Методы воспитания «эстетики певческого тона» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы воспитания «эстетики певческого тона»

2022-10-05 25
Методы воспитания «эстетики певческого тона» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Координационно-тренировочный метод:

1 этап работы – “Речевой”

Задача: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Как только ребенок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: “не говори громко, не кричи – это не прилично”. К школьному возрасту перед нами “воспитанный” ребенок, для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нарушением социального табу. Мало того, у ребенка подавляется естественнейшая из функций психологической деятельности – имитационная: “Не дразнись!” Но именно через имитацию (делай как я) происходит обучение уже у высших животных. Тут вступает в силу табу вокального обучения. Почему-то рукой и ногой “делай как я” (например, в танце) можно, а голосом, своим, взрослым – нельзя: “ребенок ведь маленький!”.Педагоги начинают сами петь придуманными “детскими” голосами, прививая прочные стереотипы ребенку и травмируя голосовой аппарат себе. Где же выход?

в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после – запищать, и при этом осознает, что эта разная механика – это путь к интонированию (см. Приложение 3)

Метод развивающих игр с голосом. Этоигры на дыхание с движениями туловища, рук, ног, пальцев и другого. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание. Приведём пример такого упражнения.

Исходное положение(и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч.

- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую. «кач» - «кач», вдох – выдох и т.д.

- отведём руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вдох – выдох и т.д.

И.п. – то же, только движения выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которую присоединили первой.

И.П. – то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох – выдох.

Продолжаем это упражнение по аналогии с предыдущим: исполняем двумя кистями, затем одной.

Продолжительность этой работы зависит от желания играть в наши обучающие игры. Всегда лучше не «доиграть», чем потерять интерес. Есть много вариантов аналогичных игр.

Перейдём к следующему этапу работу.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трёх основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий), задержка и постепенный выход.

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука.

Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, тёплого и ласкового, еле заметного, спокойного)». Или всем «раздаём» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей – нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте».

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы; такие, например, как:

· играет ветер с листвой

· жужжит пчела, жук, комар

· спустился воздух из колеса машины

· сердится кошка

· выдыхание на гласных звуках «ш», «ж», «з». «с», «ф»

Постепенно усложняем работу дыхательных мышц, переходя на выдох самого закрытого гласного звука «у». Здесь помогут сначала образы самолёта, поезда, с которыми можно поиграть: снижать и набирать высоту звука, используя различные речевые и певческие регистры; «удалять и приближать движение поезда и самолёта», изменяя громкость звучании голоса.

Игры с голосом могут быть подражанием звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать), «голосам» живой и неживой природы (тикать, капать так далее). Игры звукоподражательного характера очень выразительны, они помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. У дошкольников формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность:

- расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

- успешно развивать интонационный и фонематический слух;

- готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией (см. Приложение 4).

Метод - речевые, ритмо – интонационные игры и упражнения так же служат эффективным средством:

- развития речевого и певческого дыхания, дикции и выразительности речи;

- раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;

- формируют естественное звучание голоса, развивают свободу и непосредственность общения.

Особенно полезны такие упражнения для обучающихся с недостаточной координацией слуха и голоса. В них могут использоваться: их имена, приветственные слова («Здравствуйте»), названия деревьев, фруктов, цветов, животных, а так же: считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия (см. Приложение 5).

Метод ритмодекламации – чёткое произнесение текста и стихов в заданном ритме.     

Основная цель ритмодекламации – это развитие музыкального поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук производится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, так как отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по – разному.  

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный и музыкальный образ неразделимы. Чем глубже постигается словесно – поэтический образ, тем легче он будет понят и будет выражен образ музыкальный. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию чёткой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Попробуйте сначала поработать с обучающимися над интонациями радости и удивления в речи. Впоследствии в работе над песней они обязательно вспомнят, как выражали радость или печаль. Это будет светлый, яркий, звонкий звук голоса или, наоборот, приглушённый, негромкий, задумчивый. Ритмодекламация с речевыми диалогами формирует интонационную выразительность голоса, а с элементами звукоподражаний – развивает произношение и дикцию (см. Приложение 6).

Метод речевой зарядки. Цель речевой зарядки – подготовить голоса детей к речи и пению.

В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявлять интонационную выразительность, а в пении – воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков.

Речевые зарядки дают ещё и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей.

Разучиваются речевые зарядки с имитацией движений, соответствующих содержанию текста.

Речевые зарядки можно использовать на различных занятиях. Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией. Постепенно формируется понятие о красивой правильной речи и её компонентах: интонационная звучность, выразительность, темпоритм, красивый тембр.

Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выдохом вперёд и другое)

(см. Приложение 7).

Правила орфоэпии.

Произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Выработать навык четкой дикции, можно использовав работу артикуляционного аппарата.

Приемы, способствующие правильному произношению слов:

· Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни. (Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни, применять прием исполнения в быстром темпе).

· Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению).

· Прочитать текст песни “по секрету” - шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песне, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста.

Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всей группой или по одному).

Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-ры-е (правильно)

сол-ну-шко - сол-ныш-ко

Не проглатывать окончания. Отчетливо произносить согласные звуки в конце слов.

Например: листопад (пишется) – листопат (поется).

наряд - нарят.

Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться:

Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно воспроизвести её голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух.

В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.

Упражнение 1.

Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок

“Сказочное заклинание”: разные интонации – разные лады.

а) громким – страшным голосом злодея,

б) печально - жалобно, как сестрица Аленушка,

в) мышка-норушка.

Надо учить правильно открывать рот и артикулировать на каждом гласном. Использование вокально-ладовых упражнений делает это легко достижимым. В них гласные чередуются так, как они могли бы чередоваться и в речи. Но здесь они представлены без согласных и в систематизированном виде, начиная с простейшего случая их сочетания. Выравнивание гласных происходит не искусственно, а в самом процессе формирования вокальной речи. Вопрос дикции решается специфическими средствами самого вокала, поэтому здесь нет надобности прибегать к искусственным приемам ее развития. Гласные развиваются на речевом материале, на скороговорках или на проговаривании текста самих песен.

Четкая и обоснованная структура вокально-ладовых упражнений позволяет выразить их в виде зрительно-наглядной схемы-алгоритма на доске или плакате, особенно удобной для коллективной работы с обучающимися. Система записи, применяемая нами, постоянно совершенствуется и таит в себе большие перспективы как один из путей визуализации вокальной речи. Работа над упражнениями по схеме активизирует весь процесс обучения, делает его более сознательным и контролируемым. Очень важно и то, что применяемая запись воспитывает определенные навыки дирижирования. Благодаря этому, занятия становятся еще более активными — музыкальными и артистичными.

Итак, в структуре вокально-ладовых упражнений как бы запрограммирована та комплексная вокальная работа, которую должен вести педагог с обучающимися на основе данных принципов: комплексность вокальной работы, ее музыкальность и, прежде всего, забота об эстетических качествах тембра голоса, непринужденность в действии голосового аппарата, последовательность и систематичность занятий. Уже в первых простейших упражнениях обучающийся встречается с немалыми трудностями. Это и сама форма упражнения, особенности дыхания, произношение гласной, исполнение разных штрихов, освоение элементарного метра и ритма, и, главное, — достижение непринужденности в звукоизвлечении, в атаке звука, в движениях руки.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.