Понятие и сущность прокурорского надзора — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие и сущность прокурорского надзора

2022-02-10 25
Понятие и сущность прокурорского надзора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы координации

оординация осуществляется на основе равенства всех ее участников, самостоятельности каждого правоохранительного органа при выполнении согласованных решений, ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение решений при непременном соблюдении законности. Это основополагающие принципы.

В Положении также закреплен принцип гласности, который действует в той мере, в какой он не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне. В этой связи положительной следует признать практику освещения органами прокуратурами работы координационных совещаний в средствах массовой информации.

Принципами координации также являются системность и постоянство координации, при соблюдении которых обеспечивается эффективность работы всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью на всех уровнях, а следовательно, – воздействия на преступность.

 

 

Понятие функций и направлений деятельности органов прокуратуры.

Характеристика функций и направлений деятельности органов прокуратуры.

Вопрос 1.

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов предопределяется точностью состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1 понятие прокуратуры раскрывается через основную функцию – надзор за исполнением законов. В ст. 3 определяется, что на прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных ФЗ.

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общего определения понятия функций.

Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов (ст. 1 Закона о прокуратуре).

Подфункции:

· надзор за исполнением законов государственными органами, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства.

Надзорные функции (подфункции) прокуроров тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности надзорные функции составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени РФ на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения о принятии, об изменении, о дополнении или об отмене законов и иных нормативных правовых актов.

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, в целях содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения.

С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, арбитражное, гражданское, уголовное) эта задача не меняется. Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры. Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с «особым» статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В отличии от функций прокуратуры существует понятие «основные направления деятельности органов прокуратуры». Эти понятия тесно связаны между собой, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнение всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно расставлены приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорных и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды.

 

Вопрос 2.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов является довольно сложным по своей структуре и содержанию видом деятельности. Он распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений, в некоторых из них он приобретает существенные особенности. Для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства. При этом акты прокурорского реагирования в одних случаях носят информационный характер. Когда прокурор опротестовывает незаконный, по его мнению, правовой акт органа управления, он лишь требует от этого органа или от иной властной структуры принять решение по существу. Однако решение по протесту, а также по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает непосредственно либо орган управления, либо суд. В сфере осуществлении дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер.

Наряду с общим предметом каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, отражающий специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Это обстоятельство отражено в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах о надзорных функциях выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст.ст. 21, 26, 29, 31).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных подфункций имеют во многом общие по форме правовые средства: требования, протесты, постановления, представления, которые при решении вопроса об ответственности получают соответствующие форму и содержание.

Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на территории РФ законов.

Положениями ст. 1 Закона о прокуратуре определено, что надзор осуществляется за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Соблюдение Конституции РФ выделено, ибо она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением официально опубликованных законов.

Функция участия в правотворческой деятельности предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства.

Конституция РФ 1993 г. не наделила Генерального прокурора РФ правом законодательной инициативы, которым он обладал в течение длительного времени. Однако ст. 9 Закона о прокуратуре в определенной сфере компенсирует отсутствие такого права.

Обращения Генерального прокуроров РФ с соответствующими предложениями по поводу законодательства рассматриваются в обычном порядке. При этом учитывается значимость вносимых прокуратурой предложений. Одобренное и рассмотренное надлежащим образом обращение Генерального прокурора РФ, доработанное, либо в неизменном виде, вносится в законодательный орган самим субъектом законодательной инициативы уже от своего имени.

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных дефектах правового регулирования, о необходимости дать толкование законам или отдельным их нормам, реализуют ее в предложениях о правовом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться с предложениями об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов или иных нормативных актов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с такими предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня. Прокуроры не только вправе, но обязаны вносить такие предложения, если их принятие будет способствовать укреплению законности, развитию общественных отношений, защите прав и свобод человека и гражданина, т.е. выполнению задач прокуратуры.

Такая информация представляется нижестоящими прокурорами вышестоящим прокурорам, компетентным обращаться к соответствующим субъектам законодательной инициативы с предложениями о внесении проектов законов. Предложения могут сопровождаться представлением законопроектов, подготовленных органами прокуратуры.

Координацию и согласование усилий органов прокуратуры в процессе осуществления работы по участию в правотворческой деятельности осуществляют Управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ и соответствующие структуры прокуратур субъектов РФ.

Специфической формой участия Генерального прокурора РФ в правотворческой деятельности являются согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и в порядке, определенном законодательством.

Самостоятельной функцией прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция состоит в обеспечении согласованности и взаимодействия соответствующих государственных структур, специально наделенных полномочиями в сфере противодействия преступности. Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

Закон возлагает координацию деятельности правоохранительных органов на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Этой деятельности прокуроров способствуют и правовые средства ее подготовки и реализации. Прокурор созывает координационные совещания, истребуют статистическую и иную информацию, необходимую для эффективного анализа состояния законности, деятельности правоохранительных структур, которая используется в целях выработки согласованных мер борьбы с преступлениями в различных сферах, регионах. Закон устанавливает, что прокурор осуществляет и иные полномочия в соответствии с Положением о координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Координация деятельности правоохранительными органами осуществляется в следующих основных формах:

· Проведение заседаний координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

· Текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

· Совместные выезды на места для проведения согласованных действий и в других формах.

Для достижения цели координации осуществляется взаимодействие с судами.

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяются постоянные направления деятельности и динамичные, конкретизирующие определенные приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в городе, районе, регионе, стране. К числу постоянных приоритетов относятся сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К ним относится соблюдение законности при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, а также органами местного самоуправления.

К числу постоянных приоритетных направлений относится надзор за исполнением законов, прежде всего государственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов.

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в нормативных правовых актах, как Генеральной прокуратуры РФ, так и прокуратур субъектов.

 

 

Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального правадеятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

1. обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;

2. незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

3. в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

4. обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;

5. принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

6. осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;

7. установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.

Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

1. прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;

2. установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;

3. законности проведения предварительного расследования;

4. законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;

4. давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;

5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;

8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

11. продлевать срок дознания;

12. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

 

 

Понятие и сущность прокурорского надзора

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. — Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Надзорная деятельность прокуратуры складывается из различных по своему характеру и значению надзорных действий, разделенных на две части: 1) деятельность по выявлению нарушений законности, причин и условий, способствующих их совершению; 2) деятельность по реагированию на нарушения законности и все, связанные с этим обстоятельства.

Прокурорский надзор — государственная деятельность, целью которой является обеспечение точного и единообразного исполнения законов.

Различных органов контроля и надзора за исполнением законов в РФ насчитывается более 40. Деятельность этих органов ограничена задачами либо проверками выполнения определенной группы законов (межведомственный контроль). Органы контроля должны следить за исполнением законодательных актов с точки зрения не только законности, но и целесообразности выбора средств и способов управления. Прокурорский надзор отличается от других органов контроля и надзора в основном тем, что прокуратура функционирует без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность, а также тем, что прокурорский надзор осуществляется от имени высших представительных и исполнительных органов власти — Федерального собрания и Президента РФ и, по существу, является их специализированной службой. Еще одно отличие в том, что прокуратура суть высший надзорный орган по отношению к другим надзорным и контролирующим органам; она не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а следит за тем, чтобы они должным образом выполняли обязанности по борьбе с правонарушениями в пределах своей компетенции. Прокурорский надзор распространяется на всю территорию России и является универсальным, ибо в сферу прокурорской деятельности входят все отношения, урегулированные правом. Прокурор может проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом и гражданином, если в прокуратуру поступили требующие принятия мер сведения о нарушении законов. К особенностям прокурорского надзора относится и наличие специфических полномочий. Средства прокурорского надзора, подразделяемые на средства выявления допущенных нарушений законности и средства реагирования на нарушения законности, отличаются от тех методов контроля за законностью, которые используют различные контролирующие органы. Как было сказано, прокурор рассматривает заявления и сообщения о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, причем анализирует их с точки зрения законности, не вдаваясь в вопросы экономики, культуры, технологии, морали и т.д. Обнаружив факты нарушения закона, прокурор не вправе сам их устранять, а должен направить лицу или органу, допустившему правонарушение, либо в суд акт прокурорского реагирования (протест, представление, заявление и т.д.) с просьбой об устранении правонарушения либо отмены или изменения незаконного правового акта. В случае совершения должностным лицом или гражданином уголовно наказуемого деяния — преступления, прокурор обязан возбудить уголовное дело и направить его для производства предварительного следствия, а также принять меры к тому, чтобы виновные лица были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Цели прокурорской деятельности сформулированы в ч. 2 ст. 1 Федерального закона о прокуратуре РФ, где указывается, что прокуратура РФ осуществляет надзор в целях:

а) обеспечения верховенства закона;

б) единства и укрепления законности;

в) защиты прав и свобод человека и гражданина;

г) охраняемых законом интересов общества и государства.

Из этого следует, что целью прокурорской деятельности является борьба с нарушениями законности, затрагивающими права и законные интересы определенного круга субъектов. К направлениям прокурорского надзора относятся:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;

надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов административными органами и учреждениями, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

участие в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда;

участие в правотворческой деятельности.

Различные по своему характеру и содержанию направления охватывают всю деятельность прокуратуры: ее разделение на направления обусловлено видом субъектов, на которые распространяются прокурорский надзор, и особенностями их деятельности. В связи с этим и взаимоотношения прокуратуры с этими субъектами строятся на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», норм конституционного уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражного процессуального, административного, уголовно-исполнительного и других отраслей права. Генеральный прокурор РФ, руководя деятельностью подчиненных прокуроров, издает приказы, определяющие стратегическую линию по осуществлению надзора в конкретном направлении; инструкции, регулирующие порядок исполнения процессуальных или оперативных действий; указания, издающиеся в развитие руководящего приказа и касающиеся отдельных участков работы и др. Акты.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.