Тема «Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема «Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности»

2021-06-23 39
Тема «Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема «Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь»

В ст. 18 Конституции Республики Беларусь закреплено: «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным».

Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь закреплены в Законе РБ от 14.11.2005 №60-З «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь».

Тема «Правовое регулирование внешней торговли

Товарами, услугами, охраняемой информацией,

Тема «Внешнеэкономические расчетные

Тема «Иностранные инвестиции в Республике Беларусь»

 

Инвестиции представляют собой особый объект имущественных прав, по поводу которых возникают соответствующие правоотношения, именуемые инвестиционными, являющиеся в б о льшей своей массе, по своей сути хозяйственно-правовыми.

Инвестиции как правовое отношение представляют собой передачу имущества одним лицом-инвестором другому лицу-реципиенту для целей извлечения прибыли.

Законодательство РБ в сфере инвестиций основывается на К. РБ и состоит из Закона РБ «Об инвестициях» и иных актов законодательства РБ.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Она включает в себя как непосредственное вложение инвестиций, так и осуществление организационных, технических, юридических и иных действий, обеспечивающих достижения результатов инвестирования.

Все инвестиции подразделяют на две основные группы:

производственные (реальные);

финансовые (портфельные).

Различают также краткосрочные (вложения в финансовые инструменты со сроком менее 1 года) и долгосрочные (вложения в проекты со сроком более 1 года или бессрочные) инвестиции, высокорискованные (спекулятивные вложения, не гарантирующие получение определенного дохода) и малорискованные (считаются безопасными с точки зрения получения определенного дохода) инвестиции.

Под субъектами инвестиционной деятельности понимаются активно действующие лица, а под объектами – то, на что направлена деятельность субъектов.

Под инвестором понимается лицо (юр. и физ. лица, иностранные организации, не являющиеся юр. лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность.

В соответствии со ст. 1 Закона инвесторами признаются:

граждане РБ, иностранные граждане и ЛБГ, постоянно проживающие в РБ, в том числе ИП, а также юр. лица РБ, осуществляющие инвестиции на территории РБ;

 иностранные граждане и ЛБГ, постоянно не проживающие в РБ, граждане РБ, постоянно проживающие за пределами РБ, иностранные и международные юр. лица (организации, не являющиеся юр. лицами), осуществляющие инвестиции на территории РБ.

За инвесторами признаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, инвесторы имеют право создавать на территории РБ коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством РБ, с учетом ограничений, установленных ст. 6 Закона.

Инвесторы при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством РБ и (или) международно-правовыми актами, обязательными для РБ.

Также, инвестор имеет право на заключение договора (договоров) с РБ, связанного (связанных) с осуществлением инвестиций, в порядке и на условиях, установленных законодательством РБ.

В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор (инвесторы) имеют право на заключение инвестиционного договора с РБ.

Тема «Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности»

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность хозяйственных операций, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель совершает в рамках своей обычной коммерческой деятельности, но не с национальными субъектами, а с субъектами, происходящими из других государств. Поэтому для определения внешнеэкономической деятельности применяется критерий различной национальной принадлежности ее участников, т. е. критерий резидентности.

Основные операции, совершаемые в рамках внешнеэкономической деятельности, – экспортные и импортные.

Импорт – получение резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента (абз. 9 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).

Экспорт – передача резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту (абз. 27 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).

Таким образом, можно определить ВЭД как хозяйственную деятельность белорусских субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), осуществляемую с иностранным субъектом (субъектами) как за пределами, так и на территории Республики Беларусь.

Основными признаками ВЭД считаются частноправовой характер и внешняя направленность.

Источники правового регулирования ВЭД (в узком смысле) это акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы ВЭД.

В связи со сложностью самого понятия ВЭД к источникам правового регулирования внешнеторговой деятельности относятся различные по своей природе нормативные правовые акты: международные договоры; международные обычаи; решения международных организаций; внутреннее законодательство и судебная практика различных государств.

Важным источником правового регулирования являются и международные обычаи. Это обусловлено особенностью внешнеэкономических сделок и недостаточной приспособленностью к их регулированию норм внутреннего и международного права. В этой области унификацией занимается большое число международных организаций, в частности Международная торговая палата в Париже.

К источникам правового регулирования ВЭД относятся и решения международных организаций, как правительственных, так и неправительственных. В частности, такое значение имеют решения Международного валютного фонда по освоению выделенных кредитов, Международного союза автомобильных перевозчиков для осуществления перевозок автомобильным транспортом.

Одним из важнейших источников является и внутреннее законодательство РБ. Нормы правового регулирование внешнеторговой деятельности содержатся в Конституции, гражданском, банковском, хозяйственном процессуальном, гражданском процессуальном и некоторых других кодексах.

Источниками правового регулирования ВЭД являются и подзаконные акты. В частности, Постановление Совета Министров, регулирующее лицензирование и квотирование ВЭД, и другие вопросы, а также инструкции Национального банка.

Судебная практика как источник – это деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении гражданских и хозяйственных дел.

Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных договорах используются два метода правового регулирования внешнеторговой деятельности: прямой и коллизионный.

Традиционно выделяют следующие виды ВЭД:

- внешняя торговля;

- производственная специализация и кооперация;

- инвестиционная деятельность;

- валютные и кредитно-финансовые операции;

- международные перевозки;

- международный туризм.

Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности (ст. 1 Закона № 347 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Осуществление деятельности в области международной торговли предполагает:

- перемещение физических объектов через границы государств;

- перемещение этих объектов субъектами, принадлежащими к разным государствам;

- оформление возмездной гражданско-правовой сделки по правилам, установленным для внешнеторгового договора.

Основными задачами внешнеторговой деятельности являются продвижение отечественной продукции на зарубежных рынках, развитие экспорта, насыщение внутреннего рынка товарами, не производимыми на территории государства, привлечение валютных ресурсов в страну.

Производственная кооперация – одна из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Она характерна для однородных сфер производства и товарного оборота, а также научно-технической, инвестиционной, строительной деятельности и др.

Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

- взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

- прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

- организации процесса подготовки кадров.

Сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Инвестиционная деятельность предполагает взаимодействие с иностранными государствами и частными субъектами по привлечению материальных и финансовых средств на основе эффективности и взаимной выгоды. В настоящее время в законодательстве нет определения инвестиционной деятельности. Закон РБ об инвестициях (12 июля 2013 г. №53-З) оперирует термином «осуществление инвестиций», который обозначает следующие действия:

- создание коммерческой организации;

- приобретение (создание) объектов недвижимого имущества;

- приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;

- приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации;

- осуществление концессии;

- иные способы осуществления инвестиций, кроме запрещенных законодательными актами РБ.

Результатами привлечения зарубежных инвестиций для государства, помимо увеличения валютного оборота, являются создание и внедрение новых производств и технологий, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, обновление материально-технической базы производства, расширение торговых связей и производственной кооперации и т.п.

Валютные и кредитно-финансовые операции представляют собой действия отечественных и иностранных лиц, включая банки и небанковские кредитно-финансовые организации, по обеспечению финансовых обязательств, вытекающих из внешнеэкономических отношений. Традиционно они существовали как деятельность, сопровождающая внешнеторговые сделки в виде осуществления расчетов, конверсии валюты, предоставления заемных и кредитных средств и др. Но в настоящее время международные финансовые и кредитные операции рассматриваются уже как самостоятельные виды внешнеэкономической деятельности.

Изменения, вносимые в международные документы, иногда значительно меняют традиционные денежные и кредитные институты. Например, новая редакция Унифицированных правил для гарантий по первому требованию 2009 г. (URDG № 758), вступившая в силу 1 июля 2010 г., изменила не только порядок оформления, но и функции банковской гарантии, сделала его самостоятельным переводным финансовым инструментом, а не просто средством обеспечения исполнения основного обязательства.

Международные перевозки отличаются от обычных внутренних транспортных услуг тем, что опосредуют перемещение пассажиров или грузов через границы, т.е. осуществляются между двумя и более государствами.

В международном коммерческом обороте транспорт занимает особое место. С одной стороны, он служит необходимым условием осуществления международного разделения труда, с другой – выступает как самостоятельный объект – транспортная услуга, являющаяся предметом экспорта или импорта.

Эволюция международной торговли способствует развитию транспорта и усовершенствованию его технических средств. В свою очередь, обновление транспортных и логистических технологий способствует расширению международного товарообмена, вовлекая в его сферу все новые рынки товаров.

Пока еще подавляющее большинство внешнеторговых сделок совершается с использованием транспорта, так как в любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара.

Международный туризм – это самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности, которому государство в последние годы придает большое значение. Туризмом считается туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации (ст. 1 Закона РБ О туризме от 25 ноября 1999 г. № 326-З).

Иностранный туризм имеет те же цели, только связан с выездом (въездом) физических лиц, проживающих в одном государстве, на территорию другого государства, при этом услуги по организации зарубежных туристических поездок приравнены к экспортным или импортным операциям. Туристическая деятельность является сугубо предпринимательской, государство определяет лишь туристическую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РБ осуществляется с учетом следующих основных принципов, закрепленных в ст. 4 Закона № 347 (О государственном регулировании внешнеторговой деятельности):

- реализация внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РБ;

- обеспечение национальной безопасности РБ, в том числе в экономической сфере;

- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- невмешательство в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

- обеспечение выполнения обязательств, принятых РБ по международным договорам, и реализация прав, возникающих из международных договоров РБ;

- применение в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гарантирование права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

- гласность в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

Использование административных инструментов обычно сочетается с общепринятыми в мире правилами регулирования международной торговли.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.