Доблесть данавы Каланеми на поле битвы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Доблесть данавы Каланеми на поле битвы

2021-06-23 34
Доблесть данавы Каланеми на поле битвы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вайшампаяна сказал:

О Джанамеджая, подобный дождевому облаку в начале сезона дождей, величественный асура Каланеми надвигался на богов, желая помочь побежденным данавам. От вида занимающего пространство всех трех миров асуры все царственные данавы начали подниматься с земли, как будто их окропил дождь из амриты.

Все эти дайтьи и данавы, а также могучие асуры Майя и Тарака, встали твердо на ноги и были исполнены желания продолжить битву. Они все сияли от счастья лицезреть в своих рядах великого асуру Каланеми. Все полководцы данавов, отринув былой страх, были готовы вести свои армии в битву.

Впереди стояли такие прославленные асуры, как Майя, Тарака, Вараха, доблестный Хаягрива, Швета, Кхара и Ламбха, сын Бали Аришта, Кишора, Уштра и Сварабхану, искушенные в искусстве владения оружием и закаленные в битвах. Все они признали, что в бой их должен вести сам Каланеми.

Все данавы очень обрадовались тому, что во главе их армии встанет такой могучий асура, как Каланеми. Держа в руках превосходное оружие, данавы и дайтьи стали выстраиваться ряды, готовясь к битве. Одни данавы в сражении полагались на свои широкие плечи и мощные руки, другие приготовили тяжелые дубинки. У некоторых в руках были чакры и боевые топоры, у других напоминающие горы камни, многие их них потрясали ужасающими булавами и палицами, другие направили на врагов остро отточенные мечи и трезубцы, кто-то натягивал луки, готовый выпустить быстролетящие стрелы.

Вся армия данавов была похожа на громадное облако, готовое пролить щедрый дождь, а их оружие блистало подобно ярким молниям.

Стоящая напротив армия богов своим изящным блеском походила одновременно на горячее солнце и на прохладную луну. На флагах огромной и сильной божественной армии сияли восхитительными огнями звезды и созвездия. Впереди всех стояли Яма, Индра, Кубера и мудрый Варуна, доблестные защитники всех богов. С ними рядом находились прославленные боги огня и ветра. Душою армии богов был Господь Нараяна. Божественное войско было подобно бескрайним водам океана. В руках богов было разнообразное, наводящее ужас на врагов, оружие. Отважные гандхарвы и якши служили украшением этой великой армии.

Как при пралае небо сталкивается с землей, так и эти две протрясающие армии сошлись в битве. Разразилось чрезвычайно жестокое сражение между богами и асурами. С одной стороны билось чистосердечное прощение, с другой - не знающая пощады доблесть. В бою сошлись не только боги и асуры, но само смирение выступило против высокомерия.

Воины обеих армий, восхитительные боги и яростные дайтьи, ринулись друг на друга, подобно облакам, гонимым западным и восточным ветрами. Самые быстрые боги и данавы, бежавшие впереди своих армий, были похожи на слонов, вышедших из огромных гор. С обеих сторон воины задули в трубы и забили в барабаны. Громкие звуки музыки поднялись до самых небес и разнеслись во всех десяти направлениях.

Затем боги и дайтьи напали друг на друга и принялись убивать врагов. Кто-то из противников стал сражаться голыми руками, ломая врагам конечности. Боги стали разить дайтьев ваджрами и железными палицами, а те отвечали им мечами и дубинками. Булавы дробили соперникам руки и ноги, стрелы разрывали их тела, некоторые падали от удара мечом ничком на землю, другие валились лицом к небу. Воины с обеих сторон яростно сражались, восседая на колесницах или правя воздушными повозками.

Повсюду сталкивались колесницы или пешие воины набрасывались друг на друга. Грохот от колесниц был подобен раскатам грома в небесах. Многие колесницы были разбиты колесницами противника, другие колесницы не могли двигаться из-за обилия вокруг разбитых колесниц. Многим воинам приходилось руками убирать тела павших, что бы продвигаться вперед. Из поражённых различным оружием воинов кровь текла также обильно, как дождь проливается из облака.

Земля на поле ужасной битвы между богами и дайтьями была покрыта телами убитых и раненых, а также множеством оружия, среди которого было множество стрел и метательных булав.

Эта битва была похожа на пасмурный день, в котором тучами были асуры, а боги с их оружием - сверкающими молниями. И обе стороны проливали на противника целые ливни из стрел. Тогда в сражение решил вступить неистовый асура Каланеми, приняв гигантский облик, подобный огромной грозовой туче, напиленной готовой пролиться влагой.

Все обращенные в него стрелы, дротики, удары Ваджры, рассыпались, не в силах причинить вреда могучему асуре. Он же стоял, истекая потом, глубоко дыша от гнева, при этом лицо его источало пламя, а в глазах горели яростные угли. Каланеми поднял свои могучие руки к небу, при этом каждая его ладонь казалась огромной пятиглавой коброй с разувшейся шеей. Его многочисленные руки, державшие различное оружие, закрыли все небо, взметнувшись ввысь выше самых великих горных пиков. Ветер развевал его одежды, как языки пламени. Сам же он выглядел как гора Меру, за которую заходит солнце.

И этот потрясающий асура Каланеми принялся разить богов, метая в них целые горные вершины и огромные деревья, которые он с легкостью вырывал из земли. Одних богов он поразил в голову, других ударил в грудь. Одни после его ударов не могли поднять оружие, другие не могли передвигаться. Множество якшей и гандхарвов пало от его могучих ударов.

Испуганные этим чрезвычайно могучим и ужасным асурой боги впали от страха в безумие, они были не в состоянии ни далее сражаться, ни сдаться, ни отступить. Даже тысячеглазый Индра, сидящий на слоне Айравате, был окутан такой сетью стрел, что не мог сдвинуться с места. У Варуны Каланеми отнял его тенета и другое оружие, после чего ставший подобным высохшему океану, владыка вод не смог сражаться.

Лишенный своего чудесного оружия и власти над сокровищами, Кубера оглашал рыданиями все поле битвы. То же произошло и с Ямой, причиной смерти живых существ. Лишенный своего посоха и оружия, он удалился в южный регион. Вот так асура Каланеми одолел всех локапал и забрал под свою власть четыре стоны света.

Выслушав совет Раху, вступил он на небесный путь, осененный созвездиями, и лишил Сому всего его царства и всех его богатств. И то же самое, заняв небесные врата, он проделал с Богом-Солнце. Вырвав бога огня из уст богов, он утвердил его в своем рту. Он также победил Ваю и стал господствовать над ветрами. Своим могуществом Каланеми подчинил себе все реки, а океаны стали частью его тела. Он стал повелевать водой, землей и небесами, а также стал повелителем всех гор.

Затем великий дайтья, принесший ужас всей вселенной, провозгласил себя вместилищем пяти махабхут, признав себя равным Брахме. Помимо этого он стал локапалой, его тело поглотило луну и солнце, и прочие планеты. Агни и Ваю также стали частью его необъятного тела. Он отверг Брахму, причину творения и уничтожения всех миров, и сам себя назвал Брахмой. Все дайтья и данавы воспели ему хвалу, признав и почтив как Брахму.

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, сорок седьмая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, которая описывает великое могущество асуры Каланеми.

Глава 48

Конец Каланеми

Вайшампаяна сказал:

О Джанамеджая, хотя асура Каланеми и назвал себя Парамештином, он был лишен мудрости Вед, дхармы, прощения, истины и процветания. Отсутствие этих благочестивых качеств, вызванное жестоким нравом асуры, привело Каланеми в ярость. В великом гневе бросился он к Господу Нараяне, желая покорить его и завладеть этими пятью благами.

Он обнаружил владыку Вайкунтхи сидящем на спине хохлатого Супарны, златокрылого сына Кашьяпы. В руках Господь Вишну держал раковину, чакру и булаву. Рука с булавою была уже воздета вверх, готовая разить данавов. Цвет тела Господа был темным, похожий на цвет несущей дождь тучи, а одежды его блистали, как молнии. Увидев непобедимого Господа Вишну, безмятежно сидящего на Гаруде, царственный дайтья Каланеми произнес такие слова.

Каланеми сказал:

Он самый страшный и древний враг данавов, убивший Мадху и Кайтабху, обитателей вод. Он - воплощенная вечная битва с непокорными дайтьями. Он погубил множество дайтьев в многочисленных войнах. Он беспощаден в битвах и самонадеян, как юноша, он стольких женщин-данавов сделал вдовами! Он - владыка Вайкунтхи! Он - Вишну, лежащий в водах океана на Ананте. Он - создатель Брахмы! Он является защитников богов, которые постоянно противостоят дайтьям. Он тот, чей гнев погубил царя дайтьев Хираньякашипу.

В его тени находят пристанище мудрецы, совершающие три вида жертвоприношений. Он главная причина уничтожения всех ненавидящих богов данавов. Он убивает данавов собственными руками. Он тот самый Вишну, который ради богов, рискуя, бросается в гущу битвы, вооруженный сияющей как солнце чакрой.

Он олицетворяет собою смерть для всех данавов и дайтьев, но сегодня я буду причиной его смерти! Этот коварный Вишну сегодня же пожнет плоды своих былых злодеяний, и больше он не принесет погибели данавам. Удача посетила меня, когда я сегодня повстречал Вишну. Он станет пеплом от моих стрел, и этим пеплом он ляжет мне под ноги!

Сегодня же, покончив с Нараяной, вселяющим страх в данавов, на поле битвы я уничтожу всех богов, которые являются ничем без своего господина. От этого моего деяния возрадуются мои предки, что будет большим счастьем для меня!

В каком бы облике не рождался Вишну, будь то Матсья, или Вараха, всегда он был притеснителем дайтьев и их губителем на поле битвы. Это тот безначальный и бесконечный бог, который погубил двух славных дайтьев, Мадху и Кайтабху, разместив их на своем бедре. Это тот Вишну, который в давние времена явился как полулев-получеловек к моему отцу Хираньякашипу и разорвал его когтями.

Это тот Вишну, который родился по желанию Адити, как огонь рождается между дощечками-арани. Этот тот Вишну, который явился на жертвоприношение в облике Ваманы-Карлика и тремя шагами лишил царства великого асура Бали. И вот, теперь, в этой войне богов с Таракой он снова прибыл, желая нести погибель дайтьям. Но этот раз он сам найдет свою погибель, вместе с остальными богами!

Вайшампаяна сказал:

Вот такие слова произнес бесстрашный Каланеми, стоя пред Господом Нараяной, думая о сражении с ним. Шри Хари не был разгневан его дерзкими речами, так как очень велика у Высшего Господа сила прощения.

Господь Вишну сказал:

О сын Дити, ты доблестен, но преисполнен гордыни и высокомерия! В гневе ты произнес весьма оскорбительные слова, отринув такие благодетели, как терпение и прощение. Твои слова, без сомнения, явятся причиной твоей гибели. Ты полон злобы, такие речи, как твои уместны на женской половине дома, а не среди мужчин. О дайтья, я вижу, ты стремишься повторить судьбу своих предков. Разве может быть длинна жизнь того, кто попрал все предписания Праджапати? Ты причинил богам немало зла, о дайтья, поэтому, ты будешь уничтожен мной, а боги вновь обретут все отнятое тобой у них!

Вайшампаяна сказал:

О Джанамеджая, от этих слов Господа Нараяны, носящего на груди знак Шриватса, злокозненный дайтья громко рассмеялся и поднял сотню своих рук, держащих сотню видов оружия. С налитыми кровью глазами, исполненный ярости владыка дайтьев нанес всем своим оружием удар в грудь Господа Виншу. Тогда, размахивая различным страшным оружием, к Господу Вишну устремились асуры Майя и Тарака.

Когда все эти могучие асуры напали на него, Шри Хари даже не дрогнул, а остался стоять неподвижным, подобно высокой горе. Внезапно Каланеми, подняв всей сотней рук одну чрезвычайно огромную палицу, сверкнувшую как молния, и нанес ей удар по голове Гаруды. Это деяние ужасного дайтьи привлекло внимание доселе невозмутимого Господа Вишну.

Увидев упавшего на землю, испытывающего сильную боль от удара палицы, царя птиц, господь Вишну стал испытывать гнев. Глаза его покраснели, а рука стала поднимать чакру. Он стал расти во всех десяти направлениях, достигая размеров и мощи Гаруды. Его тело продолжало увеличиваться, покрывая всю землю и все небо, казалось, что он хочет заполнить собой все три мира.

Смотрящие на это его чудесного преображение риши и гандхарвы воспели гимны и хвалу всепобеждающему Мадхусудане. Господь стоял ногами на земле, а его волосы и корона касалась самых верхних небес, его руки простирались во всех направлениях, его одеждами было покрыто все пространство.

Тогда Господь Вишну поднял вверх руку, на которой вращалась Сударшана чакра. Это чудесное оружие испускало блеск, подобный блеску солнечных лучей, оно было достаточно могучим для уничтожения многих тысяч врагов, оно сияло, как адское пламя. У этой великой чакры была целая тысяча золотых спиц, а ее ось была подобна Ваджре. Эта Сударшана чакра внушает ужас врагам, она жаждет плоти, жира и крови данавов, Невообразимо острая, в полете эта божественная чакра была подобна летящему огненному шару, она устремлялась, окутанная огненными гирляндами, туда, куда желал ее хозяин, не ведая промаха неся погибель его врагам. Это непревзойдённое оружие, пугающее врагов, было создано Прародителем Брахмой по просьбе мудрецов, разгневанных чрезвычайным высокомерием дайтьев, несущих гибель всем подвижным и неподвижным существам. Когда летит эта божественная чакра, все замирают в страхе и в восхищении. Вот такое прославленное оружие поднял в руке Господь Вишну.

Затем Господь, в сердце которого всегда пребывает Лакшми, уменьшил сияние славы великого дайтьи Каланеми, Сударшана чакрой отрубив ему всю сотню рук. Затем Шри Хари принялся разить взмахами чакры многочисленные головы дайтьи, которые все еще издавали жуткий смех.

Лишенное голов и рук тело могучего данавы продолжало стоять на поле битвы, подобно дереву с отрубленными ветвями. Тогда Гаруда, лучший из носящих перья, забил крыльями, подняв сильный ветер, и ударом в грудь поверг Каланеми на землю. Безрукое и безголовое тело Каланеми, перевернувшись в воздухе, упало на землю, вызвав большое сотрясение.

Увидев, что данава Каланеми пал, все мудрецы и боги воскликнули: "Превосходно! Превосходно!" и поспешили к Господу Вишну, что бы почтить его.

Множество дайтьев и асур остались на поле битвы, павшие от могучих рук Господа Вишну. Одних он держал за волосы, других за горло. Кого-то из дайтьев он убил, лишив головы, кого-то лишил жизни ударом булавы. Многие из дайтьев были сожжены сиянием Сударшана чакры, у других были отрезаны все конечности, покрывшие собой поле битвы.

Покончив со всеми дайтьями. держатель булавы, Господь Вишну продолжал стоять на том же месте. К нему устремился отец вселенной Брахма, сопровождаемый сонмами небесных риши, гандхарвов и апсар, желающих быстрее достичь его и воспеть хвалу.

Брахма сказал:

О лучший из богов! Тобой совершено великое деяние! Ты вырвал шип, терзающий богов. О Вишну! О Господь! Ты единственный, кто мог лишить жизни Каланеми, и ты это сделал. Грешный Каланеми оскорблял богов, губил аскетов, убивал других живых существ, он даже мне чинил великие притеснения. Теперь, когда этот подобный богу смерти дайтья мертв, я испытываю огромное удовлетворение. Тебя, Ачьюта, ждут в самом прекрасном из миров, в моей обители, в Брахмалоке, великие риши, желающие, вместе со мной, воспеть в твою честь гимны и совершить подношения, сопровождаемые почтительными поклонами. О Хари, прибыв туда, ты насладишься чудесным песнопением из уст божественных мудрецов. О Господь, могу ли предложить какой-либо дар или благо тебе, щедро раздающему дары и дарующему блага богам, людям и даже дайтьям? О Вишну, могу ли я попросить вернуть три мира, освобожденные от дайтьев, великодушному Шакре?

Господь Вишну сказал:

О боги, собравшиеся здесь во главе с Индрой! Внемлите моим словам, очистив разум и обуздав все чувства! В этой великой битве мной убиты многие великие асуры, могуществом и доблестью не уступавшие царю богов Шакре. Лишь двое смогли спастись, покинув место сражения. То были Бали, сын Вирочаны, и Раху, Без сомнения, и Индра, и Варуна, вернутся в свои обители. И Яма снова станет хранителем юга, а властелин богатств Кубера вновь будет править на севере. Луна возобновит свое благоприятное движение по небосводу, а Бог-Солнце возобновит смену месяцев, сезонов и годов.

Все боги будут получать определенные им доли в жертвоприношениях, а все брахманы будут должным образом совершать обряды, как им приписывается в Ведах. Боги будут наслаждаться жертвами, предки - шраддхами, а брахманы изучением Вед. Бог ветра продолжит следовать своими воздушными путями, а бог огня продолжить появляться в своих трех формах. Люди трех варн должны преумножать славу своих родов. Брахманы, прошедшие обряд дикши, пусть исполняют жертвоприношения. Пусть исполняющие жертвоприношения брахманы получают положенную дакшину.

Дарить усладу органам чувств должен Бог-Солнце, хранить телесные соки должна Луна, дыхание тела должен оберегать Ветер. Владыка Индра должен хранить реки, берущие начала в горах и текущие до самого океана.

Вам следует помнить, что негоже верить данавам в своем доме, в своем мире или, тем более, на поле битвы, ибо речи их лживы, а деяния греховны. Они нападают, когда им вздумается, не ограничивая себя никакими законами. Поэтому вы, боги, чьи пути прямы и чисты, должны быть бдительны. О боги, я всегда готов прийти на помощь против грехов и зла, приносимых с собой нечестивыми дайтьями. Я буду являться всякий раз, когда будет исходить опасность от данавов!

О боги, отныне вы не должны хранить страх пред дайтьями! Успокойте свои души! Пусть встретитесь вы с процветанием! Теперь же отправляюсь в Брахмалоку, в вечную небесную обитель!

Вайшампаяна сказал:

Сказав богам такие слова, блистательный противник всякой лжи, доблестный Господь Вишну отправился в сопровождении Брахмы в Брахмалоку.

О царь, я очень подробно рассказал тебе об удивительных событиях, которые произошли во времена войны богов с асурой Таракой, когда Господь Вишну противостоял могучим дайтьям.

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, сорок восьмая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, в которой описывается битва богов и дайтьев, а также смерть Каланеми.

Глава 49

Почитание Господа Вишну

Джанамеджая сказал:

О Брахман, что сделал Господь Вишну, достигнув обители Брахмы, бога богов, рожденного в лотосе? После того, как были побеждены дайтьи, все боги должным образом почтили Шри Хари. Зачем Брахма пригласил его в свою обитель? Совершал ли там Господь аскезы или практиковал божественную йогу? Пока Господь пребывал в обители Брахмы, что происходило во всей вселенной, как она обретала процветание? Как он ложится на воды океана отдохнуть в конце лета, и как он просыпается в конце сезона дождей? Как, находясь в Брахмалоке, Господь защищает все миры?

О лучший из брахманов, я хочу услышать божественную историю о жизни Господа Вишну в этой божественной обители. Поведай мне подробно об этом.

Вайшампаяна сказал:

О Джанамеджая, узнай же от меня, как Господь Вишну проводит время, пребывая в восхитительной обители Брахмы.

Деяния и желания Высшего Господа тонки, его таттва непостижима даже для богов. Господь Нараяна вездесущ, все три мира являются его обликами. Сосредоточившие свой разум на первичных элементах мудрецы не могут в полной степени познать природу Господа, Господь Мадхава же прекрасно и всецело осведомлён обо всем, что есть в мире. Господь находится за пределами восприятия органами чувств, многие тщетно пытаются познать его пределы, ибо он бесконечен.

Выслушай о царь, древнее предание о том, как Господь Вишну посетил высокие небеса, обитель Брахмы. Достигнув Брахмалоки, Господь почтительно приветствовал собравшихся там мудрецов, среди которых самыми выдающимися были Семеро риши.

Совершив совместно с мудрецами все предписанные Ведами утренние обряды, Господь Вишну почтил огненного бога, Агни, который принимал подношения от риши. В алтаре, где совершал свой танец жертвенный огонь, Господь увидел свое отражение как в зеркале. Это проявление Высшей Души в облике бога огня было весьма обожаемо всеми риши и мудрецами, которые обильно жертвовали ему топлёное масло.

Затем восхитительный Господь, воплощающий в себе все великолепие Брахмана, стал бродить по Брахмалоке, посещая разные ее места. Он увидал там сотни жертвенных столбов, на которые брахманы нанесли священные знаки. Он вдыхал дым от топленого масла, льющегося в жертвенный огонь, слушал гимны из Вед, которые воспевали повсюду брахманы. Он наблюдал, как риши проводят жертвенные обряды, которые были сутью его самого. Боги и риши, присутствующие там, держа в руках священную траву куша, стали воспевать Высшего Господа.

Боги сказали:

Какой бы силой и могуществом не обладали бы боги, их им даровал Господь Нараяна! Все деяния богов - это проявление милости победителя Мадху. Он - источник сомы и огня! Подобно тому, как молоко сбивается в сливки, а сливки в масло, так и в теле развивается разум, разум погружается в размышления о тонкой таттве, и таким образом. приходи понимание того, что вся вселенная происходит из Господа Нараяны. Через пять чувств и пять элементов можно осознать величие Господа Нараяны. Через Веды, богов и само существование вселенной можно получить знание о Господе Хари. Господь Вишну вручает плоды проводимых жертвоприношений. Движение всей вселенной находится в его руках.

Риши сказали:

О лучший из богов! О великолепный Падманабха! Ты оказал нам великую милость, явившись сюда! Прими это жертвоприношение, сопровождаемое пением мантр и гимнов, как знак нашего гостеприимства. Ты самый благоприятный из гостей, приходивших на жертвоприношение, ты самый превосходный получатель подношений! Когда ушел ты на битву с асурами, мы прекратили исполнять жертвенные обряды, ибо без Вишну жертва бесплодна. Теперь, когда снова с нами, мы обретем обильные плоды от наших щедрых жертвоприношений! Сегодня, о Господь, мы встретили тебя, значит, к нам пришел успех! Будь милостив к нам!

Вайшампаяна сказал:

Господь Вишну, удовлетворенный оказанным ему почтением, сказал: "Да будет так!" и одарил богов и риши своим благословением.

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, сорок девятая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, в которой боги и мудрецы приветствуют Господа Вишну в Брахмалоке.

Глава 50

Йоганидра Господа Вишну

Вайшампаяна сказал:

О царь, вот так боги и риши почитали Господа Вишну, когда он посетил Брахмалоку, божественную обитель Брахмы. Он, радостный от исполненного там жертвоприношения, благословил мудрецов, богов и риши, и поклонился лотосорожденному Брахме. Затем он удалился в свою обитель, известную как ашрам Нараяны, как место отдохновения Шри Хари. Прежде чем посетить свою святую обитель, Господь Вишну оставил все свое оружие.

Его обитель подобна бескрайнему океану. Это вечное мест населено великими мудрецами и бессмертными богами. Его украшали созвездия и облака, среди которых было облако Самвартака. Для того, кто недостоин видеть это место, обитель покрыта тьмой. Многим богам, не говоря об дайтьях и асурах, чрезвычайно трудно добраться до этого божественного места. Ни солнце, ни луна не проникают в эту высшую обитель, освещается она великолепием вечного Господа Падманабхи.

Господь в своем тысячеглавом облике, неся бремя заботы о вселенной, вошел в свою извечную обитель, возлег и приготовился погрузиться в йоганидру. В его глазах поселилась подобная самой смерти, черная лицом, богиня сна. Вот так, лежа на прохладном ложе океанских вод, Шри Хари погрузился в божественный сон. Как сказано в Пуранах, он наслаждается этим йогическим сном после уничтожения вселенной.

К погруженному в йоганидру Господу приближаются боги и риши, восхваляя его ради создания вселенной. После этого из пупка Нараяны вырастает прекрасный лотос, сияющий как солнце, с тысячью красивых лепестков, в центре которого находился Брахма. Когда Прародитель Брахма поднимает руку, начинается процесс творения вселенной. Подобно гончару, руками мнущему глину, или ткачу, пальцами перебирающему нити, Брахма создает миры. Из его уст с дыханием вышли Праджапати, которые создают всех, вращающихся в череде рождения и смертей, живых существ, и в том числе людей, поделенных на четыре варны. Каждый человек, надлежащим образом следуя установленным в Ведах обязанностям его варны, без сомнения, уверенно идет к окончательному освобождению.

Ни Брахма, ни брахмариши не ведают истинного облика спящего на водах океана Господа Вишну, покрытого непроглядной йога-майей. "Кто спит, а кто бодрствует? Кто движется, а кто неподвижен? Кто неимоверно могуществен и безмерно блистателен? Кто скрыт под непреодолимой пеленой йога-майи?" Такие вопросы не находят ответа у Брахмы и великих риши. Мудрецы сосредотачивает сои умы на этих вопросах, приводят разные доводы, но не могут полностью познать всей полноты природы его рождения, существования и его деяний. Древние риши и муни воспевали Господа в Пуранах, их гимны и речи говорят о его несравненно великой природе. Истории о его непостижимом могуществе очень древние, их слушают даже боги. Веды, которые являются проявлением самого Господа, и священные писания, касающиеся путей дхармы, все они говорят о непревзойденной славе Господа Вишну.

Когда идет творение миров Господь Мадхусудана пробуждается, готовый победить данавов. Когда Господь пребывает в своем великом сне, он не видим для богов. Он предается сну в конце лета и пробуждается в конце сезона дождей. Пока он спит, не совершаются жертвоприношения и обряды подношений. С его пробуждением, возобновляются все жертвы. На самом деле все жертвоприношения, все обряды, все Веды являются проявлением Господа Вишну. Господь Пурушоттама - высшая цель того, кто со всем прилежанием исполняет жертвы и изучает священные писания.

Великая йоганидра Господа, Вишну-майя, присутствует в мире в виде сна, несущего в себе тьму тамаса. Эта сила может стать враждебной и в ужасной форме ночи разрушения предстать перед людьми. Ночь - разрушительница дня, она обволакивает тела живых существ пугающей тьмой и отнимает у них половину жизни. Эта темная майя проникает в людей, заставляя их зевать, и люди, не способные ей противостоять, погружаются в сон, подобный бездонному океану. Сон проникает в людей после обильной еды, из-за усталости и по ночам. Иногда во время сна люди гибнут, не справившись с силой этой майи. Среди богов лишь Нараяна способен противостоять могуществу богини сна, которая возникла из него, которая способна своей ужасной и чарующей красотой поглотить всю вселенную. Эта богиня с глазами, подобными лотосу, появляется в глазах Господа Вишну и все существа приходят от этого в замешательство. Природа же сна тонка, Господь Вишну поддерживает эту майю на благо всех живых существ, которые должны посвящать себя сну, как верная супруга посвящает себя мужу.

Таким образом, Господь Вишну погружается в своей обители в йоганидру, рассылая эту майю по всему миру. В своем йогическом сне он проводит тысячи лет, всю Критаюгу и Третаюгу. С наступлением Двапараюги его охватывает беспокойство, что миры могут попасть в беду и он, просимый об этом мудрецами, пробуждается.

Риши сказали:

О Хришикеша, отбрось свой сон, как отбрасываешь увядшие гирлянды! Все боги с Брахмой в главе явились сюда. О Господь, все махариши собрались здесь, что бы гимнами из Вед приветствовать тебя! О душа всех живых существ, услышь голоса мудрецов, чьи слова истинны, как истинны пять первичных элементов! О Вишну, Семеро риши воспевают тебе хвалу, услышь их! О Падманабха, о лотосоокий наставник, пришло время тебе восстать ото сна!

Вайшампаяна сказал:

О Бхарата, затем спала пелена йога-майи и исчезли воды, и Господь Хришикеша, являя свое совершенное великолепие, пробудился от своего йогического сна. Он узрел собравшихся богов, Брахму и великих риши, и понял, что разум их обеспокоен, и что привела их забота о благополучии вселенной. Тогда он обратился к ним с благоприятными словами, исполненными мудрости.

Господь Вишну сказал:

О боги! Есть у вас с кем-нибудь война сейчас? Грозит ли откуда-нибудь опасность? Кому нудна моя помощь и почему он в ней нуждается? Страдают ли миры от злодеяний дайтьев? Люди оказались беззащитными? Скажите мне немедленно об этом! Ради благополучия всей вселенной покинул я лучшее во всех мирах ложе. Поэтому скажите, что мне совершить для вас?

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате пятидесятая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, повествующая о величии йоганидры Господа Вишну.

Глава 51


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.