Народные заседатели, их права и обязанности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Народные заседатели, их права и обязанности

2021-06-23 60
Народные заседатели, их права и обязанности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое положение народных заседателей в Республике Беларусь определяется главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

В соответствии со ст. 1 Кодекса, народный заседатель – лицо, привлекаемое в установленных законодательными актами порядке и случаях для участия в деятельности суда по осуществлению правосудия.

Согласно ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, «граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь». В частности, подобный случай предусмотрен ст. 32 УПК, указывающей, что коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Участие народных заседателей в осуществлении правосудия – это форма привлечения общественности к участию в деятельности суда. Поскольку судебная власть – одна из ветвей государственной власти, наличие подобной нормы в законодательстве означает не что иное, как реализацию конституционного права граждан на участие в управлении государством. Последнее вытекает из определения белорусского государства как демократического.

В соответствии со ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, владеющие белорусским и русским языками.

Законодательство содержит также перечень ограничений, препятствующих возможности стать народным заседателем в суде. Так, народными заседателями не могут быть:

- лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда;

- лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в установленном законом порядке;

- лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники республиканских органов государственного управления и других государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, финансовых расследований и государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

- священнослужители.

Прекращение полномочий народного заседателя, согласно ст. 140 Кодекса, осуществляется по истечении срока, на который был утвержден список заседателей, либо досрочно в случае умышленного нарушения народным заседателем законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с его высоким званием, а также при обнаружении обстоятельств, препятствующих включению в списки народных заседателей.

В целях реализации, возложенных на них функций, народным заседателям при осуществлении правосудия предоставляются права и на них возлагаются обязанности судьи, предусмотренные УПК. Закон предусматривает также определенные гарантии для лиц, являющихся народными заседателями. Так, на лиц, выполняющих функции народного заседателя, распространяются гарантии неприкосновенности, аналогичные тем, что установлены для судей (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, гл. 49 УПК Республики Беларусь). Увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного Трудовым кодексом Республики Беларусь, и только с согласия соответствующего Совета депутатов. Согласие Совета депутатов требуется также для решения вопроса о привлечении народного заседателя к уголовной ответственности, а также мер процессуального принуждения, предусмотренных УПК. Работающим народным заседателям производятся выплаты в размере среднего заработка (дохода) по месту основной работы, которое сохраняется за народным заседателем на время исполнения обязанностей в суде. Неработающим народным заседателям, пенсионерам исполнение обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности (района, города) по месту нахождения суда. В необходимых случаях выплачиваются также командировочные. Все выплаты производятся судом за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета.

Народные заседатели обязанности:

- При рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях они должны точно исполнять требования законов, обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и гуманными.

- При выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслужебных отношениях народные заседатели должны избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.

- Судьи обязаны своевременно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий.

- Не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.

- Народные заседатели обязаны своевременно являться в суд для выполнения своих функций. Вызов народного заседателя в суд обязателен для администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или учится народный заседатель. Воспрепятствование должностным лицом явке в суд народного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей влечет ответственность.

Если срок полномочий народных заседателей истекает в период рассмотрения ими судебного дела, то эти полномочия сохраняются до окончания разбирательства данного дела.

Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году. Продление этого срока допускается в случаях, когда возникает необходимость закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.


 


 

7.Судебная власть: понятие и признаки (свойства).

Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков (свойств).

1. Государственной власти присуще такое свойство, как легитимность41.

Применительно к судебной власти данный признак имеет некоторую специфику. В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами42. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность (от лат. «legalis» – законный), то есть нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

2. Исключительность судебной власти означает, что судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 109 Конституции Республики Беларусь, ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их система и полномочия определяются Конституцией и соответствующими законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом (чрезвычайных судов), не допускается.

Принцип разделения властей обеспечивает гарантии, в соответствии с которыми взаимный контроль и сбалансированность полномочий не могут привести к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Осуществлять функции судебной власти не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. В то же время, судебная власть взаимодействует с законодательной и исполнительной, как это указано в ч. 4 ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону (ст. 110 Конституции Республики Беларусь).

Органы судебной власти пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Республики Беларусь и закону.

Самостоятельность судебной власти (ч. 4 ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации преступления, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Решения суда не требуют какого-либо утверждения.

Суды образуют обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей.

4. Властный характер полномочий суда.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в Конституции государства. Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимное равновесие. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности. В то же время, судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. В случае невыполнения решений суда органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

5. Судебная власть реализуется на основе Конституции Республики Беларусь и законов (ст. 110 Конституции Республики Беларусь). Согласно ст. 3 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иные законодательные акты белорусского государства. В силу этого судьи при решении любого вопроса их компетенции руководствуются только законом. В данном контексте «закон» следует толковать распространительно44. Это значит, что судьи руководствуются не только законами в собственном смысле слова, но и иными законодательными (кодексами, декретами Президента Республики Беларусь) и подзаконными актами.

6. Правоприменительный характер судебной власти. Суд не издает нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам. Вместе с тем, судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, иногда отличное от первоначальных целей. Отметим, что Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» акты судебных органов (Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) названы в числе нормативных.

7. Полнота судебной власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении с помощью правовых методов самых разнообразных юридических споров и конфликтов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих, исключительных. В частности, только суд на легальной основе вправе применять в качестве меры уголовного наказания такие его виды, как пожизненное заключение и смертная казнь.



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.