Часть I . Общие основы методики музыкального развития дошкольников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Часть I . Общие основы методики музыкального развития дошкольников

2021-06-23 55
Часть I . Общие основы методики музыкального развития дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Пояснительная записка 6
Указания по работе с тетрадью 7
I. Часть. Общие основы методики музыкального развития дошкольников  
   
1. Глава. Цели и задачи музыкального развития дошкольников  
1.1.Цели и задачи музыкального развития дошкольников 8
1.2.Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения 9
   
2. Глава.Характеристика музыкальных способностей дошкольников  
2.1. Развитие способностей как приоритетное направление 10
2.2.Характеристика музыкальных способностей 11
2.3.Возрастные особенности проявления музыкальности у дошкольников 13
2.4. Развитие музыкальных способностей дошкольников 14
   
3. Глава Музыкальная культура дошкольников  
3.1.Образование и культура  
3.2.Музыкальная субкультура детства 16
3.3.Индивидуальная музыкальная культура дошкольников 17
3.4.Приобщение дошкольников к народной музыкальной культуре 18
II. Часть. Программно-методическое обеспечение процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста  
   
4. Глава Традиционная и вариативные образовательные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста  
4.1.Традиционная программа по музыкальному воспитанию 19
4.2.Вариативные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников  
   
5. Глава. Современные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста  
5.1. Современные образовательные программы, основанные на использовании нескольких видов музыкальной деятельности 23
5.2.Программы по музыкальному воспитанию и развитию, основанные на синтезе искусств 28
5.3.Программы по музыкальному воспитанию, основанные на музыкально-ритмической деятельности 33
5.4.Программы по музыкальному воспитанию, основанные на элементарном инструментальном музицировании 36
5.5. Программы по музыкальному воспитанию, основанные на использовании музыкального фольклора 38
III.Часть. Методика музыкального воспитания и развития дошкольников  
   
6. Глава. Характеристика музыкальной деятельности дошкольников  
6.1.Виды и содержание музыкальной деятельности детей, ее специфические особенности 42
6.2. Ребенок как субъект музыкальной деятельности 45
6.3. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников 47
7. Глава. Музыкальное восприятие  
7.1. Восприятие музыки как вид детской музыкальной деятельности 50
7.2.Возрастные особенности развития музыкального восприятия 51
7.3.Характеристика репертуара для слушания музыки  
7.4. Развитие музыкального восприятия у дошкольников 53
   
8. Глава Детское музыкальное исполнительство  
8.1.Пение 55
8.2. Ритмика 62
8.3. Игра на детских музыкальных инструментах 68
   
9. Глава Детское музыкальное творчество  
9.1. Возрастные особенности развития детского творчества 73
9.2. Характеристика детского музыкального творчества  
   
10. Глава Музыкально-образовательная деятельность дошкольников 74
10.1. Усвоение знаний о музыке в процессе музыкальной деятельности 79
10.2.Этапы организации музыкально-образовательной деятельности 80
10.3.Методы и приемы формирования знаний о музыке 81
   
11. Глава Формы организации музыкальной деятельности дошкольников. Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников  
11.1.Виды и типы музыкальных занятий в ДОУ 82
11.2.Музыка в повседневной жизни детского сада 86
11.3.Музыкальное воспитание в семье  
11.4.Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников 92
11.5.Особенности методики работы в разновозрастной группе 93
11.6. Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников 94
11.7. Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников 95
   
Проверяемые результаты обучения 97
Примерные вопросы к комплексному экзамену 99
Используемая литература 101

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» соответствует рабочей программе ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников, учебнику Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования/ О.В.Гончарова, Ю.С.Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256с.

Цель рабочей тетради: развитие мыслительных способностей студентов; формирование способов самостоятельной деятельности и усвоение учебного материала по пройденным темам; контроль знаний и умений, выявление сформированности компетенций студентов, работа с учебником.

Содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их использовать.

Примерные тестовые задания также выполняются самостоятельно, что помогает студентам качественно подготовиться к промежуточному и итоговому контролю качества знаний.

Структура тестовых заданий:

§ открытые задания, предполагающие самостоятельную формулировку ответа;

§ закрытые задания, предполагающие выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов;

§ задания на упорядочение и сопоставление.

При выполнении заданий студенты могут воспользоваться материалами лекций, рекомендациями преподавателя, электронными и тестовыми материалами.

 

Уважаемый студент!

Рабочая тетрадь по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом создана Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. Приступая к изучению нового учебного МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Каждому параграфу учебника соответствует раздел рабочей тетради.

Задания в рабочей тетради позволят вам не просто выучить учебный материал, но и применить его в самостоятельных работах. Многие задания предложены в форме тестов, в некоторых заданиях необходимо дополнить предложения или таблицы (схемы), вписать пропущенные слова.

Перед началом работы необходимо внимательно прочитать задание, данное в рабочей тетради и, воспользовавшись учебником и своими знаниями по данному предмету, выполнить его.

Умения работать с источниками информации и на основе полученных знаний создавать информационный продукт необходимы каждому современному человеку. Работа с этой тетрадью будет способствовать формированию такой компетенции. Добросовестная и систематическая работа с этой тетрадью - залог хорошего и даже отличного результата в изучении одного из прекраснейших предметов - музыкального воспитания дошкольников.  

 

Желаем Вам удачи!

Тема 3.1. Образование и культура

1. Инструкция. Объясните, как вы понимаете высказывание:

«Человек одновременно является творцом и творением культуры».

2.Инструкция. Закончите предложение.

Задача приобщения дошкольников к музыкальной культуре вытекает из взаимодополняемости образования и ……………………………………………………………………………………………………

Дайте развернутый ответ.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

12.Инструкция. Кто автор?

Назовите фамилию автора, который усовершенствовал программы и методические рекомендации по музыкальному воспитанию в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (авт. М.А.Васильева)

………………………………………………………………………………………………………………………

13.Инструкция. Проанализируйте, в каких вариативных программах раздел по музыкальному воспитанию представлен достаточно содержательно, а в каких нет.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Глава 5 Современные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Тема 5.1. Современные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию, основанные на использовании нескольких видов музыкальной деятельности

1. Инструкция. Используя учебник, заполните схему

 
Общие тенденции, характерные для современной системы музыкального воспитания дошкольников  

 


2.Инструкция. Назовите принципы построения программы «Музыкальные шедевры» (авт. О.П. Радынова).

а)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

б)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

в)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

г)…………………………………………………........................................................................................................................................................................................................................................................................................

 

3. Инструкция. Сколько разделов в программе «Искусство слышать» (авт. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)?

а) два;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

4.Инструкция. Впишите пропущенный принцип построения программы «Искусство слышать». Охарактеризуйте кратко каждый принцип.

а) моделирование процесса художественного творчества …………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..................................

б) органичного рождения танца ……………………………….........................................................................................................................

………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..………………………………………………………………………....................................................................................................

в)…?………………………………………………………….……………………………………………………………………………….……………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Инструкция. Продолжите  формулировки основных принципов программы «Гармония (авторский коллектив под рук. К.В.Тарасовой).

а) связь музыки с …………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………..…………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б) сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной музыки с ………………………………………………………………………………………………………………………..….………………………………….…............................………………………………………………….……………..………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

в) сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………

г) импровизационность – у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается установка на ………………..............................................………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. Инструкция. Назовите задачи общего развития личности ребенка, которые впервые выделены в программе музыкального образования детей от рождения до 7 лет «Камертон» (авт. Э.П.Костина)

а)………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................................................................................

б)………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................................................................................

7. Инструкция. В чем новизна роли взрослых в подготовке праздников в программе «Камертон»?

…………………………………………………………….............................................................................................................................................................................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

8.Инструкция. Запишите основные задачи программы «Музыка» (авт. С.А.Рогова)

………………………………………………………………………......................................................................

………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………

9. Инструкция. Заполните до конца таблицу.

Основные компоненты содержания программы «Ребенок в мире музыки» (авт. Л.Н.Комиссарова, Г.В. Кузнецова)

Эмоциональный    
Познавательный    
Деятельностный    
Социально-личностный    

 

10.Инструкция. Какое направление программы «Ребенок в мире музыки» пропущено?

а) «Музыка вокруг нас»

б) «Музыка внутри нас»

в) ………………………………………………………………………………………………………

г) «Мы сами можем творить музыку»

11.Инструкция. Какие качества у дошкольника способна развивать программа «Каждый ребенок – музыкант» (авт. Т.А. Рокитянская)?

а) ………………………………………………………………………………………………………

б) ………………………………………………………………………………………………………

в) ………………………………………………………………………………………………………

 

Тема 8.1. Пение

Тема 8.2.3. Виды ритмики

17.Инструкция. Какие виды ритмики вы знаете?

………………………………………………………………………...………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..…………………………………………………………………

18.Инструкция. Какие виды музыкально-ритмических  движений вы знаете?

а) ………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………

б) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

в) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

19.Инструкция. На какие группы делят танцы, пляски и хороводы?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Музыкальные игры
20.Инструкция. Используя учебник, закончите схему «Музыкальные игры»

 
 
 
 
 
 

 


Тема 11.2.1. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

9.Инструкция. Пользуясь учебником, заполните схему.

Структура самостоятельной художественной деятельности
 
 
 

 


Тема 11.7. Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников

22.Инструкция. Заполните таблицу «Планирование работы музыкального воспитания детей»

Перспективный план Календарный план
     

Знать:

-теоретические основы и методику планирования музыкальной деятельности детей;

-содержание, способы организации и проведения музыкальной деятельности дошкольников;

-возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста;

-сущность и своеобразие музыкальной деятельности дошкольников;

-основы музыкальной грамоты;

-особенности планирования музыкальной деятельности дошкольников вне занятий;

-теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;

-теоретические основы руководства различными видами музыкальной деятельности;

-способы диагностики результатов музыкального развития детей.

Примерные вопросы к комплексному экзамену

Содержание

 

Пояснительная записка 6
Указания по работе с тетрадью 7
I. Часть. Общие основы методики музыкального развития дошкольников  
   
1. Глава. Цели и задачи музыкального развития дошкольников  
1.1.Цели и задачи музыкального развития дошкольников 8
1.2.Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения 9
   
2. Глава.Характеристика музыкальных способностей дошкольников  
2.1. Развитие способностей как приоритетное направление 10
2.2.Характеристика музыкальных способностей 11
2.3.Возрастные особенности проявления музыкальности у дошкольников 13
2.4. Развитие музыкальных способностей дошкольников 14
   
3. Глава Музыкальная культура дошкольников  
3.1.Образование и культура  
3.2.Музыкальная субкультура детства 16
3.3.Индивидуальная музыкальная культура дошкольников 17
3.4.Приобщение дошкольников к народной музыкальной культуре 18
II. Часть. Программно-методическое обеспечение процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста  
   
4. Глава Традиционная и вариативные образовательные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста  
4.1.Традиционная программа по музыкальному воспитанию 19
4.2.Вариативные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников  
   
5. Глава. Современные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста  
5.1. Современные образовательные программы, основанные на использовании нескольких видов музыкальной деятельности 23
5.2.Программы по музыкальному воспитанию и развитию, основанные на синтезе искусств 28
5.3.Программы по музыкальному воспитанию, основанные на музыкально-ритмической деятельности 33
5.4.Программы по музыкальному воспитанию, основанные на элементарном инструментальном музицировании 36
5.5. Программы по музыкальному воспитанию, основанные на использовании музыкального фольклора 38
III.Часть. Методика музыкального воспитания и развития дошкольников  
   
6. Глава. Характеристика музыкальной деятельности дошкольников  
6.1.Виды и содержание музыкальной деятельности детей, ее специфические особенности 42
6.2. Ребенок как субъект музыкальной деятельности 45
6.3. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников 47
7. Глава. Музыкальное восприятие  
7.1. Восприятие музыки как вид детской музыкальной деятельности 50
7.2.Возрастные особенности развития музыкального восприятия 51
7.3.Характеристика репертуара для слушания музыки  
7.4. Развитие музыкального восприятия у дошкольников 53
   
8. Глава Детское музыкальное исполнительство  
8.1.Пение 55
8.2. Ритмика 62
8.3. Игра на детских музыкальных инструментах 68
   
9. Глава Детское музыкальное творчество  
9.1. Возрастные особенности развития детского творчества 73
9.2. Характеристика детского музыкального творчества  
   
10. Глава Музыкально-образовательная деятельность дошкольников 74
10.1. Усвоение знаний о музыке в процессе музыкальной деятельности 79
10.2.Этапы организации музыкально-образовательной деятельности 80
10.3.Методы и приемы формирования знаний о музыке 81
   
11. Глава Формы организации музыкальной деятельности дошкольников. Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников  
11.1.Виды и типы музыкальных занятий в ДОУ 82
11.2.Музыка в повседневной жизни детского сада 86
11.3.Музыкальное воспитание в семье  
11.4.Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников 92
11.5.Особенности методики работы в разновозрастной группе 93
11.6. Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников 94
11.7. Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников 95
   
Проверяемые результаты обучения 97
Примерные вопросы к комплексному экзамену 99
Используемая литература 101

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» соответствует рабочей программе ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников, учебнику Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования/ О.В.Гончарова, Ю.С.Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256с.

Цель рабочей тетради: развитие мыслительных способностей студентов; формирование способов самостоятельной деятельности и усвоение учебного материала по пройденным темам; контроль знаний и умений, выявление сформированности компетенций студентов, работа с учебником.

Содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их использовать.

Примерные тестовые задания также выполняются самостоятельно, что помогает студентам качественно подготовиться к промежуточному и итоговому контролю качества знаний.

Структура тестовых заданий:

§ открытые задания, предполагающие самостоятельную формулировку ответа;

§ закрытые задания, предполагающие выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов;

§ задания на упорядочение и сопоставление.

При выполнении заданий студенты могут воспользоваться материалами лекций, рекомендациями преподавателя, электронными и тестовыми материалами.

 

Уважаемый студент!

Рабочая тетрадь по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом создана Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. Приступая к изучению нового учебного МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Каждому параграфу учебника соответствует раздел рабочей тетради.

Задания в рабочей тетради позволят вам не просто выучить учебный материал, но и применить его в самостоятельных работах. Многие задания предложены в форме тестов, в некоторых заданиях необходимо дополнить предложения или таблицы (схемы), вписать пропущенные слова.

Перед началом работы необходимо внимательно прочитать задание, данное в рабочей тетради и, воспользовавшись учебником и своими знаниями по данному предмету, выполнить его.

Умения работать с источниками информации и на основе полученных знаний создавать информационный продукт необходимы каждому современному человеку. Работа с этой тетрадью будет способствовать формированию такой компетенции. Добросовестная и систематическая работа с этой тетрадью - залог хорошего и даже отличного результата в изучении одного из прекраснейших предметов - музыкального воспитания дошкольников.  

 

Желаем Вам удачи!

Часть I. Общие основы методики музыкального развития дошкольников


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.