Происхождение, сущность, функции права — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Происхождение, сущность, функции права

2022-10-05 25
Происхождение, сущность, функции права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Право как регулятор общественных отношений появляется практически одновременно с государством. В догосударственном обществе также действовали определенные регуляторы отношений между людьми (обычаи, традиции, привычки, обряды, религиозные каноны и т.п.), но они имели существенные особенности. Особенностями обычаев в родовом строе было то, что они: выражали волю, интересы всего рода племени; исходили от всего рода, племени; регулировали поведения людей, объединенных, началами сотрудничества, взаимопомощи; в них не существовало четкого разделения между правами и обязанностями; обеспечивались привычкой, а в случае необходимости – всем родом либо в виде убеждения, либо в виде принуждения; принуждение осуществлялось и исходило от рода или племени в целом.

Эти особенности обусловливались общественной собствен­ностью, общественной организацией труда и общественной властью родового строя. Социальные нормы существовали в условиях присваивающей экономики и имели ограниченный объем регулирования общественных отношений. Все эти социальные нормы представляли собой как бы единый блок норм, основным содержанием которых было распределение на основе равенства и справедливости.

Право возникает одновременно с государством в силу одних и тех же причин с целью урегулировать власть и с помощью государственной власти новые общественные отношения в государственно-организованном обществе.

Существует множество теорий происхождения права. Мы рассмотрим некоторые из них.

Теологическая теория, согласно которой право – продукт божественной воли, имеет три варианта; древнейший, средневековый и современный. В древнейший период религиозно-мистическое сознание исходит из того, что «Бог есть причина всего» и рассматривает право как божественное установление. Средневековые теологи (Фома Аквинский и другие) стремились идеализировать феодальное право, придать ему ореол святости, незыблемости и справедливости, утверждая, что действующее право основано на естественном божественном законе и позитивном Священном писании.

Естественно-правовая доктрина происхождения права связывает, происхождение и существование права с природой человека и выводит юридические притязания из разума индивида. Для древних римлян признание естественного права являлось средством устранения пробелов и недостатков позитивного права. Опираясь на естест­венно-правовые представления, римские юристы признавали за рабами возможность вступать в гражданско-правые сделки, иметь предусмотренные договорами права и обязанности. Основоположники буржуазной школы естественного права (Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс и другие) стояли на позиции правового дуализма и подразделяли право на естественное и позитивное, причем естественное право ставили выше позитивного права феодального государства. Теория естественного права отражала стремление буржуазии санкционировать авторитетом естественного права, принципы свободного предпринимательства, конкуренции и формального равенства.

Для советского правоведения было характерно открытое непринятие естественно-правовых взглядов, которые оценивались как субъективные. В последние годы отношение к теории естественного права подвергается пересмотру.

Теория исторической школы, рассматривает право как продукт народного духа и народного правоубеждения. По мне­нию представителей этой теорий (Г. Пухта, Ф. Савиньи и др.), право, подобно языку, складывается в ходе исторического разви­тия народного духа, а юристы все лучшее заимствуют из развившегося обычного права. Многие исследователи справедливо отмечали и отмечают ограниченный и консервативный характер исторической школы и преувеличение роли обычаев в нормативном регулировании.

Психологическая теория (Петражицкий, Дьюи, Росс и другие) связывает возникновение и существование права с правовыми переживаниями, в основе которых лежат императивные (обязывающие) и атрибутивные (притязательные) эмоции, порождающие права и обязанности. Л.И. Петражицкий подразделяет право на интуитивное (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное (основанное на внешних предписаниях). По мнению представителей психологической школы, законы, обычаи, судебная практика представляют собой нормативные факты, которые пе­реживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют его интуитивному праву.

Марксистская теория связывает происхождение государства и права с социально-экономическими факторами, такими, как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, возможность его обмена, появление на этой основе частной собственности и раскол общества на имущие и неимущие классы. По Энгельсу, в связи с расколом общества на классы возникло государство как властный аппарат экономически господствующего класса, при помощи которого удерживаются в узде неимущие классы. Поэтому все законодательство имеет, прежде всего, целью защиту имущих от неимущих. При таком подходе право рассматривается как инструмент государства и орудие осуществления воли господствующих классов. Справедливо, при этом, будет указать, что авторы данной концепции никогда не игнорировали тот факт, что государство является и органом, обеспечивающим задачу решения общих дел.

Материалистическая теория исходит из того, что право появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как закономерный результат развития нормативной системы, когда социальные нормы неправового характера (обычаи, традиции, нормы морали) оказываются не в состоянии регулировать различные процессы, происходящие в обществе, и упорядочивать отношения между различными социальными группами и членами общества, ограничивать произвол одних и своеволие других. В новых условиях право, опирающееся на силу государства, становится единственной нормативной системой, способной регулировать отношения в условиях производящей экономики, связанные с распределением, обменом и потреблением товаров и ограничивать социальные конфликты, обеспечивать общественный порядок при обостряющихся социальных противоречиях.

Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством. Главной задачей складывающегося нового регулирования отношений было стремление создать единый общий порядок отношений между людьми, соответствующий потребностям производящего хозяйства. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию правовых обычаев и обычного права. В них сохранились остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы быта сельской общины с неравенством ее членов, большой семьи, кастовых привилегий высших сословий и обязанностей низших, которые обеспечивались наказанием. Правовые обычаи содействовали закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозной основе. Первоначально обычное право представляло единственный источник права, при этом формы выражения правового обычая были самые разнообразные: он выражался в форме устных преданий, рассказов о примерных делах (казусах), в виде жестов-действий, в форме юридических по содержанию поговорок. В более позднюю эпоху правообразования обычное право становится объектом правотворчества: путем переработки содержания правового обычая формулировались нормы закона. Обычаи сохранили свое значение в становлении права у античных народов – Древней Греции и Рима, у народов, переходивших к цивилизации феодального типа – германцев, кельтов, славян, на Востоке – арабов.

Большую роль в становлении права играли возникшие судебные органы. Их деятельность, также в значительной мере была связана с защитой имущих и привилегированных слоев, но одновременно она содействовала разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляла в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Первоначально судебные функции осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала, либо принадлежали царю, королю, а также назначаемым ими судебным органам, приспособленным к защите интересов на­рождающейся господствующей верхушки общества. В этом состояло создание судами правовых норм путем превращения решений суда по конкретному делу в общую норму.

С усилением государственной власти, ее централизацией, раз­витием правовой культуры, формы правообразования меняются, господствующее положение приобретает правотворческая деятельность государства по формированию права. Право получает новую наиболее авторитетную форму его выражения – закон. Однако закон не всегда адекватен по своему содержанию праву. Нередко можно обнаружить законы, не утверждающие, а опровергающие право. Важно поэтому, чтобы право не сводилось исключительно к закону (совокупности норм, выраженных в нормативных актах), но имелись и другие формы выражения – правовой обычай, нормативный договор и др.

Как для понимания государства определяющим является понятие власти в обществе, так для понимания права важнейшим является рассмотрение его сущности с точки зрения выраженной в нем воли. Общая воля не механическое сложение индивидуальных воль, а результат согласования индивидуальных воль, результат достигнутого общественного компромисса (баланса) различных специфических интересов. Таким образом, сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов и выступающая вследствие этого общим масштабом, мерой поведения и деятельности людей.

Такое понимание сущности права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе; исключает сведение права к орудию насилия.

Ценность и назначение права проявляются в его положительном влиянии на жизнь личности и общества. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не подавляет интересы отдельных людей, а сообразует их с общими (государственными) интересами. Право выражает идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Оно по своему назначению противостоит несправедливости, защищает согласованный интерес и утверждает справедливое решение.

Функции права – это основные направления его юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Свое воздействие на отношения, складывающиеся в различных сферах жизни общества, поведение и деятельность людей право оказывает как посредством предоставления участникам регулируемых отношений прав и возложением на них обязанностей, так и путем охраны регулируемых им отношений, закрепляя в санкциях норм права ответственность за противоправное поведение. Это – регулятивная функция права – направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. В регулятивную функцию входит закрепление посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц; уста­новление правового статуса юридических лиц; определение (пре­дусмотрение) юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конк­ретной правовой связи между субъектами права; определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям. Охранительная функция права – это направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты государством под охрану и какие неблагоприятные последствия следуют в случае посяга­тельства на них. Регулятивная функция реализуется в правомерной деятельности; для осуществления охранительной функции характерна специфическая деятельность специальных органов государства и иных специально на то уполномоченных законом субъектов. Идеоло ­ гическая, или воспитательная (цивилизационная) функция – это воздействие права на сознание (психику) и поведение его адресатов, имеющее целью побудить их действовать правомерно, сформировать у них позитивное восприятие права.

Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые видят в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного), важнейшим принципом которого признается принцип формального равенства. Оно означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях, имеет всеобщий характер, так как одинаково распространяется на всех субъектов определенного круга правовых отношений.


 

 

Т е м а 9

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.