Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-02-10 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Педагогика как наука. Категориальный аппарат и методы педагогики.
Педагогика – наука о воспитании и образовании человека. Раскрывает сущность, цели, закономерности воспитания и образования, а также их роль в жизни общества и развитии личности.
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание и образование человека.
Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.
Объект, предмет, задачи и структура педагогической науки.
Объект педагогики – совокупность педагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Задачи педагогики:
- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций образовательного процесса.
- Выявление закономерностей и формирование принципов обучения и воспитания людей.
- Исследование особенностей и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.
- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания.
Функции педагогики:
• теоретическая функция призвана устанавливать закономерности в сфере воспитания, обучения, развития личности в ходе педагогических процессов, управления образовательными системами. Эта функция реализуется на описательном (устанавливаются и характеризуются наиболее существенные связи и отношения, возникающие в педагогических процессах), диагностическом (разрабатываются методы объективного исследования субъектов педагогического взаимодействия и самого воспитательного процесса), прогностическом (вскрываются тенденции развития субъектов воспитательного процесса во временной перспективе);
• технологическая функция призвана обеспечить прирост и распространение педагогического знания. Эта функция реализуется на проективном (разработка методических материалов, учебных программ ит.д.), преобразовательном (внедрение достижений науки и передового опыта в практику), корректировочном (оценка влияний научно-педагогических исследований на практику воспитания и обучения) уровнях.
Иерархия целей в педагогике
Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют некоторую иерархию - ступенчатую систему. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах и стандартах. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец, цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.
Образовательные стандарты - это требования к содержанию и уровню знаний учащихся. Они описывают минимум знаний, умений, качеств как выпускника общеобразовательной школы, так и специалиста, окончившего профессиональную школу. Стандарты призваны обеспечивать необходимое качество образования в стране и соответствие его международному уровню. В педагогическом образовании, в подготовке учителей тоже имеются стандарты, определяющие требования к учителю, специалисту по предмету.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом, являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.
Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
В практике современной общеобразовательной школы используется несколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные и региональные учебные планы и собственно учебный план школы. Базисный учебный план — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.
Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.
В структуре учебного плана выделяют: 1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы, которые еще называются учебными программами. Термин «образовательная программа» является официальным, зафиксированным в Законе РФ «Об образовании».
Учебная программа — это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
В основе структуры содержания "Технологии" лежит блочно-модульный принцип построения материала. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников. Блочно-модульное построение обеспечивает тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания для всех этапов технологической подготовки учащихся. Структура обучения "Технологии" в 11-летней школе составлена из четырех блоков. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4 классы), второй - период подросткового возраста (5-9 классы), третий - период старший юношеский возраст (10-11 классы). Блоки содержания, в свою очередь, скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями. В первом блоке (1-4 классы) в виде отдельных модулей изучаются, преимущественно, технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся.
Содержание второго блока (5-9 классы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего быта и содержательно-прикладного досуга. Это технологии обработки конструкционных материалов, сборки и управления техническими устройствами; технологии обработки текстильных материалов и изготовления швейных изделий; технологии обработки пищевых продуктов, консервирования, приготовления и оформления блюд; методы и средства художественно-прикладной обработки материалов; технологии выращивания растений, животных и птиц; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ; технологии преобразования и использования электрической и тепловой энергии, сборки электрических цепей, тепловой обработки материалов. Школьники получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Технологии второго блока группируются по трем направлениям: техническое, сельскохозяйственное, сервисное (включая домашний быт и содержательно-прикладной досуг). Учащимся, в соответствии с их интересами и склонностями, предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий. Содержание третьего блока (10-11 классы) расширяет спектр технологической подготовки учащихся и способствует обоснованному выбору будущего направления профильного обучения или начального профессионального образования. В этот блок включаются технологии, которые не изучались учащимися в предшествующий период или представляли в содержании тематически не явно выраженные сквозные образовательные линии. В этот блок при необходимости включаются технологии, распространенные в конкретном регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию выпускников на востребованные рынком труда профессии. Обязательными составляющими в этом блоке являются технологии профессионального самоопределения.
4. Управление профессиональным образованием: сущность, принципы, механизмы и методы.
В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса.
Цель управленческой деятельности в системе образования — использование потенциала образовательной системы, повышение его эффективности.
В качестве субъектов управления в системе образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования.
Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь объектом управления в рамках системы Министерства образования РФ, сама является сложной динамичной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы и др.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создана система государственных органов управления образованием, в которую входят органы управления образованием федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республик в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов.
В основе функциональных компонентов лежат устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога.
Функциональные компоненты –
Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национальный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При этом задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.
Важной особенностью педагогического менеджмента является общественный характер управления системой образования, проявляющийся в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей, общественности. Их участие в управлении создает предпосылки для развития творческой атмосферы хорошего психологического климата в учебном заведении.
Реальным воплощением общественного характера управления на уровне общеобразовательной школы является совет школы, конференция и устав.
Функции и содержание совета школы определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
Конференция является высшим руководящим органом управления школы и проводится не реже одного раза в год. Конференция избирает совет школы, его председателя, определяет срок их деятельности.
Каждое учебное заведение принимает на конференции свой Устав, в котором определяются цели, задачи и перспективы развития данного учебного заведения.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения),
Управление педагогическими системами основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономерности управления.
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании":
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;
• единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.
Управление педагогическими системами осуществляется определенными методами. Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:
• объекту управления (федеральные, региональные);
• субъекту управления (административные, хозяйственные);
• целям (стратегические, тактические, оперативные);
• механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);
• стилю (авторитарные, демократические, либеральные);
• времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).
Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.
Содержание воспитания: классификация и взаимосвязь видов воспитания. Методы воспитания.
Содержание и источники воспитания.
В оспитани е - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания.
Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения.
Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.
Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве
Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены
Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.
Все указанные содержательные направления воспитательной деятельности реализуются не изолированно друг от друга, а как система взаимосвязанных компонентов целостного воспитательного процесса. Это органическое единство воспитательной деятельности обусловливается единством, целостностью человека, выступающего в качестве объекта воспитательной деятельности. Умственные, нравственные, физические характеристики существуют в человеке вместе, а не порознь, в связи с чем и воздействие на них также должно быть комплексным.
Методы воспитания – способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленных на взаимное развитие, совершенствование личности учащихся в соответствии с целями воспитания.
Методы воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Классификация методов воспитания:
Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.
Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Педагогическая теория воспитания в коллективе Сегодня огромная ценность теории и практики А. С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений и др.
Детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями (Л.П. Крившенко).
Главной функцией воспитательного коллектива является создание необходимых условий для развития и формирования активной жизненной позиции личности, ее творческих возможностей, способностей, защиты ее интересов. Только в таком качестве коллектив становится воспитывающей силой.
Процессы развития личности и коллектива взаимообусловлены. Роль коллектива как объекта воспитания проявляется в специально планируемом и направляемом педагогами-профессионалами процессе накопления школьниками положительного социального опыта, который приводит к формированию таких ценностных качеств, как гуманизм, гражданственность, самостоятельность, ответственность и др.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от авторитарного требования педагога через требования актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении
Образовательная область «Технология», ее характеристика.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Особенностями учебного предмета «Технология» являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;
- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
15. Урок – основная форма обучения учащихся: типы, структура, требования и особенности реализации в образовательной области «Технология».
Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный процесс.
Форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемая в заранее установленном порядке и режиме.
Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Л. А. Бударный).
Темы и цели уроков определяются главным образом программой. Программа является основным и ведущим критерием деятельности педагога. Руководствуясь ей учитель должен придерживаться определённой формулировки тем уроков, последовательности изложения учебного материала, а также ориентироваться на объёмные рамки подлежащего изучению материала.
Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.
Достигаем цель посредством решения задач урока, а задачи –это то, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели.
Приступая к формулировке целей, учитель:
1. Учет нормативных документов
2. Анализ обстановки
3. Установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению
4. Выяснение имеющихся для этого ресурсов, сил и возможностей
5. Выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых даст наибольший эффект, т.е. – формулирование ЦЕЛИ
После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников. Основными характеристиками целей сегодня являются: конкретность, привлекательность, побудительность, достижимость.
Цели обучения условно разделяют на три группы:
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Воспитывающие цели способствуют:
· воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
· формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Развивающие цели содействуют:
· формированию общеучебных и специальных умений;
· совершенствованию мыслительных операций;
· развитию эмоциональной сферы,
· монологической речи учащихся,
· вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;
· осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Современный урок – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Типы уроков по ФГОС:
1. Урок усвоения новых знаний (урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) (то же самое, что по Махмутову: урок совершенствования ЗУН);
3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений (+);
5. Урок контроля знаний и умений (контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками;);
6. Урок коррекции знаний, умений
7. Комбинированный урок (+).
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Комбинированный урок по ФГОС:
1. | Организационный момент |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
3. | Актуализация знаний. |
4. | Первичное усвоение новых знаний. |
5. | Первичная проверка понимания. |
6. | Первичное закрепление. |
7. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
9. | Рефлексия (подведение итогов занятия) |
В последнее время структуру урока делят на макроструктуру и микроструктуру урока. В свою очередь макроструктура может быть линейная и разветвленная. Для определения макроструктуры урока необходимо выделить возможный максимальный набор этапов урока. Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - рефлексия.
Итак, рассмотренный подход дает основание выделить возможный максимальный набор этапов урока, образующих его макроструктуру:
- организационный этап;
- этап проверки домашнего задания;
- этап актуализации субъективного опыта учащихся;
- этап изучения новых знаний и способов деятельности;
- этап первичной проверки понимания изученного;
- этап закрепления изученного;
- этап применения изученного;
- этап обобщения и систематизации;
- этап контроля и самоконтроля;
- этап коррекции;
- этап информации о домашнем задании;
- этап подведения итогов учебного занятия;
- рефлексия.
Можно заметить, что в живом образовательном процессе несколько этапов могут быть объединены в один. Некоторые же этапы носят инвариантный характер, они имеют место на каждом уроке: * этап организации начала урока; * этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся); * основной этап; * этап подведения итогов урока; * рефлексия.
Основной этап урока зависит от его образовательных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
Как уже упоминалось, выделяются два вида макроструктуры урока: линейная макроструктура и разветвленная макроструктура.
Линейная макроструктура урока представляет собой совокупность этапов урока, последовательно следующих друг за другом. При этом не учитывается возможность дифференциации структуры урока по содержанию учебного материала и по группам учащихся.
Разветвленная макроструктура имеет помимо линейной последовательности этапов разветвление на отдельных этапах в соответствии с дифференциацией содержания учебного материала и необходимостью организовать работу с учащимися в группах.
Главнейшей задачей изучения Технологии является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
В методике преподавания технологии для классификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный, теоретический, практический уроки, урок - лабораторная работа, урок по решению текущих задач, контрольно-проверочный урок.
Урок технологии - сложный педагогический процесс, так как состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.
Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. В обучении технологии используется операционно-предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.
Наиболее общими элементами различных уроков в технологии являются:
1. Организационная часть.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
Практическая часть состоит из вводного инструктажа. При объяснении порядка выполнения учебно-трудового задания обязателен показ и пояснение рациональных приемов в работе (рабочий позы, хватки инструмента и так далее с учетом требований безопасности труда), а также приемов самоконтроля за ее ходом и результатами. Практическая часть заканчивается самостоятел
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!