Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-02-10 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные понятия: профессиональная относительность образа мира (мира как универсума, а не как покоя), профессиональные особенности сознания, психологические типы профессионалов, требование конкретного (индивидуального) подхода в руководстве профессиональным самоопределением.
Общие положения
Разумеется, через сознание современного старшеклассника, а тем более педагога (да и специалиста в любой области), не могли не пройти, возможно, тысячи уроков, лекций и других «порций» информации, передающих и утверждающих, в частности, и общечеловеческие, общекультурные ценности. Как отмечалось, содержание общего образования имеет тенденцию быть сообразным культуре (в широком значении этого слова). В системе профессионального образования также есть, как правило, немало общенаучных, общезначимых включений.
Возможно, что каждый работник каким-то образом знает, впитал в себя важные общекультурные представления и, быть может, способен их воспроизводить в сознании, воспринимать, понимать и произносить соответствующие слова, фразы.
Но есть много свидетельств тому, что внутренние (имплицитные) модели, образы связного мирового целого, мира (как универсума, а не покоя), существенно и неслучайно различаются в связи с типами профессий, выделяемыми по признакам предметных систем, с которыми имеют дело люди как субъекты деятельности.
Напомним, что субъект — тоже часть мира, в связи с чем уместно думать не только об объективной (объектной), но и о субъективной (субъектной) реальности.
Мысль о профессиональной относительности образа мира является частным выражением идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми.
|
В общем виде эта идея, по-видимому, достаточно широко и разнообразно представлена в нашем языковом сознании как нечто само собой разумеющееся и бесспорное: по крайней мере, из примерно тысячи пословиц, сгруппированных в «Словаре русских пословиц и поговорок»1, около семи десятков их (7%) содержат соответствующие утверждения в разных смысловых поно-ротах.
В пословицах возможна общая констатация (признание факта) особого, избирательного видения и разумения реальности разными субъектами.
При этом здесь так или иначе вовлекаются в информационный оборот очень разные познавательные модальности — интероцеп-ция («У голодной куме хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит»), кинестезия и статика («Своя ноша не тянет»), кожные ощущения («Обжегся на молоке, дует на воду»), обоня ние, вкус, слух, не говоря уже о зрении («И козел себя не хули I, даром что воняет», «На вкус и на цвет образца нет», «У всякой избушки свои поскрипушки»).
В пословицах рассматриваемого рода можно усмотреть прояп ления не только модального, но и амодального содержания со знания (это существенно в связи с утверждениями психологов о(> амодальности образа мира). В пословицах имеются указания на за висимость знания, разумения, а следовательно, сознания как сп преходящих, в частности, эмоциональных состояний («У страх;! глаза велики», «Сытый голодного не разумеет»), так и от более стабильных признаков субъекта («У всякого Павла своя правда», «У всякого плута свой расчет»), от опыта, оперативной осведом ленности («Знает кошка, чье мясо съела»).
Есть и указания-констатации очень общего — законоподобно го — характера, так сказать, и для нормы, и для патологии («Сколь ко голов, столько и умов», «Всяк по-своему с ума сходит»).
Есть констатации с осуждающим смысловым оттенком, ори ентированные на коррекцию у партнера по диалогу или у третье го лица одностороннего или искаженного видения мира. При этом может просто обращаться внимание на нежелательную несооб разность («Глаза по ложке, а не видят ни крошки», «Позавидовал плешивый лысому», «Своя своих не познаша»). В иных случаях нежелательное видение мира ставится в связь с чертами субъекта. Например, его неорганизованностью («Слышал звон, да не знает, где он», «Ты ближе к делу, а он про козу белу»), характером, норовом человека («Заладила сорока Якова одно про всякого», «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит»), умом («Дуракам закон не писан» и пр.).
|
Есть группа пословичных констатации-рекомендации, указывающих на то, что и как важно знать или не знать, на что обращать внимание, что в чем усматривать. Некоторые пословицы можно понять как прямые акценты на вопросах организации внутреннего мира субъекта («Всяк Еремей про себя разумей», «Слушай ухом, а не брюхом»), некоторые — как рекомендации по организации познания в социуме («Знай сверчок свой шесток», «Дареному коню в зубы не смотрят»).
172
Есть группа пословиц, в которых нет прямых указаний на ум, познание или его организацию, но из которых бесспорно реконструируются некоторые соображения о тонкостях избирательного восприятия, понимания мира, оценки явлений, отношения к познаваемому, ориентировки во времени. Можно было бы сказать, что идея относительности представлений мира дана здесь не рефлексивно, а прожективно — через указание на предметную отнесенность познания («Дорого яичко к светлому дню», «Своя рубашка ближе к телу» и др.).
В пословицах также не обойдена, хотя детально и не разработана, идея профессиональной относительности отображения реальности («Рыбак рыбака видит издалека», «Швец швеца по наперстку знает»).
Что касается философии и психологии, то положение об относительности представления мира разными людьми фактически относится к области основного вопроса философии (отношение сознания к бытию), и мы не будем здесь его специально рассматривать. Отметим лишь, что в рамках нашей темы особое значение приобретают те философские взгляды, которые культивируют идею уникальности каждого человека и идею наилучшего сочетания «общественно значимого» с «индивидуально значимым» в жизни
людей.
Факт неповторимости каждого трудно отрицать, но при акцентировании общих интересов создается возможность ухода от оптимума в сочетании «общезначимого» и «индивидуально значимого», а вместе с тем и возможность идеологии, когда индивидуальное считается ошибочным, а не самоценным.
|
И в самом деле — при чисто логическом подходе — если каждый человек уникален, то каждый относительно другого является как бы ошибкой и генератором ошибочной активности. И остается только призвать что-то свыше или «сбоку» (будь то «царь», «бог» или «герой», или «мы... своею собственной рукой», или... педагог), чтобы это «что-то» привело всех к безошибочности, которую легко отождествить с единообразием и единством. Чаще же случается, по-видимому, так, что позицию общих интересов либо так называемую объективную позицию бессознательно или умышленно присваивает себе или тот, кто хуже всего рефлексирует (осознает) идею множества равноценных субъективных миров, или (и) тот, кто имеет фактические рычаги власти (родитель по отношению к детям, педагог по отношению к обучаемым, администратор по отношению к подчиненным и т.д.).
Получается некий современный аналог ситуации «первородного греха» в миниатюре — истина доступна только мне (родителю, педагогу, администратору), а все остальные ошибаются или непременно, будучи предоставлены сами себе, ошибутся. И я при-зван-де всех собирать в некое стадо и гнать по известному мне «счастливому пути». А ведь каждый человек-«делатель» (профо сионал) правомочен вносить свою лепту в понимание, истолки вание того, что такое «общие интересы». Этого права нельзя 0и дальновидно) лишать и молодежь.
Но все же, хотя идея уникальности каждого противостоит идс< > логии обезличивающего подхода к человеку как к стандартной крупице некоей «массы»; сама по себе она, будучи исключителм но культивируема, тоже ведет к некоему абсурду, о чем нескол и* ко ниже.
Нельзя сказать, чтобы идея «каждого» была незнакома философии диалектического материализма и соответствующей социо логии (вспомним формулировки основных социальных принт I пов — «От каждого по способностям, каждому по труду», «()| каждого по способностям, каждому по потребностям»). Но на;и» признать, что часто внимание и теоретиков, и практиков, стоя и ших, по крайней мере, в прошлом под флагом этой философии, центрировалось в основном не на «каждом», оно центрировалось на «всех».
|
Это обстоятельство можно было бы считать положительным, если бы знание о «всех» было достаточно дифференцированным и содержательным. Но оно, к сожалению, нередко было огуль ным, по типу «Лес по дереву не плачет».
Идея уникальности человека и его жизненного пути, культивируемая и разрабатываемая в философии экзистенциализма, персонализма тоже не безупречна. Односторонний акцент на неповторимости человека может уживаться с недооценкой общезначимого, общественно значимого. А как-никак в качестве единицы выживания на планете можно помыслить только сообщество, общество, а отнюдь не отдельную сколько угодно уникальную персону.
Важно находить и удерживать в теории и практике неравновесное и в то же время устойчивое положение (т. е. положение, постоянно требующее от нас бдительности) между двумя абсурдами — абсурдом уникальности каждого человека и абсурдом всеобщей одинаковости людей. А приближения к ним то и дело возникают (гуманистические или сциентистские подходы в психологии — последние обезличивают человека как предмет исследования; борьба то за единую школу, то против нее и за личность в педагогике; тоталитаризм или анархизм в политике).
Существенным (хотя и не единственным, конечно) условием практического достижения оптимума положения между двумя охарактеризованными выше абсурдами является детализированное знание об индивидуальных, групповых, типовых, общих особенностях сознания человека.
В педагогике традиционно признается принцип индивидуале
ного подхода к учащимся в деле их обучения и воспитания. ,;
\ 174
Как отмечалось, руководство профессиональным самоопреде-ием подрастающих людей — это органичная задача школы и агогики. И не только их, а всей системы общества, включая и •изводство, которое тоже, так или иначе, осуществляет воспи-^льно-образовательные функции. Поэтому принцип индивиду-ного подхода и связанная с ним идея индивидуального стиля тельности должны культивироваться также в теории и практи-юдготовки детей к труду, выбору профессии, построению каж-VI своего профессионального жизненного пути.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!