Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда — быстрые и сложнокоординированные движения. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда — быстрые и сложнокоординированные движения.

2022-02-10 33
Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда — быстрые и сложнокоординированные движения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про­сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие — нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как лич­ность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не­предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен­но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком­позиционные принципы в своей области (изобразительное искус­ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт — уважительное отношение к со­стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол­нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не­допустимо — «можно, но нельзя» по соображениям художествен­ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду­хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про­фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол­жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи­мым целя м. Настойчивость, самодисциплина — важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра­жение свойственно любому мало-мальски активному человече­скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, созда­вая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток — во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра­жение — непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при­крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим — отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко­вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони­мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип­лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне. Самовыражение у высокого профессионала является.не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю­дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н. В. Гоголя «Пор­трет» — там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об­суждаемого типа профессий состоят в том, что они — новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава — это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы­ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ­ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело­веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер­шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно­гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по­падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента.

Особенности саморегуляции представителей этого типа про­фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали­сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто­ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап­ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла­шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж­на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо­рошо, сделай как сможешь, но в срок и т.п.). Усидчивость, терпе­ние, способность к многократным переделкам сделанного — важ­ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли­тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не­малые нервные нагрузки.

8.3. Некоторые вопросы теории и практики

профессионального самоопределения в связи


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.