Особенности певческой дикции дошкольников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности певческой дикции дошкольников

2022-10-05 39
Особенности певческой дикции дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыкальное воспитание дошкольников предполагает развитие у них основных музыкальных способностей – комплекса природных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности.

В музыкальной психологии к природным задаткам относятся такие особенности нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Психологи выделяют следующие объективно существующие особенности «обычного» психологического облика дошкольников, которые проявляются в практике обучения музыкой. Это:

- разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

- моторная зажатость, закрепощенность, особенно у городских детей;

- недостаточная вокально-слуховая координация (иногда двигательно-слуховая);

- преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

- склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм греч. наслаждение);

- потребность в смене эмоциональных состояний (у дошкольников психологи отмечают своеобразную импульсивность, бесконтрольность эмоционального состояния);

- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (со взрослыми, с персонажами произведений музыки);

- регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление увидеть за словом конкретное представление предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);

- интерес к внешней форме (музыкальной, словесной), замещению форм, их «переодеванию»;

- интеллектуально – волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных «важных» причин;

-личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых зрительных, двигательных.

В литературных источниках по музыкальному обучению описываются особенности формирования музыкальной дикции дошкольников, которые связаны с неравномерностью развития голосового аппарата и голосовой функции. Причиной этому может быть неправильное формирования речи ребенка, когда его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: “не говори громко, не кричи – это не прилично”. К школьному возрасту перед нами “воспитанный” ребенок, для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нарушением социального табу. Мало того, у ребенка подавлена одна из естественных функций психологической деятельности – имитационная: “Не дразнись!” Но именно через имитацию (делай как я) происходит обучение уже у высших животных. Тут вступает в силу табу вокального обучения. Почему-то, рукой и ногой “делай как я”, (например, в танце) можно, а голосом своим, взрослым – нельзя: “ребенок ведь маленький!”. Педагоги начинают сами петь придуманными “детскими” голосами, прививая прочные стереотипы ребенку и травмируя голосовой аппарат себе.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования основ певческой деятельности. Дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно. Любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. Если ребенок может сначала крикнуть, а после – запищать, и при этом осознает, что эта разная механика – это путь к интонированию.

Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие – через речевое дыхание – позволяет более эффективно проводить эту работу.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный. Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.

От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твёрдый или мягкий. Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведёт к повышению интонации, недостаток активности – к понижению. В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, лёгкому звучанию.

Навык речевого и певческого дыхания развивается постоянно и постепенно на каждом занятии.

Недостаток дикции - так называемая “широкая” дикция, когда обучающийся произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть – корень. Отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный. Дикция сопровождается форсированием звука, что плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи. Согласные произносятся вяло, порождают интонационную фальшь, нарушают непрерывность звуковедения, кантилену. Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.

Принято различать три типа произношения: бытовое, сценическая речь и певческое.

В певческом произношении внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в разговорной речи, и подчинено требованиям музыки.

Специфика певческой дикции заключается в нейтрализации согласных, продолжительном выдерживании звука на гласных, произношении их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования (неясного произношение гласных звуков), чем в речи; в быстром произношении согласных с отнесением их внутри слова к последующему гласному. Характер певческой дикции при неизменном соблюдении чёткости произношения зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности.

Распетые гласные всегда должны звучать фонетически ясно и чисто. Редуцированное, приближённое к речевому произношению гласных допускается на коротких длительностях в скорых темпах.

Редукция гласных в пении имеет различные формы.

Безударные а и э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное о в большинстве случаев произносится как а, кроме слов иностранного происхождения. Безударное я произносится как яе, но на конце слова всегда должно звучать чисто. Произношение безударного е с примесью и, принятое в разговорной речи, в пении допускается лишь на очень кратких длительностях. В большинстве случаев редукция е в пении решается динамическим ослаблением этого звука.

Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные м - н - л – р  - звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены. Шесть первых согласных русского алфавита – звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Каждому из твёрдых и смягчённых звонких согласных звуков соответствует твёрдый и смягчённый глухой согласный звук. Сонорные все смягчаются, но парных глухих не имеют. Глухие ц – х - ч не имеют парных звонких. Таким образом, фонетический ряд согласных звуков следующий:

звонкие – б, бь, в, вь, г, д, дь ж, жь з, зь м, мь н, нь л, ль р, рь;

глухие – п, пь, ф, фь к т, ть,ш, щ, с, сь, ц, х, ч.

Полугласный звук й относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении. Звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также «оглушаются».

Наиболее часто возникающие в пении ошибки:

Снег – снек, дождь – дощщ

Зубные (д, з, с, т) согласные перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, госьть, ветьвей.

Н,нн перед мягкми согласными произносится мягко: стра нь ик.

Н перед л обычно произносится твёрдо или полумягко: со н ливый.

Ж и ш перед мягкими согласными произносятся твёрдо: ве ш ние.

Удвоенное ж в пении обычно смягчается: жужьжьи скорей.

Возвратные частицы ся и сь произносятся твёрдо и прикрыто, как са и с.

В ряде слов сочетания нч и чт произносятся как шн и шт: конечно – коне ш но, скучно – ску ш но, скворечник – скворе ш ник, что – ш то, чтобы – ш тобы.

Ч и н разделённые гласными, произносятся без изменения.

В сочетании стн, здн,т и д не произносятся: грустно – гру сн о, поздно – по зн о.

Сочетание сш и зш в середине слова и на стыках с предлогом произносятся как твёрдое долгое ш: бесшумно – бешшумно, а на стыке двух самостоятельных слов – как написано: произнёс ш епотом.

Сочетание сч и зч уподобляются долгому щ: счастье – щщ астье, изчез – и щщ ес.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.