Функции и механизм (аппарат) государства — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Функции и механизм (аппарат) государства

2022-10-05 24
Функции и механизм (аппарат) государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ключевыми понятиями темы являются следующие.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых проявляются его социальная сущность и назначение в обществе.

Функции характеризуются объективностью (классовые или социальные начала), и устойчивостью (неизменностью при изменяющихся политических и социально-экономических условиях).

Специфика функций государства заключается в том, что они осуществляются в специальных правовых и организационных формах.

Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определённого органа нельзя подменять никакой другой.

Функции государства делятся на основные и не основные. Главные направления деятельности государства, дающие предметно-политическую характеристику государства и раскрывающие его классовое содержание, относятся к основным функциям государства.

Направления деятельности государства по осуществлению задач «общих дел», вытекающие из природы всякого общества (борьба со стихийными бедствиями, создание путей сообщения и т.д.) также называются основными функциями. Эти функции имеет любая организация власти во всяком обществе.

К числу важнейших основных функций государства относится обеспечение безопасности, которая в соответствии со ст. 1 Закона «О безопасности», принятого в РФ в 1992 году, определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» в различных сферах жизнедеятельности. В соответствии с определением, данным в Законе, следует вывод, что обеспечение безопасности достигается деятельностью в различных сферах жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной, информационной и др.

Информационная сфера в последние десятилетия становится одной из самых приоритетных в жизни общества. Составляющими ее являются субъекты информационной сферы: общественные отношения в ней; информационная инфраструктура общества; информация.

Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:

а) для личности:

· соблюдение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;

· реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни;

· обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;

· защита права на объекты интеллектуальной собственности;

б) для общества:

· построение информационного общества;

· духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

· предотвращение манипулирования массовым сознанием;

· приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;

в) для государства:

· защита интересов личности и общества;

· построение правового государства;

· формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти;

· формирование системы подготовки принятия и реализации решения органами государственной власти;

· защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов;

· защита единого информационного пространства страны.

Обеспечение информационной безопасности государства должно осуществляться через следующие виды деятельности:

§ оценка состояния информационной безопасности в стране, определение приоритетов по интересам в информационной сфере и установление их баланса в конкретных условиях;

§ выявление и учет источников внутренних и внешних угроз, проведение их мониторинга и классификации;

§ определение основных направлений предотвращения угроз или минимизации ущерба от их реализации,

§ организация исследований в сфере обеспечения информационной безопасности;

§ разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов;

§ разработка федеральных целевых и ведомственных программ обеспечения информационной безопасности, координация работ по их реализации;

§ организация единой системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля в этой сфере;

§ страхование информационных рисков;

§ подготовка специалистов по обеспечению информационной безопасности, в том числе из числа работников правоохранительных и судебных органов;

§ информирование общественности о реальной ситуации в сфере обеспечения информационной безопасности и работе государственных органов в этой сфере;

§ изучение практики обеспечения информационной безопасности, обобщение и пропаганда передового опыта такой работы в регионах;

§ правовая защита прав и интересов граждан, интересов общества и государства в сфере информационной безопасности;

§ организация обучения способам и методам самозащиты физических лиц от основных угроз в информационной сфере;

§ содействие разработке и принятию норм международного права в сфере обеспечения информационной безопасности.

В зависимости от сферы проявления содержания государства различают функции внутренние и внешние. Наибольшее значение имеют внутренние функции, так как в них, главным образом, раскрывается классовая природа государства.

Внутренние функции государства направлены на решение задач государства внутри страны. К ним относятся: 1) экономическая функция; 2) политическая; 3) идеологическая; 4) социальная; 5) информационная.

Внешние функции государства направлены на решение задач, стоящих перед государством вовне, на международной арене. К внешним функциям относятся: 1) оборона страны; 2) осуществление отношений (торговых дипломатических и др.) между государствами.

Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой.

Кроме того, различают постоянные и временные функции государства.

К внутренним функциям РФ относятся:

· хозяйственно-организаторская функция, которая направлена на развитие экономики, управление государственной;

· функция учета и контроля над мерой труда и мерой потребления. Она осуществляется с помощью таких средств, как нормирование труда, регулирование продолжительности рабочего времени, совершенствование заработной платы, налогообложения и др.;

· культурно-воспитательная функция, направленная на развитие науки, образования и культуры;

· социальная функция, направленная на улучшение условий труда, на удовлетворение потребностей людей, развитие системы здравоохранения, социального обеспечения, борьба с безработицей и т.д.;

· функция охраны всех форм собственности, прав и свобод человека и гражданина и правопорядка;

· функция охраны окружающей среды;

· информационная функция.

К внешним функциям РФ относятся:

§ функция сотрудничества с другими государствами, которая осуществляется на основе признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силы, любых методов давления, принципов мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

§ функция защиты суверенитета и территориальной целостности отечества;

§ функция международной координации и международного участия в охране окружающей среды;

§ функция сотрудничества в информационной сфере;

§ функция поддержания и охраны международного правопорядка (борьба с международной преступностью – международным терроризмом, наркобизнесом, агрессией, локализация «горячих точек» и т.д.) и др.

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Методы осуществления функций государства характеризуют те средства, с помощью которых решаются задачи государства. Средства могут выражаться в мерах прямого насилия, непосредственного принуждения или в определенном идеологическом воздействии, уступках, реформах и др.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

К правовым формам относятся: правотворческая; правоприменительная; оперативно-исполнительная; правоохранительная; контрольно-надзорная.

Правотворческая деятельность – форма осуществления функций государства, которая состоит в издании, санкционировании, изменении или отмене правовых норм.

Правоприменительная деятельность – это форма осуществления функций государства, она состоит в деятельности государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путём издания актов применения права.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества, властную, исполнительно-распоря­дительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путём издания актов применения норм права.

Правоохранительная деятельность – это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

Контрольно-надзорная деятельность состоит в контролировании исполнения законов. Таким контролирующим органом является прокуратура.

К организационным формам осуществления функций государства относятся а) организационно-регламентирующая; б) организа­ционно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Механизм государства (государственный аппарат) – это система органов и учреждений, посредством которых государство обеспечивает выполнение своих функций.

Вопрос о механизме государства остаётся в государствоведении дискуссионным. Согласно одной из точек зрения, целесообразно рассматривать понятие «механизм государства» в узком и широком значениях.

В узком смысле это понятие идентично понятию «государственный аппарат»: это совокупность, система органов государства, осуществляющих государственные функции и обладающих государственно-властными полномочиями, В государственный аппарат входят:

законодательные органы, которые издают законы (для России – это Федеральное Собрание, т.е. Государственная Дума и Совет Федерации, соответствующие органы субъектов Федерации);

исполнительные органы, которые осуществляют государственное управление, организуют исполнение законов (в России – Правительство, министерства, государственные комитеты и другие ведомства, аналогичные органы субъектов Федерации, их органы на местах);

судебные органы, осуществляющие правосудие и разрешающие споры между различными субъектами права (Конституционный суд, система общих судов, арбитражные суды);

надзорные органы, которые осуществляют контроль и надзор за законностью как в целом, так и в различных сферах общественной жизни (органы прокуратуры, финансового и таможенного контроля, различные инспекции лесоохраны, рыбоохраны и др.). В недалеком прошлом законодательные органы именовались органами государственной власти, а исполнительные – органами государственного управления. Сейчас в Конституции РФ и те, и другие названы органами государственной власти – соответственно законодательной и исполнительной. Органами судебной власти именуются суды.

В широком смысле механизм государства – это совокупность, система всех государственных органов и организаций, осуществляющих функции государства. В этот механизм помимо государственного аппарата входят те государственные структуры, которые хотя и осуществляют функции государства, но не обладают властными полномочиями (в частности, государственные предприятия и учреждения).

Организация и функционирование государственного аппарата и составляющих его органов строятся на основе определенных принципов, т.е. основополагающих идей, отражающих характер государственной власти и методы ее осуществления.

Принципы организации и деятельности государственного механизма можно разделить на два основных вида – общие и специальные.

Общие принципы относятся как к государственному аппарату, так и к государству в целом, а также к политической системе общества. Среди них можно выделить:

§ политические (демократизм, федерализм, признание человека высшей ценностью, гласность и т.п.);

§ правовые (верховенство закона, законность, приоритетность прав и законных интересов граждан и др.);

§ идеологические (культурность, нравственность, справедливость, учет общественного мнения и проч.).

Специальные (организационные) принципы относятся только к аппарату государства и его органам. Среди них можно назвать разделение властей, компетентность, экономичность, ответственность, сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

Орган государства – это часть государственного аппарата (организация, учреждение), осуществляющая определенную часть государственных функций с государственно-властными полномочиями. К числу государственных органов относятся: Президент, представительные органы власти, исполнительные органы (Правительство) в лице министерств, служб, агентств, их местные органы, суды, прокуратура и т.п.

Каждый орган государства обладает признаками:

организационное единство, наличие устойчивой структуры, основанной на соподчиненности составляющих ее подразделений;

состоит из государственных служащих, т.е. лиц, состоящих на службе у государства и получающих соответствующее вознаграждение;

пользуется частью государственного имущества (здания, средства транспорта, связи и пр.), которое находится в его оперативном управлении;

находится на бюджетном финансировании, располагает выделяемыми ему финансовыми средствами;

обладает определенными полномочиями (компетенцией);

в пределах своей компетенции может издавать правовые акты (нормативные и правоприменительные), обязательные для исполнения,

Компетенция органа государства – это круг его прав и обязанностей, установленный законом или иным нормативно-правовым актом (уставом, положением и т.п.). Компетенция каждого государственного органа зависит в основном от двух обстоятельств: целей его деятельности (так, полномочия органов здравоохранения, финансового контроля прокуратуры различаются именно по этому признаку); места в системе государственных органов (например, полномочия МВД России или районного отдела внутренних дел).

Классификация органов государства. Государственные органы могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от порядка формирования выделяются органы представительные, т.е. избираемые населением (для России - Государственная Дума, Совет Федерации, Президент и пр.), и формируемые другими государственными органами (правительство, министерства, прокуратура и т.д.).

По территориальным пределам деятельностифедеральные, чье управленческое воздействие распространяется на всю страну (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ), и органы субъектов Федерации (аналогичные органы республик в составе России, краев, областей и пр.).

По характеру полномочийорганы общей компетенции, которые занимаются всеми направлениями государственной деятельности (президенты и правительства РФ и субъектов Федерации), и органы специальной компетенции, наделенные полномочиями в определенных сферах деятельности государства (министерства, ведомства РФ и субъектов Федерации и т.п.).

В зависимости от порядка осуществления государственно-властных полномочий можно выделить органы коллегиальные, в которых решения принимаются путем голосования (палаты Федерального Собрания, парламенты субъектов Федерации и т.п.), единоначальные, властные акты которых принимаются единолично – их главой (министерства, государственные комитеты и другие ведомства, учреждения) и смешанные – в них решения могут приниматься и в том, и в другом порядке (так, в судах уголовные и гражданские дела, в зависимости от их категории и других обстоятельств, могут рассматриваться как судьей единолично, так и коллегией судей).

По характеру осуществляемых властных полномочий государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные. Это деление имеет особое значение, поскольку на нем основано выделение «ветвей» государственной власти и принцип разделения властей.

К числу государственных органов, которые обеспечивают регулирование и защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере Доктрина информационной безопасности РФ, принятая в 2000 году, относит.

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению ин­формационной безопасности Российской Федерации; в со­ответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопас­ности Российской Федерации; определяет в своих ежегод­ных Посланиях Федеральному Собранию приоритетные на­правления государственной политики в области обеспече­ния информационной безопасности Российской Федера­ции, а также меры по реализации настоящей Доктрины.

Палаты Федерального Собрания Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по пред­ставлению Президента Российской Федерации и Прави­тельства Российской Федерации формируют законода­тельную базу в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федераль­ному Собранию приоритетных направлений в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных ор­ганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов феде­рального бюджета на соответствующие годы предусмат­ривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.

Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопас­ности Российской Федерации, оперативно подготавливает проекты решений Президента Российской Федерации по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений настоящей Доктрины, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента Российской Федерации в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области представляют их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений, оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспече­ния информационной безопасности Российской Федерации.

Органы судебной власти осуществляют правосудие по де­лам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в ин­формационной сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению инфор­мационной безопасности Российской Федерации.

 

 

 

Государственный орган – звено в системе государственного управления, обладающее властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности, которые различаются по содержанию и пространственным границам своей власти.

Механизм государства – система государственных органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции.

 

 

 

 

 


 

 

Т е м а 5

 

Форма государства

 

Понятие форма государства характеризует внутреннее устройство государства, т.е. в каких формах функционирует эта политическая организация общества.

В изучении формы государства выделяют три основных элемента: форма правления; форма территориального устройства (национально-государственное и административно-территориальное); государственный режим.

Форма правления дает представление о том, кто и как правит, кто осуществляет государственную власть, каково организационное уст­ройство властных структур; как формируются органы власти; это способ разделения или неразделения властей по горизонтали. Форма территориального устройства помогает понять, на какие единицы поделена территория определенного государства и как население этого государства связано с ним через различные территориально-политические образования, это способ разделения или не разделения властей по вертикали. У государственного режима основная характеристика состоит в способах осуществления государственной власти в конкретном обществе, как эта власть взаимодействует с населением, и каков, в связи с этим, уровень демократии в обществе.

При этом необходимо помнить, что конкретно-исторических форм государства множество. В каждом государстве преобладают свои, специфические факторы, повлиявшие, в той или иной степени, на выбор формы правления. Среди них выделяют: определенные исторические традиции; национальную психологию; религиозное сознание; уровень общей культу­ры общества; уровень идеологизации и политизации общества; экологические, географические факторы и др.

При усвоении категории «форма правления» необходимо сосредоточить внимание на том, каким образом решается вопрос формирования высших органов власти, как эти властные органы взаимодействуют между собой. Под формой правления понимается система, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Основными видами форм правления являются монархия и республика. Однако особенности республиканской и монархической формы правления существенно различаются в разные исторические периоды.

Рабовладельческое государство:

1) монархии в виде восточных деспотий (Египет, Вавилон и др.), где для проведения крупных ирригационных сооружений требовалась сильная централизованная власть. В деспотических монархиях подавляющая часть даже свободных людей не пользовалась никакими правами. Власть деспота (фараона, царя) ничем не ограничивалась, личность деспота обожествлялась. Деспот опирался на разветвленный военно-бюрократический аппарат;

2) аристократические республики (Древний Рим, Спарта). Фактически власть принадлежала выборному органу (сенат, совет старейшин), члены которого избирались из знатных аристократических родов семей, которые правили бесконтрольно, давая отчет только своим преемникам;

3) демократическая республика (Афины). Основная роль принадлежала народному собранию, в котором принимали участия только свободные граждане, коренные жители Афин (мужчины, достигшие 20 лет). Политическими правами не пользовались женщины, вольноотпущенные. Это была демократия меньшинства.

Феодальное государство:

1) раннефеодальная монархия, (графства, герцогства, княжества и т.п.), которые характеризуются децентрализованной государственной властью;

2) сословно-представительная монархия, характеризуется наличием сословно-представительного органа (Земский Собор – Россия, Генеральные штаты – Франция), в который входили представители отдельных сословий феодального общества, и этот орган занимался установлением налогов и их сборов и т.д.;

3) абсолютная монархия, при которой власть монарха была ничем не ограничена, абсолютная монархия – результат равновесия сил между буржуазией и феодалами;

4) города-республики (Генуя, Псков, Новгород) наиболее важные вопросы (войны, мира, приглашение князя и др.) решались народным собранием (вече – Новгород, Псков).

Буржуазное государство:

1) парламентская республика, в которой глава государства (президент) избирается парламентом, правительство формируется из представителей партий, получивших парламентское большинство на выборах и ответственно перед парламентом (Италия);

2) президентская республика, в которой глава государства (президент) избирается либо населением, либо Коллегией выборщиков (США). Он является одновременно и главой правительства, которое он формирует и которое не подотчетно, не ответственно перед парламентом.

3) конституционная (ограниченная) монархия в виде а) дуа­листической монархии, где власть монарха ограничена лишь в области законодательства. Законы принимаются парламентом, а утверждаются монархом, который обладает правом абсолютного вето; б) парламентская монархия (Англия, Швеция), где власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в области государственного управления («король царствует, но не управляет»).

Социалистическое государство: 1) Парижская Коммуна; 2) Рес­публика Советов (однопартийность); 3) Народно-демократическая республика (многопартийность, наличие таких общественных объединений, как Национальный, Отечественный Народный фронт, использование старых институтов власти и законодательства). Для этих форм правления характерным является соединение законодательной и исполнительной власти в высшем органе государственной власти.

В современный период формой правления в Российской Федерации является демократическая республика, сочетающая в себе элементы парламентской и президентской республик.

Форма государственного (территориального) устройства – это территориальная организация государства. Она отражает, каково взаимоотношение центральной власти и местных органов власти, каким способом организована территория государства. Ключевым понятием здесь является понятие территории государства. Все пространство, которое находится под юрисдикцией государства или на которое распространяется его суверенитет, и представляет собой территорию государства.

Территориальная организация государства возникает одновременно с появлением государства, упразднением деления общества по кровнородственному принципу. Формирование территории государства занимает продолжительное время и зависит от целого ряда факторов: 1) экономических – исторически сложившихся форм хозяйственной связи между территориями; 2) демографи­ческих – количества населения, его состава, плотности населения; 3) географических – размера территории и даже климата и ландшафта; 4) исторических – общности языка, культуры, уклада жизни; 5) политических – способа «собирания» земель (территорий) в единое государство (это могло быть добровольное объединение мелких государств в составе единого крупного государства, насильственное присоединение и удержание определенных территорий, так называемая аннексия, и др.).

В современную эпоху на выбор формы территориального устройства мощное влияние оказывает национальный фактор. Под непосредственным его воздействием компактно проживающие нации и народности создают собственное национальное государство или национально-государственное образование (автономию, основанную по национальному принципу).

Сочетание различных факторов определяет, в конечном счете, особенности территориального (государственного) устройства страны. Принято выделять три разновидности форм государственного (территориального) устройства: 1) унитарное; 2) федератив­ное; 3) конфедеративное (конфедерация).

Унитарное государство – это государство, составные части которого (области, или губернии, графства) обладают не политической автономией (признаками государственного суверенитета), а статусом административных территориальных единиц, не устанавливающих своего гражданства (единое гражданство); и имеющее одноканальную систему налогов.

Это – классическая форма унитарного государства. В современных условиях принцип унитаризма претерпевает существенные изменения, так как в составе унитарного государства появляются территориальные образования, наделяемые определенной политической автономией. На этом основании все современные унитарные государства можно разделить на три разновидности.

1. Децентрализованные. Здесь унитарные государства в чем-то сходны с федеративными государствами. Это проявляется в наделении административно-территориального образования правом законодательствовать (так, согласно конституции Италии, области могут издавать законодательные акты по некоторым вопросам; в предоставлении территориальному образованию финансовой автономии; в наличии в составе унитарного государства автономии, причем иногда это национально-территориальная автономия (Крым – в составе Украины, Шотландия – в Великобритании, Гренландия – в Дании, Аландские острова – в Финляндии и др.), статус такой автономии сходен с правовым статусом субъекта федерации.

2. Относительно децентрализованные. Это те унитарные государства, в которых высшие территориальные единицы (области, губернии, кантоны) не наделены политической автономией и носят административный характер, самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные образования (общины, коммуны). Типичным примером такого государства являются Болгария, Прибалтийские государства.

3. Централизованные унитарные. Государства, в которых нет места местной автономии (местному самоуправлению). Управление на местах осуществляют назначенные сверху чиновники (страны тропической Африки).

Федеративное государство – это сложное (многосоставное) государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Федерация как форма территориального устройства государства зарождается в индустриальную эпоху. Она менее распространена в сравнении с унитарной формой. В современном мире из более чем 200 государств, только 21 государство является федеративным. Однако они занимают значительную часть территории населения. Примерно 1/3 населения Земли проживает в федеративных государствах. Среди федераций есть крупные (Россия) и сравнительно небольшие по территории и населению государства (Республика Сербия и Черногория); имеющие значительный удельный вес в мировой экономике (США) и не относящиеся к числу таковых (Бельгия); насчитывающие в своем составе свыше ста наций и народностей (Россия) и отличающиеся преимущественно мононациональным составом населения (Германия). Вне зависимости от этих особенностей все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками:

1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;

3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило, верхняя, представляет интересы субъектов федерации);

4) отсутствием у субъектов федерации права рецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций федеративных государств. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки рецессии подавлялись силой оружия;

5) верховенством федерального права;

6) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми признаками государственного суверенитета);

7) финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти (субъекты лишены права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков). Таким образом, создается механизм подчинения центральной властью субъектов федерации;

8) принципом двойного гражданства и др.

В зависимости от правовых оснований образования федерации различают:

1) договорные федерации (образуются на основе заключаемого договора об образовании федеративного союза). Примером являлись СССР, Российская Федерация после заключения 31 марта 1992 г. федеративного договора и до принятия действующей Конституции 1993 г.

2) конституционные федерации (основанием образования федеративного союза является факт его закрепления в конституции).

По способу образования субъектов федерации различают:

· фе<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.