Критерии развития певческой дикции. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Критерии развития певческой дикции.

2022-10-05 41
Критерии развития певческой дикции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Развитие артикуляционного аппарата: чёткость, точность, правильность движений всей частей артикуляционного аппарата.

2.Уменьшение скованности напряжённости артикуляционных мышц, повышение их тонуса и силы.

3. Плавность и лёгкость движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа (движение совершается без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах).

Устойчивость конечного результата – положение артикуляционного аппарата удерживается без изменений произвольно долго.Переход к другому движению совершается плавно и достаточно быстро.

4. Чистота интонации.

5. Формирование правильного дыхания:

  • правильная певческая осанка, без напряжения положения корпуса и головы, с расправленными плечами;
  • бесшумный, глубокий, соответствующий характеру и темпу вдох (через нос не поднимая плечи);
  • продолжительный выдох (2 такта, 4 такта, длинная музыкальная фраза);
  • нормальное голосо - и звукообразование, плавность и музыкальность речи.

Заключение

Работа над содержанием раздела дополнительной образовательной программы «Дикция» дала возможность:

  1. Определить круг основных понятий сопровождающих развитие дикции.
  2. Выявить и проанализировать особенности формирования и развития певческой дикции у дошкольников, наметить пути их развития.
  3. Разработать критерии развития певческой дикции у дошкольников.
  4. Обобщить и систематизировать знания по разделу «Певческая дикция».
  5. Описать методическую базу (методы, правила, приемы, способы работы над развитием и уменьшением скованности артикуляционного аппарата, чистотой интонации и формированием правильного дыхания).

Список используемой литературы:

1. – М, Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения 2003. – 249 с.

  1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
  2. Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с.
  3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства – М.: Феникс, 2006.
  4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007. – 144 с.
  5. Менабени А. “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987
  6. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М., 2002. 496 с.
  7. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в вокальном ансамбле. – Киев, 2007. – 264 с.
  8. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокальным коллективом – М, 2006. – 355 с.
  9. Пекерская Е.М. Вокальный букварь – М.: 1996.
  10. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1988.
  11. Романовский Н.В. Хоровой словарь – М.: 2005. – 230 с.
  12. Самарин В.А. Хороведение – М.: Academa, 2000. – 208 с.
  13. Соколов В.Г. Работа с хором – М.: 2007. – 240 с.
  14. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Музыка, 2004. – 157 с.
  15. Стулов. Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002г.
  16. Стулов Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 2004. – 455 с.
  17. Юссон Р. Певческий голос – М.: 1974. – 264 с

Приложение 1

«Королевская семья звуков»

Самые главные из них – гласные. Потому что их можно спеть, прислуживают им согласные звуки, которые повторяют все желания своих хозяев, сливаясь с их песней, так как своего голоса они не имеют. Королевская семья живёт в замке, который насчитывает семь этажей и маленькую мансарду. Семь этажей – семь ступеней лада. Комнаты короля, королевы и принцессы находятся на 1, 3, 5 этажах. Это самые благоустроенные и комфортные этажи: они соответствуют устойчивым ступеням лада (1, 3, 5). Маленький принц ещё не имеет своего этажа. Он занимает мансарду 8 этаж и знает, что когда он вырастет, то он станет жителем 1 этажа, но это уже будет другой замок. Слуги живут на 2,4,6, и 7 этажах, постоянно ощущая свою неустойчивую позицию и желая поскорее оказаться на этаже со своим господином.

У каждого члена королевской семьи голоса различаются по высоте и окраске.

Данная интонационная игра заключается в том, чтобы дети могли разыгрывать вокальные диалоги, произнося только отдельные гласные, педагог при этом произносит основной текст. Каждый персонаж это особый голос, характер, мимика. Руками дети показывают высоту звука, тем самым помогая не только услышать его, но и увидеть (самый низкий звук находится на уровне груди, а самый высокий – над головой, улетает ввысь). Далее ребёнок определяет на слух высоту звуков, выкладывает карточками звуки по высоте на нотном стане или рисует их в тетради.

Приложение 2

Этапы работы над артикуляционным аппаратом

Подготовительный этап:

Прежде чем начинать выполнение упражнений, нужно позаботиться о соответствующей обстановке. Выбрать достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало и не мешало, убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику. Рекомендуется отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.

В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения, обучающиеся должны постоянно дышать через нос, и надо следить за этим.

Подготовка вокального и речевого аппарата.

Для разогрева аппарата есть несколько физических упражнений:

· возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми. (Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем еще несколько раз).

· положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних эубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.

(Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону).

· Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах. (Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение). Тем же приемом, не меняя положения губ провибрируйте гаммочку вверх и вниз (гамма-поступенное движение вверх и обратно).

· Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями имитирующими утюг гладящий белье. Через несколько минут вы почувствуете тепло и прилив энергии.

Работа над вдохом-выдохом

Выдох:

расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.

(Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т. д).

Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижерёберных мышц, тренируя которые, добьётесь нужного выдоха.

Вдох:

наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой. Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.

Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания.

при закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри,

при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.

(Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую).

При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.

Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

Тренировка мышц неба

Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».

Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.

Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

Тренировка губ и языка

Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».

Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.

Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по нёбу, одновременно произнося «О», «У».

Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов

· Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными. Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, то есть определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно. (То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево - вправо).

· Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.

· Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (Так выполняйте во всех положениях тела).

· После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

Упражнения для улучшения дикции

После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

Слабая нижняя челюсть

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и другое. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

(То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч). На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

Мягкое нёбо

Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

Вялый язык и губы

Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

· проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;

· произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;

· произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;

· для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;

· сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.

Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта

· При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

· При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

· Зажмите рукой рот, нос. В этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов.

Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.

Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе.

В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.

Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, нужно снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

Развитие диапазона и усиление голоса

Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.

После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.

По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

Приложение 3

Упражнение 1. “Трель губ”. Движение мелодии от G1 до С1. Повторяется 5 раз с повышением на полтона.

Упражнение 2. “Рычалочка” Выражение лица – плаксивое (на снятие мышечного тонуса), движение мелодии от А1 до D1.

Повторяется 5 раз с повышением на полтона.

Упражнение 3. “А-У”Движение мелодии звук “А” на D1, звук “У” на А1 (тянуть), на звуке “У” от А1 до D1. Повторяется 5 раз с повышением на полтона. При выполнении этого упражнения нужно применять дирижерский жест (показ рукой низкого и высокого звука) требуя от детей его точного выполнения; добиваться звучания головного резонатора на звуке “У”. Это упражнение необходимо для расширения диапазона, развития головного резонатора и координации слуха и голоса. При разучивании песен с целью развития четкой артикуляции, слуха и ритмичности, применяется такой прием как “пение шепотом. При появлении положительной динамики в чистоте интонирования данных упражнений, можно увеличить диапазон и кратность выполнения упражнения. При этом следует учитывать вокальные данные обучающихся и не забывать об охране детского голоса.

2 этап – “Вокализированная речь”

Задача: Развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, легкие), певческого вибрато и управления его частотой амплитуды (размахом по высоте и скорости пульсации), особой формой рта, глотки, положения языка. Принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношении согласных. Все это так называемые показатели певческого голосообразования.

Дикция (греч.) - произношение «Критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией» [Стулова Г.П. 2002].

Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией педагоги обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить обучающихся и приёму редуцирования Редукция - ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных звуков. - редуцированный гласный. и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

3 этап – “Эстетика певческого тона”

Задача: Систематизация критериев пения, являющееся подробным описанием технологического процесса, результатом которого становиться эстетика вокала. На высшем уровне обучения, предусмотренном в координационно-тренировочном методе развития голоса, идет работа на упражнениях с учетом предложенных критериев, а, следовательно, и эстетики.

Приложение 4

Упражнение «Кошка»

Кошка, как тебя зовут? – Мяу

Стережёшь ты мышку тут? – Мяу

Мяу, хочешь молочка? – Мяу

А в товарищи щенка? – Фррр!

Г. Сапгир

Ветер в наш лес песню донёс: с – с – с,

Песню пролаял охотничий пёс: р – р – р – гав.

Волк эту песню провыл на опушке: у –у,

Дружно проквакали песню лягушки: ква – ква - ква,

Бык эту песню как мы промычал: му – му,

Рысь промурлыкала: м - мур – м – мур,

Сом промолчал: ……,

Филин прогукал: ух – ух,

Уж прошипел: ш – ш – ш,

А соловей эту песню пропел: тёх – тёх – тёх.

Варианты этого упражнения могут быть с использованием детских музыкальных инструментов или игрушек в виде театрализованной сценки.

Приложение 5

Речевая игра «Имена»

Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

· Каждый друг за другом называет своё имя;

· Каждый называет своё имя проговаривая чётко каждый слог;

· Затем проговаривают своё имя, каждый слог отмечая хлопками;

· Закрывают глаза и произносят имя друг за другом;

Далее:

· Шёпотом,

· Громко,

· Тихо,

· Высоким и низким голосом,

· Медленно или быстро и т. д.

В конечном итоге, постепенно прибавляя другие варианты, эту игру можно разделить на несколько частей (могут использоваться дирижёрские жесты – контрастные и постепенные, варианты «Эхо», но уже с пением).

    Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, и т.д. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме и темпе. Текст речевых игр не нужно заучивать, так как он запоминается в процессе игры, лучше, если текст произносится с одновременными движениями рук, ног и всего тела.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных - дикция. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н…), нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках - широко раскрывается рот). В обучении детей правильному звукопроизношению, я опиралась на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем). Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука). Поэтому беглая в речи "о" звучит в пении как "а" ("карова", "актября"), звук "я" микшируется и произносится как "е" (в октябре - в октебре). На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят "е", заменяя ее на "и" (питушок, дикабре, рибят), а букву "я" заменяют на "и" (в октибре, маслина головушка).

Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому я слежу, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая). И стараюсь добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего ("Бе-жи-тру-чье-мво-да).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь.

Примеры:

" Курочка чернопестра - уточка с носка плоска",

" Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком"",

"Наш Полкан попал в капкан",

"Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: "Хорошо, что побит".

Приложение 6

«Весёлая собака»         

Стихотворение Н. Пикулевой

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросёнок, чики, брики, хрю!

Чики, брики,повтори – ка, что я говорю!

Это стихотворение «удобно» для речевого канона. Дети делятся на две или несколько групп, интервал для вступления следующей группы – половина стихотворной строчки. Применяются различные варианты ритмического прочтения текста с использованием различных длительностей: половинок, четвертей, восьмых, шестнадцатых.

Приложение 7

«Вот какие мы»

Мы ногами – топ – топ – топ,                   Все движения выполняются

А руками – хлоп – хлоп – хлоп,                в соответствии

Головою – круть – круть – круть,                 с текстом

Постучали в грудь – грудь – грудь

Пяточками – топ – топ – топ,

По коленкам – шлёп – шлёп – шлёп,

Мы конфетку – ам – ам – ам

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики.

(Н. Мясникова)

 

«Мишка»

Шёл мишка к броду ,       - ходьба на месте

Бу-у-лтых в воду!            - на слог «лтых» сесть на стул

Уж он мок, мок, мок,       - движение руками «как плети» - назад и вперёд

Уж он кис, кис, кис .         – туловище постепенно на слова «кис» падает и          

- лежит на коленях, голова и руки полностью

расслаблены.

Вымок, выкис,                   - в расслабленном состоянии чуть

- пошевелиться

Вылез,                                 -  поднять туловище

Высох                                  - выпрямить спинку, потрясти головой

Встал на колоду                 - встать на ноги

бу – у –лтых в воду! - все начать сначала, но немного быстрее.

(Русский фольклор)

 

Приложение 3

Музыкальный репертуар

Музыкальный репертуар по слушанию:

4-5 лет – произведения из детских альбомов фортепианных пьес: А. Гречанинова, С. Майкапара, П. Чайковского; миниатюры: Г. Свиридова «Бабочка», Р.Шумана «Смелый наездник», Симфонические произведения для детей С. Прокофьева «Петя и волк».

6-7 лет – музыка из опер: Н. Римского-Корсакова («Белка», «Пляска птиц»),

пьесы: С. Рахманинова («Итальянская полька»), А. Хачатуряна «Танец с саблями»; миниатюры: Д.Шостаковича из цикла пьес «Танцы кукол», Сен –Санса «Карнавал животных», Р.Шумана «Времена года», Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт», Ю. Чичкова из сборника «Ромашковая Русь».

Музыкальный репертуар по пению:

4-5 лет – М. Иорданский «Голубые санки», рус.нар.песня «Где был Иванушка», Музыкантова «Паучок», песни из детских мультфильмов.

6-7 лет - песни М. Еремеевой, С. Соснина, О. Юдахиной, В. Филатовой, Е. Шаламоновой, А. Островского, Г. Струве, Л. Олифировой.

Музыкальный репертуар по игре на детских музыкальных инструментах:

4-5 лет – Е.Тиличеевой «Гармошка», Т. Попатенко «Кап-кап-кап…», «Лиса».

6-7 лет – Д.Шостакович «Вальс-шутка», И. Бах «Шутка», рус. нар. песни и прибаутки.

Музыкальный репертуар по музыкально-ритмическим движениям:

4-7лет – игровые, этюды –драматизации, хороводы, пляски, музыкальные игры: рус.нар.мелодии «Посеяли девки лён, М. Красева «Танец осенних листочков», А. И. Бурениной из программы «Ритмическая мозаика», Т.А. Замятиной и Л.В. Стреповой из программы«Музыкальная ритмика», С.Рудневой и Э.Фиш из программы «Ритмика».

 

 

Приложение 4


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.