономическое воспитание дошкольников», должно быть «внедрение» в маленького человечка экономических понятий и категорий, осознания им их содержания, умение ими пользоваться[1].

В основу опыта по определению системы работы по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста легли авторские пособия А.Д. Шатовой «Дошкольник и …экономика» [12], Е.А. Курак, Л.А. Михиревой «Экономическое воспитание дошкольников» [6].

Различные методы и формы работы с детьми по формированию экономических представлений, педагоги использовали из методических пособий Л.Г. Киреевой «Играем в экономику»[3], Л.М. Клариной «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» [4],И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой «Экономика в сказках и играх» [5], И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» [7].

Из пособия И.А. Сасовой «Экономическое воспитание детей в семье» [8] были взяты рекомендации по организации работы с родителями.

В пособии А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» раскрыта точка зрения, которая заключается в том, что обучение экономическим представлениям состоит не в организации специального обучения экономике, что требует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности (математической, художественно-творческой, трудовой и др.) экономическим содержанием. Автор дает определение экономическим представлениям, как чувственному образу предметов и явлений, с которыми дошкольник уже знаком [9]. В практическом пособии «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок» (автор А. А. Смоленцева) даны рекомендации по использованию сказок для формирования элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста, сказка определяется автором как средство приобщения к экономическим категориям [10].

Из книги Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» авторы позаимствовали нестандартные методы и приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями [11].

Новизна опыта состоит в комбинировании технологии А.А. Смоленцевой по работе со сказками экономического содержания и технологии А.Д. Шатовой по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Опыт авторов может быть применен в дошкольных образовательных учреждениях различных типов и видов, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.

Раздел II

Технология опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в работе по формированию у дошкольников экономических представлений посредством сказки.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- создание условий для формирования элементарных экономических знаний у детей - формирование умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно;

- раскрытие на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта;

- обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному расходованию;

- развитие у дошкольников интереса к экономическим знаниям;

- воспитание у детей навыков и привычек речевого этикета, культурного поведения в быту;

- обогащение педагогических знаний родителей по экономическому воспитанию детей.

Эффективности реализации поставленных задач способствовала организованная развивающая предметно – пространственная среда, направленная на стимулирование познавательной деятельности, проявление самостоятельности, инициативности:

- оформлен наглядно – иллюстративный материал, тематические альбомы «Герои сказок», «Потребности человека», помогающие детям лучше усвоить экономические понятия;

- подобрана библиотека «Гнома Эконома», где помещены сказки с экономическим содержанием;

- разработана экономическая игротека «В гостях у Гнома Эконома»;

- оформлено «Экономическое дерево», листочками которого являются слова экономического характера;

- подобран занимательный материал по экономике: загадки, ребусы, кроссворды, проблемные ситуации;

- разработан маршрут путешествия в страну Экономику;

- воспитанники с интересом путешествуют по карте «Бизнес леса»;

- оформлен театр Гнома Эконома;

- собрана коллекция «Деньги народов мира»;

- частый гость у детей – кукла Гном Эконом.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических представлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Работа по формированию экономических представлений посредством сказки охватывает все виды детской деятельности (коммуникативная, трудовая, двигательная, изобразительная (Приложение №2), восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательской (Приложение №3), с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок применял в игровой деятельности.

Образовательная деятельность с дошкольниками по формированию экономических представлений строится в соответствии с принципами образовательного процесса:

- принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;

- принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности стрессовых факторов;

- принцип дифференцированного подхода способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

- принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.

 С целью определения системы работы по формированию экономических представлений посредством сказки педагоги сначала отобрали сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки), наиболее ценные с точки зрения экономического содержания. После воспитатели детально проанализировали содержание сказок, вычленили в них экономические представления (деньги, товар, доход и т.д.). Затем сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и имеющегося у них личного опыта ориентирования в экономических вопросах.

Народные сказки использовались педагогами для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен и др.) и для воспитания таких «экономических» качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др. Народные сказки являются неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка. Нравственный аспект важнейший в сфере экономических отношений. С народными сказками педагоги знакомили детей средней и старшей группы.

Авторские сказки значительно сложнее по содержанию и больше по объему. Они использовались педагогами в работе с детьми подготовительной к школе группы.

В работе со сказкой педагоги наметили такие э тапы:

1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).

2 этап – дети знакомились со сказкой, происходило целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.

3 этап – дети осваивали «экономическое» содержание сказки, овладевали умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.) (Приложение №4).

Сущность такого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствовало развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделало этот процесс более осознанным.

В средней группе педагоги ввели такие элементарные экономические категории, как потребности, труд, товар. В старшей группе данные категории систематизировались и расширялись, и добавлялись новые понятия: экономика, ремесло, деньги, выгода, убыток. В подготовительной группе происходило обобщение и систематизация знаний детей по известным категориям и введение новых: бартер, реклама, бизнес, капитал (Приложение № 5).

В процессе формирования у дошкольников экономических представлений педагоги использовали следующие методы, приемы и формы.

Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному и позволяет детям наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

И в народных и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развило логику, самостоятельность и нестандартное мышление (Приложение № 6).

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повысило интерес ребенка к экономическим знаниям. Творческие задания побудили детей к сочинению сказок экономического содержания.

Игры-драматизации дали возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывали интерес к экономическому миру, развивали внимание, мышление, воображение.

Работа с экономическим словарем оказала незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, сформировала словарь детей, дала объяснения многим непонятным экономическим явлениям.

Использование различных методов и приемов способствовало развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учило действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Педагоги инициировали у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Доминирующими формами работы явилось общение педагогов с ребенком в рамках личностно – ориентированной модели взаимодействия и игра. 

Используя в работе с дошкольниками сказки, педагоги разделили их на группы.

Раздел III

Результативность опыта

Результаты итоговой диагностики по игровым заданиям, разработанным А.А. Смоленцевой, позволяют сделать вывод о позитивных результатах проделанной работы (Приложение № 8):

- у детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и предметам окружения;

- дети творчески подходят к решению игровых задач;

- задают вопросы экономического содержания и отвечают на них;

- используют в речи экономические термины, владеют операцией группирования по экономическим признакам;

- расширились знания детей о труде, профессиях родных и близких, о финансовых возможностях семьи;

- дети научились соотносить доход с ценой на товары; узнали, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

-повысилась компетентность родителей по экономическому воспитанию детей.

 

Уровень экономической воспитанности Ноябрь 2010 год   Май  2012 год   Март 2013 год  
Высокий 0% 22% 48%
Средний 21% 51% 47%
Низкий 79% 27% 5%

 

Можно отметить, что сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических представлений.

Сказка является неисчерпаемым источником для развития нравственного потенциала личности дошкольника. Особенно важно это учитывать в процессе работы с детьми дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения формируются именно в этом возрасте.

Библиографический список

1. Голуб Л.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: инновационная программа предшкольного образования/ Голуб Л.А.- Москва, 2005.

2. Детство: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: «Детство – пресс», 2014. – 528 с.

3. Киреева Л.Г. Играем в экономику [Текст]: практическое пособие/ Л.Г. Киреева.- Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

4. Кларина Л.М. Уроки Гнома Эконома и Феи Экологии [Текст]: учебное пособие/ Л.М. Кларина. – Москва: Вита-пресс, 2002. - 48с.

5. Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх [Текст]: пособие для воспитателей ДОУ/ И.М. Котюсова, Р.С. Лукьянова. – Нижний Новгород, 1994. – 45 с.

6. Курак Е.А., Михирева Л.А.Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: программа / Е.А. Курак, Л.А. Михирева. –М.: Сфера, 2002. – 77 с.

7. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика [Текст]: практическое пособие/ И.В. Липсиц. – М.: Вита – пресс, 1999.

8. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: в помощь лектору/ И.А. Сасова. – М., 1989. – 45с.

9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст]: учебно – методическое пособие/ А.А. Смоленцева. Спб: Детство-пресс, 2002. – 176 с.

10. Смоленцева А.А.Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст]: практическое пособие/ А.А. Смоленцева М.: Аркти, 2006. – 88 с.

11. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]: практическое пособие/ Л.Б. Фесюкова. Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.

12. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика. //Обруч. -1999.-№1.- с5-8.

 

Приложение 1

Задание 1.

Задание 2.

Выбери верное предложение.

Цель: выявить сформированность экономических представлений.

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

  1. Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

  1. Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

     Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажные, и   

     металлические.

  1. Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это меняют товар на товар.

  1. Реклама нужна человеку для развлечения.

6. Пенсию обычно получают папы и мамы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

7. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку.

8. Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

9. Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена.

Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

 

Задание 3.

Найди лишнее.

Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.

Материал: шесть карточек, на которых изображены:

  1. рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»);
  2. банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «Деньги»);
  3. кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категории «Товар», «Производство»);
  4. человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»);
  5. игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»);
  6. одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»).

Инструкция: Посмотри на рисунки, они разные. (Последовательно показывают картинки 1-5). Какой предмет (действие) лишнее? Почему? Как можно одним словом назвать остальные три? На этой карточке есть лишний предмет? (Показывают карточку). Почему?

 

Задание 4.

Расскажи, что случилось?

Цели: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материалы: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства (1-5); «лица» в разных эмоциональных состояниях.

  1. Мальчик ремонтирует книгу.

Мальчик вырывает страницу из книги.

  1. Девочка бросает игрушку.

Девочка наводит порядок в игровом уголке.

  1. На витрине магазина представлены товары без ценников.
  2. Мальчик плачет и требует купить машинку.
  3. Папа и мама определяют бюджет семьи.

 

Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим выражением лица. Почему ты сделал такой выбор?

Задание 5

Продолжи предложение.

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Материал: предложения «экономического» содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру.

  1. любой труд приносит… (пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд …, бабушка…, а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто – то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир, фермер – это … (профессии).
  5. Деньги разных стран называются … (валюта).
  6. Любой товар можно … (продать, купить, изготовить).
  7. В магазине цена …, чем на рынке (выше).
  8. Место хранения и накопления называется … (банком).
  9. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).
  10. Мебель, одежда – это … (товар).
  11. Для того, чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания).

По результатам выполнения задания каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития. Критический уровень: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержанием внимания на заданиях: «посмотри внимательно на рисунки», «Как еще можно?...». уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не знает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи (например, вопросы, выделяющие основание классификации).

Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным экономическим признакам, в использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.     

 

Приложение 2

В старшей группе

«Поможем коту Матроскину»

Цель: формировать способности радоваться, восхищаться разнообразием окружающего мира, развивать творческий потенциал дошкольников.

Задачи:

- познакомить с одним из способов изготовления папье – маше;

- развивать умение работать с бумагой;

- формировать представления детей о способах применения папье – маше в жизни;

- расширять словарный запас детей;

- развивать творческие способности;

- воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.

Предварительная работа: разгадывание загадок об овощах и фруктах, чтение стихов о профессиях, знакомство детей с папье – маше (изготовление шаров), решение проблемной ситуации.

Оборудование: бумага, клей, вода; овощи, фрукты, ягоды, вылепленные из пластилина; игрушка мишка; материал для игры «Чудесная корзинка».

Ход.

Создание игровой ситуации.

В гости к детям приходит кот Матроскин с альбомом «Профессии».

Матроскин: Здравствуйте, ребята! Я принес вам интересный альбом, который мне очень понравился. В этом альбоме изображены люди разных профессий. И вот я решил: считать я умею, писать тоже умею, да и с весами обращаться могу. Стану – ка я продавцом. У меня уже есть магазин, который называется «Витамины для вас». Он находится в городе Игрушек. В моем магазине будут продаваться овощи, фрукты, ягоды. Помогите мне, ребята, заполнить магазин товарами.

Воспитатель: Ну что же, кот Матроскин, идея у тебя хорошая. Я думаю, что мы с ребятами могли бы тебе помочь, ведь руки наших ребят умелые. Ребята, как и из чего можно изготовить овощи, ягоды, фрукты? (вылепить из пластилина, глины, сделать из бумаги).

Воспитатель: Верно! Я вам предлагаю изготовить все это из папье – маше. Наши изделия будут выглядеть как натуральные.

Игра «Чудесная корзинка».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесная корзинка». Вам нужно на ощупь определить овощ, фрукт, ягоду. Вы словами опишете всем предмет, а остальные дети угадают.

Проводится игра (3-4 ребенка).

Воспитатель: Хорошо, молодцы. А теперь давайте разомнемся и поиграем еще в одну игру.

Физминутка «Сбор урожая».

Дети делятся на три команды. На ковре «посажены» овощи, фрукты, ягоды. Детям под музыку необходимо быстрее собрать урожай: первая команда собирает фрукты, вторая – овощи, третья – ягоды. Побеждает та команда, которая справилась с заданием первая.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: ребята, а теперь приступаем к работе. У вас на столах лежат вылепленные из пластилина овощи, фрукты, ягоды. Изготовим на этой основе изделия из папье – маше.

Воспитатель вместе с детьми повторяет последовательность выполнения работы из папье – маше. По окончании работы дети обещают мишке, что когда овощи и фрукты будут готовы, они запакуют их в красивые коробки и отправят на грузовой машине в его магазин «Витамины для вас». Матроскин: До свидания, ребята! Я очень благодарен вам за то, что вы мне помогли. Ну, мне пора. Как продавец, я буду ждать новый товар в свой магазин.

Приложение 3

 

В средней группе

«Путешествие по сказке Теремок»

Задачи:

- закрепить понятия выше – ниже, больше – меньше;

- обобщить знания о фруктах и овощах;

- расширить представления о музыкальных инструментах;

- дать понятие об орудиях труда и их использовании;

- уточнить и расширить знания о видах труда;

- уточнить понятия о труде, разделении труда, его пользе;

- развивать двигательную активность;

- воспитывать интерес к народным сказкам.

Оборудование: по три домика разной величины на каждого ребенка, цифры 1-5 на каждого ребенка, предметные картинки серии «Овощи и фрукты», грибы большие и маленькие, предметные картинки «Музыкальные инструменты» «Строительные инструменты», презентация сказки «Теремок».

Использование ИКТ: проектор, экран.

 

Ход

Создание игровой ситуации.

На экране презентация сказки «Теремок».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку «Теремок»

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок.

Игра «Найди инструмент»

Воспитатель: Ребята, давайте поможем зверям подобрать инструменты для строительства теремка. У вас на столах лежат иллюстрации различных инструментов, отберите необходимые. (среди музыкальных и строительных инструментов дети находят и отбирают только строительные).

Лучше прежнего выстроили теремок.

Всем теперь места хватит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой большой и красивый теремок получился у зверей. Как вы думаете, почему так все у них ладно да складно получилось?

Дети: Потому что звери не ссорились, выполняли работу дружно.

Воспитатель: Да, а еще, в Теремке каждый занимался своим делом, выполнял только свои обязанности, поэтому все у них спорилось. А теперь вы можете взять конструктор и тоже все вместе построить теремок.

 

Приложение 4

Ход игры.

Воспитатель: «Ребята, скоро праздник - Новый год. Все люди нашей страны готовятся к празднику: покупают друг другу подарки, открытки, покупают продукты для новогоднего стола, ходят в гости.

  Сегодня у нас начинает работу супермаркет – это магазин, в котором есть такие отделы как «Подарки», «Игрушки», «Продукты». Есть у нас и «Салон красоты», где вам сделают прическу, маникюр. Есть «Кафе - бар», где можно попить кофе, чай, сок, съесть пирожное.

Давайте распределим роли. В этом нам поможет крутящийся барабан. Каждый из вас достает картинку, с изображением того, чью роль он будет исполнять.

  Затем дети совместно с воспитателем расставляют прилавки, устанавливают витрины, раскладывают овощи, фрукты, устраивают кафе, салон.

  Перед началом игры, после распределения ролей, напомнить детям о том, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем.

  Предложить одно из главных условий игры: без слов «Будьте добры», «Пожалуйста», «Спасибо» товары не отпускать, не предоставлять услуги.

Администратор (воспитатель) магазина объявляет об открытии «Супермаркета», приветливо встречает покупателей. Покупатели расходятся по отделам и делают покупки. Все товары имеют цену в рамках программного материала (счет до 10). В игру введены весы для взвешивания продуктов (мелкие камешки, шишки).

Продавец вежливо здоровается с покупателями, предлагает товар, рассказывает о нем, дает посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько стоит.

  Заплатив в кассу названную сумму и взяв чек, покупатель отдает его продавцу и получает у него свой товар.

  Администратор (воспитатель) подсказывает по необходимости:

Вы купили яблок для сыночка?

А Вы не забыли открытку для бабушки и дедушки?

А что Вы принесете из магазина для праздничного стола?

  Администратор после того, как покупателей становится меньше, объявляет, что в «Супермаркете» происходит смена кассиров. В это время можно пройти в «Салон красоты» и воспользоваться услугами парикмахера, сделать красивую прическу, получить услуги ногтевого мастера. Можно пройти в «Кафе - бар», где бармен предложит пирожное и кофе.

Окончание игры.

  Администратор по радио предупреждает, что рабочий день «Супермаркета» заканчивается, предлагает покупателям определиться со своими покупками и приглаша


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.