Многочисленны рецепты приготовления лекарств на основе пива. Шумеры знали его с незапамятных времен, найденные таблички свидетельствуют о том, что пивоварение было очень развитой отраслью. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Многочисленны рецепты приготовления лекарств на основе пива. Шумеры знали его с незапамятных времен, найденные таблички свидетельствуют о том, что пивоварение было очень развитой отраслью.

2021-06-24 22
Многочисленны рецепты приготовления лекарств на основе пива. Шумеры знали его с незапамятных времен, найденные таблички свидетельствуют о том, что пивоварение было очень развитой отраслью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ремесло это считалось весьма достойным, часто им занимались женщины, вкусы пива сильно различались в зависимости от приправ и трав – от сладкого и темного до светлого и горького. Мужчин-пивоваров даже освобождали от воинской обязанности, известно несколько десятков сортов пива, которое умели варить шумеры. У них была даже богиня-покровительница пивоварения, которую звали Нинкаси, что означает «Ты, которая так щедро напоила меня». Рецепты приготовления пива широко распространялись, но древние люди знали и опасность неумеренного употребления пива. Высеченная на камне надпись гласит: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв…»

Умеренное потребление пива допускалось во всех слоях общества, как уже было отмечено выше, оно являлось компонентом многих лекарств. В частности, шумеры часто использовали его как средство против зубной боли. Следует также заметить, что Шумер знал вино, его целительные свойства, а также и наркотические препараты, которые использовал по специальному назначению, как правило, для лечения психических заболеваний. В древних культурах наркотические средства, с помощью которых достигали «рая» и входили в состояние транса, как правило, были привилегией жреческого сословия. Рецепты приготовления наркотиков хранились в тайне, благодаря чему древние народы были защищены от самоуничтожения.

Апокалипсис шумеров

В месопотамской религиозной литературной традиции существует целый пласт текстов, имеющих отношение к периодам социальных кризисов. Эти тексты могут быть названы текстами катастрофы. Они в чём-то напоминают откровение Иоанна Богослова. Если говорить о жанровой принадлежности текстов, то это преимущественно плачи по разрушенным городам. К плачам примыкают некоторые фрагменты царских гимнов и совершенно уникальный текст, который условно называется "Миф о потопе".

По-видимому, первым кризисным текстом в шумерской словесности была надпись, составленная по просьбе царя Урукагины. В этой надписи были перечислены разрушенные уннийскими войсками святилища и храмы в предместьях Лагаша. Вину за разрушение этих культовых сооружений автор надписей возлагает на царя Уммы, Лугальзагвеси, на царя, который вторгся в пределы Лагаша и разрушил его. Возложение вины нужно оговаривать особо, потому что у шумеров с незапамятных времён существует представление о том, что если город постигает беда, то вся ответственность за произошедшее возлагается на царя города. Именно на царя, а не захватчиков. Считается, что царь вследствие неблагочестивости, недостаточного соблюдения ритуалов был наказан богом своего города и, в качестве наказания выступило либо нашествие врага, либо эпидемия, либо голод.

Отсюда вывод: катастрофа, постигающая город возникает по решению богов, отодвинуть её невозможно. Но любая катастрофа должна восприниматься, как временное явление. Она пройдёт как буря, ураган, небо прояснится, всё снова станет хорошо. Но так будет, только если люди поймут предопределение богов. Если правитель города попытается воспрепятствовать решению богов, противопоставить божьей воле собственную, то город ждёт вечная катастрофа, вечное несчастье.

Таким образом складывается то, что можно назвать не мифологемой, а идиологемой. Нужно немного подождать, прежде чем сложатся предпосылки для восстановления разрушенного хозяйства. Если сравнить эту ситуацию с ситуацией Апокалипсиса, то можно сказать, что для Апокалипсиса характерно узревание нового неба и новой земли, а для шумерских текстов характерно другое - обновление существующего мироздания. Тот же город, который недавно лежал в руинах по молитвам людей и своего главного бога будет восстановлен следующим праведным царём.

Самый оригинальный текст на эту тему - "Миф о Потопе". Это условное название очень побитой таблички (фактически нам известны шесть небольших фрагментов текста) в единственном экземпляре из коллекции Пенсельванского музея.

Ещё в одном клинописном шумерском тексте было написано, что была затоплена не только Южная Месопотамия, но и часть полуострова Индостан.

Инициатива потопа принадлежит в разных текстах разным божествам. Бог Энлиль упоминается чаще всего, также Инанна и собрание четырёх богов - Ан, Энлиль, Энки, богиня Нинхурсаг. Но спасителем человечества от потопа всегда, во всех текстах является бог Энки, бог мудрости, который некогда создал человечество из глины. Какие выводы можно сделать на основании этого материала?

Шумерской религиозной традиции было свойственно условно говоря апокалиптическое сознание - периоды порядка и благополучной жизни чередуются с периодами хаоса и дисгармонии. Хаос и дисгармония возникают по двум причинам - во-первых существует естественный закон, согласно которому всё живое рано или поздно должно умереть, второй причиной является неблагочестивое поведение городского правителя, которого боги наказывают за грехи катаклизмами. Обновление возможно лишь после того, как пройдёт Потоп, ураган. И богами будет выдвинут во власть родоначальник новой династии, благочестивый царь, которому будет поручено восстановление разрушенного хозяйства. В финале шумерских текстов, имеющих отношение к катастрофе - прославление благочестивого правителя.

Отныне народ возлагает на него ответственность за восстановление старых храмов и строительство новых, за прокладывание новых каналов, за своевременную ирригацию посевов и за своевременный всход урожая, за обязанности воина в битвах с внешним врагом, за обязанности супруга в священном браке. Из этих компонентов складывается образ благочестивого лидера, который своей личностью обеспечит наступление нового порядка. Однако благочестивый правитель ничего не сможет сделать, пока в его руках не окажется мэ. Для того, чтобы мэ получить он должен совершить ритуал путешествия к одному из верховных богов, во время этого он должен накормить и напоить богов, поделиться лучшими продуктами своего хозяйства. И тогда ему будут переданы все мэ т.е. все ритуальные условия функционирования нового порядка.

· Мэ — в шумерской мифологии — таинственные и могущественные божественные силы. Считалось, что эти силы управляют ходом развития мира, всеми божественными и земными институтами. Силами «мэ» могли обладать как боги, так и их храмы и даже целые города.

· Также под «мэ» часто понимались данные людям свыше основы морали, регулирующие отношение людей с богами и между собой.

 

Падение Шумера

До сих пор нет единого мнения насчет того, по каким причинам исчезла шумерская цивилизация, среди ученых бытуют споры и догадки. Проще всего списать это событие на нашествие западно-семитских племен, активно устраивавших набеги на города Шумера. Но с этой версий не все так однозначно, как и с предположениями, что произошел экономический или политический кризис.

Чтобы стало более понятно, о чём идет речь в текстах шумерских «плачей по городам», я приведу вольный перевод с английского небольшого отрывка из "Плача по Уру". На совете богов, обсуждающих предстоящее решение, богиня Нингаль склоняется и слёзно умоляет Ана и Энлиля не уничтожать ее город, но верховные боги не внимают ее словам...

 

Энлиль вызвал бурю,

Ветра изобилия он забрал из страны,

Хорошие ветра он забрал из Шумера,

Вверил злые ветры Кингалуде, хранителю бурь,

Он вызвал бурю, уничтожающую страны,

Он созвал все злые ветры,

Энлиль сделал Гибила (Нергала) своим помощником,

Он вызвал великий небесный шторм.

Великий шторм выл в вышине,

шторм уничтожающий страны ревел внизу.

У основания небес он собрал их,

Перед бурей он зажег огонь,

И повелел жгучему жару пустыни гореть рядом с яростной бурей,

Подобно горящему жару полудня он сотворил ожоги.

Рассвет яркого солнца с хорошим ветром он запер,

Не позволяя яркому солнцу взойти над страной.

В восхитительную ночь, когда нисходит прохлада,

Южный ветер оставил ожоги.

Пыль соединилась с горячими осколками обожженной глиной.

Ветра он пустил против черноголовых и Шумер попал в ловушку.

Пожинающий шторм собирался в стране,

Шторм бушевал в городе,

Шторм уничтожающий страны,

Шторм, что заставит все исчезнуть,

Шторм жгущий как огонь,

Потрескавший людям кожу,

Шторм направленный Энлилемво гневе...

Среди других описаний говорится, что буря разбивала головы людей о стены, срывала с них плоть, сотрясала землю. Едва ли можно ассоциировать подобное описание с нашествием кочевых племен, но у учёных нет варианта лучше. В тексте действительно есть указание на то, что сутии и эламиты напали на город, но это было не причиной разрушения Ура, а следствием. Их действия носят иной характер, они грабят и уводят выживших в плен после того как город был разрушен и покинут.

В статье 2012 года " ThreeNewNippurManuscriptsoftheUrLament, I " приводятся новые части "Плача по Уру" и в них помимо разрушения Ура говорится и о голоде, охватившем город, и о том, что вода в реках исчезла.

Основная причина разрушения Ура названа самим автором плача - злой ветер Энлиля. В "Плаче по Уруку" больше говорится о варварском разграблении враждебными племенами, а в "Плаче по Шумеру и Уру" опять основным мотивом является гнев богов и их решение уничтожить города. Там же содержатся интересные строки:

 

«Суматоха окутала землю (Шумер), нечто, что никто ранее не знал, нечто невидимое, что не имеет имени, нечто, не поддающееся пониманию. Земли окутаны страхом. Бог отвернулся, пастух города исчез».

В шумерских плачах говорится о потрескавшейся коже и о том, что буря горела и жгла, несла в себе раскаленные обломки. Есть также упоминания о том, что растения стали больны.

 

Шумеры считали, что раз Энлиль наслал на них злой ветер, то и варварские набеги учинил он же, об этом прямо говорится в тексте. Они считали, что Энлиль направил свой гнев именно на черноголовых (шумеров), хотя З. Ситчин считает, что разрушение городов явилось лишь побочным и, скорее всего, не запланированным эффектом.

По версии Ситчина Синайский полуостров подвергся ядерному удару, причем дважды.

Шумер и Вавилон в Библии

В Ветхом Завете исключительно в негативном контексте рассматриваютсябожества древней Месопотамии – Молох, Ваал, Астарта и другие.Яхве категорически запрещает своему народу им поклоняться. Их культы в Израиле и на захваченных территориях должны быть уничтожены и забыты.

Хотя существование этих богов не отрицается. Отрицается лишь их сила или возможность сравниться ею с богом Израиля. Интересно, что первый пророк Яхве Авраам выходит из шумерского города Ура – «Ура Халдейского» в тексте Библии, чтобы стать основоположником нового народа и новой религии. Далее он приносит в жертву животных и птиц, чтобы заключить завет с открывшимся ему богом и уходит с родной земли. Этот момент мы подробнее рассмотрим в другой лекции.

Для углублённо изучающих! - Здесь представлен список стихов Библии с краткими выдержками из них, в которых так или иначе прямо упомянуты другие, кроме Яхве, боги Ближнего Востока: https://scisne.net/t-1985


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.