Достижения шумерской цивилизации — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Достижения шумерской цивилизации

2021-06-24 25
Достижения шумерской цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сегодня мы отправляемся на экскурсию в Древний Шумер, на территорию Месопотамии или Междуречья (Двуречья) – земли между реками Тигр и Евфрат. Шумер называется историками древнейшей цивилизацией городского типа, наряду с Древним Египтом. Хотя некоторыми учёными она полагается ПЕРВОЙ такого рода цивилизацией. Загадка Шумера в том, что здесь, в короткие по историческим меркам сроки, люди освоили земледелие и металлургию, ирригацию, изобрели письменность, овладели серьёзными познаниями в математике и астрологии. Впрочем, сами жители Междуречья утверждали, что знания они получили от богов, спустившихся с небес.

Историческая справка:

Шуме́р (аккад. Šumerû) или Киэнги (шум. Ki-en-gi) — древняя область в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака. В XIX веке по имени этой области исследователи дали название шумерскому языку и говорившему на нём населению — шумерам. Иногда Шумером называют саму шумерскую цивилизацию и соответствующую ей территорию распространения шумерского языка (включая область Аккад). Шумер был ведущей областью Древней Месопотамии в эпоху раннего бронзового века: там располагались древнейшие города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса и другие. В 3-м тысячелетии до н. э. преобладающим населением области были шумеры (самоназвание: «черноголовые» (шум. sag-gig2, саг-ги́г, по сути — «люди»). Подавляющее большинство письменных источников раннединастического периода и эпохи III династии Ура написано на шумерском.

По соседству с шумерами обитали семитоязычные аккадцы, имевшие такое же самоназвание (аккад. ṣalmat-qaqqadim, ца́льмат-ка́ккадим). Обе группы населения отчетливо не отличали друг друга; вместо этого преобладал принцип деления по общинам: «люди города Ура», «люди Киша» и т. д. С возникновением Аккадского царства в середине 3-го тысячелетия до н. э. шумерский в быту начал стремительно вытесняться аккадским. С 2-го тысячелетия до н. э. единое аккадоязычное население Южной Месопотамии — потомки шумеров и аккадцев — принято называть вавилонянами, а титул «царь Шумера и Аккада» заимствуется вавилонскими царями.

Шумер — одна из древнейших известных цивилизаций. Ведущий американский исследователь С. Н. Крамер называл шумеров «первой цивилизацией на Земле» и полагал, что «История начинается в Шумере».

Достижения шумерской цивилизации

Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно, были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками. На шумерском языке созданы древнейшие достоверно читаемые надписи из Месопотамии; на нём написаны почти все источники раннединастического и, вероятно, протописьменного периода. Стенографировать шумеры тоже умели.

(шумерская клинопись)

Язык шумеров

История изучения шумеров началась в 1850 году, когда ирландский ассириолог Эдвард Хинкс (1792 – 1866) в сообщении для Британской ассоциации развития науки выразил сомнение относительно того, что клинописную грамоту, которой пользовались в Ассирии и Вавилонии, изобрели семиты. Например, в семитских языках, гласные, в отличие от согласных, не являются устойчивыми, а чрезвычайно вариабельны. Поэтому маловероятно, что семитам принадлежит изобретение силлабической системы орфографии, где знаки обозначают отдельные слоги с равно устойчивыми гласными и согласными. Сами слоги при этом не имеют прямой связи с семитскими словами.

В 1852 году англичанин Генри Роулинс (1810 - 1895) пришел к заключению, что найденные в Куюнджике (г. Ниневия) силлабарии, содержат два языка, так что семитские слова поясняют соответствующие слова на неизвестном никому языке, который он называл аккадским и причислил его к скифским или тюркским. Уже в 1853 году Генри Роулинс провел лекцию для Королевского азиатского общества, в которой утверждал, что имеются одноязычные клинописные тексты в Южной Вавилонии, которые написаны на «скифском» языке. В 1855 году, читая лекцию для того же Общества, он описал двуязычные куюнджикскиесиллабарии, которые назвал сравнительными алфавитами и словарями ассирийцев и скифов. Генри Роулинс был первым, кто со всей уверенностью утверждал существование шумеров, хотя и называл их вавилонскими скифами или аккадцами.

Первым, правильно назвавшим изобретателей клинописи, был германо-французский востоковед ЮлисОпперт (1825 - 1905). В 1869 году он прочитал лекцию во Французском обществе нумезматики и археологии, где, основываясь на заголовке «Царь Шумера и Аккада», сделал выводы, что семитский народ Ассирии и Вавилонии следует называть аккадцами, а таинственный несемитский народ шумерами. Шумерский язык, как утверждал ЮлисОпперт, имел близкое родство с финским, турецким и венгерским языками. Дискуссии в среде учёных о том, к какой языковой группе следует отнести язык шумеров, продолжаются по сей день.

А мы плавно переходим к изучению религии древнего Шумера. О ней сохранилось достаточно много сведений. Например – религиозные тексты обитателей древней Месопотамии.

И, пожалуй, базовый из них – «ЭнумаЭлиш» - эпос о создании богами мира и людей.

«ЭнумаЭлиш» в переводе означает «Когда вверху» - по первым строкам поэмы.

Семь табличек с текстом, повествующим об устройстве мироздания, были найдены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. Поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э. По всей вероятности, она являлась богослужебным текстом новогоднего праздника.

Первая табличка начинается описанием первобытного хаоса. Не существовало еще ни земли, ни неба. Праотец Апсу и праматерь Тиамат смешивали свои воды. В те же незапамятные времена был создан могучий и свирепый советник Мумму.

Именно тогда появились боги Лахаму и Лахму, а возможно, и другие боги первого поколения. От них родились Аншар и Кишар, которые создали по своему подобию Ану (впоследствии верховного бога неба шумерского пантеона). Затем Ану породил Эа или Энки (Нудиммуда).

Прародителю Апсу не понравился образ действий молодого поколения богов, которые беспокоили его своим поведением, видимо желая отделить стихии и упорядочить хаос. Он задумал уничтожить своих детей, хотя Тиамат всячески отговаривала его. Однако Мумму поддержал Апсу, и это решило дело.

Боги, узнав об опасности, приходят в ужас. Но мудрый Эа(Энки) при помощи заклинания усыпил Апсу и убил его, разрубив на куски, а Мумму пленил и лишил его магической силы. После этого Эа построил себе дом Апсу, где его жена Дамкина родила ему прекрасного сына Мардука. Родители не могли нарадоваться на свое творенье, Ану подарил ему четыре ураганных ветра, которые тревожили Тиамат.

Подстрекаемая другими богами, Тиамат решила отомстить молодому поколению за смерть Апсу. Она создает армию чудовищ — змей, драконов, псов, рыболюдей, человеко-скорпионов. Один из богов первого поколения (и по совместительству её сын)— Кингу — делается мужемТиамат, и ему она вручает таблицы судеб.

Итак, заглянем в «Энумаэлиш»:

Когда вверху не названо небо,

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила.

Воды свои воедино мешали,

Тростниковых загонов тогда еще не было,

Когда из богов никого еще не было,

Ничто не названо, судьбой не отмечено,

Тогда в недрах зародились боги,

Явились Лахму и Лахаму и именем названы были.

И пока они росли и мужали,

Тогда родились Аншар и Китар.

Они дни копили, множили годы,

И наследник их — Ану, — отцам своим равный.

Ану-первенца Аншар себе уподобил.

Нудиммуда сотворил по своему подобию Ану.

Нудиммуд, отцами рожденный своими,

Он разумом светел, многомудр и всесилен,

Аншара, деда его, превзошел он премного,

Меж богов-сородичей нет ему равных.

Толпой собираются сородичи-боги,

Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,

Чрево Тиамат они колеблют

Буйным гамом в верхних покоях.

В Апсу не утихает их гомон,

Но спокойна, безмолвствует Тиамат,

Хотя тягостны ей их повадки

Не добры их пути, она же щадит их

Апсу, великих богов творитель,

Кличет Мумму советника, так ему молвит:

“Советник мой Мумму, веселящий мне печень,

Давай пойдем-ка с тобой к Тиамат”.

И они пошли, пред Тиамат воссели,

О богах, своих первенцах думали думу.

Апсу уста свои открыл,

Кричит раздраженно, обратясь к Тиамат:

“Мне отвратительны их повадки,

Мне днем нет отдыха, покоя — ночью,

Их погублю я, дела их разрушу,

Да утихнут звуки, во сне да пребудем”.

Едва такое услышав, Тиамат

Взъярилась, накинулась на супруга,

В одинокой ярости вопияла горько,

Злобою полнилось все ее чрево:

“Как Порожденье свое уничтожим?

Пусть дурны их пути — дружелюбно помедлим!”

 

Однако, согласно мифу, сомнения и промедление Тиамат оказалось фатальным для неё и всего существовавшего миропорядка. Боги, так раздражавшие своим поведением её супруга, собрали свой совет и решили убить родителей. Используя хитрость и магию, они уничтожают Апсу, затем побеждают Тиамат и разрывают её на части: из одной половины тела творят землю, из другой – небеса. Её сына и супруга Кингу старшие боги берут в плен. Используя его кровь и земную глину, они творят людей. Цель создания людей исключительно прозаична: это рабочая сила для богов, чтобы облегчить бремя их трудов на Земле.

 

Мардук поражает Тиамат

 

Интересные и важные моменты (как в мифологии, так и в истории):

 

- Считалось, что земные города – отражения или дубликаты небесных городов богов.

- Каждый земной город строился вокруг храма того или иного бога, как и вся инфраструктура. Не храм возникал в городе. А город строился для обслуживания храма и служения определённому богу. Храм считался реальным местом обитания конкретного бога.

- В религии Шумера главным положительным качеством человека считалось послушание богам и выполнение своего долга перед ними. За это боги давали успех, богатство, власть и долголетие. А вот в бессмертии людям было отказано.

 

Согласно тексту эпоса победу над Тиамат одержал сиятельный бог Мардук. Позже он начинает упорядочивать мироздание.

Согласно мифу Мардук сотворил звезды на небе, дал сияние Луне и Солнцу, определил день и ночь. В поврежденной части таблицы возможно рассказывалось о создании растений и животных. Последняя часть посвящена восхвалению Мардука другими богами.

Он устроил стоянки богам великим.

Звезды-планеты, подобья богов, он сделал.

Он год разделил — начертил рисунок:

Двенадцать месяцев звездных расставил он по три.

Когда ж начертил он на небе рисунок дней года,

Закрепил он стоянку Неберу, дабы центр указать всем звездам.

Никто бы не погрешил, не стал бы небрежен!

По сторонам Неберу он сделал стоянки Энлилю и Эйе.

С обеих небесных сторон открыл он ворота.

10 Он затворы поставил справа и слева.

Он зенит во чреве Тиамат поставил.

Дал сияние Месяцу — хранителю ночи!

Научил его сотворению дня — для распознания суток!

Когда дни справедливые солнцу назначил,

Стражей дня и ночи поставил,

Истеченье слюны Тиамат

Мардук собрал и согнал ее в тучи,

Сгрудил ее в облака кучевые.

Веянье ветра, дожди и холод,

Воздымание бури — ее слюны истеченье —

Распределил, своей власти доверил,

Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал.

Он бездну открыл — устремились потоки.

Тигр и Евфрат пропустил он сквозь ее очи,

Ее ноздри заткнул он — накопил там воды,

Насыпал на грудь ее гору крутую,

Дабы воды собрать, устроил ямы,

Загнул ее хвост, скрутил как веревку, —

Укрепить Апсу под ногами своими,

Сделал ляжки ее опорою неба,

Отделил половину ее — поставил землю,

Он прах закрепил внутри Тиамат,

Сеть размотал, освободил ее тело.

Так создавал он небо и землю,

Связь небес и земли скрепил он прочно,

Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды.

Наконец Мардук замыслил создать человека и делится своими планами с премудрым Эа. Собрав совет богов, он решает принести в жертву коварного Кингу и все соглашаются на это. Кингу убивают, выпускают из него кровь, из которой Эа создает людей и возлагает на них бремя служения богам. В благодарность за все деяния боги решают построить для Мардука в Вавилоне храм Эсагилу. По завершении работ все собираются на пир, во время которого устанавливают на небе лук Мардука. Затем Аншар, Лахму и Лахаму нарекли всемогущего каждый тремя именами и посоветовали остальным сделать также.

 

Мардук, речи богов услышав,

Сердцем задумал искусное сделать,

Уста открыл он и молвит Эйе,

Что в сердце задумал, в уме замыслил:

“Кровь соберу я, скреплю костями,

Создам существо, назову человеком.

Воистину я сотворю человеков.

Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули.

Божьи пути изменю и улучшу:

Почитаемы — все, но два будут рода”.

Эйа ответил, слова промолвил,

Совет добавил, чтоб богов успокоить:

“Да будет выбран один из братства,

Он да погибнет — люди возникнут!

Великие боги пусть соберутся —

Один — виновник, отпущение — прочим!”

Мардук собрал богов великих,

С милостью принял, изрек указанье.

Почтительно боги ему внимали.

К Ануннакам обратил Владыка речи:

“Если верны ваши прежние клятвы,

Истинно ныне мне да ответьте —

Это кто замыслил сраженье,

Взбаламутил Тиамат, устроил битву?

Да будет схвачен устроивший битву,

Его покараю, вы ж мирно живите!”

Отвечали Игиги, великие боги:

“Царю-божеству-небес-и-земли”,

Советнику божьему, своему господину:

“Это Кингу устроил сраженье,

Взбаламутил Тиамат, затеял битву!”

Связали его, притащили к Эйе.

Объявили вину его, кровь излили.

Людей сотворил он на этой крови,

Дал им бремя божье, богам же — отдых.

Ануннаки уста свои открыли,

К Мардуку, владыке богов, обратили слово:

“Ныне, владыка ты наш, как вольности нам ты назначил,

Благодарностью нашей тебе что еще будет?

Кумирню воздвигнем, наречем ей имя!

Почивальню твою, в ней и мы заночуем, и мы отдохнем в ней!

Мы заложим святилище, место престола!

В день, когда мы прибудем, и мы отдохнем там!”

Как услышал Мардук эти речи,

Словно ясный день просиял он ликом:

““Врата бога” постройте, как вы возжелали!

Кирпичи заложите, создайте кумирню!”

Лопатами замахали Ануннаки.

В первый год кирпичи для храма лепили.

По наступленье второго года

Главу Эсагилы, подобье Апсу, воздвигли.

При Апсу построили зиккурат высокий.

Ану, Энлилю и Эйе, как и в Апсу, поставили там жилища.

В величье Мардук воссел перед ними,

От подножья Эшарру они осмотрели до рогов зиккурата.

Когда же закончили Эсагилу,

Все Ануннаки молельни себе воздвигли

Триста Игигов земли, триста — небес, шестьсот из Апсу, — всех их собрал он,

Владыка, в святилище, что жильем его стало,

Он богам, отцам своим, пир там устроил: “Вот Вавилон —

“Врата божьи” — жилье ваше ныне

Радуйтесь в нем, веселитесь, ликуйте”.

Места свои заняли великие боги,

Расставили кубки, на пиру воссели,

Когда ж завершили веселый праздник,

Возвышенное в Эсагиле сотворили

Все уставы назначили, все предначертанья,

Всем богам закрепили места на земле и на небе.

Собрались на Совет великие боги,

Укрепили, упрочили Мардука долю —

Сами себя обрекли проклятью,

Поклялись водой и елеем, горла коснувшись:

Над всеми богами ему дали царенье,

Над 6oгами небес и земли власть ему дали.

Величал его Аншар — нарекал Асаллухи.

“К речению уст его склонимся покорно,

Отверстым устам его да внемлют боги,

Горе и долу прочны его указанья,

Да будет возвышен наш сын-отомститель,

Славна его власть, да не будет ей равных

Ануннаки и Игиги. Кто это?

«Ануннаков Небес» в шумерских текстах называют «Игиги» (IGI-GI — «те, которые обращаются и смотрят»).

 

Анунна́ки, или Ану́н(н)а (шум. ᵈa-nuna; ᵈa-nuna-ke₄-ne; ᵈa-nun-na: предположительно — «семя князя») — в шумеро-аккадской мифологии одна из двух (наряду с Игигами) групп родственных божеств. В ряде текстов описываются как населяющие землю и подземный мир, иногда — небеса, в обобщающем смысле могли быть специализированным обозначением младших, хтонических божеств. Упоминаются в литературных текстах, обычно — суммарно, без приведения конкретных имён. Во многих случаях синонимичныИгигам.

 

В позднем шумеро-аккадском пантеоне боги делились на две родовые группы, или фратрии — Игигов и Ануннаков. К Игигам обычно относились главные боги, в том числе Ану, Энлиль, Мардук, Нергал; местом их обитания чаще всего были небеса. Ануннаки часто представляли младших богов (хотя иногда этим именем обозначали и великих); обитали они преимущественно в подземном мире и на земле, иногда также и на небесах.

 

Как боги людей создавали

 

Среди богов, обосновавшихся на Земле, не было равенства. В одном из текстов сообщается, что «семь Великих Ануннаков заставили меньших богов нести бремя работ». Низшие боги полностью обслуживали высших. Кроме того, для каких-то целей богам нужно было золото. Правящий круг ануннаков направил часть рядовых богов в шахты.Труд в шахтах тяжел сам по себе. О тяжкой доле низших богов говорит шумерский эпос:

 

Когда боги, подобно людям,

Несли бремя и муки тяжкого труда,

Великим был тяжкий труд богов,

Трудной была работа, и велико было страдание.

[18, 220]

Дом его окружили, но бог Энлиль о том не знал.

Была ночь, миновала половина дозора.

[Затем] Калкал увидел то и встревожился…

Калкал разбудил Нуску [канцлера]…

Нуску разбудил своего господина —

Он поднял его с постели [со словами]:

«Мой господин, твой дом окружен,

Битва подошла прямо к твоим вратам!»

 

Энлиль послал Нуску выяснить, кто был зачинщиком и спровоцировал столкновение. Но «шахтеры» ответили:

 

Войну объявили все мы, каждый из нас!

Мы […] в горных выработках;

Непосильный труд убил нас.

 

Энлиль хотел казнить бунтовщиков, но не мог этого сделать без санкции Ану. А тот признал, что их возмущение справедливо и нужно найти другой выход. Ану собрал совет.

 

Они воззвали к богине, давшей жизнь богам

И мудрой акушерке [со словами]:

Дай жизнь новому существу, создай рабочих [Lulu]!

«Сотвори Примитивного Рабочего [LuluAmelu],

Который сможет тащить это ярмо!

Пусть он исполняет это по поручению Энлила.

Пусть этот Рабочий продолжит работу богов!»

[18, 222–223]

 

Было решено сотворить некоторое количество существ, способных добывать руду в шахтах и выполнять другой тяжелый и непрестижный труд. Работы возглавил Энки, а его ближайшей сподвижницей стала Нинхурсаг, она же Нинти. Это имя означает «Госпожа (дающая) жизнь», впоследствии его заменили псевдонимом «Мами» прообразом универсального слова мама. На рисунках и печатях Нинти часто изображалась с символом акушерства.

 

В эпосе АтраХасис (Превосходящий мудростью), который был написан преемниками шумеров на аккадском языке, новосозданное существо называется Lulu, что, как и на шумерском, означает человек, но имеет также значение «смешанный» [18, 223]. В этом смешанном существе божественный элемент называется ТЕ-Е-МА — суть (взятая из божественной крови), а земной элемент — глина или прах. Процесс смешения божественных и земных компонентов описывается на многих глиняных месопотамских табличках и сопровождаемых выразительными рисунками. В них сообщаются различные подробности сотворения человека, не оставляющие сомнения (учёным-альтернативщикам!), что речь идет о генной инженерии. Ниже приводятся некоторые из них.

 

Примешай к сути глину от основания Земли,

Что чуть вверх [на север]от Абзу,

И приспособь его в формочку с сутью.

Я представлю хорошую, много знающую, юную ануначку,

Которая доведет глину до нужного состояния.

Далее в тексте говорится:

 

Энки, Бог очищавший «напишту»,

Сидя рядом с ней [Нинти], подсказывал ей.

После того, как она произнесла

свои магические формулы,

Она взялась за глину.

Судьбу новорожденного изречешь ты;

Нинки запечатлит в нем образ богов,

И то, чем он станет, будет «Человек» [18, 227].

 

Из дальнейшего следует, по мнению сторонников теории палеоконтакта, что оплодотворенную яйцеклетку должна была выносить в своей утробе анунначка. На Совете ануннаковЭнки объявил, что ею вызвалась быть Нинки (NIN-KI — сама «Хозяйка Земли»).

 

Возможно, период беременности затянулся, поскольку Нинти произвела «вскрытие» и то, что было в чреве, появилось на свет. Взяв в руки новорожденное дитя, Нинти с восторгом воскликнула: «Я сотворила! Мои руки сделали это!»

 

После первого успеха была приготовлена новая порция «смешанной глины» — на сей раз 7 мужского и 7 женского пола.

 

Нинти отщипнула 14 частиц глины.

Семь она расположила справа,

Еще семь расположила слева;

Посредине она поставила формочку.

Мудрых и много знающих

Дважды семь богинь рожениц собрались.

Семеро породили мужчин;

Семеро породили женщин

[18, 229].

 

Однако, спустя какое-то время молодые анунначки, которым приходилось вынашивать в своих утробах этих гибридов, взбунтовались. В Ниппуре было найдено несколько текстов с описанием этого эпизода (соответствующие таблички хранятся в музее Пенсильванского университета в Филадельфии и в Лувре). Выход состоял в том, чтобы наделить созданное существо способностью к размножению. В одной из этих табличек Нинти говорит Энки: «Сотвори слуг для богов, да так, чтобы они производили себе подобных». И Энки отвечает: «Существо, которое ты назвала, уже существует!» [14, 131–133]. Задача наделить гибридов способностью к размножению, но, вероятно, ограниченной, была выполнена.

 

Интересно и то, как описан в шумерских мифах прачеловек – до смешения с «кровью» богов – та самая «глина земная». Он был свиреп, могуч и космат, пил на водопое вместе с дикими зверями. И… помогал своим друзьям-зверям разрушать ловушки охотников-богов. То есть при своей дикости был достаточно смекалист. И, видимо, заставить его служить богам или работать на них было невозможно. Оттого и отважились боги создать новый вид существ.

 

Вынашивание людей

 

В процессе создания нужных существ, конечно, было много проб и ошибок. Возможно, поэтому были созданы козлоногие, собакоголовые и прочие химерные существа, изображенные на шумерских цилиндрических печатях (и описанные в древних мифах других народов). В некоторых же шумерских текстах говорится, что экспериментаторы сотворили их спьяну.

 

Когда на земле еще не было людей, количество бессмертных великих богов и подвластных им ануннаков все росло и росло. Они уже заселили все небо, всю землю и весь подземный мир. Становилось все труднее и труднее добывать себе пропитание. Трудолюбивая богиня зерна Ашнан, созданная ануннаками специально для того, чтобы выращивать хлеб и делать вино, не успевала накормить всех. Ее брат, пастух Лахар усердно доил коз и овец, но молока на всех не хватало.

 

Боги начали молить всемогущего Энки помочь им и спасти их от голода и жажды. Но их стенания не доходили до адресата - Энки спокойно спал в глубинах своей бездны и не слышал воплей своих божественных детей. Наконец мать Энки, Изначальное Море Намму, принесла ему слезы богов с такими словами:

 

О, сын мой, поднимись с ложа,.

Работу мудрую,

Создай богам слуг, да произведут они себе подобных!

Энки глубоко задумался над словами матери, а затем призвал "хороших царских ваятелей" и говорит матери своей, Изначальному морю Намму:

 

- Мать моя, творенье, что ты назвала, уже существует,

Бремя богов, их корзины на него да возложим!

Когда замешаешь ты глины из самой сердцевины Абзу.

Подобно женскому лону затяжелеет глина.

Ты воистину создашь творенье,

Нинмах помощницей твоею да станет.

Богини Нинимма, Шузиана, Нинбара,

Нинму, Нингуэнна вокруг тебя да встанут,

Когда ты будешь давать рожденье.

Мать моя, когда судьбу ему ты назначишь.

Нинмах корзины на него да возложит.

Род человечий да будет создан.

 

Сотворение человека Энки решил обставить очень торжественно, он устроил грандиозное пиршество и созвал на него всех богов. На этом пиру он сам и его помощница, обитательница земных недр Нинмах выпили слишком много сладкого вина. Шатаясь, подошли они к сосуду с глиной из бездны Абзу и начали мять ее. Дрожащими руками Нинмах вылепила шесть разновидностей существ, но все они были с явными отклонениями. Каждому из них Энки определил его судьбу.

 

Пятая женщина была та, кто родить не может,

Вот кого она сотворила.

Энки, на женщину взглянув, на ту, кто родить не может,

Определил ее судьбу, в женский дом ткачихою ее устроил.

Шестое - оно не имело мужского корня, оно не имело женского лона,

Вот кого она сотворила.

Энки, взглянув на существо, что не имело мужского корня,

Что не имело женского лона.

Слугою дворцовым его сделал, такую судьбу ему назначил...

Энки рассердился на неумелуюНинмах за то, что она создает одних уродов, и решил взяться за дело сам. Результат оказался еще хуже, существо получилось совсем тщедушным и немощным. Обеспокоился Энки, как бы Нинмах не отказалась бы помочь его неразумному творению и просит ее:

 

Тому, что вылеплен твоею рукой, я назначил судьбу,

Дал ему хлеба поесть.

Назначишь ли ты судьбу тому, что вылеплен моею рукой,

Дашь ли ему хлеба поесть?

Нинмах старалась изо всех сил, но несчастное существо не могло ни стоять, ни сидеть, ни есть, ни пить, ни говорить. Боги поссорились, между ними состоялся долгий разговор. Затем они все же вылепили нормальных мужчин и женщин, во всем подобных богам, кроме бессмертия. Люди должны были трудиться на земле, чтобы обеспечить своих создателей всем необходимым.

 

Как выглядели боги

Некоторые боги шумеров имели зооморфные черты: змеиные, птичьи, рыбьи. Например, известные цивилизаторы человечества в культовых изображениях Месопотамии выглядят как люди-амфибии или человеко-рыбы. Однако на большинстве изображений главные боги изображаются как люди. Примечательны их головные уборы – с рогами (которые являлись символом божественности) либо явно фаллической формы.

 

 

Человеко-рыбы Апкаллу

Согласно преданиям, это мудрецы-Апкаллу, посланные богом Энки обучать людей основам цивилизации. Они выходили из воды и в течение дня находились среди людей, а на ночь уплывали.

 

 

Как выглядели шумеры

Шумеры, согласно изысканиям учёных, принадлежали к средиземноморской расе, они были европеоидами. И откуда они пришли на территорию Месопотамии, доподлинно не известно.Если вы встретите шумера, вы увидите прямой нос, невысокий рост, смуглую кожу, кучерявые черные волосы на голове, теле и лице.

 

Печати, терракотовые статуи, росписи, рельефы — вот основные источники, чтобы изучить, как выглядели шумеры. Шумеры делали статуэтки и изображения богов. Их одежда могла в точности повторять одежду смертных людей. Нередко изображали самих людей: царей или молящихся. Меньше всего изображений женщин, но в основном это были либо богини, либо связанные с ритуалами жрицы.

 

 

 

Одежды шумеров

5000 лет назад мужчины почти всегда ходили нагими. Это было связано с жарким климатом в Месопотамии. Многие шумеры брили волосы, чтобы спастись от вшей и жары. Жрецы брились с ног до головы. Царь занимал тогда должность жреца, поэтому все цари тоже были гладко выбриты. Возможно, он и знать носили парики и накладные бороды.

 

В дикую жару многие ходили голыми у себя дома, это никого не удивляло. Жрицы Инанны ходили нагими на всех празднествах и танцах. Дети, скорее всего, всё время ходили нагишом, но детство кончалось рано, особенно для девочек — в 12-14 лет.

 

Нижнего белья не носили. Единственное, что никогда не снимали мужчины и женщины до самой смерти — это магический двойной шнурок-оберег.

 

Основная часть гардероба была сшита из овечьей шерсти. У шумеров было несколько разных слов, чтобы различать шерсть по качеству и сорту. Льняная одежда была роскошью. Её привозили издалека – в Нижней Месопотамии лён рос плохо. Обычно шерстяную ткань просто белили на солнце. Краски стоили дорого, но на росписи в городе Мари изображены разноцветные одежды белых, красных, черных и коричневых цветов.

 

 

Шумерский социализм. Плановая экономика

 

Данные археологии и тексты тысяч глиняных табличек открывают перед нами картину жизни Шумера - страны поистине сказочного изобилия, с молочными реками в кисельных берегах, с великолепно налаженным хозяйством, страны, вызывавшей удивление и зависть всего тогдашнего мира. А ведь природа этого края отнюдь не была благодатной: низовья Тигра и Евфрата изобиловали болотами и топями, в сотне шагов от которых начинались выжженные солнцем мёртвые пустыни.

"Экономическое чудо" III тысячелетия до Р. Х. в Междуречье легче всего понять, если его охарактеризовать как социализм, с правящей "бюрократией" и подчинёнными ей бесправными "колхозниками", с плановой экономикой и "трудоднями".

Прежде всего обращает на себя внимание приверженность шумеров к бюрократизму. И действительно, ни в одной другой стране бюрократическая система не достигла такого развития, как в Шумере. Во время археологических раскопок в архивах шумерских городов найдены десятки тысяч табличек, из которых видно, какое огромное значение шумеры придавали отчётности, составлению деловых документов. Система учёта была доведена до виртуозности. Начальники крупных хозяйств представляли в столицу ежегодные отчёты. Но некоторые ремесленные мастерские подавали отчёт по нескольку раз в месяц. Финиковые плантации учитывались с указанием того, сколько плодов даёт каждая пальма. Представлялись описи того, что содержится на складах: зерна, сырья, готовых изделий. Так же детально учитывалась рабочая сила; соответственно этому определялись нормы довольствия. Представлялись списки больных, умерших, отсутствовавших на работе (с указанием причины прогула).

Вся экономика Шумера была, если говорить современным языком, плановой. Существовали нормы выработки, и было введено понятие выработанных "человеко-дней". От выработки рабочих зависели нормы выдачи продовольствия. Дифференциация продовольственных пайков была характерна для лиц всевозможных профессий. В одном документе времени правления царя Шульги, касающемся садовников и работников, занятых в царском саду, говорится, что в бригаде из восьми человек один работник, по-видимому бригадир, получал ежемесячно 75 сила зерна, трое садовников - по 60 сила, два "поливальщика" - по 50, один помощник - 40, а второй - всего около 20 сила зерна. Паёк последнего можно не колеблясь считать голодным.

Есть мнение, что древнешумерский социализм имел ярко выраженный национальный характер: представители храмовой администрации были только шумеры, а работниками, питавшимися хуже, чем ослы, являлись покорённые туземцы. Таким образом, "черноголовая" элита представляла собой маленький, но крайне агрессивный этнос-паразит, внедрившийся в тело другого миролюбивого этноса и питающийся его соками.

В шумерских храмах имелись десятки помещений, в которых жили со своими семьями князья-жрецы ("энси"), пожиравшие львиную долю произведённых тяжким трудом богатств. (Кстати, именно для этого и существовала строгая отчётность - дабы туземец не протянул своей руки и не положил себе в рот более того, что ему положено по установленной "черноголовыми" норме.) За пределами дворцов-храмов влачили нищенское существование месопотамские "пролетарии". В некоторых документах говорится о том, что отцы вынуждены были продавать своих детей, чтобы избавиться от долгов и не умереть с голоду. На юге Шумера говорили: "Сильный человек живёт руками своими, слабый ценой детей своих". Тяжёлое положение низших слоёв населения отражается большим числом документов о побегах.

Древнешумерский социализм является характерным примером "азиатского способа производства". Другим подобным примером является сталинский СССР. К такому выводу пришли Шафаревич, Афанасьев, Васильев, Нуреев и другие учёные. Например, А. В. Журавель вспоминает, что к началу 1980-х годов самостоятельно, отталкиваясь от марксова наследия, пришёл к выводу, что советское общество не является социалистическим и охарактеризовал его как азиатский способ производства, сложившийся на новой технологической основе. По мнению Восленского, Ленин замалчивал мнение Маркса об азиатской форме производства, не желая признавать существование в глубокой древности общественного строя, основанного на тотальной власти бюрократии.

Источник: https://ltraditionalist.livejournal.com/1115244.html

В течение двадцатого века ученые в целом считали, что священный брачный обряд проводился между правителями древнего ближневосточного региона Шумера и верховными жрицами Инанны, шумерской богини сексуальной любви, плодородия и войны, позже названный Иштар. Царь соединялся со жрицей, чтобы представить союз Думузида с Инанной.

Инанна/Иштар

По словам известного ассириологаСамуэляНоаКрамера, цари будут в дальнейшем утверждать свою законность, принимая участие в ритуальном половом акте в храме богини плодородия Иштар каждый год на десятый день новогоднего фестиваля Акиту.

Однако не сохранилось никаких определенных доказательств того, что половой акт был включен, несмотря на многие популярные описания этой привычки. Возможно, что эти союзы никогда не происходили, но были украшением образа царя.

В гимнах, восхваляющих ближневосточных царей за соединение с богиней Иштар, часто говорится, что он пробежал 320 километров, приносил жертвы, пировал с богом солнца Уту и получил королевскую корону от Ана - и всё это за один день. Некоторые современные историки спорят в том же направлении, хотя их п<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.