Положение женщин в индийском обществе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Положение женщин в индийском обществе

2022-02-10 28
Положение женщин в индийском обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В брахманскую эпоху, по сравнению с эпохой Вед, положение женщин значительно ухудшилось. Согласно Гюставу ле Бону, в законе Ману женщина считается морально неустойчивой и о ней всегда говорится в уничижительных выражениях[36].

В случае смерти своих мужей женщины были обречены на постоянные страдания. Им не разрешалось снова вступать в брак. Они жили как служанки в домах братьев или других родственников своих мужей. Часто вдовы совершали сати.

Д-р Гюстав ле Бон пишет: «Сожжение вдов на погребальных кострах их мужей не упоминается в Шастре, однако этот обычай стал широко распространенным в Индии, поскольку ссылки на него мы находим в сообщениях греческих историков»[37].

Аравия

Доисламские арабы обладали некоторыми природными достоинствами, которые выделяли их в современном им мире. Они не имели соперников в красноречии и в искусном владении своим языком. Свободу и честь они ценили превыше своей жизни. Они были великолепными наездниками. Они были пылкими, смелыми, великодушными, братолюбивыми, бесхитростными, стойкими, непреклонными, правдивыми, верными и надежными, их речь была проста, а память крепка.

Однако столетия изоляции на полуострове и болезненная приверженность к вере своих предков сильно подорвали их моральное и духовное здоровье. Шестое столетие (после Рождества Христова) застало их погрязшими в порочности, извращениях и мрачном идолопоклонстве, и во всех других особенностях примитивной жизни.

Доисламские идолы

Вера в Высшее Провидение стала у них очень слабой. Ее придерживались немногие избранные, в то время как религией подавляющего большинства было грубое идолопоклонство. По-прежнему почести воздавались Единому Трансцендентальному Богу лишь на словах; в их сердцах царствовал сонм богов, и все они стремились снискать расположение этих богов и избежать их неудовольствия.

Каждое племя, город и местность имели своего собственного бога. Аль-Калби говорит, что каждая семья в Мекке имела собственного идола. Когда мекканец отправлялся в путешествие или возвращался из него, – он молил о благословении семейное божество.[38].

Люди старались превзойти друг друга в коллекционировании идолов и сооружении храмов для них. Те, которые не могли позволить себе ни того, ни другого, клали камень перед Каабой и совершали обряд обхода вокруг него. Такие камни назывались Ансаб.

Как говорил Абу Риджа аль-Утариди, чьи слова приведены в «Сахих аль-Бухари»: «Мы поклонялись камням. Когда мы находили камень лучше того, что был у нас, мы брали его, старый выбрасывали. Если камней не было, мы делали холми из песка, доили над ним козу и поклонялись ему»[39].

Когда путник останавливался где-либо, он обычно подбирал четыре камня, поклонялся самому красивому из них, а на остальные три ставил горшок, чтобы сварить еду[40].

Арабы поклонялись, как божественным существам, ангелам, звездам, джиннам (духам) и другим обычным объектам почитания в политеистических верованиях. Они верили, что ангелы – дочери Бога, и молили их о заступничестве перед Ним. Джинны, как они считали, делят с Всемогущим практический контроль над миром[41].

Аль-Калби говорит, что Бану Малих, одна из ветвей племени Хузаа, поклонялись джиннам[42], а Сайд сообщает, что племя Тамим поклонялось Аль дабарану; Лакхм и Джузам, Таи, Бану Кайс и Бану Асад поклонялись соответственно Юпитеру, Канопусу, Сириусу и Меркурию[43].

Социальные пороки

Социальные обычаи арабов были совершенно отвратительны. Вино было настолько распространено, что даже их литература была буквально пропитана его запахом. Богатство выражений в арабском языке, относящихся к дочери лозы, и тонкие оттенки содержания, заключенного в этих выражениях, показывают, с какой любовью относились к этому арабы. Над лавками, торговавшими спиртным, развевались знамена. Азартные игры: были у них предметом гордости. Отказаться от игры считалось бесчестьем. Катада, один из теологов Табии [44], говорит, что нередко игрок ставил на кон сразу все свое имущество, печально уходил, видя, как оно переходит в руки его соперника. Такие случаи иногда приводили к жестоким распрям[45].

Ростовщичество процветало, а ростовщики были бессердечны. Прелюбодеяние не считалось большим грехом. Значительный интерес вызывали разные положения и позы в половых сношениях. Проституция достигла огромных размеров, существовало множество публичных домов.

Судьба женщин

Судьба женщин в доисламской Аравии была весьма плачевной. Они были лишены права наследования. Овдовевшим и разведенным женщинам не разрешалось снова вступать в брак. Обычно старший сын брал в жены вдов своего отца, получая их в наследство вместе с другим имуществом. Даже в еде существовала дискриминация: некоторые блюда мужчины предназначали только для самих себя.

Новорожденных дочерей живыми зарывали в землю. Причиной распространения этого отвратительного преступления – убийства дочерей – среди всех арабских племен были страх потерять честь, и бедность. Хайсам ибн Ади рассказывает, что из каждых десяти мужчин один был виновен в этом преступлении[46]. Довольно часто мягкосердечные вожди племен покупали новорожденных девочек, чтобы спасти им жизнь. Сасаа говорит, что до появления ислама он спас более трехсот девочек от такой ужасной участи, заплатив выкуп их отцам[47]. Иногда девочку, которой удалось избежать смерти сразу после рождения или в детстве благодаря тому, что отца не было дома, или по какой-либо другой причине, отец предательски заманивал в уединенное место и убивал. Сподвижники, после того, как они приняли ислам, рассказали несколько подобных случаев из своей прежней жизни[48].

Племенные предрассудки

Племенные предрассудки были очень сильны. Кругозор был самым жалким образом ограничен узкими понятиями родоплеменного строя.

Среди них было распространено правило: «Помогай своему брату, будь он обидчиком или обиженным», и они следовали ему в буквальном смысле слова.

Каждый считал свое происхождение наиболее благородным. Некоторые семьи находили унизительным для себя даже участие вместе с другими в религиозных собраниях. Например, курайшиты держались на расстоянии от других паломников во время некоторых обрядов при хадже.

Они первыми совершали обряд остановки у Арафата [49], чтобы избежать соприкосновения с остальными паломниками[50]. Они считали, что есть класс прирожденных господ, другой – прирожденных тружеников, и третий – простых людей и «людей с улицы».

Воинский пыл

В соответствии со своим примитивным пустынным окружением арабы отличались очень воинственным темпераментом. Война в некоторых отношениях была для них необходимостью; более того, это было развлечение. Их поэты пели о войне, как о чем-то радостном.

Один арабский поэт говорит:


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.