Принцип «параллельного педагогического действия» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Принцип «параллельного педагогического действия»

2022-02-10 81
Принцип «параллельного педагогического действия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Авторство этого принципа и само его необычное название принадлежат А.С. Макаренко. Кроме прямого целенаправленного действия, «параллельно» воспитывает буквально все: случайные встречи и разговоры, телевизор и книги, весь образ жизни взрослых и детей. В ситуации «параллельного педагогического действия» ребенок не чувствует, что его воспитывают, что он для кого-то из взрослых – объект воспитания. Вот почему в процессе воспитания ведущим должно быть не прямое педагогическое воздействие, а опосредованное («параллельное») преломление воспитательного прикосновения к ребенку через его жизненные интересы и потребности.

Принцип педагогического оптимизма подход к каждому воспитаннику, как говорил А.С. Макаренко, с «оптимистической гипотезой», то есть доверие ему несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки и отрицательное поведение. педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, Настоящее воспитание - это «культивирование» достоинств, а не «выкорчевывание» недостатков. необходимость создавать в процессе воспитания особый (как его называл А.С. Макаренко «мажорный») оптимистический климат: настроение радости, подъема, жизнелюбия и вместе с тем веселого добродушия, юмора и увлеченности.

Таким образом, можно выделить следующие концептуальные идеи и принципы технологии А. С. Макаренко:

1. Концепция перспективных линий (ребенок должен понимать, зачем живет...).

2. Главный инструмент воспитания — коллектив

3. Включение детей в совместную деятельность

4. Принцип оптимистической веры в ребенка

5. Принцип доверия

6. Принцип сочетания высочайших требований и уважения

7. Принцип параллельного воздействия (одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив)

8. Идея разновозрастных отрядов

9. Использование соревнования и игры в жизни детей. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».

10. Включение коллектива в систему широких социальных связей.

Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместная деятельность и общение. Обладает наивысшим уровнем социально-психологической сплоченности.

Критерием развития коллектива считается отношение коллектива к предъявляемым требованиям. Известный исследователь коллектива Л.И. Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.

Коллектив играет важную роль в социализации ребенка, т.к. человек существо социальное и от того какие отношения у него сформировались в процессе общения с одноклассниками будет зависеть успешность его адаптации в обществе и в дальнейшем развитие его потенциала, индивидуализация личности и ее интеграции общества.

Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, непохожего на других человека

Механизмы взаимодействия личности и группы.

Механизм воздействия личности и группы заключается единстве идентификации и обособления; в умении личности преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию.

3 модели развития отношений между личностью и коллективом: – личность подчиняется коллективу (конформизм); – личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); – личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). «Полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив» (ученые-педагоги) А. С. Макаренко. Это возможно благодаря выполнению коллективом след. функций: регулятивная (регулирующая); формирующая (формирование определенных качеств личности); корректирующая (нейтрализация влияния негативной среды и усиление воздействия положительных факторов).

«Полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив» (ученые-педагоги) А. С. Макаренко. Это возможно благодаря выполнению коллективом след. функций: регулятивная (регулирующая); формирующая (формирование определенных качеств личности); корректирующая (нейтрализация влияния негативной среды и усиление воздействия положительных факторов).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.