Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-10-05 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Право как регулятор общественных отношений появляется практически одновременно с государством. В догосударственном обществе также действовали определенные регуляторы отношений между людьми (обычаи, традиции, привычки, обряды, религиозные каноны и т.п.), но они имели существенные особенности. Особенностями обычаев в родовом строе было то, что они: выражали волю, интересы всего рода племени; исходили от всего рода, племени; регулировали поведения людей, объединенных, началами сотрудничества, взаимопомощи; в них не существовало четкого разделения между правами и обязанностями; обеспечивались привычкой, а в случае необходимости – всем родом либо в виде убеждения, либо в виде принуждения; принуждение осуществлялось и исходило от рода или племени в целом.
Эти особенности обусловливались общественной собственностью, общественной организацией труда и общественной властью родового строя. Социальные нормы существовали в условиях присваивающей экономики и имели ограниченный объем регулирования общественных отношений. Все эти социальные нормы представляли собой как бы единый блок норм, основным содержанием которых было распределение на основе равенства и справедливости.
Право возникает одновременно с государством в силу одних и тех же причин с целью урегулировать власть и с помощью государственной власти новые общественные отношения в государственно-организованном обществе.
Существует множество теорий происхождения права. Мы рассмотрим некоторые из них.
Теологическая теория, согласно которой право – продукт божественной воли, имеет три варианта; древнейший, средневековый и современный. В древнейший период религиозно-мистическое сознание исходит из того, что «Бог есть причина всего» и рассматривает право как божественное установление. Средневековые теологи (Фома Аквинский и другие) стремились идеализировать феодальное право, придать ему ореол святости, незыблемости и справедливости, утверждая, что действующее право основано на естественном божественном законе и позитивном Священном писании.
|
Естественно-правовая доктрина происхождения права связывает, происхождение и существование права с природой человека и выводит юридические притязания из разума индивида. Для древних римлян признание естественного права являлось средством устранения пробелов и недостатков позитивного права. Опираясь на естественно-правовые представления, римские юристы признавали за рабами возможность вступать в гражданско-правые сделки, иметь предусмотренные договорами права и обязанности. Основоположники буржуазной школы естественного права (Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс и другие) стояли на позиции правового дуализма и подразделяли право на естественное и позитивное, причем естественное право ставили выше позитивного права феодального государства. Теория естественного права отражала стремление буржуазии санкционировать авторитетом естественного права, принципы свободного предпринимательства, конкуренции и формального равенства.
Для советского правоведения было характерно открытое непринятие естественно-правовых взглядов, которые оценивались как субъективные. В последние годы отношение к теории естественного права подвергается пересмотру.
Теория исторической школы, рассматривает право как продукт народного духа и народного правоубеждения. По мнению представителей этой теорий (Г. Пухта, Ф. Савиньи и др.), право, подобно языку, складывается в ходе исторического развития народного духа, а юристы все лучшее заимствуют из развившегося обычного права. Многие исследователи справедливо отмечали и отмечают ограниченный и консервативный характер исторической школы и преувеличение роли обычаев в нормативном регулировании.
|
Психологическая теория (Петражицкий, Дьюи, Росс и другие) связывает возникновение и существование права с правовыми переживаниями, в основе которых лежат императивные (обязывающие) и атрибутивные (притязательные) эмоции, порождающие права и обязанности. Л.И. Петражицкий подразделяет право на интуитивное (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное (основанное на внешних предписаниях). По мнению представителей психологической школы, законы, обычаи, судебная практика представляют собой нормативные факты, которые переживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют его интуитивному праву.
Марксистская теория связывает происхождение государства и права с социально-экономическими факторами, такими, как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, возможность его обмена, появление на этой основе частной собственности и раскол общества на имущие и неимущие классы. По Энгельсу, в связи с расколом общества на классы возникло государство как властный аппарат экономически господствующего класса, при помощи которого удерживаются в узде неимущие классы. Поэтому все законодательство имеет, прежде всего, целью защиту имущих от неимущих. При таком подходе право рассматривается как инструмент государства и орудие осуществления воли господствующих классов. Справедливо, при этом, будет указать, что авторы данной концепции никогда не игнорировали тот факт, что государство является и органом, обеспечивающим задачу решения общих дел.
Материалистическая теория исходит из того, что право появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как закономерный результат развития нормативной системы, когда социальные нормы неправового характера (обычаи, традиции, нормы морали) оказываются не в состоянии регулировать различные процессы, происходящие в обществе, и упорядочивать отношения между различными социальными группами и членами общества, ограничивать произвол одних и своеволие других. В новых условиях право, опирающееся на силу государства, становится единственной нормативной системой, способной регулировать отношения в условиях производящей экономики, связанные с распределением, обменом и потреблением товаров и ограничивать социальные конфликты, обеспечивать общественный порядок при обостряющихся социальных противоречиях.
|
Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством. Главной задачей складывающегося нового регулирования отношений было стремление создать единый общий порядок отношений между людьми, соответствующий потребностям производящего хозяйства. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию правовых обычаев и обычного права. В них сохранились остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы быта сельской общины с неравенством ее членов, большой семьи, кастовых привилегий высших сословий и обязанностей низших, которые обеспечивались наказанием. Правовые обычаи содействовали закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозной основе. Первоначально обычное право представляло единственный источник права, при этом формы выражения правового обычая были самые разнообразные: он выражался в форме устных преданий, рассказов о примерных делах (казусах), в виде жестов-действий, в форме юридических по содержанию поговорок. В более позднюю эпоху правообразования обычное право становится объектом правотворчества: путем переработки содержания правового обычая формулировались нормы закона. Обычаи сохранили свое значение в становлении права у античных народов – Древней Греции и Рима, у народов, переходивших к цивилизации феодального типа – германцев, кельтов, славян, на Востоке – арабов.
Большую роль в становлении права играли возникшие судебные органы. Их деятельность, также в значительной мере была связана с защитой имущих и привилегированных слоев, но одновременно она содействовала разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляла в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Первоначально судебные функции осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала, либо принадлежали царю, королю, а также назначаемым ими судебным органам, приспособленным к защите интересов нарождающейся господствующей верхушки общества. В этом состояло создание судами правовых норм путем превращения решений суда по конкретному делу в общую норму.
|
С усилением государственной власти, ее централизацией, развитием правовой культуры, формы правообразования меняются, господствующее положение приобретает правотворческая деятельность государства по формированию права. Право получает новую наиболее авторитетную форму его выражения – закон. Однако закон не всегда адекватен по своему содержанию праву. Нередко можно обнаружить законы, не утверждающие, а опровергающие право. Важно поэтому, чтобы право не сводилось исключительно к закону (совокупности норм, выраженных в нормативных актах), но имелись и другие формы выражения – правовой обычай, нормативный договор и др.
Как для понимания государства определяющим является понятие власти в обществе, так для понимания права важнейшим является рассмотрение его сущности с точки зрения выраженной в нем воли. Общая воля не механическое сложение индивидуальных воль, а результат согласования индивидуальных воль, результат достигнутого общественного компромисса (баланса) различных специфических интересов. Таким образом, сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов и выступающая вследствие этого общим масштабом, мерой поведения и деятельности людей.
Такое понимание сущности права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе; исключает сведение права к орудию насилия.
Ценность и назначение права проявляются в его положительном влиянии на жизнь личности и общества. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не подавляет интересы отдельных людей, а сообразует их с общими (государственными) интересами. Право выражает идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Оно по своему назначению противостоит несправедливости, защищает согласованный интерес и утверждает справедливое решение.
|
Функции права – это основные направления его юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Свое воздействие на отношения, складывающиеся в различных сферах жизни общества, поведение и деятельность людей право оказывает как посредством предоставления участникам регулируемых отношений прав и возложением на них обязанностей, так и путем охраны регулируемых им отношений, закрепляя в санкциях норм права ответственность за противоправное поведение. Это – регулятивная функция права – направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. В регулятивную функцию входит закрепление посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение (предусмотрение) юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права; определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям. Охранительная функция права – это направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты государством под охрану и какие неблагоприятные последствия следуют в случае посягательства на них. Регулятивная функция реализуется в правомерной деятельности; для осуществления охранительной функции характерна специфическая деятельность специальных органов государства и иных специально на то уполномоченных законом субъектов. Идеоло гическая, или воспитательная (цивилизационная) функция – это воздействие права на сознание (психику) и поведение его адресатов, имеющее целью побудить их действовать правомерно, сформировать у них позитивное восприятие права.
Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые видят в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного), важнейшим принципом которого признается принцип формального равенства. Оно означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях, имеет всеобщий характер, так как одинаково распространяется на всех субъектов определенного круга правовых отношений.
Т е м а 9
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!