Происхождение, понятие и сущность государства — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Происхождение, понятие и сущность государства

2022-10-05 26
Происхождение, понятие и сущность государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основополагающим для усвоения основных категорий данной темы курса является понимание сущности и социального предназначения власти в обществе, которые состоят, прежде всего, в организующем и регулирующем воздействии в той или иной социальной общности. Понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных методов. Власть в обществе многолика: это власть в семье, в общественных организациях и в обществе в целом; разновидностями власти выступают религиозная, экономическая, политическая власть и др. Власть – определённый институт общества, она возникла вместе с человеческим сообществом и развивалась вместе с ним, проходя определённые этапы в своём развитии, но она всегда непосредственным образом зависела от условий жизни общества.

Для понимания темы очень важно определить характер власти в догосударственном обществе. Здесь можно выделить два этапа в организации и функционировании власти в родовом обществе. На первом этапе это была, прежде всего, общественная власть, т.е. её носителем было всё общество, высшим её органом было собрание всех членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни общины. Постоянно осуществлявшим управление делами общины и рода был избранный всеми его членами наиболее авторитетный и искусный в делах старейшина. Он же был носителем традиций и обычаев рода. Власть его не была наследственной, он мог быть переизбран в любой момент. Осуществление власти в этот период основывалось как на моральном авторитете старейшины, так и на силе привычки подчиняться, воспитывавшейся в членах общины как с помощью традиций и мифов, так и при помощи «табу» (запретов) религиозного рода. Принуждение здесь носило ограниченный характер, и было, чаще всего, добровольным. На втором этапе постепенно в организации власти в родовом обществе происходят существенные изменения, связанные с изменением в характере и масштабах хозяйственной деятельности и жизни людей. Появляется совет старейшин, который концентрирует власть в своих руках, возникает особый слой членов общины, который занят только организацией и управлением жизни общины и рода. Происходит обособление интересов различных слоёв усложнившегося общества. По мере его развития, прежние формы организации жизни общества и, в первую очередь, организация власти, не справляются с новыми задачами и, тогда, на смену им приходит новая организация его жизни – государство. Родовая форма организации человеческого общества существовала долго, в течение многих тысячелетий и была повсеместно взорвана и заменена государственной формой организации, где государство стало принципиально новым институтом власти.

Государственная власть занимает особое место в обществе. Обладая специфическими признаками, она коренным образом отличается от всех других видов социальной власти тем, что она а) носит публичный характер, т.е. осуществляется особым слоем людей, не всегда совпадает с интересами всего населения и распространяется на всё общество, на всю территорию государства; б) опирается на принудительную силу аппарата государства в виде его вооруженных отрядов (армия, полиция, суд, тюрьма); в) не зависит ни от какой другой власти как внутри страны, так и за её пределами, т.е. суверенна.

Попытки ответить на вопрос о том, почему и как это произошло, в истории науки предпринимались неоднократно, создавались и развивались различные теории по данному вопросу (теологическая, патриархальная и другие), которые отражали отдельные действительные процессы, но они не способны были объяснить внутренние причины и механизм разрушения родоплеменной организации и зарождения государства, т.к. каждая из них стремилась этот многообразный и противоречивый процесс объяснить какой-то одной причиной или условием.

Современная общественная наука утверждает, что государство появляется в результате комплекса причин и условий, оно развивается постепенно в недрах родового общества, в результате его длительной эволюции. Темпы эволюции первобытного общества значительно ускорились на рубеже 12 – 11 тыс. до н.э., и наука связывает эти изменения с неолитической революцией, которая была ответом человека на резкие изменения среды его обитания в результате ухудшения климатических условий. Переход от присваивающей экономики к производящей привел к усложнению хозяйственно-экономических форм организации и взаимодействия людей, изменению их социальных связей и отношений, дифференциации интересов разных социальных групп, появлению классов и новых социальных групп населения. Государство становится той универсальной формой организации жизни человеческого общества, которая позволила ему выжить в изменившихся условиях.

Возникновение государства и права связано с экономическим, политическим и социальным развитием общества.

К экономическим причинам относятся: развитие производительных сил общества, совершенствование орудий труда, повышение производительности труда, в результате чего появляется избыточный прибавочный продукт, позволяющий наладить регулярный обмен, и как результат всего этого появление частной собственности на средства производства. Все что произошло благодаря трем крупным общественным разделениям труда, которые взорвали родовой строй. К этим трем крупным общественным разделениям труда относятся: первое – отделение скотоводства от земледелия; второе – появление ремесла и третье – появление торговли и класса купцов.

В результате экономических причин возникли и социальные причины. Появление избыточного продукта создавало возможности его накопления у старейшин, вождей, которые руководили обменом. Богатства стали скапливаться у родовой верхушки, и произошло расслоение общества на богатых и бедных свободных общинников. Одновременно имел место раскол общества на рабовладельцев и рабов, так как с повышением производительности труда и возможностью создания избыточного продукта военнопленных оказалось более выгодно использовать в качестве рабов, а не убивать как прежде. Т.е. общество раскололось на противоположные, антагонистические классы-собственников средств производства и неимущих, рабовладельцев и рабов. Между этими классами началась непримиримая борьба. А органы родового строя оказались неприспособленными к новым условиям. Нужна была иная организация. И такой организацией стало государство.

Следует выделить и общесоциальные причины. К ним относятся усложнившиеся процессы управления обществом в новых изменившихся условиях, заинтересованность населения в создании порядка, необходимого для большинства населения, необходимость организации для проведения крупных общественных работ и т.д.

К политическим причинам следует отнести то, что собственники средств производства нуждались в такой организации, которая бы сумела выражать их интересы и защищать их от выступлений угнетенных классов. И эта организация в виде государства должна была упрочить их положение, помогать угнетению других классов.

Таким образом, в силу указанных причин возникло государство как объективное общественное явление развития человеческого общества.

Процесс образования государства занял длительный период в истории человечества: от 12 – 11 тыс. до н.э. до 4 тыс. до н.э. У разных народов государство возникает и развивается под влиянием различных факторов, причин и условий, пути его образования многоплановы. В настоящее время благодаря новому уровню исторического знания наука выделяет два основных пути его возникновения: восточный и западный. Западный или европейский путь образования государства достаточно полно проанализирован в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Процесс возникновения государства здесь был связан с возникновением социального неравенства на базе развития производительного труда, появления прибавочного продукта, интенсивного развития частной собственности. Первые государства возникают здесь как рабовладельческие (Древняя Греция и Древний Рим) или раннефеодальные (славянские и германские). Но в обоих случаях государство возникло как организация политической публичной (т.е. отдельной от общества) власти, ставшей выразителем интересов определённой части общества – собственников основных средств производства. Эти пути народов Европы объединяет то обстоятельство, что частная собственность и классы у этих народов появляются до государства.

Образование государства у народов Востока не было напрямую связано с появлением частной собственности и возникновением на этой базе классов. Первые государства Востока и Древнеегипетское государство возникли в условиях организации общественного производства на базе общественной собственности, постепенно превратившейся в государственную. Главным фактором, вызвавшим к жизни государство, здесь было то, что сельскохозяйственное производство у этих народов было основано на поливном земледелии, требовавшим больших затрат коллективного труда по строительству и эксплуатации сложных оросительных сооружений. Такая организация труда требовала хорошо организованной власти, исходящей из одного центра и имеющей в своём распоряжении достаточный аппарат управления. Возникшие на основе общинных органов управления, новые властные структуры установили для себя привилегии, ставшие основой для формирования классов – собственников средств производства. Государство на Востоке появляется не в результате деления общества на классы, но постепенно в ходе длительной эволюции защита частной собственности и интересов класса собственников становится функцией государства.

Главный вывод из вышесказанного состоит в том, что государство возникает в итоге перехода человека к производящей экономике, оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов.

Государство обладает совокупностью специфических признаков.

Наличие публичной, политической власти. Это значит, что власть непосредственно не происходит от населения, осуществляется особым слоем людей – чиновников, исходит не от общества в целом, а от какой-то его части.

Наличие специального властного аппарата. Для осуществления власти на профессиональной основе создаётся особый отряд людей, объединенных в специальные институты (государственные органы, армия, полиция тюрьма и др.).

Разделение населения, власти по административно-террито­риальному принципу. Кроме территории совместного проживания, это означает, что государственная власть имеет пространственные пределы.

Установление налогов. Они выступают материальным обеспечением государственного аппарата и взыскиваются с населения в принудительном порядке.

Организация общественной жизни на основе права. Право выступает непременным средством упорядочения общественных отношений. Только государство и его органы обладает возможностью такого выражения своей воли, а также способно добиться воплощения правовых предписаний.

Суверенитет, что означает независимость государства в осуществлении власти как внутри страны, так и за её пределами. Это означает также верховенство государственной власти по отношению к другим видам социальной власти.

После уяснения сущности признаков государства можно сформулировать его понятие: государство – это особая структурная политико-территориальная организация общества, обладающая суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих для общества дел, специальным аппаратом, и обеспечивающая управление обществом с помощью правовых велений и существующая на налоги.

Выявить сущность и социальное назначение государства – значит, уяснить то главное, что предопределяет его ценность, назначение и функционирование. Самым принципиальным в этом является ответ на вопрос о том, кому власть принадлежит, чьи интересы выражает и защищает. При решении этого вопроса учёные не имеют однозначного мнения. С одной точки зрения, государственные властные структуры предназначены для организованного насилия одного класса над другим (марксистское понимание), с другой – для обеспечения общего блага, справедливости.

Современное общество основывается не на конфронтации, а на консолидации различных и многообразных интересов разных слоев населения. Благодаря этому социальные противоречия утратили свою остроту настолько, что государственное насилие не столь злободневно сегодня. Из односторонней властной организации государство превращается в общесоциальный институт, выражающий многообразие интересов всех слоёв населения, общечеловеческие интересы в нём преобладают над классовыми.

Сущность государства как общественного явления состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему характер универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснив, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Таким основным понятием является власть, ее принадлежность в том или ином обществе. Характер государственной власти не всегда и не везде одинаков. В Древних Афинах или Риме власть однозначно принадлежала классу рабовладельцев, являвшихся собственниками основных средств производства (земли), и самих производителей – рабов, которые не только не участвовали в осуществлении государственной власти, но и вообще были лишены каких бы то ни было прав, являлись «говорящими орудиями». Сходное положение власти было и в феодальном обществе. Она находилась в руках класса феодалов – земельных собственников. Крестьяне не имели доступа к власти, в значительной мере также были лишены юридических прав и нередко находились в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти было очень ярко выражены.

В буржуазном государстве формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же, и это особенно ярко проявлялось в раннебуржуазном государстве, законы, вопреки декларациям, устанавливали имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивавшие избирательные права малоимущих слоев населения, чем обеспечивали реальную принадлежность власти экономически господствующему классу – буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках верхушки бюрократического чиновничьего аппарата и также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. В большинстве случаев эти социальные группы со временем становятся классами, отличающимися от других слоев общества особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, становятся фактически реальными собственниками средств производства, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли.

Тем не менее, подчеркивание только классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы понимания сущности государств и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного понимания государства и политической власти. Это объясняется тем, что власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует, прежде всего, в собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитаризм, бюрократические режимы). Кроме того, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть в свои руки. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики, культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающих национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, мелких торговцев, ремесленников и пр. При определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть будет действительно принадлежать народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми и групповыми.

Главное же состоит в том, что общество всегда едино, несмотря на раздирающие его социальные противоречия, без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян – феодалов, без рабочих – капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в определенной мере и об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Любое государство осуществляет (и всегда осуществляло) общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Поэтому любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет вторую сторону этого двуединого понятия. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению второй.

В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, ужасных условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола и тому подобное, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда – мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия – идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым – в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы – материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере развития общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится все меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств; особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств; и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.

В сущности государства находят свое выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, они имеют различные формы проявления в зависимости от экономического и политического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры и исторических традиций.

Сущность государства неразрывно связана с его функциями. Функции государства образуют единую систему. Единство этой системы основано на сущности государства и непосредственно зависит от условий, в которых реализуется социальное назначение государства. Например, такие условия, как политический и идеологический плюрализм, сложившийся и укрепившийся в обществе, многообразие форм собственности, социальное партнерство членов общества создают благоприятные возможности для совершенствования его деятельности в общесоциальном направлении.

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно в связи с разнообразием условий, в которых они существовали, существуют и будут существовать на разных этапах своего развития. Вместе с тем любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

Род – исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство.

 



Патриархальная теория исходит из утверждения, что государство происходит из семьи, является результатом ее разрастания. Власть государства – это продолжение власти отца.

Марксистская теория считает, что государственная организация общества приходит на смену родоплеменной, право – на смену обычаев, в результате коренных изменений в экономике, связанных с крупными разделениями труда, которые привели к быстрому росту производительных сил и способности человека производить больше, чем он сам может потребить. Выделяет три формы возникновения государства: азиатскую, римскую, германскую.

Теория насилия исходит из того, что причинами происхождения государства и права является завоевание одной части общества другой, в установлении власти завоевателя над побежденными; государство и право создается для своего утверждения господства над покоренными народами.

Историческая теория считает, что государство – продукт развития «народного духа», телесное выражение его духовной общности, а право не создается законодателем, а появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, так же как появляется язык народа.

Теологическая теория утверждает, что возникновение государства и права аналогично процессу сотворения мира Богом.

Психологическая теория объясняет происхождение государства и права особыми психологическими переживаниями людей, потребностью повиновения и послушания, следования указаниям власти и т.д.

Договорная или естественно-правовая теория рассматривает государство как результат заключения людьми общественного договора на добровольной основе и различает два вида права – естественное, которое предшествует возникновению государства и права, и позитивное, которое появляется как результат и форма осуществления воли государства в виде законов.

Органическая теория объясняет возникновение человечества как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему, дальнейшее развитие которого привело к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство – мозг, а право – передаваемые им импульсы.

Государство – политико-территориальная организация общества, обладающая суверенной публичной властью, которая осуществляется для решения общих дел общества специальным аппаратом, и существующая на налоги.

Сущность государства – то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства – вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Современная трактовка сущности государства состоит в понимании его как единства двух тесно взаимосвязанных сторон – общечеловеческой и классовой.

1.Государство в собственном смысле слова (классовый подход) – это политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, меньшинства над большинством, сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

2. Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам (И. Кант).

3. Государство (общесоциальный подход) – политическая организация-ассоциация, члены которой объединяются в единое, целое публично-властными отношениями и структурами; есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

4. Современное понятие служебной роли государства: государство служит для преодоления социальных противоречий; проведения в жизнь решений, которые отвечают требованиям различных слоев населения; охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина; сохранения мира, предотвращения вооруженных конфликтов.

 

 

Причины происхождения государства

 

 

 

 

 

 

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления (слой людей) для руководства ими.

 

 


 

 

Т е м а 3

 

Типология государства

 

Более глубокому пониманию сущности государства служат различные системы классификации его характерных черт и признаков, применяемых для типологии государства. Тип государства – это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших в определённую эпоху. Для всех государств определённой исторической эпохи характерны одни и те же сущностные черты. В настоящее время существуют два наиболее ярко выраженных подхода к типологии государства – формационный и цивилизационный.

Для формационного подхода, долгое время господствовавшего в отечественной науке в виде догматизированного марксистского узкоклассового подхода к пониманию сущности государства, основным является признание жесткой детерминированности государства, как и других социальных институтов, экономическим фактором, типом производственных отношений, способом производства в целом. Государство является лишь надстройкой над экономическим базисом, другими словами государство вторично, тогда как экономика первична. Каков способ производства, таковым является и тип государства.

Согласно этому подходу основанием для типологии государства служит та или иная общественно-экономическая формация. Каждая такая формация вызывает определённый исторический тип государства. С этой точки зрения история человеческого общества – это история последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и коммунистической (социалистической). Каждой из них, кроме первой, соответствовал определённый исторический тип государства – рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Рабовладельческое государство – первый исторический типгосударства, появившийся в результате разложения первобытно-общинного строя. Оно представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Это государство служит, прежде всего, целям охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, оно является орудием их классового господства, диктатуры. Оно необходимо рабовладельцам для удержания власти и подавления сопротивления огромных масс рабов и удержания их в повиновении. По своей сущности – это машина организованного насилия рабовладельцев, которая служит целям охраны, укрепления и развития рабовладельческого строя.

Формационная теория к рабовладельческому типу государств помимо античных государств Средиземноморья относила и многочисленные государства Древнего Востока – Вавилон, Ассирию, Индию, Китай. Разновидностями этого типа государства были города-государства (полисы) Древней Греции, Спарта, Древний Рим.

Феодальное государство – второй исторический тип государства, которое представляет собой политическую организацию класса феодалов. Экономический базис этого государства – собственность феодалов на землю в сочетании с собственностью личнозависимых от них крестьян на орудия сельскохозяйственного труда и бесплатным трудом на собственников земли – феодалов. Феодальное государство выступает орудием насилия над крепостными крестьянами, средством охраны, укрепления и развития феодального способа производства. Сущность этого государства – диктатура класса феодалов. Основными разновидностями это исторического типа государства были раннефеодальные государства, чаще всего в виде монархий: раннефеодальных сословно-представительных, абсолютных, дуалистических монархий, а также феодальных республик свободных торговых городов – Венеции, Новгорода, Пскова.

Третий исторический тип государства по этой типологии – буржуазное государство. Оно является надстройкой над буржуазным, капиталистическим экономическим строем и охраняет главное условие капиталистической эксплуатации – частную собственность на орудия и средства производства и выступает главным орудием господства класса капиталистов над наёмными рабочими. Сущность этого типа государства в том, что оно является диктатурой буржуазии, её политической организацией, машиной для удержания в повиновении рабочего класса и других трудящихся классов и слоёв. Буржуазное государство, тем не менее, более прогрессивно, чем феодальное. Экономический базис этого государства предполагает личную свободу трудящегося, здесь нет внеэкономических средств принуждения: основное здесь – экономическое принуждение. На поздних стадиях развития буржуазного государства возрастает его регулирующая роль, государство непосредственно вмешивается в процесс производства. Под влиянием трудящихся оно способно ограничивать интересы господствующего класса, либерализует методы руководства обществом путём предоставления политических свобод, проведением демократических реформ. Главные разновидности буржуазного государства: конституционные монархии и республики.

Социалистическое государство, согласно марксистской доктрине, должно было стать высшим и последним типом государства, первой стадией перехода человечества к коммунистическому самоуправляющемуся обществу. Сущность этого государства теория определяет как политическую организацию власти трудящихся для экономического, социального и культурного руководства обществом с целью построения социализма и коммунизма, защиты интересов народа. Принципиальные черты социалистического государства:

· социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;

· оно является с первых дней орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин её порождающих;

· более широкая, по сравнению с другими типами государства, социальная база – во главе него стоят не представители эксплуататорского класса, а трудящиеся члены общества.

Фактически это «полугосударство», так как выражает волю и интересы большинства общества и в будущем отомрёт, превратившись в общественное самоуправление.

В соответствии с формационным подходом каждый последующий исторический тип государства является шагом вперёд по сравнению с предыдущим.

Формационный подход особо выделяет эксплуататорский тип государства, к которому относятся три первых исторических типа – рабовладельческое, феодальное и буржуазное государство, а к неэксплуататорским относит социалистический тип государства.

Особое место в рамках одного исторического типа государства занимают «переходные государства», в которых власть принадлежит не одному классу, а коалиции из двух или нескольких, которая порождена историческими особенностями их развития и политической расстановкой сил. К ним обычно относятся государства периода перерастания буржуазно-демократических революций в социалистические, в период Второй мировой войны.

Цивилизационный подход к типологии государства исходит из широкого толкования социальной сущности государства, с точки зрения воздействия на него, прежде всего, духовно-нравственных и культурных ценностей, определяющих общественное развитие. С позиции этого подхода эти факторы могут блокировать или содействовать развитию государства. Это происходит путём выработки стереотипов поведения, влияющих на экономические факторы, на основе морали, социальной психологии различных социальных слоёв и всего общества, что относится к сферам культуры и цивилизации. В конечном итоге, культура, цивилизация, её уровень и ценности влияют на государственность.

С точки зрения этого подхода применяются различные классифицирующие признаки для типологизации цивилизаций. Наиболее распространённой в нашей литературе является типологизация с точки зрения уровня их организации. В соответствии с ней цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в них резко отличаются друг от друга по роли и месту в обществе, по своей социальной природе.

Первичные цивилизации носили государственно-страновой характер, но могли быть и империями. К ним относят древнеегипетскую, шумерскую, ассирийскую, вавилонскую, вьетнамскую, японскую и др. Государство в этих цивилизациях выступало в роли организующей, определяющей и стимулирующей социальные и экономические структуры и отношения. Отличительной особенностью этих обществ была высокая степень соединения с религией, которая прямо обожествляла правителя, деспота, фараона, т.е. главу государства. На Востоке в первичных цивилизациях государство активно участвовало в осуществлении хозяйственно- экономической функции.

Во вторичных цивилизациях Западной и Восточной Европы, Северной и Латинской Америки, буддийской и др. государственная власть сливается с религиозным культом не до такой степени, как на Востоке. Власть в них не такая всемогущая сила, как в первичных цивилизациях, хотя во многом и связана с религиозными культами. Правителю в этих государствах, с одной стороны, как проводнику священных культов и принципов поклоняются и подчиняются, а с другой – он сам обязан соблюдать эти принципы, иначе его власть незаконна, она должна соответствовать идеалу, и потому вторична.

В соответствии с данным подходом к типологии цивилизаций существуют многочисленные и разнообразные классификации типов государств. Одной из классификаций является деление цивилизаций в соответствии с хронологическим принципом. Данная классификация выделяет в истории цивилизаций Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Соответственно, выделяют раннее, классовое, политическое и правовое государства, соответствующие выделенным периодам


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.