По признакам предметной области труда и формы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

По признакам предметной области труда и формы

2022-02-10 31
По признакам предметной области труда и формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

необходимого образования

Для целей профессионального просвещения молодежи, инфор­мационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах можно использовать еще более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого об­разования. Последнее обстоятельство, быть может, более суще­ственно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гно зиса и праксиса в их работе, о соотношениях внутренних и внеш них средств труда.

Этот упрощенный вариант классификации представлен в виде таблицы 6. Столбцы таблицы соответствуют рассмотренным нами ранее типам профессий, а строки (горизонтальные графы) — не которым условно выделяемым трем уровням необходимого про фессионального образования.

Таблица (\

Обзорная «карта мира профессий» (пояснения и примеры в тексте)

 

Учебное заведение, форма профессио­нальной подготовки

Типы профессий (по признаку главного предмета труда)

П (живая природа) Т (техника и неживая природа) Ч (человек, сообще­ства лю­дей) 3 (знаковые системы) X (художест^ | венные образы) I
Обучение непосредственно на производстве, профессиональ-1 ное училище 1 2 3 4 5
Техникум, училище, профессиональ-1 ная школа 6 7 8 9 10
Институт, академия (учебная), 1 университет 11 12 13 14 15

Традиционная, несколько высокомерная интерпретация неко­торых форм профессионального образования как «высших», «сред­них» и (подразумевается, хотя уже и не произносится) «низших» нам представляется малоуместной при обсуждении вопросов тру­довых жизненных путей.

Дело в том, что мастерство специалиста-практика (например, электрогазосварщика, фрезеровщика, оптика, кулинара) може! быть недосягаемо высоким для человека, окончившего инстшуп и погруженного в обширное книжное, теоретическое знание, чте тоже, конечно, важно и нужно.

Уникальный многолетний опыт работника-практика может быть шюлне равноценен продуктивному сидению за академической партой. Поэтому одни профессии могут быть «высшими» по уров­ню практических умений работников, а другие — по уровню тео­ретической подготовки.

То, что традиционно обозначается как высшее образование (университеты, институты, академии) есть фактически образова­ние с большим объемом, а иногда и преобладанием (в так назы­ваемых классических университетах) теоретической подготовки. В средних специальных учебных заведениях доля преподаваемого книжного знания несколько меньше, а доля практических уме­ний обычно больше.

В профессионально-технических учебных заведениях (теперь они часто называются по-иному, но это не столь важно) придается первостепенное значение практической, «земной» умелости уча­щихся. То же можно сказать и о подготовке кадров непосредствен­но на производстве. Эта умелость ориентирована на определенную область приложения сил. И в этом смысле эти образовательные системы могут считаться высшими практическими учебными за­ведениями.

Но традиция связывать «высокость», уровень образования именно с теорией очень сильна, и существуют официальные язы­ковые штампы «высшая школа», «средняя специальная школа», «профтехшкола», или учебное заведение «начального» профес­сионального образования. Нет смысла бороться со словами, но полезно помнить об отмеченной выше относительности их зна­чения.

В настоящее время системы профессионального образования претерпевают изменения (и по названиям-«этикеткам», и по со­держанию обеспечиваемой подготовки). Но любое множество яв­лений можно разбить на три группы по градациям того или иного признака (например, по преобладанию практической подготов­ки, как это приблизительно и сделано в предлагаемом варианте

классификации).

Пронумеровав клетки таблицы 6, мы как бы подразделили весь мир профессий на 15 зон. Это небесполезно для уменьшения не­определенности выбора при обдумывании профессиональных жиз­ненных путей.

Зоны, расположенные в каком-либо одном столбце (напри­мер, 1, 6, 11 или 4, 9, 14), соответствуют профессиям, кото­рые родственны по предметной области труда, хотя и различаются по соотношению теоретической и практической подготовки. Так, например, мастер-животновод (1), зоотехник (6) и зооинженер (11) явно более близки по предметной обла­сти труда, чем, скажем, мастер-животновод (1), мастер по ре­монту бытовой техники (2), проводник пассажирского вагона

дальнего следования (3), наборщик (4), маляр по отделке здм ний и помещений (5).

Но при выборе профессии может оказаться важным и таком момент, как необходимое образование.

Скажем, человек не располагает возможностью долго учиться и должен, вынужден думать о скорейшем обретении экономичес кой самостоятельности. Тогда он может выбрать для начала те про фессии, которые не предполагают длительного теоретического об разования (верхняя из трех основных граф таблицы). Но он можс I иметь в виду в качестве перспективных запасных вариантов (для профессионального роста) другие зоны в пределах избранного столбца.

Например: «Поработаю животноводом, потом выучусь на зоо техника или зооинженера»; «Поработаю проводником пассажир ского вагона, а потом стану инженером путей сообщения по экс плуатации железных дорог или инженером-организатором дорож ного движения»; «Поработаю оператором ЭВМ, в потом буду учиться на программиста-математика» и т.д.

Основные идеи

Для информационной поддержки профессионального самоопределения нужна специальная классификация профессий, позволяющая подрастаю щему человеку как бы примерить разные виды будущей деятельности к своим сознаваемым личным качествам. Для этой цели может быть пригод на классификация профессий по признакам предметной области труда (не зависимо от формальной принадлежности к отрасли хозяйства) и уровням необходимого образования.

Каждая профессия — это не только сложный, но и во многом незримый объект.

Если мы стоим непосредственно у рабочего места, скажем, мастера-животновода, пирометриста, гида-экскурсовода, нотариуса или художни­ка-конструктора, мы рискуем не заметить, какие задачи мысленно реша­ет человек, что становится объектом его внешнего и внутреннего внима­ния и т.д.

Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать умом, мыс­ленно.

И здесь незаменимым средством ориентировки оптанта оказывается не просто «картинка» (изобразительная наглядность), и даже не только «живая», предметная наглядность, обеспечиваемая, например, средства­ми экскурсии на то или иное производство. Здесь важны педагогически обдуманное слово, в частности специально построенный информирующий и мотивирующий оптанта текст, описание профессии (профессиограмма).

Нужны постоянно обновляемые сборники описаний профессий и соот­ветствующие компьютеризованные базы профессиографических данных, ориентированные на учащихся разного возраста, и на тех, кто помогает людям в профессиональном развитии.

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания

1. Постройте формулу профессии, кратко описанной ниже. Наладчик машин и технологического оборудования.

Это общее название. А на самом деле есть многие и разные специаль­ности наладчиков во всех отраслях хозяйства — начиная от производства конфет, шитья одежды и кончая постройкой космических кораблей.

Благодаря наладчику машины, аппараты работают четко и бесперебойно.

На заводах и фабриках то и дело устанавливают все новое оборудо­вание, осваивают новые технологии. Наладчику важно интересоваться, в каком направлении идет техническое развитие его отрасли, ориентиро­ваться в технических новинках. Ведь ему приходится не только налажи­вать, регулировать, поддерживать в порядке имеющееся оборудование, но и участвовать в монтаже, опробовании, пуске, наладке нового, непри­вычного.

Наладчик должен уметь практически работать на налаживаемом обору­довании (скажем, на швейной спецмашине или на станках с числовым про­граммным управлением — смотря по тому, какую технику он обслуживает). Без этого не узнаешь некоторые важные тонкости труда и технологии соот­ветствующего производства.

Наладчик с интересом и бдительно наблюдает за машинами, предвидит и предупреждает возможные неполадки, проявляет инициативу, самостоя­тельность, умелость при их устранении.

Причины неисправностей часто скрыты. Их надо мысленно найти, пра­вильно определить, чтобы не разбирать всю машину «до шайбочки».

Наладчику приходится разбираться в технических документах (чер­тежах, технологических картах, схемах), т.е. по условным знакам, по на­чертаниям мысленно представлять себе устройство и работу оборудо­вания.

Деятельность такого рода и требует от человека важных умственных качеств, и развивает их у него (речь идет о техническом мышлении, смекал­ке, пространственном воображении, изобретательности).

Если наладчик обслуживает механическое оборудование (например, металлорежущие, ткацкие станки, горные машины), то от него требуется хорошее физическое развитие. Приходится оперировать слесарными инст­рументами, перемещать иной раз тяжелые детали, механизмы. Это, кстати, также развивает физическую силу, выносливость.

Если наладчик работает на предприятии медицинской, пищевой, микро­биологической промышленности, то от него требуется еще и особая чис­топлотность, аккуратность.

При любом уровне развития техники эта профессия останется нужной и важной.

2. Постарайтесь построить формулу своей (педагогической) специ­альности, профессии. Обсудите возникающие при этом вопросы с това­рищами по учебе, с начинающими педагогами («молодыми специали­стами») и, если удастся, с опытными педагогами-асами.

3. Постарайтесь привести доводы в пользу утверждения, что хотя фор­мулы профессий небесполезны, но ограничиваться ими в деле педагогического руководства профессиональным самоопределением нельзя: нужны массивы хотя бы кратких описаний профессий.

4. Опираясь на приведенное в пункте 1 описание профессии налад­чика, постарайтесь выделить схему этого описания (составьте его план: а) область приложения сил специалиста; б) значение его работы; в)... и т.д.).

Постарайтесь критически отнестись к схеме приведенного описания и подумайте, что важное в этом описании упущено, а что, быть может, излишне. Например, не сказано, где можно выучиться на наладчика, как повышать квалификацию, продолжить образование и т.п.

Разработав, таким образом, более совершенный план описания про­фессии (профессиограммы), составьте краткую профессиограмму спе­циальности, профессии из числа тех, в которых нуждается хозяйство региона, где вы живете. Позаботьтесь, чтобы описание было не только правильным, информирующим, но и побуждающим, мотивирующим, чтобы, далее, оно предполагало или выражало уважительное отношение к соответствующим работникам.

Придется, конечно, собрать некоторый информационный материал, поговорить с представителями описываемой профессии.

5. Кто может и должен составлять для учащихся описания разнотип­ных профессий, необходимые для их профессионального самоопределе­ния?1

Литература

Гусейнова В. В. Развитие профессиоведческой компетентности психо-лога-профконсультанта // Психология сегодня: Ежегодник Российского психологического общества. — Т. 2. — Вып. 2. — М., 1996.

Зотова Н.Н., Кабелева А. А. Информационно-профессиографическая поддержка профессионального самоопределения подростков // Мир пси­хологии. — 1997. — № 3.

Климов Е.А. Школа... а дальше? — Л., 1971.

Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. — М., 1990.

Любимова Г. Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход // Мир психологии. — 1997. — № 3.

Смирнов И. П. Человек — образование — профессия — личность. — М., 2002.

1 По нашим наблюдениям, сами профессионалы часто не знают, что бы такое им сообщить другим о своей профессии (как бы по принципам «и так все ясно» или «глаз не видит сам себя»). Иногда они ограничиваются общими фраза­ми («производим продукцию», «работа живая», «пошевеливаться надо»). Иног­да, если стараются выразиться подробно, невольно употребляют привычные им специальные слова и выражения. Такое описание не порождает определенных образов, представлений у юного читателя, мало понятно непосвященным. На­пример, «...затяжка кабеля», «...знать свойства древесины, употребляемой при изготовлении сулаг», «...насечка и наковка жерновов», «гидратация... жиров и масел...».


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.