Психолого-педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психолого-педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи.

2021-06-24 23
Психолого-педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Первая группа – нарушение средств общения:

1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и слуховой стороне.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Психологические особенности детей с ТНР

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

 

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности(т.е. быстро устают).Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всей организованной деятельности. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятии, встают, ходят по помещению. В остальное время дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после самостоятельных игр с трудом сосредотачиваются на занятиях.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, неуважительное отношение со стороны сверстников. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

 

Восприятие

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. В зависимости от того, какой из анализаторов является веду­щим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства.

Зрительное восприятие

Сфера зрительного восприятия у детей с недоразвитием речи имеет ряд определенных особенностей, указывающих на недостаточный уровень ее сформированности. Хотя опознание реальных предметов и реалистических изображений не нарушено, отмечаются трудности узнавания объектов в условиях, усложняющих восприятие, — например, зашумленных, контурных, наложенных контурных изображений. Число ошибок при узнавании изображений нарастает при уменьшении количества информативных признаков объекта. Восприятие детей характеризуется фрагментарностью, трудностями выделения фигуры из фона, снижением скорости узнавания. Это свидетельствует о несформированности целостного образа предмета.

Нарушения зрительного восприятия детей с недоразвитием речи ярко проявляются в рисунках, которые носят схематический характер, в них отсутствует выделение существенных индивидуальных признаков предмета при сохранении обобщенных категориальных признаков. Выявляемые у детей с нарушениями речи особенности рисунка свидетельствуют о дефицитарности образов-представлений, нарушении зрительных предметных образов, что проявляется в бедности, недифференцированности образов, инертности и непрочности зрительных следов, отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

При нарушениях письменной речидефицитарность зрительного восприятия наблюдается только при отдельных формах расстройств письма и чтения — оптической дисграфии и дислексии.Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктир­но, в условиях наложения, зашумления и т. д.

Слуховое восприятие

Нарушения слухового восприятия при речевых расстройствах описаны только для отдельных категорий детей с нарушениями речи.

У лиц с врожденной открытой ринолалией имеет место снижение биологического слуха (в 80% случаев), которое обусловливает нарушение слухового восприятия,что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, что наряду с иными факторами на­кладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, приводя к ОНР. Несформированность фонематической системы языка, ОНР - основные препятствия в овладении грамотным чте­нием и письмом.

Нарушение слухового восприятия при дизартрии характе­ризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и сни­жения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.

Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблю­даются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы не­речевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развёрну­того высказывания. Третьи относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Основными проявлениями нарушений восприятия звуковых стимулов у детей с сенсорной алалией являются мерцающие пороги слухового восприятия, высокая истощаемость слуховой функции, явления гиперакузии — повышенной чувствительности к звуковым раздражителям, нейтрально воспринимаемым окружающими (шелест бумаги, звук капающей воды и т.д.). Такие звуки вызывают у ребенка ярко выраженную болезненную реакцию.

Как при нормальном, так и при нарушенном биологическом слухе пороги слухового восприятия характеризуются относительной стабильностью, в то время как у ребенка с сенсорной алалией они вариативны, подвержены колебаниям в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов. Например, при нарастании утомления ребенок перестает реагировать на звуковые раздражители, реакция на которые была адекватна в состоянии высокой работоспособности. Также пороги восприятия могут зависеть от степени сосредоточенности на деятельности, наличия посторонних звуковых раздражителей.

Высокая истощаемость слухового восприятия проявляется в быстром развитии запредельного торможения на звуки чрезмерной для ребенка интенсивности, хотя интенсивность этих звуков может восприниматься окружающими как умеренная. В связи с этим, дети с сенсорной алалией могут лучше реагировать на тихое звучание, чем на громкие звуки.

На первый взгляд, не наблюдается грубых нарушений слухового восприятия у детей с моторной алалией. Однако более тщательное обследование обнаруживает у многих из них диффузность фонематических представлений, нечёткость слу­хового восприятия, слабую ориентацию в звуковом и слоговом составе слова, что приводит к недостаточности восприятия об­ращенной речи, замедленности и затруднённости понимания грамматических форм и развёрнутого текста. Нередко дети из - за нечёткости фонематического восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Эта ограниченность понимания является вторичным проявлением основного нарушения — не­доразвития собственной речи.

У детей дошкольного возраста с заиканием недостаточно сформированы слуховое внимание, способность к восприятию музыки, музыкальный, тембровый, звуковысотный и динамический слух, ритмическое чувство и восприятие ритма. У детей с органическим поражением ЦНС наблюдается снижение точности, полноты, целенаправленности и обобщенности процесса восприятия.

Кинестетическое восприятие

Особенности кинестетического восприятия у детей с речевой патологией исследовались в первую очередь применительно к детям с нарушениями фонетического развития для выявления механизмов нарушений звукопроизношения, а потому касались в основном изучения кинестетической афферентации от мышц речевого аппарата.

Наиболее ярко расстройства кинестетического восприятия выражены в структуре дефекта при дизартрии. В условиях патологии центральной регуляции моторных функций закономерно нарушается формирование кинестетического восприятия движений. Описаны свойственные детям со стертой дизартрией слабость и недифференцированность кинестетических ощущений от органов артикуляции, которые усугубляют нарушения произносительной стороны речи и могут обусловливать вторичное недоразвитие речевого слуха.

У детей с открытой органической врожденной ринолалией анатомический дефект артикуляционного аппарата (расщелины губы и неба) приводит к атрофическим процессам в мышцах органов артикуляции, что снижает и искажает кинестетические ощущения.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.