Обзорная классификация профессий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Обзорная классификация профессий

2022-02-10 28
Обзорная классификация профессий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 7

ОБЗОРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

МОЛОДЕЖИ

Основные понятия: психологически сходные профессии, ориентировка в мире профессий, типы профессий, классификация профессий, «карта мира профессий», формула профессии, профессиограмма, средства информационной поддержки профессионального самоопределения.

Общие положения

Уже отмечалось, что в делах человеческих далеко не все доступно глазу: состояния заинтересованности человека, ход его мысли, динамика внимания, способности.

Мало того, что люди различаются между собой (и не всегда об этом думают и знают), разные занятия требуют разного, иногда противоположного психического склада человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель, наоборот, в неожиданной композиции предметов своего труда. И такого рода казусы неисчислимы.

Классификации профессий по экономическим, хозяйственно-отраслевым, технологическим, социальным признакам, разработанные для целей руководства обществом, мало пригодны для того, кто подбирает профессию себе. Почему?

Вот отрывки классификации профессий по признаку отрасли хозяйства — «Металлообработка».

158

Под этой рубрикой сгруппированы профессии, требующие очень разных личных качеств, интересов, опыта, знаний, навы­ков — и заливщик металла, и модельщик по деревянным моделям, и контролер моделей, и оператор электрохимической очис­тки заготовок, и рисовальщик эмальпроизводства, и гравер, и водитель-испытатель.

Откроем рубрику «Производство музыкальных инструментов» — здесь и подборщик древесины, и шлифовщик по дереву, и настройщик пианино и роялей, и приемщик-акустик, и термист деталей духовых инструментов.

В рубрике «Швейное производство» — и вышивальщик, и сварщик на установках ТВЧ, и портной, и монтажник аппаратуры, и модистка-шапочница, и т.д.

Очевидно, что психологически сходные профессии могут распределяться по самым разным отраслям хозяйства и, наоборот, в данной отрасли обычно имеются самые разнородные в психологическом отношении профессии.

Оптант имеет, скажем, наклонности к художественной деятельности, но ему и в голову может не прийти заглянуть в рубрику «Профессии и специальности сельского хозяйства». А там есть профессия цветовода-декоратора. В рубрике «Профессии лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности» есть профессия станочника лобзикового (ажурного) станка; в рубрике «Легкая промышленность» встретишь выжигалыцика по дереву, накатчика рисунков, разрисовщика ткани.

Если оптант имеет склонности к биологии, то он может не подумать заглянуть в рубрику «Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения», где есть специальности озе­ленителя, оператора на биофильтрах. В той же рубрике встретятся ему и бармен, и киномеханик, и обработчик информационного материала, и подборщик справочного материала, и оператор оборудования в теплицах, и электрогазосварщик. Есть там и оформитель табло, виньеток и альбомов, и ретушер. Да, иному оптанту, быть может, очень интересно порыться в информации о многообразии дел человеческих, но полезно иметь и такую их классификацию, которую было бы удобно примерить к неповторимому складу своей индивидуальности. Для целей информационного обеспечения профессионально-[ го самоопределения нужны специальные классификации профессий.

Как показал опыт, для предварительного различения и примеривания каждым оптантом к себе разных возможных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по четырем признакам (особенностям предмета, целей, средств и условий труда).

Понятие «формула профессии»

Выше мы неслучайно все время вводили условные литерные обозначения: пользуясь ими, можно, во-первых, дать обзорную схему профессий, во-вторых, составить примерную формулу опре­деленной профессии. Эта формула может быть отнесена и к реаль­ной профессии, и к профессии-мечте. Речь во втором случае идет о ситуации, когда оптант осознал, что он хотел бы иметь для себя в своем профессиональном будущем, но ему еще не известно, суще­ствует ли такая профессия, которая соответствует сконструирован­ной им формуле. То и другое полезно.

Обзорная схема классификации профессий может выглядеть следующим образом (см. схему 6).

Формула «моей профессии» или «профессии-мечты», если встать на позицию оптанта, может состоять в простейшем варианте из

(«Моя профессия»)

Группы профессий Отделы профессий Классы профессий

Типы профессий

   
  БОНМ 1
  РМАФ  1
  гпи  1
  птчзх

Схема 6. Обзорная схема четырехъярусный психологической классификации профессий

164

четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначаю­щие соответственно: 1) тип; 2) класс; 3) отдел и 4) группу про­фессий. Важно не путать порядок позиций; так, литера «П» («при­рода») в первой позиции означает тип «Человек — природа», а во нторой позиции — класс преобразующих профессий. Рассмотрим пример: оптанту хотелось бы подобрать себе профессию, предпо­лагающую работу с символическими объектами, связанную с пре-бразованием знаков, символов и использованием автоматиче­ской техники. Условия труда ему хотелось бы видеть приближаю­щимися к бытовым. Тогда формула профессии будет ЗПАБ. И можно в литературе поискать, какие профессии к ней ближе всего — оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных авто­матов, телеграфист и т.д.

Если формула не помогает думать, можно обойтись и без нее. Если помогает, ее можно и усложнить, снабдив литеры в основ­ных позициях вспомогательными значками (индексами), указы­вающими на взаимосвязь разных профессий. Например, указа­ние на тип П со значком X (в скобках или в виде индекса) озна­чает, что речь идет о профессии, совмещающей признаки типов П и X. Такой профессией является, например, цветовод-декора­тор.

Подчеркнем, что данная классификация не есть средство, что­бы раскидать все профессии строго по клеточкам. Это и невоз­можно, и не нужно. Типичным фактом является существование, что называется, не «чистых», а «смешанных» профессий, т.е. ха­рактеризующихся множеством разнотипных признаков. Но в лю­бом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные его разбиения, различения объектов и их групп. Полагаем, что для таких различений в первом приближении и будет полезна изложенная классификация. Она дает некоторые слова-термины для видения особенностей, признаков психоло­гического сходства и различий профессий. А это и нужно, чтобы начать разбираться в мире профессий, в частности, и в целях педагогического руководства выбором профессии, а также, если иметь в виду оптанта, в целях обдумывания, проектирования, коррекции своего трудового пути.

Вариант обзорной классификации профессий

Основные идеи

Для информационной поддержки профессионального самоопределения нужна специальная классификация профессий, позволяющая подрастаю щему человеку как бы примерить разные виды будущей деятельности к своим сознаваемым личным качествам. Для этой цели может быть пригод на классификация профессий по признакам предметной области труда (не зависимо от формальной принадлежности к отрасли хозяйства) и уровням необходимого образования.

Каждая профессия — это не только сложный, но и во многом незримый объект.

Если мы стоим непосредственно у рабочего места, скажем, мастера-животновода, пирометриста, гида-экскурсовода, нотариуса или художни­ка-конструктора, мы рискуем не заметить, какие задачи мысленно реша­ет человек, что становится объектом его внешнего и внутреннего внима­ния и т.д.

Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать умом, мыс­ленно.

И здесь незаменимым средством ориентировки оптанта оказывается не просто «картинка» (изобразительная наглядность), и даже не только «живая», предметная наглядность, обеспечиваемая, например, средства­ми экскурсии на то или иное производство. Здесь важны педагогически обдуманное слово, в частности специально построенный информирующий и мотивирующий оптанта текст, описание профессии (профессиограмма).

Нужны постоянно обновляемые сборники описаний профессий и соот­ветствующие компьютеризованные базы профессиографических данных, ориентированные на учащихся разного возраста, и на тех, кто помогает людям в профессиональном развитии.

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания

1. Постройте формулу профессии, кратко описанной ниже. Наладчик машин и технологического оборудования.

Это общее название. А на самом деле есть многие и разные специаль­ности наладчиков во всех отраслях хозяйства — начиная от производства конфет, шитья одежды и кончая постройкой космических кораблей.

Благодаря наладчику машины, аппараты работают четко и бесперебойно.

На заводах и фабриках то и дело устанавливают все новое оборудо­вание, осваивают новые технологии. Наладчику важно интересоваться, в каком направлении идет техническое развитие его отрасли, ориентиро­ваться в технических новинках. Ведь ему приходится не только налажи­вать, регулировать, поддерживать в порядке имеющееся оборудование, но и участвовать в монтаже, опробовании, пуске, наладке нового, непри­вычного.

Наладчик должен уметь практически работать на налаживаемом обору­довании (скажем, на швейной спецмашине или на станках с числовым про­граммным управлением — смотря по тому, какую технику он обслуживает). Без этого не узнаешь некоторые важные тонкости труда и технологии соот­ветствующего производства.

Наладчик с интересом и бдительно наблюдает за машинами, предвидит и предупреждает возможные неполадки, проявляет инициативу, самостоя­тельность, умелость при их устранении.

Причины неисправностей часто скрыты. Их надо мысленно найти, пра­вильно определить, чтобы не разбирать всю машину «до шайбочки».

Наладчику приходится разбираться в технических документах (чер­тежах, технологических картах, схемах), т.е. по условным знакам, по на­чертаниям мысленно представлять себе устройство и работу оборудо­вания.

Деятельность такого рода и требует от человека важных умственных качеств, и развивает их у него (речь идет о техническом мышлении, смекал­ке, пространственном воображении, изобретательности).

Если наладчик обслуживает механическое оборудование (например, металлорежущие, ткацкие станки, горные машины), то от него требуется хорошее физическое развитие. Приходится оперировать слесарными инст­рументами, перемещать иной раз тяжелые детали, механизмы. Это, кстати, также развивает физическую силу, выносливость.

Если наладчик работает на предприятии медицинской, пищевой, микро­биологической промышленности, то от него требуется еще и особая чис­топлотность, аккуратность.

При любом уровне развития техники эта профессия останется нужной и важной.

2. Постарайтесь построить формулу своей (педагогической) специ­альности, профессии. Обсудите возникающие при этом вопросы с това­рищами по учебе, с начинающими педагогами («молодыми специали­стами») и, если удастся, с опытными педагогами-асами.

3. Постарайтесь привести доводы в пользу утверждения, что хотя фор­мулы профессий небесполезны, но ограничиваться ими в деле педагогического руководства профессиональным самоопределением нельзя: нужны массивы хотя бы кратких описаний профессий.

4. Опираясь на приведенное в пункте 1 описание профессии налад­чика, постарайтесь выделить схему этого описания (составьте его план: а) область приложения сил специалиста; б) значение его работы; в)... и т.д.).

Постарайтесь критически отнестись к схеме приведенного описания и подумайте, что важное в этом описании упущено, а что, быть может, излишне. Например, не сказано, где можно выучиться на наладчика, как повышать квалификацию, продолжить образование и т.п.

Разработав, таким образом, более совершенный план описания про­фессии (профессиограммы), составьте краткую профессиограмму спе­циальности, профессии из числа тех, в которых нуждается хозяйство региона, где вы живете. Позаботьтесь, чтобы описание было не только правильным, информирующим, но и побуждающим, мотивирующим, чтобы, далее, оно предполагало или выражало уважительное отношение к соответствующим работникам.

Придется, конечно, собрать некоторый информационный материал, поговорить с представителями описываемой профессии.

5. Кто может и должен составлять для учащихся описания разнотип­ных профессий, необходимые для их профессионального самоопределе­ния?1

Литература

Гусейнова В. В. Развитие профессиоведческой компетентности психо-лога-профконсультанта // Психология сегодня: Ежегодник Российского психологического общества. — Т. 2. — Вып. 2. — М., 1996.

Зотова Н.Н., Кабелева А. А. Информационно-профессиографическая поддержка профессионального самоопределения подростков // Мир пси­хологии. — 1997. — № 3.

Климов Е.А. Школа... а дальше? — Л., 1971.

Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. — М., 1990.

Любимова Г. Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход // Мир психологии. — 1997. — № 3.

Смирнов И. П. Человек — образование — профессия — личность. — М., 2002.

1 По нашим наблюдениям, сами профессионалы часто не знают, что бы такое им сообщить другим о своей профессии (как бы по принципам «и так все ясно» или «глаз не видит сам себя»). Иногда они ограничиваются общими фраза­ми («производим продукцию», «работа живая», «пошевеливаться надо»). Иног­да, если стараются выразиться подробно, невольно употребляют привычные им специальные слова и выражения. Такое описание не порождает определенных образов, представлений у юного читателя, мало понятно непосвященным. На­пример, «...затяжка кабеля», «...знать свойства древесины, употребляемой при изготовлении сулаг», «...насечка и наковка жерновов», «гидратация... жиров и масел...».

Общие положения

Разумеется, через сознание современного старшеклассника, а тем более педагога (да и специалиста в любой области), не могли не пройти, возможно, тысячи уроков, лекций и других «порций» информации, передающих и утверждающих, в частности, и об­щечеловеческие, общекультурные ценности. Как отмечалось, со­держание общего образования имеет тенденцию быть сообразным культуре (в широком значении этого слова). В системе профессио­нального образования также есть, как правило, немало общена­учных, общезначимых включений.

Возможно, что каждый работник каким-то образом знает, впи­тал в себя важные общекультурные представления и, быть может, способен их воспроизводить в сознании, воспринимать, пони­мать и произносить соответствующие слова, фразы.

Но есть много свидетельств тому, что внутренние (имплицит­ные) модели, образы связного мирового целого, мира (как уни­версума, а не покоя), существенно и неслучайно различаются в связи с типами профессий, выделяемыми по признакам предмет­ных систем, с которыми имеют дело люди как субъекты деятель­ности.

Напомним, что субъект — тоже часть мира, в связи с чем уме­стно думать не только об объективной (объектной), но и о субъек­тивной (субъектной) реальности.

Мысль о профессиональной относительности образа мира яв­ляется частным выражением идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реально­сти разными людьми.

В общем виде эта идея, по-видимому, достаточно широко и разнообразно представлена в нашем языковом сознании как не­что само собой разумеющееся и бесспорное: по крайней мере, из примерно тысячи пословиц, сгруппированных в «Словаре рус­ских пословиц и поговорок»1, около семи десятков их (7%) содержат соответствующие утверждения в разных смысловых поно-ротах.

В пословицах возможна общая констатация (признание факта) особого, избирательного видения и разумения реальности разны­ми субъектами.

При этом здесь так или иначе вовлекаются в информационный оборот очень разные познавательные модальности — интероцеп-ция («У голодной куме хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит»), кинестезия и статика («Своя ноша не тянет»), кожные ощущения («Обжегся на молоке, дует на воду»), обоня ние, вкус, слух, не говоря уже о зрении («И козел себя не хули I, даром что воняет», «На вкус и на цвет образца нет», «У всякой избушки свои поскрипушки»).

В пословицах рассматриваемого рода можно усмотреть прояп ления не только модального, но и амодального содержания со знания (это существенно в связи с утверждениями психологов о(> амодальности образа мира). В пословицах имеются указания на за висимость знания, разумения, а следовательно, сознания как сп преходящих, в частности, эмоциональных состояний («У страх;! глаза велики», «Сытый голодного не разумеет»), так и от более стабильных признаков субъекта («У всякого Павла своя правда», «У всякого плута свой расчет»), от опыта, оперативной осведом ленности («Знает кошка, чье мясо съела»).

Есть и указания-констатации очень общего — законоподобно го — характера, так сказать, и для нормы, и для патологии («Сколь ко голов, столько и умов», «Всяк по-своему с ума сходит»).

Есть констатации с осуждающим смысловым оттенком, ори ентированные на коррекцию у партнера по диалогу или у третье го лица одностороннего или искаженного видения мира. При этом может просто обращаться внимание на нежелательную несооб разность («Глаза по ложке, а не видят ни крошки», «Позавидовал плешивый лысому», «Своя своих не познаша»). В иных случаях нежелательное видение мира ставится в связь с чертами субъекта. Например, его неорганизованностью («Слышал звон, да не зна­ет, где он», «Ты ближе к делу, а он про козу белу»), характером, норовом человека («Заладила сорока Якова одно про всякого», «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит»), умом («Дура­кам закон не писан» и пр.).

Есть группа пословичных констатации-рекомендации, указы­вающих на то, что и как важно знать или не знать, на что обра­щать внимание, что в чем усматривать. Некоторые пословицы можно понять как прямые акценты на вопросах организации внут­реннего мира субъекта («Всяк Еремей про себя разумей», «Слу­шай ухом, а не брюхом»), некоторые — как рекомендации по организации познания в социуме («Знай сверчок свой шесток», «Дареному коню в зубы не смотрят»).

172

Есть группа пословиц, в которых нет прямых указаний на ум, познание или его организацию, но из которых бесспорно рекон­струируются некоторые соображения о тонкостях избиратель­ного восприятия, понимания мира, оценки явлений, отноше­ния к познаваемому, ориентировки во времени. Можно было бы сказать, что идея относительности представлений мира дана здесь не рефлексивно, а прожективно — через указание на предметную отнесенность познания («Дорого яичко к светлому дню», «Своя рубашка ближе к телу» и др.).

В пословицах также не обойдена, хотя детально и не разработа­на, идея профессиональной относительности отображения реаль­ности («Рыбак рыбака видит издалека», «Швец швеца по напер­стку знает»).

Что касается философии и психологии, то положение об отно­сительности представления мира разными людьми фактически относится к области основного вопроса философии (отношение сознания к бытию), и мы не будем здесь его специально рассмат­ривать. Отметим лишь, что в рамках нашей темы особое значение приобретают те философские взгляды, которые культивируют идею уникальности каждого человека и идею наилучшего сочетания «общественно значимого» с «индивидуально значимым» в жизни

людей.

Факт неповторимости каждого трудно отрицать, но при ак­центировании общих интересов создается возможность ухода от оптимума в сочетании «общезначимого» и «индивидуально зна­чимого», а вместе с тем и возможность идеологии, когда индиви­дуальное считается ошибочным, а не самоценным.

И в самом деле — при чисто логическом подходе — если каж­дый человек уникален, то каждый относительно другого является как бы ошибкой и генератором ошибочной активности. И остает­ся только призвать что-то свыше или «сбоку» (будь то «царь», «бог» или «герой», или «мы... своею собственной рукой», или... педагог), чтобы это «что-то» привело всех к безошибочности, ко­торую легко отождествить с единообразием и единством. Чаще же случается, по-видимому, так, что позицию общих интересов либо так называемую объективную позицию бессознательно или умыш­ленно присваивает себе или тот, кто хуже всего рефлексирует (осоз­нает) идею множества равноценных субъективных миров, или (и) тот, кто имеет фактические рычаги власти (родитель по отноше­нию к детям, педагог по отношению к обучаемым, администра­тор по отношению к подчиненным и т.д.).

Получается некий современный аналог ситуации «первород­ного греха» в миниатюре — истина доступна только мне (родите­лю, педагогу, администратору), а все остальные ошибаются или непременно, будучи предоставлены сами себе, ошибутся. И я при-зван-де всех собирать в некое стадо и гнать по известному мне «счастливому пути». А ведь каждый человек-«делатель» (профо сионал) правомочен вносить свою лепту в понимание, истолки вание того, что такое «общие интересы». Этого права нельзя 0и дальновидно) лишать и молодежь.

Но все же, хотя идея уникальности каждого противостоит идс< > логии обезличивающего подхода к человеку как к стандартной крупице некоей «массы»; сама по себе она, будучи исключителм но культивируема, тоже ведет к некоему абсурду, о чем нескол и* ко ниже.

Нельзя сказать, чтобы идея «каждого» была незнакома фило­софии диалектического материализма и соответствующей социо логии (вспомним формулировки основных социальных принт I пов — «От каждого по способностям, каждому по труду», «()| каждого по способностям, каждому по потребностям»). Но на;и» признать, что часто внимание и теоретиков, и практиков, стоя и ших, по крайней мере, в прошлом под флагом этой философии, центрировалось в основном не на «каждом», оно центрировалось на «всех».

Это обстоятельство можно было бы считать положительным, если бы знание о «всех» было достаточно дифференцированным и содержательным. Но оно, к сожалению, нередко было огуль ным, по типу «Лес по дереву не плачет».

Идея уникальности человека и его жизненного пути, культи­вируемая и разрабатываемая в философии экзистенциализма, пер­сонализма тоже не безупречна. Односторонний акцент на непов­торимости человека может уживаться с недооценкой общезначи­мого, общественно значимого. А как-никак в качестве единицы выживания на планете можно помыслить только сообщество, об­щество, а отнюдь не отдельную сколько угодно уникальную пер­сону.

Важно находить и удерживать в теории и практике неравновес­ное и в то же время устойчивое положение (т. е. положение, по­стоянно требующее от нас бдительности) между двумя абсурдами — абсурдом уникальности каждого человека и абсурдом всеобщей одинаковости людей. А приближения к ним то и дело возникают (гуманистические или сциентистские подходы в психологии — последние обезличивают человека как предмет исследования; борь­ба то за единую школу, то против нее и за личность в педагогике; тоталитаризм или анархизм в политике).

Существенным (хотя и не единственным, конечно) условием практического достижения оптимума положения между двумя охарактеризованными выше абсурдами является детализирован­ное знание об индивидуальных, групповых, типовых, общих осо­бенностях сознания человека.

В педагогике традиционно признается принцип индивидуале

ного подхода к учащимся в деле их обучения и воспитания. ,;

\ 174

Как отмечалось, руководство профессиональным самоопреде-ием подрастающих людей — это органичная задача школы и агогики. И не только их, а всей системы общества, включая и •изводство, которое тоже, так или иначе, осуществляет воспи-^льно-образовательные функции. Поэтому принцип индивиду-ного подхода и связанная с ним идея индивидуального стиля тельности должны культивироваться также в теории и практи-юдготовки детей к труду, выбору профессии, построению каж-VI своего профессионального жизненного пути.

 

 

Профессионалов

Говорить об индивидуальном подходе в деле педагогического руководства выбором профессии легко, а практически его осуще­ствлять трудно. Общеориентирующую лепту здесь могут внести при­водимые далее описательные психологические характеристики раз-11 отипных профессионалов.

Образ» (X)

В профессиях типа X мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос — это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля — то, на что надо мысленно взглянуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа — источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа­лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно­сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве­тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе­мой витрины, театральной декорации), чувство подаренной лю­дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле­ние театрального представления, фразировка (музыкального ма­териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) — об­разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно­шения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, наро­дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен­ный придуманных людьми политических, государственных гра­ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол­ландии и т.д.

Условия существования и развития человека — это система рас­селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про­странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про­странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же — то, что надо обеспечить, преодолевая суще­ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено­ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно­гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач­ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге­роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи­ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри­сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро­ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис­чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение Первого фортепьянного концерта П.И.Чай­ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. Это мо­жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра­жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри­мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра­соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри­тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж­даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний — как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Склада человека

Разумеется, выше были приведены очень обобщенные харак­теристики человека как субъекта деятельности в разных типах про­фессий. А все типовое, как правило, не во всем совпадает с от­дельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить. Это все равно, что костюм усредненного размера (причем не разбирая, мужской он или женский) пытаться надеть на реального человека, да еще ожидать от него улыбку удоволь­ствия.

Вот почему оптант должен усвоить мысль, что ему совершенно необходимо проводить и самостоятельное углубленное изучение частных случаев — каких-то интересующих именно его профес­сий.

Для этого полезна некоторая схема-программа (перечень во­просов, на которые надо самостоятельным усилием поискать от­веты).

Она может быть такой:

196

Программа-схема ориентировочного изучения профессии для целей профессионального самоопределения

1. Что делают представители данной профессии:

а) в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, лепта — какая и во что);

б) особенности практической деятельности и перечень исполнитель­ных действий;

в) особенности познавательной деятельности и перечень гностиче­ских действий (что должен распознать, удержать в памяти, определить, придумать).

2. В чем состоят особенности знаний, элементов опыта, умений ус­пешных представителей данной профессии.

3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных про­цессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение).

4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внима­ние, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).

5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-воле­вых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.

6. Каковы желательные особенности отношений личности (к окружа­ющему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).

7. Каковы желательные особенности направленности личности, си­стемы побуждений (что превыше всего ценят профессионалы, что лю­бят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).

8. Каковы особенности творческости (креативности).

9. Каковы особенности саморегуляции.

10. Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психо­логические) к выбору профессий этого типа и какие качества данная профессия развивает у человека.

Когда человек покупает арбуз, картошку или селедку, он тут же проводит небольшое товароведческое исследование (не слиш­ком ли размяк товар, не отдает ли посторонним запахом и пр.). Что касается поворота на жизненном пути, выбора или смены профессии, то это факт построения судьбы. Чего же удивляться, если здесь в каждом случае рекомендуется небольшое профессио-ведческое исследование?

Ближайший круг взрослых профессионалов, которые могли бы быть удобным источником необходимой профессиоведческой ин­формации для учащихся — это родители, лица, их заменяющие.

Рекомендуем для изучения превосходную книгу для педагогов, обстоятельно излагающую систему и разнообразные формы так на­зываемой профинформационной работы со старшеклассниками: Система профинформационной работы со старшеклассниками / Под ред. Федоришина. — Киев, 1988. Эта книга не устарела и в наши дни. В ней обсуждаются вопросы организации и методики профинформационных уроков, профессиографических встреч, экс­курсий, а также и самостоятельных исследований профессий уча­щимися.

В связи с рассмотренными выше характеристиками разно­типных профессионалов возникает, в частности, один вопрос, важный для теории и практики профессионального самоопре­деления и педагогического руководства этим процессом. А имен­но: формирует ли у человека типичная профессиональная дея­тельность соответствующий психический склад или же, наобо­рот, человек, выстраивая свой профессиональный путь, пред­почитает определенные виды деятельности в соответствии со своим психическим складом? Психический склад — это, в час­тности, видение мира, тип миропонимания и мироотношения. Возможно, сообразно этому человек выбирает определенную профессию или «застревает» в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, «естественного профотбора»?

Скорее всего, здесь мы имеем некоторую диалектику того и другого факторов. Но в любом случае по отношению и к потенци­альным (будущим), и к функционирующим и развивающимся субъектам профессиональной деятельности возникают, в частно­сти, задачи их компенсаторной информационно-профессиовед-ческой поддержки и коррекции во многих ответственных ситуа­циях. А именно, в ситуациях обдумывания предстоящего профес­сионального пути, выбора учебного профессионального заведе­ния, при проектировании систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров, при обдумывании очередных шагов на профессиональном трудовом пути. Например, в ситуации смены профессии или при вынужденной перемене труда, обусловлен­ной частичной утратой трудоспособности или безработицей, а также в социальной, организационно-хозяйственной, профессио­нально-педагогической работе по анализу, профилактике и прео­долению разного рода конфликтов.

Основные идеи

Представители разнотипных профессий выделяют в окружающем мире не одни и те же целостности, и в результате он предстает им существенно различным образом (то, что у одних профессионалов — на переднем пла­не, другим просто может не приходить в голову).

Это не плохо и не хорошо, а просто факт. Его полезно учитывать, в част­ности, при проведении работы по профессиональному просвещению уча­щихся, при расширении их представлений о жизни общества, при контакте с профессионалами. Таковыми могут быть и родители учащихся, и люди, приглашенные в школу для бесед о тех или иных сферах труда (в частно­сти, бывшие выпускники), и представители организаций, шефствующих над школой.

198

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания

1. П


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.