Прием и переработка зрительной информации в процессе движения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Прием и переработка зрительной информации в процессе движения

2022-02-10 83
Прием и переработка зрительной информации в процессе движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная информация (до 95%) поступает по зрительному каналу. Считается, что водитель в состоянии наблюдать на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

С помощью зрения человек способен обозревать достаточно большое пространство, оценивать расстояния до объектов и между ними. Видимое пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном глазном яблоке, называется полем зрения. Поле зрения двумя глазами составляет 120-130° и практически охватывает все пространство перед автомобилем.

Поле зрения не остается постоянным. Оно может расширяться и сужаться, что зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. При значительном его сужении водитель может упустить важные детали дорожной обстановки (на перекрестке, например, не зрения левого глаза, 3 - граница совмещенного заметить пешехода), и поэтому допустить серьезные ошибки. Лица, у которых поле зрения сужено более чем на 20°, к управлению автомобилем не допускаются.

Способность глаз получать отчетливые изображения предметов, находящихся на разных расстояниях, обеспечивается аккомодацией. Способность различать форму предмета даже на значительном удалении от глаза называется остротой зрения.

Острота бокового зрения ниже в четыре раза, чем острота центрального. При нормальной остроте зрения водитель четко ощущает форму дорожных знаков и все объекты на дороге. Близорукий водитель хорошо видит показания приборов на щитке, но плохо - дорогу, а дальнозоркий, наоборот, четко видит дорогу и хуже - показания приборов.

Зрительное восприятие объекта зависит от его видимости. Видимостью называют возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздушной среды. Видимость ухудшается в темное время суток, в тумане, в дождливую погоду, при снегопаде и движении по пыльной дороге. В темное время суток зрительное восприятие резко ухудшается из-за плохой освещенности дороги, а также при ослеплении глаз водителя светом фар транспортных средств. Фары высвечивают лишь узкое пространство перед автомобилем. Часть дороги и многие предметы на ней не освещаются, и водитель может лишь догадываться о возможных препятствиях. В освещенной зоне объекты появляются внезапно, и время на их опознание увеличивается. В темное время суток и при плохой видимости водитель может воспринять за секунду лишь 1-2 объекта.

Большое значение имеет контрастность наблюдаемого объекта и фона. Летом водитель на фоне темной дороги увидит на большем расстоянии пешехода, одетого в светлую одежду, и может не заметить пешехода в темном костюме. Зимой на фоне заснеженной дороги, наоборот, отчетливее выделяются пешеходы в темной одежде, а в светлой - почти незаметны.

В темное время суток почти невозможно цветоощущение предметов, и их различают не по цвету, а по контурам и яркости. Ночью расстояние обнаружения объектов сокращается вдвое по сравнению со светлым временем, хотя водителю может казаться, что они находятся далеко.

Для водителя особенно опасно внезапное ослепление на поворотах, на переломах вертикального профиля дороги или на перекрестках.

Наступление зрительного утомления находится в прямой зависимости от продолжительности рабочего дня водителя. Через восемь часов непрерывной работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м.

 

Выполните тестовое задание по вариантам: 1 вариант выполняют:

 Бончковский,

Голосов,

Кичигин,

Митюнин,

Новоселов,

Петров,

 Цельмер,

Стрекалов,

Екимов.    

 

 Остальные ребята выполняют второй вариант

Тестовые задания по разделу. Психофизиологические основы деятельности водителя
ВАРИАНТ 1

1. Личностные качества водителя:

а) Формируется под воздействием внешних условий

б) Полностью определяются врожденными особенностями

в) Взаимосвязаны

г) Независимы друг от друга

 

2.Одна из причин ДТП – несоответствие личностных качеств водителя профессиональным требованиям. ДТП может возникнуть вследствие:

а) Склонности к риску

б) Завышенной самооценки водителем своего профессионального уровня

в) Неуважительного отношения к другим участникам движения

г) Некритического отношения к своим поступкам

д) Любого из перечисленных качеств

 

3.Какие качества должны быть присущи водителю:

а) Дисциплинированность и высокая сознательность

б) бережное отношение к социалистической собственности

в) Ответственность перед всеми участниками движения г) Все перечисленные качества

 

4.Высокий уровень профессионального мастерства предполагает овладение водителем умениями и навыками, связанными:

а) С получением и быстрой переработкой информации

б) С воздействием на органы управления

в) С оценкой собственных действий, прогнозированием их последствий и со своевременной корректировкой в случае необходимости этих действий

г) Со всеми перечисленными действиями

 

5.Овладение системой профессиональных знаний является:

а) Желательным условием профессиональной подготовки

б) Необходимым и достаточным условием успешной профессиональной подготовки

в) Необходимым, но достаточным условием успешной профессиональной подготовки

 

6.Профессиональные навыки являются результатом:

а) Однократного выполнения действия

б) Нескольких повторных выполнений одного действия

в) Многократных упражнений, ведущих к автоматизированному выполнению действий

 

7.В результате изучения психологических основ профессиональной деятельности у будущих водителей должны сформироваться:

а) Общие представления о психических явлениях, процессах и свойствах, связанных с вождением автомобиля

б) Основные понятия связи психики с практической деятельностью по управлению транспортным средством

в) Умения анализировать собственную деятельность на основе учета индивидуальных психофизиологических особенностей.

г) Умения самостоятельно определять психологические истоки ошибок при управлении автомобилем и находить эффективные пути совершенствования профессионального уровня

 

8.Компонентами психической деятельности являются психические и психофизиологические явления, процессы и свойства. К ним относятся ощущения, восприятия, мышление, память, внимание, воля. К каким компонентам психической сферы деятельности предъявляются повышенные профессиональные требования:

а) Ко всем перечисленным явлениям, процессам и свойствам

б) К ощущениям и вниманию

в) К мышлению и памяти

г) К волевым качествам и к восприятию

 

9.Какие ощущения играют решающую роль для правильной оценки водителем дорожной ситуации в момент изменения сигналов светофора на перекрестке:

а) Зрительные

б) Слуховые

в) Осязательные

г) Равновесия

 

10.Какие ощущения помогают водителю оценить силы, возникающие при движении автомобиля на повороте:

а) Осязательные

б) Равновесия

в) Суставно-мышечные

г) Вибрационные

 

11.Какие из перечисленных ощущений не связаны с практической деятельностью водителя по управлению автомобилем:

а) Слуховые

б) Суставно-мышечные

в) Вкусовые

г) Обонятельные

 

12.Как влияет величина поля зрения на безопасное управление транспортным средством:

а) Уменьшение поля зрения во всех случаях ухудшает условия безопасного управления

б)Величина поля зрения оказывает влияние на безопасность только при управлении транспортным средством в сложных дорожных условиях

в) При большом стаже практической работы водителя величина поля зрения не влияет на безопасность движения

 

13. Что называется остротой зрения:

а) Способность глаза видеть форму предмета

б) Способность глаза различать мелкие детали предмета

в) Способность глаза четко видеть очертания предмета

 

14. Острота зрения:

а) Одинакова при наблюдении предметов, расположенных в любой части поля зрения

б) Уменьшается по мере удаления наблюдаемого предмета от центра поля зрения к периферии

в) Увеличивается по мере удаления предмета от центра поля зрения к периферии

 

15. Какие факторы влияют на способность зрения различать мелкие детали:

а) Интенсивность освещения

б) Острота зрения

в) Спектральный состав света

г) Все факторы, перечисленные выше

 

16.Что называется восприятием:

а) процесс отражения в сознании человека предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств в виде единого образа

б) Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений, не приводящий к формированию единых образов этих предметов и явлений

17. На точность восприятия водителем дорожной обстановки влияют:

а) Только психофизиологические индивидуальные особенности ощущений

б) Воздействие внешней среды (шум, вибрация, загазованность)

в) Индивидуальный опыт водителя, в том числе запас профессиональных знаний г) Все перечисленные факторы

 

18.Какое нарушение восприятия часто возникает у неопытного водителя при оценке ширины проезжей части в местах сужения дороги:

а) Воспринимаемая ширина дороги кажется

а) меньше, чем она есть в действительности

б) Воспринимаемая ширина дороги кажется больше, чем она есть в действительности

 

19. Как влияет туман на восприятие расстояний:

а) Все предметы в тумане кажутся

а) более близкими, чем в действительности

б) Все предметы в тумане кажутся более далекими, чем в действительности

 

20. Из двух одинаковых по величине предметов разной окраски большим кажется предмет:

а) Светлой окраски                             б) Темной окраски

 

Тестовые задания по разделу:. Психофизиологические основы деятельности водителя

ВАРИАНТ 2

 

1.В практической деятельности водителя большое значение имеет:

а) Зрительная память

б) Слуховая память

в) Моторная память

г) Понятийная память

д) Каждый из перечисленных видов памяти

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.