Дикция и артикуляционный аппарат — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дикция и артикуляционный аппарат

2022-10-05 33
Дикция и артикуляционный аппарат 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие – через речевое дыхание – позволяет более эффективно проводить эту работу.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный. Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу. Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трёх основных моментов:

- вдох короткий, но спокойный (в характере произведения),

- затаивание, или задержка дыхания перед началом.

- выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твёрдый или мягкий.

Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведёт к повышению интонации, недостаток активности – к понижению. В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, лёгкому звучанию.

Навык речевого и певческого дыхания развиваеется постоянно на каждом занятии и постепенно.

Объективно существующие особенности «обычного» психологического облика дошкольников, проявляющиеся в практике обучения музыкой:

- разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

- моторная зажатость, закрепощенность, особенно у городских детей;

- недостаточная вокально-слуховая координация (иногда двигательно-слуховая);

- преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

- склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм греч. наслаждение);

- потребность в смене эмоциональных состояний (у дошкольников психологи отмечают своеобразную импульсивность, бесконтрольность эмоционального состояния);

- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (со взрослыми, с персонажами произведений музыки);

- регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление увидеть за словом конкретное представление предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);

- интерес к внешней форме (музыкальной, словесной), замещению форм, их «переодеванию»;

- интеллектуально – волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных «важных» причин;

-личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых зрительных, двигательных.

Музыкальное воспитание дошкольников предполагает развитие у них основных музыкальных способностей – комплекса природных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности (в музыкальной психологии к природным задаткам относятся такие особенности нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов).

Чтобы пропевать слова, необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, а в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки. Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть. Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.

Прежде чем зазвучит песня, обучающийся должен усвоить смысл песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни. Гениальный режиссер К.С. Станиславский, работая в оперном театре, говорил: “ Пойте мысль!”, подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине. [Самарин В.А., 2000].

Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией, педагогу предстоит научить обучающихся, как можно чётче и яснее произносить согласные. Именно ясность согласных помогает понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо как обучение приёму редуцирования[1] и продолжительности выдерживания звука на гласных.

Работа над гласными.

Основной момент в работе над гласными – воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении же длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна, и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению применял в зависимости от того «что требуют звуки» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной. Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука.

 

а е и о у
а – е – и – а а – е – о – а а – е – у – а е – а – и – е е – а – о – е е – а – у – е и – а – е – и и – а – о – и и – а – у - и о – а – и – о о – а – е – о о – а – у – о у – а – и – у у – а – е – у у – а – о – у
а – и – е – а а – и – о – а а – и – у – а е – а – а – е е – и – о – е е – и – у – е и – а – а – и и – е – о – и и – е – у – и о – е – а – о о – е – и – о о – е – у – о у – е – а – у у – е – о – у у – е – и – у
а – о – и – а а – о – е – а а – о – у – а е – о – а – е е – о – и – е е – о – у – е и – о – е – и и – о – а – и и – о – у – и о – и – а – о о – и – е – о о – и – у – о у – и – а – у у – и – е – у у – и – о – у
а – у – и – а а – у – е – а а – у – о – а е – у – а – е е – у – о – е е – у – и – е и – у – е – и и – у – е – и и – у – о – и о – у – а – о о – у – е – о о – у – и – о у – о – а – у у – о – и – у у – о – е – у

 

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связано с формой и объёмом ротовой полости.

Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково. «У» - требует высокого подсвязочного давления, естественной певческой установка гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком, важно для выработки певческого дыхания, ликвидации горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях (У – А).

Гласная «Ы» является производной от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется протяженностью звука.

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Наибольшую трудность в пение вызывает гласный звук «А». Свешников начинал обучение с гласной «А», он был солидарен с педагогом-вокалистом И.П. Пряниковым, который считал, что «У большинства певцов хороший звук легче всего образуется на гласной «А», потому что при нём, части рта и языка находятся в натуральном положении». Так же А.В. Свешников считал эту букву одновременно и одной из самых сложных и требовал округления её (ближе к о). «Гласная «А» есть основа голоса…и главный подводный камень…основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные» - считал он.

«И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер, и, что бы звучание не было «узким», Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А). Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного «А».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче чем чистые гласные.

Таким образом, работа с обучающимися над гласными и их качеством, заключается в достижение чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием.

Певческая дикция в значительной мере зависит от качества тембра голоса, тембра гласных. На этой основе чёткое произношение согласных не вызывает затруднений. Обучающийся достаточно практикуется и в своей речевой деятельности. В нашей практике именно в работе над упражнениями с гласными учащиеся приобретают настоящий интерес к свободным, пластичным движениям артикуляционного аппарата, которые связываются у них с эмоциональным выразительным исполнением упражнений и песен.

Работа над согласными.

Формирование согласных, в отличие от гласных связано в возникновением преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться и нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками вокалисты добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными, добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски, (например, на слог «Зи» - достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания).

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Им свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует. Легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработке чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и так далее. Всё нужно произносить твёрдыми губами, при активной работе языка и продвигаться с постепенно усложняющимися задачами.

Сначала, медленно чётко, потом прибавлять темп, нюансы и так далее. Очень часто возникают проблемы с произношением глухих согласных на конце слов.

Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани, позиционно приближают звук.

На глухих согласных функция гортани выключена. При зажатости мышц гортани использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и так далее. При гнусавости применять гласные «А, Э» и в сочетании с губными согласными. При глубоком звучании голоса используют «И, Е», приближающие вокальную позицию в сочетание с переднеязычными или зубными согласными.

Открытый «белый звук» устраняется при пение гласных «У, О» в сочетание с сонорными «М, Л». Горловой призвук – при помощи гласных «О, У» в сочетание с глухими согласными. Согласные окончания присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных.

Если 2-е гласные стоят рядом, в пении их нельзя сливать – вторую гласную спеть на новой атаке.

Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными, особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливаются ухом. Их надо укорачивать, иначе во время пения будет создаваться впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф) то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Особенности произношения согласных:

· Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие:

· Перед глухими согласными звонкие оглушаются. У берёз (с) поникли…;

· Зубные согласные «Д, З, С, Т» перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, пе(сь)ня;

· Звук «Н» перед мягкими согласными произносится мягко: стра(нь)ник.

· Звуки «Ж, Ш» перед мягкими согласными произносится твёрдо: прежний, вешний.

· Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо «как» «са» и «с».

· Сочетание «чн» «чт» «как» «шн» «шт»: ску(ш)но, коне(ш)но.

· В сочетаниях «стн» «здн» согласные так далее не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.

· Сочетание «сш» «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое долгое «ш»: бе(шш)умно, а на стыке 2-х слов – как написано: произнёс шепотом.

· Сочетание «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»: (щщ)астье, изво(щщ)ик.

· Сонорный «р» произносится утрированно как и все глухие.

Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

- вслух ритмический рисунок.

- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорачивания длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих, взятие дыхания, атаки и снятия звука. Умение обучающийся реагировать на изменение темпа по руке педагога – решение этой проблемы.

Работа над дикцией

Развитие певческого аппарата протекает в совместной, тесно взаимообусловленной работе гортани и артикуляционного аппарата. С повышением квалификации певца происходит все большее обособление артикуляции (произношения) от работы гортани. Задача гортани — издавать звук, и поэтому она меньше всего должна «обслуживать» произношение, которое остается функцией артикуляционного аппарата.

К сожалению, исходя из положения, что гласные в пении должны «выравниваться», их часто с самого начала плохо артикулируют. Стремясь как можно скорее научить петь «прикрытым» звуком, учат при помощи зевка растягивать «глоточный» купол» при полуприкрытом рте... В результате напряженному звуку сомнительного качества приносится в жертву все богатство красочного звучания голоса на разных гласных, являющееся одним из важнейших средств художественной выразительности вокальной речи. При таком подходе нижняя челюсть остается зажатой, а это, в свою очередь, мешает нормальной работе гортани, с чем часто связана и неверная интонация.

В последнее время в вокальной педагогике все чаще употребляется термин «импеданс» - это суммарное давление воздуха на связки со стороны ротоглоточной полости. Оно сдерживает в какой-то мере подсвязочное давление. При этом связки освобождаются от лишней нагрузки, что создает для них более благоприятные условия работы. Таким образом, импеданс оказывается для голосовых связок защитным механизмом. В то же время, как говорит Р. Юссон, «В процессе пения импеданс каждое мгновение изменяется в зависимости от силы звука, качества гласной, высоты и задач художественной выразительности». А это значит, что подстройка импеданса является очень важной частью вокальной техники. Величина импеданса во время пения регулируется каждое мгновение с помощью артикуляционного аппарата, образующего ротоглоточный канал. Отсюда можно сделать важный вывод: техника артикуляции определяет не только дикцию, произношение, а и вокальную технику в целом.

ВЫВОД

Только систематизированные вокальные занятия совершенствуют певческий аппарат обучающегося, воспитывают у него надежные певческие навыки, развивают, подготавливают его голос и слух для более сложной работы над художественным материалом, воспитывают пластику движений, артистизм.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.