Лингвистическая и клиническая характеристика речи — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Лингвистическая и клиническая характеристика речи

2021-06-24 24
Лингвистическая и клиническая характеристика речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь—специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс обще­ния посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В качестве двух основных самостоятельных видов сов­ременная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением. Экспрессивная речь—это высказывание с помощью языка, которое начинается с замысла (программы), затем проходит стадию

внутрен­ней речи и только затем переходит в стадию разверну­того внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма). Импрессивная речь—это процесс понимания речево­го высказывания (устного или письменного) — начина­ется с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию выделения информаци­онных моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемой сообщения и включением в определенный смысловой контекста (собственно пониманием).

С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:

— фонемы (смыслоразличительные звуки речи);

— лексемы (слова или фразеологические словосочетания);

— семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия);

— предложения (сочетания слов, обозначающие определенную мысль);

— высказывания (законченные сообщения).

В целом можно выделить 4 самостоятельные формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, и две—к импрессивной— понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций. Устная речь может быть монологическая и диалогическая. Письменная речь может быть самостоятельной или под диктовку; тогда это различные речевые функции, имеющие различное психологическое строение. Таким образом, речевая система—это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.

Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему, обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных систем. Сложность этой системы связана с тем, что каждая из 4 входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия.

Прежде чем перейти к характеристике этой группы детей, не­обходимо остановиться на некоторых вопросах, связанных с развитием речи.

 

3. Понятие речевого нарушения

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка.

К условиям формирования нормальной речи относятся: нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей - детях с речевыми нарушениями.

Число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении.

Нарушения речи -собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.).

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

4. Педагогическая классификация речевых расстройств

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений — клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между этими классификациями нет противоречий, так как они как бы дополняют друг друга и отражают определенный подход к конкретному речевому нарушению и выбор соответ­ствующих средств коррекции.

Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разде­лить на два больших типа:устная и письменная. Нарушения устной речи: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи.

В зависимости от этого выделяются следующие виды нарушений:

К 1 группе относятся:

Дисфония —отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппа­рата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального или периферического характера и возникает на любом этапе развития ребенка.

Брадилалия — патологически замедленный темп ре­чи, может быть органической или функциональной по своей природе.

Тахилалия —патологически ускоренный темп речи.

Заикание (логоневроз) — нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоя­нием мышц речевого аппарата. Являясь центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Способствует воз­никновению заикания недостаточная устойчивость нерв­ной системы, иногда связанная с органическими пора­жениями мозга. Темпоритмическая сторона речи нару­шается при заикании в связи с судорогами различных частей периферического речевого аппарата.

Дислалия —нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппа­рата. У большинства детей звукопроизношение к 4—5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу инди­видуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают харак­тер стойкого дефекта. По этиологическому признаку, дислалию подразделяют на механическую (органическую), связанную с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус и т.л.) и функциональную.

Ринолалия —нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличить ринолалию от дислалии и ринофонии (нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи). При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. Через расщели­ну в мягком и твердом небе воздушная струя при зву­кообразовании проходит не только через рот, но и че­рез полость носа. Такую форму ринолалии называют открытой, в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой по­лости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах носоглотки.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной сто­роны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает не только произношение, но и темп, выразительность, моду­ляция. Общими клиническими признаками дизартрии яв­ляются нарушения мышечного тонуса в артикуляцион­ной мускулатуре и их подвижность в результате парали­чей и парезов. При тяжелой степени дизартрии (анатрии) полностью отсутствует произносительная сторона речи.

Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдаю­щих церебральным параличом.

Ко 2 группе (нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания) относятся два вида системных нарушений: алалия и афазия.

Алалия —отсутствие или недоразвитие речи вслед­ствие органического поражения речевых зон коры го­ловного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). Причинами, вызывающими нарушения формирования речи являются, воспалительные, травматические поражения головного мозга; кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов. В зависимости от преимущественной ло­кализации поражения речевых областей больших полу­шарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная —с нару­шением речеслухового.

Афазия —полная или частичная утрата ранее сфор­мированной речи, связанная с локальными поражения­ми головного мозга (нижнелобной извилины или теменно-височно-затылочного отдела в доминантном полуша­рии) в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболе­ваний и нарушений кровообращения. Механизм афазий сложен. В его основе лежит распад речевого стереоти­па. В результате чего утрачиваются навыки произноше­ния или возможности понимания чужой речи. В зависи­мости от преобладания тех или иных расстройств (навы­ков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) афазию.

Нарушенияписьменной речи подразделяются на две группы в зави­симости от того, какой вид ее нарушен—продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

1. Дисграфия —частичное специфическое расстройстве процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из этих зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности.

2. Дислексия (алексия) — нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием, в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга. Проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв (эффект оптического восприятия), при слияние букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.