Смешение времен - смятение умов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Смешение времен - смятение умов

2021-06-24 47
Смешение времен - смятение умов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1869 году в Северной Голландии была обнаружена старинная рукопись, или, скорее, отрывки, уцелевшие от древней книги. Библиотека города Леувардена приобрела находку. Записи сделаны на древнефризском языке, но знаки для письма напоминают азбуку Эллады.

Город Леуварден — центр провинции Фрисландия на севере Нидерландов. Провинция сохранила имя народа, ее населяющего, но многое утратившего от прежней культуры и быта из-за ассимиляции голландцами. Часть территории фризов принадлежит Германии, но и там их судьба такова же.

Для фризов были характерны круговые деревни, свое­образный тип дома с жилыми и хозяйственными поме­щениями под одной крышей. У женщин долго сохранялся старинный головной убор — белый чепчик поверх бле­стящей металлической каски.

Сейчас фризы говорят чаще на смешанных говорах, мало напоминающих древний язык, в котором только дифтонгов было двадцать шесть. Это свидетельствует о богатстве его вокализмами. В начале девятого века была записана Фризская правда — сборник законов фризов.

Книга, попавшая в библиотеку Леувардена, названа «Ура Линда Бук» — книга семьи Овер де Линден. Это история фризов.

Книга признана подлинной. Из приписки мы узнаем причину, почему книга датируется тринадцатым ве­ком — таким поздним временем сравнительно с давно­стью событий, о которых в ней идет речь. Эта причи­на — наводнение. Текст был переписан. Специалисты, проводившие экспертизу, установили год ее переписки — 1256-й. Именно с этого времени книга хранилась в се­мейном архиве Овер де Линден в том виде, как она до­шла до наших дней (добавлялись, правда, приписки к тексту, которые, на мой взгляд, свидетельствуют о серь­езном отношении к реликвии семьи Овер де Линден).

Те же специалисты установили, что при написании книги использована разновидность греческого письма. Но фризы в начале нашей эры и позднее жили на берегах Северного моря, западнее побережья Дании. У римского историка Тацита есть записи о фризах первого века на­шей эры. Это народ земледельцев и мореходов.

В книге «Ура Линда Бук» говорится о народе с голу­быми глазами и белой кожей. Такими были фризы. Они верили, согласно той же книге, в единого бога. Называ­ется жрица Бургтмаад. Другое ее имя Мин-Эрва. Сооб­щается, что она предводительница ордена дев. Имя коро­ля фризов — Минно — также записано в «Ура Линда Бук». Рассказано на ее страницах о торговле фризов с финикийцами, записана история о мореходе по имени Нээф-Туна и его родственнике Инка (я сохранил для первого знакомства форму именительного падежа имени). Далее: в книге идет речь о затопленной стране Атлан. Очень похоже на Атлантиду. Приводится и дата созда­ния книги: 3449 год после затопления страны Атлан (ва­риант названия страны — Алдланд).

Можно представить себе, какую реакцию вызвало все это у историков — тех, конечно, кто удосужился прочи­тать страницы этой удивительной рукописи. Вряд ли удалось сохранить за долгие годы и века большую часть книги (а в тексте упоминаются книги — во множествен­ном числе). То, что осталось, лишь фрагменты, цитаты. Но и они способны поставить в тупик даже аналитика, склонного безоглядно поверить в записанное.

Ну, скажем, как можно принять строки о торговле с финикийцами, если те плавали по Средиземному морю, выходили за Геракловы Столпы в Атлантику, в Брита­нии брали груз олова... Но зачем им гавани фризов? Поверить в это трудновато. Равно и фризы вряд ли на­ладили такие плавания. Историки с трудом верят даже сведениям о греке Пифее, который достигал страны оло­ва и янтаря — Британии. Но Пифей плыл из Массалии — греческой колонии на юге нынешней Франции (ныне Марсель). Его плавания — пример мужества и находчивости. Он, как иногда пишут, достиг и более се­верных земель. Римлянам хорошо известны морские по­бережья той же Британии и других стран Еиропы. Но фризы и финикийцы... Кто бы мог подумать!

А имена! Чего стоит один король Минно, как бы присвоивший себе имя знаменитого тезки — критского царя Миноса. Другое имя — Мин-Эрва. Но ведь это имя римской богини. Как это понять? Добавлю от себя: Нээф-Туна носит имя славного римского бога Нептуна. Его родственник Инка — основатель империи инков в Америке (впрочем, последнее предположение высказано еще до меня). Полный простор фантазии — вот, кажет­ся, девиз авторов удивительной книги.

Я намеренно и даже в концентрированном виде вос­произвел некоторые возражения, касающиеся если не по­длинности книги, которая установлена, то подлинности необыкновенных сведений, в ней содержащихся. А чего стоит сообщение, по форме документальное, лаконично-точное, о гибели Атлантиды? Это ведь единственный ис­точник по истории легендарной земли, если не считать произведений Платона, которые оспаривал даже его уче­ник Аристотель.

Здесь уместно будет сделать признание, раз уж я взялся писать научную работу о книге «Ура Линда Бук» в беллетризованной форме. Помню, с какой иронией я сам относился к этому поразительному документу минув­шей эпохи, ведь я изучал тогда, пусть в основном само­стоятельно, настоящую историю, подлинную, неприкра­шенную. Было это пятнадцать лет назад, и я даже по­старался забыть строки «Ура Линда Бук», чтобы не пе­регружать память «выдумками». Теперь же я их помню почти наизусть. Вот они:

«Все лето Солнце скрывалось за тучами, словно оно не желало больше смотреть на Землю. А на Земле воца­рилась вечная тишина, и влажный тяжелый туман навис над жилищами и полями как мокрый парус. Воздух был тяжелый и гнетущий: люди не знали радости и веселья. Тогда и разразилось землетрясение, как будто предвещающее конец света. Горы извергали пламя, иногда исче­зая, проваливаясь в недра, иногда же вздымаясь выше прежнего.

Алдланд, которую мореплаватели называют Атлан, исчезла, над горами поднялись рассвирепевшие волны, и тех, кто спасся от огня, поглотила морская бездна.

Земля горела не только в стране Финда, но и в Твискланде. Леса пылали, и вся страна покрывалась пеп­лом, когда оттуда дул ветер. Реки изменили свое русло, и в их устьях образовались новые острова из песка и наносов. Это продолжалось три года, затем воцарилось спокойствие, и вновь появились леса...»

Рукопись называет события, связанные с грозными извержениями:

«Многие страны исчезли под водой, в ряде мест поя­вились новые материки, в Твискланде погибла половина лесов. Народ Финда поселился на безлюдных землях, а местные жители были или истреблены, или обращены в рабство...»

Перед нами свидетельства очевидцев, локальных сви­детелей извержений, но образование новых земель вряд ли явилось следствием только извержений. Скорее и из­вержения, и появление их обусловлены общей причиной. Этот катаклизм мог быть вызван, например, падением астероида.

В следующем отрывке повествуется о мореплавателе Нээф-Туне:

«Корабли Инки в порту Кадик отделились от флоти­лии Нээф-Туны и направились в западную часть Океа­на. Моряки надеялись, что там удастся найти какую-ни­будь горную часть затонувшей страны Атлан, которая, может быть, сохранилась, и что они смогут там посе­литься...

А Нээф-Туна направился на Среднее море. Об Инке и его товарищах больше никто ничего не слышал...»

Концовка древнефризской рукописи такова:

«Я, Хиддо Тономат Овира Линда Вак, даю наказ мо­ему сыну Окке: эти книги ты должен беречь как зеницу ока. Они содержат историю всего нашего народа. В про­шлом году я спас их во время наводнения вместе с то­бой и твоей матерью. К несчастью, они промокли, и я должен был их переписать... Они были созданы в Люд-верде в 3449 году после затопления страны Алдланд».

Выше уже упоминалось о том, что поздние авторы сделали свои приписки. Вот, например, одна из них, она принадлежит Кико Овиру Линда, который продолжает: «Прошу вас тысячекратно, не давайте этих древних за­писей монахам. Они... хотели бы уничтожить все, что принадлежит нам, фризам».

Думаю, читатель получил достаточно информации, чтобы у него возникли новые вопросы. И прежде всего: почему уделено внимание цвету глаз и кожи фризов? Почему фризы выделены по этому признаку — пусть даже без намерения их выделить? Разве уж так примечательно быть голубоглазыми в ближайшем соседстве с такими же голубоглазыми саксами, ютами, англами и другими племенами германцев? Разве это не разумеется само собой?

По-видимому, нет. Как ни странно, именно мелочи заставляют иногда искать решения. И мне пришлось вспомнить о переселениях народов и племен, которые являются для древности не исключением, а правилом.

Когда-то Северная Европа была покрыта ледником. Не было Северного моря, не было Ла-Манша — а был лед толщиной в сотни метров. Значительная часть суши Западной Европы тоже была скована льдами. В Восточ­ной Европе все обстояло несколько иначе. Если Карелия и Валдай представляли собой сплошное белое пятно по той же причине, то к востоку граница ледника отступа­ла к северу. Средний Урал и Поволжье были практиче­ски пригодны для жизни. И сюда и еще далее на восток двинулись кроманьонцы — предки современного челове­ка, европеоиды, в основном рослые и светловолосые. Они достигли Сибири и даже Дальнего Востока. Это было около двадцати тысяч лет назад. Примерно этим време­нем датируется стоянка Сунгирь (Владимирская область). Кроманьонцы, превосходя современного человека ростом и объемом мозга, сумели создать почти все, чем потом пользовалась человеческая цивилизация в течение тыся­челетий: дома, оружие, способы пошива одежды, украше­ния, искусство, музыку и музыкальные инструменты. На юге, в Малой Азии, первые города служат переходной ступенью от кроманьонцев к современному человечеству: как и кроманьонцы, жители Чатал-Гююка красили охрой места захоронений предков, они изготовляли из камня так же искусно орудия, пользовались до изобретения ме­таллургии самородками меди, но у них уже было земле­делие. Я называю эти территории Восточной Атлантидой.

Кроманьонцы, возможно, — переселенцы из Атланти­ды, они дали начало европейской и ближневосточной ци­вилизации, а также цивилизации Египта, Средиземно­морья и Средней Азии.

После катастрофы и гибели Атлантиды теплые тече­ния пошли на север, образовался Гольфстрим. Климат Европы резко изменился за невероятно короткий по гео­логическим меркам срок — всего за два-три тысячеле­тия. За это время освободились ото льда почти все занятые им ранее территории. Сюда двинулись переселен­цы — на этот раз они шли в обратном направлении — с востока на запад, в Европу. В этом движении участво­вало множество племен, многочисленными волнами, в разные периоды. Экспансия Рима — причина сравнитель­но поздних волн переселений. Одна из них запечатлена в скандинавских песнях и мифах. Я так подробно оста­новился на этом потому, что разгадка одного из имен книги «Ура Линда Бук» возможна как раз на основе данных о древних переселениях. Это имя Минно. Оно ставило и, возможно, поныне ставит в тупик историков, которые обычно пытаются сопоставить его с именем критского царя Миноса. В силу только что сказанного в этом не было ничего удивительного. Но, кажется, нет необходимости привлекать критские источники вместе с их царями и героями. Ведь бог скандинавских мифов Тор ведет свою родословную из Фракии, точнее, из трояно-фракийского региона. Другие скандинавские боги — асы пришли, согласно той же мифологии, из других, бо­лее восточных районов (я отождествил их с древним го­сударством Парфией в книге «Асгард — город богов»). Но у Тора, по некоторым данным старейшины асов, — особая судьба.

Вблизи середины земли, повествует Младшая Эдда, был построен город, снискавший величайшую славу. Это была Троя. «Этот град был много больше, чем другие, и построен со всем искусством и пышностью, которые бы­ли тогда доступны. Было там двенадцать государств, и был один верховный правитель. В каждое государство входило немало обширных земель. В городе было двенад­цать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо жив­ших на земле».

А вот вполне земная родословная Одина из той же Младшей Эдды:

«Одного конунга в Трое звали Мунон или Меннон. Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором, он воспитывался во Фракии у герцога по имени Лорикус. Когда ему минуло десять зим, он стал носить оружие своего отца. Он выделялся среди других людей красотой, как слоновая кость, врезанная в дуб. Волосы у него были краше золота. Двенадцати зим от роду он был уже в полной силе. В то время он подни­мал с земли разом десять медвежьих шкур, и он убил Лорикуса — герцога, своего воспитателя — и жену его Лору, или Глору, и завладел их государством Фракией. Мы зовем его государство Трудхейм. Потом он много странствовал, объездил полсвета и один победил всех берсеков, всех великанов, самого большого дракона и много зверей. В северной части света он повстречал про­рицательницу по имени Сибилла — а мы зовем ее Сив — и женился на ней. Никто не ведает, откуда Сив родом. Она была прекраснейшей из женщин, волосы у нее были подобны золоту. Сына их звали Лориди, он походил на своего отца. У него был сын Эйнриди, а у него — Вингетор, у Вингетора — Вингенер, у Вингенера — Моди, у Моди — Маги, у Маги — Сескев, у Сескева — Бедвиг, у Бедвига — Атри, а мы зовем его Аннан, у Атри — Итрманн, у Итрманна — Херемод, у Херемода — Скьяльдун, его мы зовем Скьельд, у Скьяльдуна — Бьяв, мы зовем его Бьяр, у Бьява — Ят, у Ята — Гудольв, у Гудольва — Финн, у Финна — Фридлав, мы зовем его Фридлейв, а у того был сын Во­ден, а мы зовем его Один. Он славился мудростью и всеми совершенствами. Жену его звали Фригида, а мы зовем ее Фригг.

Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь...»

Одина и его людей прославляли и принимали за бо­гов. И они пришли на север в страну саксов.

Мы узнаем этот маршрут — в Ютландию, в страну саксов, снова и снова отправлялись люди из Фракии и Трои — и одно сказание накладывалось на другое, вре­мена мешались... И та же Эдда называет землей Одина территорию восточнее Дона.

В приведенном отрывке из Младшей Эдды, начало которого лишь условно можно отнести к периоду Троян­ской войны, важно упоминание имени Мунон (Меннон). Это и есть, как представляется, то имя, которое вошло после книги фризов в легенды северных народов, с ним сопредельных — и в Эдду тоже. Вообще же значитель­ные имена в истории повторяются. Так было и с крит­ским Миносом. История же Трои уходит своими корнями в глубину тысячелетий. Город существовал задолго до Троянской войны, и нет уверенности, тот ли Приам и тот ли Минно — Меннон (из книги фризов) названы в Эдде.

На полуострове Ютландия (Дания), совсем не так уж далеко от районов, населенных современными фризами, раскопали удивительный поселок. Сначала в слое торфа обнаружили пыльцу культурных растений — пшеницы и ячменя, крохотные угольки от сожженного леса. Это и понятно: раньше лес выжигали и на этом месте сеяли хлеб. Затем археологи наткнулись на булыжную мосто­вую шириной около трех метров. Что это? Если учесть, что ее возраст около четырех с половиной тысяч лет, можно понять недоумение ученых. И вот стали вырисо­вываться контуры поселка. По обе стороны от мостовой тянулись помещения — с каждой стороны они сливались как бы в один сплошной длинный дом (Баркаэр), дом длиной в семьдесят метров, — справа и слева от мосто­вой. И мостовая тянулась на семьдесят метров. А в каж­дом доме было по 26 комнат размером 6х3,6 метра (то есть по 21,6 кв. метра). Это дом-поселок. А мостовая с обоих концов оканчивалась скорее всего воротами, и там держали скот.

Это комплекс, соединение в органическое целое чело­веческого жилья и помещения для скота. Единые по­стройки, в которых можно найти воплощение тех же принципов, не так давно были характерны и для фри­зов.

При раскопках дома-поселка, построенного в Ютлан­дии примерно в 2500 году до нашей эры, нашли две за­колки (фибулы) из меди — точно такие, какие были распространены в легендарной Трое в Малой Азии в то же примерно время, но все же несколько ранее (пример­но на двести лет). Такие находки объясняются обычно торговлей. На мой взгляд, некоторый сдвиг во времени и отдаленность побережья Ютландии и места постройки дома-поселка от Трои свидетельствуют не только в пользу торгового обмена, но и в пользу переселения людей на северо-запад. Это была одна из волн переселений. Затем они повторялись, когда маршрут был хорошо изучен. Меня навело на мысль о переселении следующее: закол­ки троянского типа были обнаружены под полом дома-поселка вместе с янтарными бусинами. Это явная жертва богам при закладке здания. Так же поступали древние этруски. Процитирую Плутарха, главу, посвященную Ромулу:

«...Был вырыт ров, куда положили начатки всего, что считается по закону чистым, по своим свойствам — не­обходимым. В заключение каждый бросил туда горсть принесенной им с собой с родины земли, которую затем смешали. Ров этот по-латыни зовут так же, как и не­бо, — мундус. Он должен был служить как бы центром круга, который проведен как черта будущего города».

Эти строки относятся к основанию Рима. Весь обряд и все таинства точно соответствуют этрусской норме. Эт­русков же позвал Ромул.

Но этруски некогда прибыли в Италию из Малой Азии, где, надо полагать, использовались те же правила. Могли ли ютландцы, создавшие дом-поселок явно по той же малоазийско-этрусской методике, положить в ров по­сторонние вещи, принятые ими из чужих рук торговцев? Это маловероятно. Все положенное должно быть «по за­кону чистым». Вспомним, что Ромул убил своего брата Рема только за то, что тот перепрыгнул через ров при закладке Вечного города. Ютландцы не смогли бы по­жертвовать богам в таком важном случае вещи, пришед­шие со стороны, из Трои, заколкам не нашлось бы мес­та в священном рву. Но картина меняется, если эти медные вещи принесены из Трои переселенцами. Тогда это свои, «по закону чистые» предметы, и именно они должны быть помещены в ров как реликвии. Тем более что к моменту прибытия на новое место жительства, в далекую Ютландию, переселенцы могли уже не иметь ни горсти родной земли. И по замыслу строителей мед­ные вещицы должны были ее заменить. Подобает случаю и янтарный дар — солнечные камни найдены самими переселенцами и как нельзя более отвечают названию «начатки».

 

ЗВЕЗДНЫЕ ПИСЬМЕНА

 

«Ура Линда Бук» создана (записана впервые) в Людверде (старое название Леувардена) в 3449 году после гибели Атлантиды, то есть очень давно. Возможно ли это?

Профессор Белградского университета Милое Васич в течение двадцати шести лет изучал неолитическую куль­туру, ведя раскопки на правобережной круче Дуная. Это место носит название Белый холм. Оно расположено все­го в пятнадцати километрах ниже впадения в Дунай Савы. Следы этой культуры Васич открыл еще в 1908 го­ду. Нижние ее пласты относятся к середине пятого тыся­челетия до нашей эры. Культурный слой достигает тол­щины девять с половиной метров. Среди останков разру­шенных поселений Васич нашел во множестве орудия труда, оружие из камня, кости и рога, культовые сосу­ды, посуду, фигурки зверей, антропоморфные фигурки, ямы, погребения (См.: Ж у р а в с к и й В. А. Азбу­ка неолита // Дорогами тысячелетий. М., 1988. С. 54).

Многие из сосудов расписаны орнаментами и знака­ми. Культура названа винчанской по местечку Винча, окраина которого выходит на кручу Белого холма.

Затем, уже в 1965 году, экспедиция Драгослава Срейовича обследовала террасу возле Лепенского вира (недалеко от места, где Дунай входит в Железные воро­та). Найденные здесь памятники относятся к седьмо­му—пятому тысячелетиям до нашей эры. Они почти того же периода, что и города планеты, найденные в Малой Азии (Чатал-Гююк, Чайеню-Тепези). Жилища лепенцев построены по плану, найдены пластины и каменная пли­та с вырезанными на них знаками, монументальные ка­менные скульптуры, вытесанные из валунов. До начала восьмидесятых годов раскопано десять других поселений культуры Лепенского вира.

Профессор Радивое Пешич из Белграда (преподающий в Миланском университете) обнаружил графемы, знаки для письма в винчанских находках. Он же систематизи­ровал знаки и описал в своих работах 48 графем Лепен­ского вира. Буквенные знаки выбиты около жертвенни­ков и на каменной плите лепенцев. Эта азбука пока древнейшая в мире. Она намного старше шумерской кли­нописи, возникшей в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Можно сказать на основании уникальных ис­следований Радивое Пешича, что лепенская азбука при­шла к винчанцам, но позднее. Первый же период пись­менности, лепенский, начинается в шестом тысячелетии до нашей эры. (См.: Ж у р а в с к и й. С. 58—59).

Знаки лепенского письма, всего числом 48 графем, разошлись затем по всему миру, их можно обнаружить и в этрусском письме. Греческий алфавит — это еще один вариант лепенской же азбуки, он близок, как изве­стно, к этрусскому, а оба — к финикийскому. Радивое Пешич провел детальный анализ сходства этрусских и лепенских знаков для письма.

Уместно вспомнить, что Диодор Сицилийский в пер­вом веке до нашей эры писал: «Хотя вообще эти буквы называют финикийскими, потому что их привезли к эллинам из страны финикийцев, они могли бы носить на­звание пеласгических, так как пеласги пользовались ими».

Пеласги — напомню — древнее население Средизем­номорья. Задолго до Парфенона на том же холме высил­ся Пеласгикон — укрепление пеласгов. Пеласги распро­странились во многих районах Средиземноморья. И если слова Диодора Сицилийского справедливы, то их пись­менность могла быть основана на лепенской азбуке.

Для нас важен поразительный результат, полученный Радивое Пешичем: письменность на основе графем-букв была уже в шестом тысячелетии до нашей эры. Его итальянские коллеги назвали азбуку Лепенского вира космической.

Конечно, вряд ли стоит абсолютизировать полученные выводы, ведь не исключено, что будут обнаружены более древние системы письма. Но в связи с темой древнейшей книги «Ура Линда Бук» находки Лепенского вира неоце­нимы: они дают возможность заключить, что «Ура Линда Бук» была действительно написана (или, по крайней ме­ре, могла быть записана) знаками типа лепенских и в то время, о котором сообщается в тексте, то есть не позднее 3449 года после затопления Атлантиды.

Атлантида, согласно записям египетских жрецов, по­гибла примерно в середине десятого тысячелетия до на­шей эры. К этому выводу приводит и изучение следов глобальной катастрофы на Земле, приведшей, в частно­сти, к появлению вулканических осадков в долине реки Берелех и гибели мамонтов как вида (см. подробнее в кн.: Щ е р б а к о в В. И. Где искать Атлантиду? М., 1990. С. 34—35).

Если условно принять дату гибели Атлантиды как 9500 год до нашей эры, то датой возникновения книги «Ура Линда Бук» будет 6051 год до нашей эры. Это был, конечно, первый вариант, затем книга должна была переписываться (о чем можно судить хотя бы по одной из приписок, уже знакомой читателю). Кроме того, нельзя представить себе, что книга дошла через много тысячелетий без обновления. Что делать, рукописи не горят, как сказал писатель, но они обязательно перепи­сываются.

И подобно тому как знаки для письма обрели по­движность и стали расходиться по земле, стали странст­вовать и древние герои — и то и другое не без помощи людей, разумеется.

Таким литературно-мифологическим странником был и бог Рима Нептун. Его имя не всегда звучало в точно­сти так, даже если сбросить со счетов «Ура Линда Бук». Если основатель Рима Ромул когда-то и ввел культ это­го божества, то не он его открыл. Имя божества звучало задолго до того. Он был хорошо известен этрускам, предшественникам римлян. По наиболее правдоподобной из версий именно они создали Рим.

Плиний Старший (23—79 гг.), римский ученый и пи­сатель, сообщил, что Нептуну был посвящен желчный пузырь, и в точном соответствии с этим странным для современного читателя сообщением, на модели печени, найденной в этрусском городе Пьяченце, обнаруживается имя Нептуна. Печень, вероятно, служила для обучения гадателей-гаруспиков. Обычай гадания по печени жерт­венного животного сохранялся долгое время на славян­ских землях Приднепровья, а еще ранее был известен во Фракии (см. об этом в статье: Щ е р б а к о в В. И. Века Трояновы // Дорогами тысячелетий. М., 1988. С. 95).

В этрусском тексте так называемой Загребской пеле­ны начертано: «Nethur» (см.: Н е м и р о в с к и й А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 198). Так звучало по-этрусски имя морского бога, ко­торый изображался с трезубцем в руке и был бородат. Налицо совпадение божества с римским каноном. В на­ших работах часто передают этрусское имя как Нетун. По сравнению с именем, известным из латинских тек­стов, налицо пропуск одной буквы, а именно «п». Одна­ко не должны смущать такого рода разночтения. Напри­мер, часто вместо «п» писалось «ф». Созвучия нередко передавались на письме с вариантами.

И все же здесь нужно отметить пропуск согласного. Это важно вот почему: в книге фризов «п» звучит как «ф», но последний звук может по законам лингвистики переходить в «в» и «у». Пара «в» — «у» хорошо извест­на, например, из русско-украинских параллелей. Остается возразить этрускологам и восстановить вариант чтения имени Нептуна — Нетуна в таком виде: Нетур. Это возвращает нас к древним этрусским корням и истокам верований, которые перешли затем к римлянам в изме­ненном виде. Но это случилось позднее, в Италии. До Италии этруски жили во Фракии или в трояно-фракийском регионе: Фракия — Малая Азия. Гипотеза о дунай­ском происхождении этрусков высказана уже давно. Мне лишь удалось отметить прямое родство изображенного на надгробье из Чертозы леопарда (этрусского) с малоазийскими изображениями леопардов, а также провести язы­ковые параллели. Дунай был промежуточным маршрутом этрусков, его южные берега — временным местом их поселения. Добавлю еще, что скальные склепы Фракии нашли развитие как форма архитектурных сооружений в аналогичных памятниках Этрурии — с учетом рельефа они заглублялись в почвенный слой, сохраняя главные черты фракийских гробниц.

Итак, два имени, предшествующие латинскому вари­анту: Нетур, Нетун... Этот бог прибыл в Этрурию и Рим из трояно-фракийского региона! Но если там его родина, то логично перейти к поискам его почти полного тезки Нээф-Туны в тех же землях древней культуры. Тем более что уникальный материал раскопок Лепенского вира в Югославии территориально близок к интересу­ющему нас региону, а в древности фракийские племена занимали все пространство от Адриатики до Черного мо­ря (Понта), пока их не потеснили иллирийцы во втором тысячелетии до нашей эры. Но иллирийцы родственны фракийцам по языку. Можно полагать, что азбука Ле-пенского вира шестого тысячелетия до нашей эры была основой для письменности предков фракийцев и илли­рийцев.

Имя народа или племени устойчиво, оно исчезает не так быстро, как многие другие слова языков, оно остает­ся в памяти даже после исчезновения или ассимиляции его носителей.

Теперь пришла очередь выделить среди племен троя­но-фракийского региона именно то, которое хранило письменный памятник фризов как родовую, или, точнее, племенную книгу. Имя этого племени дошло до нашей эры и сохранилось поныне без существенных изменений. Назову его: фриги, фригийцы. Закономерен переход «г» в «з». Он отмечен и у скандинавов. Следовательно, вот кто они, древние фризы: фриги, фригийцы!

Фракия и Троада — колыбель фригийцев. Из Фра­кии же вышли русы, о чем я писал во «Встречах с Бо­гоматерью». Главное слово русов «земля», «мать-земля» у фригийцев звучало так: «земело»,

Фригия располагалась в северо-западной части Малой Азии. Ее население, говорившее на индоевропейском языке, переселилось из Европы во втором тысячелетии до нашей эры. Откуда? Большинство исследователей отвечают на этот вопрос так: из областей южнее Дуная, то есть из Фракии. Фригийцы принимали участие в Тро­янской войне, действуя заодно с фракийцами против гре­ков. После войны образовался вакуум, и фригийцы уста­новили свое господство над областью, прилегающей к Трое — Троадой. Это значит, что фригийцы — воспри­емники троянцев. После этого последовало падение хетт­ской державы, занимавшей значительную часть Малой Азии. Под власть Фригии перешли многие районы быв­шей хеттской империи, в которой был также распростра­нен индоевропейский язык с его говорами и диалектами. По имени царя Гордия столица Фригии называлась Гордион. Фригия помнила нашествие киммерийцев, лидийцев, персов, македонцев, галатов, римских легионов. Во втором веке до нашей эры западная часть Фригии вклю­чена в римскую провинцию Азия, а ее восточная часть вошла в провинцию Галатия, которая образована позд­нее, в конце первого века до нашей эры.

Ученым трудно установить генетические связи языка фригийцев из-за небольшого количества материала, кото­рым они сейчас располагают. До наших дней дошло не­сколько десятков очень коротких надписей (граффити) на старофригийском языке. Поздние надписи, последних ве­ков до нашей эры, наводят исследователей на мысль о связи фригийского языка с греческим. Но это вряд ли так — эта связь скорее всего кажущаяся, из-за влияния греков и греческих норм письма.

Вряд ли правомерно также относить словарный состав языка переселенцев-фризов целиком к германским язы­кам. Из всех германских языков только во фризском слово «скет» означало «скот». В других же — созвучное слово означает только «деньги», «сокровище», «налог» и т. п. (Я мог бы привести и другие примеры фракийской древности языка фригийцев и фризов.)

Египтяне считали себя древнейшим народом Земли. Платон, рассказывая об Атлантиде, упоминает, со слов египетских жрецов, о примечательной подробности: Еги­пет был колонией Атлантиды. Что ж, язык народа, быв­шего в подчинении у самих атлантов, и должен быть вроде бы самым древним. Геродот сообщает в своей «Ис­тории», что египетский фараон Псамметих I (663—610 гг. до н.э.) решил проверить, справедливо ли мнение египтян о самих себе. По его повелению два младенца были отданы пастуху, который в своей удален­ной от людей хижине поил их молоком. Фараон запретил произносить при детях какие-либо слова, пастух вы­полнял свои обязанности по уходу за ними молча. Когда детям исполнилось два года, они бросились к ногам пас­туха, державшего их на молочной диете, и стали повто­рять слово «бекос». Фараону доложили об этом, он по­требовал детей к себе и услышал то же слово. Псамметих приказал выяснить, что это за слово и какому язы­ку оно принадлежит. Оказалось: слово это фригийское. Оно означает «хлеб». Псамметих пришел к выводу, что самый древний народ — фригийцы, язык их тоже самый древний. А это означает, что он ближе к языку атлан­тов....А вот другой след праязыка: русские слова «пе­ку», «печенье» из того же фракийско-фригийского источ­ника («б» стало глухим «п», беко — пеку).

 

КТО ВЫ, ИНКА?

 

Атлантолог Л. Зайдлер в своей книге «Атлантида» сделал попытку обосновать идею о плавании Инки в Америку. «Таким образом, — пишет он, — считая рас­сказ «Ура Линда Бук» достоверным, мы рискуем предпо­ложить, что он впервые открыл Америку. Это произошло вскоре после гибели Атлантиды или немного позже».

Начало правления инков в Южной Америке относит­ся к временам недавним. Это пятнадцатый век нашей эры. Называются, по преданию, еще тринадцать правите­лей империи инков. Но историки относят время первого правления никак не ранее шестого века нашей эры. «Поэтому нельзя отождествить время прибытия фризского Инки с датой начала гегемонии перуанских инков», — считает Зайдлер.

Далее, однако, он предполагает, что Инка прибыл в страну за океаном за несколько тысяч лет до прихода инков к власти. Прошли тысячелетия — и пришельцы смешались с индейцами, но в памяти их потомков оста­лось имя отважного морехода, первого белого человека, прибывшего из Европы.

Заманчиво было бы доказать это. Но меня смущает как раз полное тождество имен. Вряд ли имя «Инка» не претерпело бы изменений в произношении и письме да­же за гораздо более короткий срок, чем тысячелетия. Так, имя легендарного, хорошо известного грекам фри­гийского царя Мидаса в Ассирии в то же самое время писали так: Мита. Имя мидийского царя Киаксара по соседству, в Иране, писали тоже иначе. Я не буду при­водить многочисленные примеры этого хорошо известного лингвистам и историкам явления. С большинством имен собственных так поступали даже современники, даже со­седи по региону и по языковой группе, чего уж надеять­ся на буквальное сохранение звучания и написания, если речь идет о тысячелетней пропасти, да еще о разных берегах океана!

Поэтому мне хотелось отыскать не полное созвучие, а сохранение направленности деятельности Инки в дру­гих источниках, помимо фризской книги. И если имя при этом несколько изменено, то не беда — так и дол­жно произойти. Итак, я взялся отыскать в других кни­гах или надписях морехода, который поплыл в океан, не вернулся и все же остался, как и в книге фризов, в па­мяти людей.

Таким источником оказалась одна из древнейших пе­сен Двуречья. Из цикла таких песен составился позднее знаменитый эпос о Гильгамеше в его завершенном виде. Но задолго до этого были лишь песни-былины. Они за­писаны на глиняных табличках. Древности Шумера, как мне казалось, сопоставимы по давности с книгой фризов, и потому к ним хотелось обратиться прежде всего.

Иногда эти эпические песни называют еще сказания­ми. Я процитирую несколько строк по книге В.К. Афа­насьевой «Гильгамеш и Энкиду» (М., 1979. С. 85):

 

Когда небеса отошли от земли, вот когда,

Когда земля отошла от небес, вот когда,

Когда семя человечества зародилось, вот когда,

Когда Ан забрал себе небо, вот когда,

А Энлиль забрал себе землю, вот когда,

Когда Эрешкигаль подарили Куру, вот когда –

Когда он поплыл, когда он поплыл,

Когда Отец в подземный мир поплыл,

Когда Энки в подземный мир поплыл,

Вместе с владыкой малые полетели,

Вместе с Энки великие полетели...

 

Из строк становится ясным, что плавание Энки—Ин­ки происходило в очень отдаленные времена, настолько отдаленные, что наш герой-мореплаватель, пропавший без вести, остался в памяти уже богом. Плавание к по­гибшей стране Атлантиде, конечно, можно назвать разве лишь плаванием в подземный мир, иначе — в царство мертвых, в преисподнюю. В шумерском сказании не указано точное географическое положение погибшей страны и даже ее название, в отличие от книги фризов. Но сказанного достаточно, чтобы понять положение авторов, пытающихся передать потомкам роковой смысл предприя­тия Энки.

Мы помним, что мгла рассеялась, извержения прекра­тились, и только тогда Инка фризов удалился, отделился от флотилии Нээф-Туна. Образно это так и можно пере­дать: когда небеса отошли от земли, когда земля отошла от небес. Имена богов Ан и Энлиль хорошо известны в шумерском пантеоне. Эрешкигаль — владычица большой земли. Таков буквальный перевод. И это уместно в кон­тексте событий. Кур — подземный мир. Поразителько точное описание событий вызывает у меня по меньшей мере изумление. Ведь если Эрешкигаль тогда владела большой землей Алдланд—Атлан, то после катастрофы она действительно оказалась подаренной Куру — подзем­ному миру!

Иногда исследователи считают, что Кур — это еще и имя чудища вроде дракона. Что ж, еще одно образное сравнение...

Мне остается сказать несколько слов по поводу этого отрывка. Возможно ли, чтобы Инка—Энки, реальный ге­рой книги фризов, стал богом? Да, таков путь богов на небо. Шумерский бог Думузи упоминается в историче­ских царских списках вовсе не в качестве бога! Его при­знали божеством лишь позднее. Сам Гильгамеш был обо­жествлен. В земной жизни он был царем династии Урука.

Эпическая песня, из которой я хочу привести еще один отрывок, записана во втором тысячелетии до нашей эры, но создана значительно раньше (вероятнее всего, на целое тысячелетие):

 

Нос ладьи царевой,

Как волк, вода пожирает,

В корму ладьи Энки,

Словно лев, вода бьется.

 

Нелегкое пл<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.