Тема «Государственно-правовое регулирование ВЭД» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема «Государственно-правовое регулирование ВЭД»

2021-06-23 27
Тема «Государственно-правовое регулирование ВЭД» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность с помощью набора различных методов и инструментов.

Целями государственного регулирования ВЭД являются:

стимулирование национальной экономики,

защита экономических интересов государства и субъектов хозяйствования,

удовлетворение потребительского спроса на товары иностранного производства, а также

реализация внешней, в том числе внешнеэкономической, политики белорусского государства.

Гос. регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется П. РБ, Нац. собранием РБ, Правительством РБ и иными уполномоченными государственными органами РБ в соответствии с Законом РБ № 347 от 25.11.2005 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», иными актами законодательства РБ и нормами международного права, действующими для РБ (ч.1 ст. 8 Закона № 347).

К иным уполномоченным государственным органам РБ относятся:

Комитет государственного контроля,

Национальный банк,

Государственный таможенный комитет,

Министерство иностранных дел,

Министерство торговли и

иные определяемые Советом Министров РБ республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству РБ, облисполкомы и Минский горисполком.

Гос. регулирование внешнеторговой деятельности в РБ осуществляется с учетом следующих основных принципов:

реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РБ;

обеспечения национальной безопасности РБ;

единства таможенной территории;

приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

обеспечения выполнения обязательств, принятых РБ по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров РБ;

выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых РБ;

обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 

гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Гос. регулирование внешнеторговой деятельности в РБ осуществляется посредством следующих методов:

таможенно-тарифного регулирования (путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);

нетарифного регулирования (путем введения количественных ограничений и иных запретов, а также ограничений экономического характера);

запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности (влияющие на внешнеторговый товаропоток) – (сбор, обработка, хранение и распространение внешнеторговой информации; конкретные государственные мероприятия по развитию внешней торговли; создание объединений, содействующих внешнеторговой деятельности).

Таможенно-тарифное регулирование – это метод гос. регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.

Основные инструменты таможенно-тарифного регулирования – таможенный тариф, таможенная пошлина и таможенная процедура.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Еще одна функция таможенного тарифа – устанавливать правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу.

В настоящее время действует Единый таможенный тариф ЕАЭС и единая Товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза. Ставки таможенных пошлин находятся в единой Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС.

В РБ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

адвал о рные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Советом Министров РБ могут устанавливаться сезонные пошлины.

Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами (подп. 34 п. 1 ст. 2 ТмК ЕАЭС).

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, которые систематизированы в соответствии с единой Товарной номенклатурой ВЭД.

Таможенные платежи включают в себя:

- ввозные таможенные пошлины;

- вывозные таможенные пошлины;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

- акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;

- таможенные сборы.

Нетарифное регулирование представляет собой совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере ВЭД, но не относящихся к таможенно-тарифным методам.

Основные инструменты нетарифного регулирования:

квотирование,

лицензирование,

сертификация,

косвенное налогообложение,

запрещение импорта,

количественные и иные ограничения,

система экспортного контроля,

добровольные ограничения экспорта и др.

Квотирование – введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.

Лицензирование – это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Разрешительная система – представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов.

Ограничение на ввоз (вывоз) товаров – установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе (вывозе).

В ЕАЭС для торговли с третьими странами применяются единые меры нетарифного регулирования:

• запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

• количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

• исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

• автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

• разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров (ст. 46 Договора о ЕАЭС).

Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются странами-участницами согласно Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, являющемуся приложением № 7 к Договору о ЕАЭС. Допускается применение нетарифных мер государствами-членами ЕАЭС в одностороннем порядке (ст. 47 Договора о ЕАЭС).

Меры экономического и административного характера относятся к внутренней компетенции каждого государства. С их помощью можно влиять на внешнеторговый товарный поток. В зависимости от направленности действия такие меры делятся на экономические и административные, протекционистские и либерализационные.

Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации, в противоположность этому, ориентированы на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции – протекционизм и либерализация.

По характеру воздействия на экономические процессы, они могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым относятся меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, а к косвенным – меры, воздействующие на экономические процессы через экономические интересы их участников, например политика установления сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе гос. регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения админ. мер и переход к экономич. мерам.

Договор о ЕАЭС предусматривает меры защиты внутреннего рынка, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также иные, предусмотренные договорами ЕАЭС в отдельных случаях (ст. 48 и 50 Договора о ЕАЭС). Такие меры вводятся для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС на основании решения Евразийской экономической комиссии.

Несмотря на членство в ЕАЭС в РБ продолжает действовать Закон № 346, устанавливающий право государства вводить аналогичные меры в целях защиты экономических интересов РБ, отраслей бел. экономики, субъектов хоз. деятельности от неблагоприятного воздействия возросшего импорта, демпингового импорта и субсидируемого импорта товаров.

Таможенные платежи – это установленные законодательством налоги и пошлины, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу, а также сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением и иных действий, установленных таможенным законодательством.

Согласно ст. 46 ТмК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

• акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

• таможенные сборы.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды (ст. 71 ТмК ТС):

адвал о рные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 10 % от таможенной стоимости товара);

специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики) (например, 5 евро за 1 кг);

комбинированные – сочетающие адвалорные и специфические (например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 5 евро за 1 кг).

По характеру происхождения ставки таможенных пошлин можно разделить на:

автономные (их страна устанавливает самостоятельно);

конвенционные (основаны на международном соглашении);

связанные (страна обязуется не поднимать ставки пошлин выше определенного уровня);

применяемые (те ставки, которые реально действуют; они не могут быть выше связанных).

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза.

Важнейшим элементом регулирования внешней торговли является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины взимаются в качестве защитной меры, если товар ввозится на единую таможенную территорию в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Они взимаются как мера предупреждения в отношении участников внешней торговли, нарушающих общие правила в этой области, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции в отдельных случаях. Ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае. Введению такой меры предшествует предварительное расследование.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на единую таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в государствах-членах ЕАЭС.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на единую таможенную территорию товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии экспортирующего иностранного государства, если импорт такого товара на единую таможенную территорию причиняет материальный ущерб внутреннему рынку, отрасли экономики государств-членов ЕАЭС, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

Таможенныесборы это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ст. 47 ТмК ЕАЭС).

Таможенные органы РБ взимают таможенные сборы за:

совершение таможенных операций. При таможенном оформлении товаров применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. При исчислении таможенных сборов за таможенное оформление применяется наибольшая ставка таможенных сборов за таможенное оформление из установленных в отношении нескольких товаров, указанных в таможенной декларации;

таможенное сопровождение товаров, которое представляет собой сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляемое должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита;

выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению – наличие данного аттестата подтверждает соответствие заинтересованного лица квалификационным требованиям к специалисту по таможенному оформлению. Такие лица получают право совершения таможенных операций, если являются работниками таможенного агента (представителя). Сборы уплачиваются до выдачи указанного аттестата в белорусских рублях в эквиваленте 100 евро;

принятие таможенными органами предварительного решения. Предварительное решение о классификации товаров обязательно при декларировании товаров на территории государства-члена ЕАЭС, таможенный орган которого принял данное решение. В Беларуси предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение трех лет со дня его принятия. Правом выдавать такие решения обладает Государственный таможенный комитет РБ или определенные им таможенные органы;

включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. Включение в данный реестр дает право выдавать банковские гарантии для целей облегчения уплаты таможенных платежей. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации включают в указанный реестр сроком на пять лет. Сборы уплачиваются до включения в реестр, не позднее 1 месяца после получения банком или небанковской кредитно-финансовой организацией извещения о возможности включения в реестр.

Взимание налогов

Налог на добавленную стоимость (НДС) – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства; определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Таможенными органами взимаются следующие ставки НДС:

10 % – в отношении продовольственных товаров и товаров для детей (Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 % при их ввозе на территорию РБ и (или) при реализации на территории РБ, утвержден Указом П. РБ от 21 июня 2007 г. № 287;

20 % — в отношении иных товаров.

Акциз – это косвенный налог, входящий в цену облагаемых товаров, именуемых подакцизными. Акциз взимается с отечественных и импортных товаров. Главой 13 НК установлен перечень товаров, которые подлежат обложению акцизами, при этом перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться П. РБ.

Подакцизными товарами, в частности, являются: спирт, алкогольная продукция, непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов,пиво, пивной коктейль, табачная продукция, бензин и дизельное топливо и др. (ст. 111 НК). Перечень товаров, освобождаемых от уплаты акцизов, установлен ст. 116 НК.

Ставки акцизов установлены приложением № 1 к НК. Акцизы и НДС выполняют две основные функции:

1) функцию нетарифной меры регулирования ВЭД (тем самым они способствуют созданию равных условий для конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке);

2) фискальную функцию (они содействуют пополнению доходной части государственного бюджета).

Определение таможенной стоимости товара производится путем применения следующих методов:

• по цене сделки с ввозимым товаром. Основанием определения таможенной стоимости служит цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар;

• по цене сделки с идентичным товаром. Основанием определения таможенной стоимости будет таможенная стоимость идентичного товара, определенная по первому методу и принятая таможенным органом;

• по цене сделки с однородным товаром. Основанием определения таможенной стоимости будет таможенная стоимость однородного товара, определенная по 1-му методу и принятая таможенным органом;

на основе вычитания стоимости (метод вычитания). Принцип заключается в определении цены за единицу товара на внутреннем рынке (ввозимого либо идентичного, или однородного), из которой вычитаются:

• торговая наценка;

• налоги, сборы, таможенные платежи;

• расходы на транспортировку и прочие на единой таможенной территории;

на основе сложения стоимости (метод сложения). Таможенная стоимость в этом случае складывается из:

• расходов на производство товара в стране экспорта (включая расходы на тару и упаковку груза, если таковые имелись. Расходы по проектированию, инженерной разработке, конструкторской разработке, дизайну и т.п. должны учитываться только частью, оплаченной непосредственно производителем и только один раз);

• суммы прибыли производителя за вычетом налогов, если они подлежат возврату при экспорте продукции;

• всех расходов по погрузке, разгрузке, перевалке, перевозке до границы единой таможенной территории;

• расходов на страхование, вытекающих из предыдущего пункта;

• резервного метода. Допускает определение цены по вышеописанным методам, но с некоторым смягчением условий их применения.



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.