Особенности службы в органах прокуратуры — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности службы в органах прокуратуры

2022-02-10 27
Особенности службы в органах прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прокуратура России, выступая в качестве государственного органа в механизме осуществления единой государственной власти, относится к числу федеральных органов, правовое оформление организации деятельности которой осуществляется на принципах государственной службы.

По Закону о прокуратуре (ст. 40) служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники, т.е. прокуроры, следователи, другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинское звание) по своему статусу относятся к государственным служащим и исполняют обязанности по государственной должности этой службы.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Соответственно служба в органах прокуратуры как специальный вид государственной службы — это деятельность прокурорских работников по реализации полномочий от имени Российской Федерации по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории и по выполнению иных функций, установленных федеральными законами.

Как и иная государственная служба, служба в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

К принципам службы в органах прокуратуры следует отнести:

  • требование законности, выражающееся в соблюдении Конституции РФ, трудового и другого законодательства, регулирующего деятельность и прохождение службы прокурорскими работниками;
  • равный доступ граждан к службе и единство требований к прохождению службы в органах прокуратуры с учетом профессиональной, моральной и возрастной пригодности, безупречности репутации;
  • сочетание гласности и конфиденциальности при подборе, расстановке и использовании кадров органов прокуратуры и при осуществлении ими государственной службы;
  • профессионализм и компетентность прокурорских работников, предполагающие высокую степень выполнения обязанностей по должности и достаточный объем знаний, умений и навыков для успешной реализации функциональных обязанностей;
  • внепартийность службы;
  • стабильность и ротацию кадров прокуратуры в сочетании с правом на продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.

К основам службы в органах прокуратуры, характеризующим ее сущность, относятся такие элементы, как правовое положение прокурорских работников, поступление на службу, условия службы, а также прекращение службы.

Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством.

Закон о прокуратуре по объему прав и обязанностей разграничивает четыре группы прокурорских работников.

  • прокуроры и следователи — лица, занимающие прокурорские и следственные должности (в их число входят заместители прокуроров, помощники по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров и другие);
  • военные прокуроры и следователи;
  • научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры; руководители и другие работники этих учреждений, непосредственно занятые научной и преподавательской деятельностью;
  • все другие прокурорские работники, имеющие классные чины (воинские звания).

Каждому прокурорскому работнику как государственному служащему предоставляются права:

  • на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
  • продвижение по службе, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • объединение в профессиональные союзы;
  • обжалование вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы;
  • ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме;
  • получение бесплатного форменного обмундирования и другие права.

К числу основных обязанностей прокурорских работников относятся:

  • соблюдение Конституции РФ и других законов;
  • добросовестное исполнение должностных обязанностей;
  • соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  • сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны;
  • исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

На прокурорских работников полностью распространяются ограничения, установленные ст. Федерального закона от 31 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

К их числу относятся запреты:

  • на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
  • избрание депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • получение от физических и юридических лиц вознаграждения, связанного с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
  • участие в забастовках;
  • выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением специальных случаев и иные запреты.

Прокурорам и следователям дополнительно предоставляются полномочия, связанные с выполнением их служебных обязанностей. Так, прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в установленном порядке.

Прокуроры при осуществлении возложенных на них функций по надзору за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и других функций вправе: беспрепятственно входить на территории и в помещении органов, иметь доступ к их документам и материалам, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом о прокуратуре и другими законами.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Военные прокуроры и следователи, а также другие офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Законом о прокуратуре.

Приобретение правового статуса прокурорских работников связано с моментом поступления лиц на службу в органы прокуратуры.

В соответствии со ст. 40 Закона о прокуратуре лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства (в том числе гражданство СНГ);
  • признано решением суда недееспособным или ограничено дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Особые требования к приему на службу в органы прокуратуры предъявляются к прокурорам и следователям. Ими могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и пригодные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Кроме того, на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров могут назначаться лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Для лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев.

Учитывая значимость службы на должности прокурора или следователя, лицо, впервые назначаемое на эти должности, принимает Присягу прокурора (следователя). Принятие особой Присяги предусматривается и для вновь назначаемого Генерального прокурора РФ.

Исходя из централизации системы органов прокуратуры, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, в Законе о прокуратуре определены полномочия по назначению на должность и освобождению от должности прокурорского работника.

При этом к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ отнесено назначение на должность и освобождение от должности:

  • в Генеральной прокуратуре РФ — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников и других прокуроров и следователей аппарата, перечисленных в ст. 40 Закона о прокуратуре;
  • прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с субъектами Федерации;
  • заместителей прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров;
  • прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;
  • директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей.

Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата, соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников нижестоящих прокуратур.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.