Исламское влияние в эпоху упадка — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Исламское влияние в эпоху упадка

2022-02-10 30
Исламское влияние в эпоху упадка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Некоторые характерные черты мусульманской веры и цивилизации продолжали существовать даже после того, как грандиозная исламская социальная структура начала распадаться, и одна из них – это вера в Аллаха. Ислам настолько прочно внедрил в умы своих последователей идею Аллаха, что превратности времени были не властны над ней. Последователи ислама могли погрязнуть в безнравственности – что они и делали открыто в период своего упадка, – но отвергнуть веру в Аллаха они просто не могли. Среди всех их грехов моральное чувство правды и неправды, вера в вездесущность Всемогущего и забота о загробной жизни затрагивали их сердца, и иногда это могло во мгновение ока изменить их жизнь. Нередко случалось, что люди по внезапному велению совести покидали свои грешные пути и начинали вести благочестивую жизнь. Простое предупреждение свыше в один миг побуждало принцев отрекаться от своих царств и становиться аскетами, в то время как мы каждый день видим, что в тысячу раз более серьезные предупреждения не производят никакого впечатления, если сердца духовно замерзли. Много раз случалось так, что люди, услышав аяты Корана, подобные нижеследующим, вдруг чувствовали, что они пробуждаются к новой жизни:

«Не настало ли уже для верующих время смирить сердца свои при поминании Аллаха и того из истины, что Он ниспослал, и чтобы они не были похожи на тех, кому дано было писание раньше? И много прошло времени, а сердца их только ожесточились, и многие из них – нечестивы». Коран. 57:16

Такие случаи были обычным явлением в духовных школах религиозных лидеров в Багдаде, даже когда этот город погрузился в моральное оцепенение. Джубайр аль-Андалуси рассказывает, что люди обычно плакали во время проповедей шейха Разиуддина Казвини и толпились вокруг него, чтобы просить Аллаха о прощении своих грехов.

Во время проповедей Хафиза Ибн Джаузи «люди плакали и падали в обморок, и их приходилось уносить. Они давали ему в руки пряди своих волос (в знак покорности), а он гладил их головы»[139]. По его собственной оценке, с его помощью покаялось около лака (ста тысяч) людей[140]. Утверждают, что на публичных проповедях шейха Исмаила Лахори, индийского традициониста 5-го столетия (после Хиджры)., тысячи принимали ислам[141].

Ибн Батута перечисляет многочисленные случаи подобного рода в связи с достижениями мусульманских миссионеров в Индии.

Наконец, можно подчеркнуть, что язык ислама стал распространенным среди языков мира. Обороты речи, свойственные исламу, широко употреблялись немусульманами. Многие немусульманские ученые заучивали Коран на память. О сабийце Ибн Исхаке, одном из самых прославленных немусульманских каллиграфов и литераторов своей эпохи, известно, что он имел обыкновение соблюдать пост во время рамадана.

Люди путешествовали по исламскому миру из конца в конец, через леса, горы и реки, в поисках духовных наставников. Праведники и «суфии» были прибежищем для многих из них. Места их обитания были переполнены верующими в большей мере, чем дворцы высоких государственных сановников. Публичные проповеди шейха Абдул Кадира Джилани вызывали большее благоговение, чем дворы Аббасидских халифов.

Глава четвертая
УПАДОК МУСУЛЬМАН

Начало

Один писатель заметил, что в человеческой жизни есть два вида случайностей, точное время которых никто не может предсказать. Одна относится к индивидууму, другая – к коллективному существованию. Одна – это наступление сна, другая – закат или упадок наций. Никто не может точно сказать, когда именно человек перейдет от бодрствования ко сну или нация начнет клониться к упадку.

Однако с исламским государством было иначе. Если мы хотим провести черту между его подъемом и упадком, мы легко можем сделать это между периодом правления праведных халифов и возникновением арабского империализма.

Халифат был в первую очередь религиозным установлением. Его политический характер был вторичным. Халифат сохранял свою религиозную ориентацию во время правления первых четырех халифов, потому что людей, которые тогда руководили его судьбой, вполне можно назвать живыми чудесами пророка. Они были истинными образцами всеохватность своей веры. Они были в одно и то же время аскетами, руководителями (имамами) коллективного намаза в мечети, проповедниками, судьями, законодателями, казначеями, генералами, администраторами и государственными деятелями. По этой причине вся власть в империи – духовная и светская – была возложена на одного человека, халифа, который окружил себя группой советников, созданных и сформированных тем же учителем, который воспитал и халифа. Халиф действовал в согласии со своими советниками, и дух учеников пророка пронизывал всю общественную жизнь, не оставляя места для столкновений между духовной и светской сферами ее деятельности.

Джихад и иджтихад

Поскольку в исламе нет отдельных царств Аллаха и кесаря, мусульманский халифат или имамат требует от человека высоких религиозных, моральных, интеллектуальных и других качеств. Халиф или имам должен обладать высокими личными добродетелями и, кроме того, остро чувствовать потребности джихада и иджтихада. Джихад в исламской терминологии означает стремление изо всех своих сил к тому, что является для человека самой благородной целью на земле. Для мусульманина не может быть ничего благороднее, чем заслужить Божью милость, полностью подчинившись Его воле. Для этого требуется долгая и упорная внутренняя борьба человека против всех ложных божеств, которые могут претендовать на его духовную лояльность, а также против всех тех прихотей и желаний, которые могут соблазнить его уйти с истинного пути добра и благочестия. Когда это достигнуто, он начинает чувствовать моральную ответственность за улучшение жизни своих ближних и установление божественного владычества над окружающим его миром. Это и преимущество, и необходимость, потому что часто становится невозможным оставаться верным Аллаху, даже в индивидуальной сфере, находясь в нечестивом окружении. Эта последняя ситуация описана в Коране под названием фитна, что означает бедствие, мятеж, предательство, грех, искушение и совращение.

Это правда, что все существующее в мире - животные, растения и минералы - склоняется перед владычеством Аллаха и покорно Его воле. Книга ислама гласит:

«…Ему покоряются и добровольно и невольно все на небесах и на земле, и к Нему они будут возвращены». Коран, 3:83

«Разве ты не видел, что Аллаху поклоняется то, что есть на небесах и то, что есть на земле, и солнце, и луна, и звезды, и горы, и деревья, и животные, и многие из людей? Но многие (из людей) заслуживают наказания». Коран, 22:18

Но это не имеет никакого отношения к человеческим усилиям. Все сотворенные вещи подчиняются неизменным законам природы. Они в должное время проходят различные стадии рождения, роста и увядания, которые предопределены для них. Закон, к укреплению которого должны стремиться мусульмане, - это закон, принесенный в мир пророками. Сопротивление этому закону не прекратится, пока мир существует. Всегда найдется та или иная сила, которая будет противостоять ему и отвергать его. Поэтому джихад - вечная фаза человеческой жизни. Он может принимать различные формы; одной из них является война, которая иногда может быть наивысшей из всех возможных форм, и тогда ее цель – сокрушить силы зла, стремящиеся к неверию и вовлекающие человечество в очень рискованную духовную борьбу – необходимость выбора между истиной и ложью. Священный Коран гласит:

«И сражайтесь с ними, пока не будет больше смут и угнетения, и пока религия Аллаха не одержит победу». Коран, 2:193

Для тех, кто принимает участие в джихаде, очень важно быть достаточно сведущими не только в учении и обрядах ислама, но также и в философии и обычаях неверия, чтобы они смогли распознать неверие, в каком бы обличье оно ни проявилось. Халиф Умар ибн Хаттаб сказал: «Я боюсь, что тот, кто был воспитан в исламе и не имеет знания язычества, разрушит сам ислам». Невозможно, чтобы каждый мусульманин достиг глубокого понимания путей язычества; однако, тот, кто руководит и управляет исламским государством, должен быть лучше осведомлен в этом вопросе. Мусульманские лидеры должны также накапливать силы в полную меру своих возможностей и всегда находиться в готовности ответить на вызов своих врагов и врагов веры. Таково постоянно действующее повеление Аллаха:

«Держите в готовности все, какие можете, военные силы и отряды конницы, ими вы устрашите врагов Аллаха и врагов ваших и других кроме них, которых вы можете не знать, но их знает Аллах. Что ни пожертвуете вы на пути Аллаха, будет полностью возмещено вам и с вами не поступят несправедливо». Коран, 8:60

А под иджтихадом мы подразумеваем способность справляться с постоянно меняющимися требованиями жизни. Для этого требуется глубокое проникновение в суть ислама и совершенное знание основных принципов исламской юриспруденции. Он также включает способность использовать сокровища природы для служения исламу, вместо того, чтобы позволить им попасть в руки неверующих материалистов, которые пользуются ими для распространения в мире высокомерия и бедствий.

Омеяды и Аббасиды

Но, к несчастью, тем, кто унаследовал халифат после первых четырех халифов, очень не хватало этих качеств. У них не было того морального и духовного размаха, которого можно было ожидать от мусульманского руководства. Они были не в состоянии преодолеть языческие пристрастия и привычки своей расы. Никто из омеядских и аббасидских халифов за единственным исключением Умара ибн Абдул Азиза (умер в 101г. после Хиджры), не соответствовал в полной мере критериям ислама.

Недостатки монархии

В результате, вскоре в религиозно-политическом строе ислама произошел раскол между религией и государством. Халифы, которые не извлекали никакой пользы из религии и не были в ней заинтересованы, занимались исключительно политикой и пренебрегали обязанностями религиозных лидеров. Когда возникали религиозные потребности, они обращались за советами к улемам[142], но принимали только те, которые соответствовали их делам. Таким образом, светская деятельность стала независимой от религии. Улемы, за исключением немногих, соблазнившихся житейскими благами, которые можно было извлечь из близости к имперскому двору, были настроены против него и время от времени поднимали мятежи в пределах империи, или же они тихо удалялись в религиозные учреждения и посвящали себя самосовершенствованию и само улучшению.

По мере того, как ослабевало влияние религии, уровень морали мусульман быстро понижался. Извращенное влияние развратного поведения халифов, которые далеко не были образцами исламской морали, – некоторые из них представляли собой нечто прямо противоположное, – неизбежно должно было отрицательно подействовать на моральную структуру общества в целом. Повеление Корана «приказывать одобряемое и удерживать от не одобряемого» утратило всякое практическое значение, потому что оно не опиралось на поддержку государства, а с ослаблением бдительности религии, антиисламские тенденции получили возможность проложить себе путь к последователям ислама и разрушить суровую простоту их веры. Мусульмане стали вести жизнь, полную праздности и удовольствий. Они стали ленивыми и потакали своим желаниям. В таких обстоятельствах нечего было ожидать, что они будут стремиться выполнять свои обязанности, как истинные последователи пророка, и нести вперед послание, завещанное им.

Прекрасное впечатление, которое ислам произвел на немусульман в прежние дни, было сведено на нет вследствие морального упадка его последователей. Heмусульмане, естественно, приписали падение мусульман их вере. Они потеряли доверие к исламу. Один европейский писатель заметил – и совершенно справедливо, – что упадок ислама начался тогда, когда люди перестали верить в искренность его представителей.

Философская казуистика

От естественных наук мусульманские мыслители перешли к метафизике и теологии греков, которая на деле была лишь исправленной версией их мифологии. Греки хитроумно ввели схоластический взгляд в свою мифологию, обрядив его в философскую фразеологию. Их философия была чисто спекулятивной. Дух Корана, напротив, антиклассичен. Мусульманам, в сущности, незачем было вступать в теоретические споры, касающиеся бытия и проявлений Аллаха, после того, как Коран вложил в их руки конкретное знание. Но они не осознали его ценности и вместо того, чтобы сосредоточиться на надежном духовном и материальном благополучии, которое проложило бы путь к всемирному распространению ислама, они впустую растрачивали свою энергию на бесполезные метафизические дискуссии.

Религиозные новшества

Таким образом, языческие верования и обряды проникали в мусульманское общество. Превосходство мусульман над другими вытекало исключительно из их религии, а секрет величия их религии заключен в том, что она является законом божьим. Этот закон – творение Аллаха:

«Таково деяние Аллаха, который создал все существующее в совершенстве». Коран, 27:88

Если этот божественный закон загрязняется из-за человеческого вмешательства, он перестает быть тем, чем он должен быть, – гарантией успеха в этом мире и в мире ином. Человеческий интеллект не подчинится ему, и разум человека не даст себя уговорить.

Возрождение и реставрация

Однако до сих пор основные ценности религии оставались нетронутыми и неискаженными. Они оставались абсолютно свободными от всяких новшеств, вставок, неправильных толкований и запретов. Ислам никогда не закрывал глаза на ошибки своих последователей. Он всегда был бдительным, поправляя, исправляя, наставляя. Коран и Сунна – нетронутые и незапятнанные – всегда были под рукой, чтобы руководить и судить в случаях сомнения и спора. Они поддерживали дух противостояния развращенности правящих классов и других неисламских влияний.

Весь ход исламской истории освещен борьбой сознательных, решительных, мужественных людей, которые, как истинные преемники пророков, принимали вызов времени и восстанавливали, воскрешали общество, поддерживали его развитие, прибегая к джихаду и иджтихаду. Эти два принципа, которые воплощают динамизм ислама, никогда не могут отсутствовать в его структуре. Они продолжают непрестанно работать внутри ислама как живые факторы, высоко неся факел религиозных усилий посреди самых суровых бурь. Вот почему никогда тьма не могла охватить весь мир ислама.

Точно так же при каждом критическом повороте истории на сцене неизменно появлялся какой-либо могучий деятельный человек, вдохновенный защитник веры, чтобы отразить все, угрожавшее существованию общества. Двумя из многих подобных выдающихся личностей, которых бессмертный дух ислама порождал для своей защиты, были Нуруддин Занги и Салахуддин Айюби.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.