Мониторинг комплексного развития обучающегося — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мониторинг комплексного развития обучающегося

2021-06-23 26
Мониторинг комплексного развития обучающегося 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью мониторинга является оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

1. Создание банка данных по уровню развития и здоровья обучающихся в течение всего периода их пребывания в школе.

2. Анализ результатов исследований с целью определения направлений индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки и предупреждения отклонений.

3. Осуществление контроля за реализацией индивидуальных программ развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.

4. Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности образовательного учреждения, выявление проблемных областей.

5. Оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.

Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность действий участников процесса в виде управленческих циклов: от исходной информации о ребенке – к проектированию задач на учебный год – от него к практическим действиям по комплексному развитию ребенка – через контроль достигаемых результатов – к объективной оценке достигнутого и, наконец, к формулированию заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута развития.

Субъектами образовательного процесса, участвующими в мониторинге комплексного развития являются: учащиеся школы, классный руководитель, медработник, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя физической культуру и трудового обучения, педагоги дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня.

Комплексное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам: 

  • физическое развитие и здоровье школьника;
  • психическое развитие и психологическое здоровье ребенка,
  • социальное развитие и здоровье учащегося.

Критериями физического развития и здоровья выступают: соматическое состояние школьника, оценка его физической подготовленности и устойчивость к заболеваниям.

  • Психическое развитие нами рассматривается по уровням сформированности речевой и когнитивной сфер, сторон учебно-трудовой деятельности.
  • Психологическое здоровье ребенка оценивается по уровню тревожности, степени напряженности в школе, сформированности школьной мотивации и здорового образа жизни.
  • Социальное развитие и здоровье представлено совокупностью социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для каждого учащегося, коллектива школы и всего общества, а именно: уровнем воспитанности, степенью обученности, отсутствием проявлений нарушенного поведения, оценкой благополучия социальной ситуации и уровнем сформированности социальной адаптации.

Структура мониторинга комплексного развития обучающегося (далее МКРО) состоит из 3 блоков:

  • Информационный - I раздел включает в себя описание образовательного маршрута ребенка до поступления в учреждение, а также сведения о социальном статусе ребенка и его семьи;
  • Содержательно-оценочный - II–VI разделы раскрывают компоненты развития по выше перечисленным критериям, определяют уровень их сформированности на текущий период и динамику;
  • Итогово-контрольный - VII – IX разделы отражают общий уровень развития учащегося и его здоровья, общую динамику за текущий период и индивидуальные направления работы с ребенком.

 

Для регистрации полученных результатов разработана индивидуальная программа развития.  

Для оценки общего развития и здоровья обучающегося, а также его основных компонентов и отдельных критериев введена четырех уровневая система: 1 уровень – низкий (критический), 2-ниже среднего, 3-средний- достаточный, 4- выше среднего - оптимальный. В помощь педагогам: разработаны памятки по заполнению, где обозначены все разделы, закрепленные за ними, и описаны соотношения полученных результатов исследований с вышеозначенными четырьмя уровнями; подобраны диагностические методики.

Периодами заполнения ИПР являются: 1-2 месяц после поступления в учреждение и конец каждого учебного года (апрель -май-июнь). Заполнение карт на вновь прибывших учащихся в начале учебного года координирует классный руководитель.

График заполнения ИПР по итогам года обучения в школе представлен следующим образом. Субъекты, регистрирующие результаты контрольных исследований, динамику за текущий год и рекомендации на следующий учебный год, условно поделены на 4 группы: 1 – медработник и социальный педагог, 2 – учитель-логопед, 3 – педагог-психолог, 4 - классные руководители. На работу с программами каждой параллели классов им отводится одна декада месяца (1,2,3 декады апреля и 1,2 декады мая).

Анализ мониторинга проводится, после заполнения динамики развития ребенка каждым субъектом образовательного процесса, классным руководителем, который регистрирует эти результаты в таблице сводных данных и вычерчивает индивидуальный профиль На выполнение этой работы отводится 3-я декада мая, когда годовые оценки уже выставлены и идет подготовка к итоговым ШПМПк.

После рассмотрения детей на консилиумах классный руководитель кратко фиксирует динамику развития ребенка и его здоровья, анализирует степень реализации рекомендаций.

1-я декада июня отводится субъектам образовательного процесса, участвующим в мониторинге, для обобщения результатов по классам, и по школе.

На основании этих данных в течение 2-я декады июня руководители подразделений (заместители директора) проводят анализ работы педагогического коллектива каждый в своем аспекте (здоровьесбережение, коррекционное сопровождение, воспитательная и учебная деятельность).

3-я декада июня дается администрации для оценки эффективности проведенных мероприятий, выявление наиболее проблемных областей по учреждению в целом и планирование деятельности на следующий учебный год.


СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ учащихся СКОШ №10.

№ п/п

 Критерии

 Показатели

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

I

Информационный лист

*Образовательный маршрут, обоснование для программы VII, VIII вида

 

 

Изучение личного дела учащегося

Заключение ГПМПК

Классный руководитель

 

Социальная карта семьи.

Сведения о родственниках, социальный статус ребенка и семьи, психологический климат в семье, адрес проживания ребенка

Анкетирование, изучение личного дела, посещение семьи ребенка

Социальный педагог

II

Физическое развитие

И здоровье

 

1 Краткий анамнез

Сведения о течении беременности и родов у матери, перенесенные детские заболевания и травмы, инфекционный контакт

Изучение медицинской карты

Медработник

2 Сведения о дис-пансерном учете

Даты постановки и снятия с диспансерного учета у врачей-специалистов, диагноз.

Изучение результатов осмотра специалистов

Медработник

3 Группа здоровья, противопоказания

Группу здоровья и группу по физкультуре, противопоказания и ограничения

Заключение педиатра

Медработник

4 Устойчивость к заболеваниям

Динамику заболеваемости по полугодиям

Статистический учет

Медработник

5 Соматическое состояние

Показатели жизненного и силового индексов, массоростового индекса, соотношения пульса и АД, восстановления пульса после нагрузки

Экспресс-оценка уровня физического здоровья по методике Г.Л.Апанасенко

Медработник

6 Физическая подготовленность

Показатели: подтягивания на перекладине, отжимания, быстроты бега на 30 м с высокого старта, метания теннисного мяча на дальность, прыжка в длину с места

 

Стандарт образования по предмету «физическая культура», относительно вида

Учитель по физкультуре

III

Психическое развитие

 

1 Речевая сфера

Уровень развития речевой сферы: артикуля-ционной моторики, звукопроизношения, слого-вой структуры слова, фонематического слуха, навыков языкового анализа, грамматического строя, навыков словаря и словообразования, понимания логико-грамматических конструкций, связной речи; сформированности навыков чте-ния и письма. Уровень успешности / динамика.

Методика Т.А.Фотековой

Учитель - логопед

2 Когнитивная сфера

*Уровень развития когнитивной сферы (5-6кл): зрительной и слуховой памяти, дифференциро-ванность восприятия, устойчивость и переклю-чаемость внимания; сформированность зри-тельно-моторной и пространственной коорди-нации; умения - классифицировать, проводить обобщения, отвлечения и сравнения, находить аналогии и противоположности, устанавливать причинно-следственные связи и выделять существенные признаки. Динамика развития/ уровень.

*Уровень интеллектуального развития (7-9кл.)

Диагностический комплект для изучения развития когнитивной сферы (12 методик).

 Узнай фигуры»Н.И. Гуткина, - Д.Б.Эльконин Графический диктант»

Тест Пьерона-Рузена «Корректурные пробы».

Исследование процессов восприятия – методика «Сравни картинки».

Методика С.Г. Забрамной, Н.В.Бабкиной.

«Лабиринт» автор Л.А. Венгер.

Прогрессивные матрицы Равенна, Социально-культурный тест интеллекта Кеттелла, 

.

Педагог-психолог

3 Профессионально-трудовая деятельность

Сформированность сторон учебно-трудовой деятельности. Уровень развития / динамику. Рекомендации учителя для обучения в ПУ.

Методика дифференция-ции учащихся по Л.С.Мирскому

Учитель трудового обучения

IV Психологическое здоровье

 

 

 

1

Психоэмоциональ-ные состояния   (тревожность,

 напряженность в школе)

*Уровень проявления (5-6 кл) школьной тревожности, доминирующие факторы невротизации в школе. Динамика.

*Уровень проявления личностной и ситуативной тревожности. Динамика.

*Уровень проявления напряженности в школе. Динамика.

 

Опросник для свободной беседы «Интервью», автор Н.И. Гуткина.

Детский личностный вопросник Р. Кеттела

 (в модификации Э.М. Александровской).

Анкета для определения уровня агрессивности,

авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титоренко.

Определение уровня самооценки – методика «Лесенка».

 

 

 

Педагог-психолог
2 Школьная мотивация

Уровень сформированности школьной мотивации. Динамика.

Сформированность «внутренней позиции школьника» - Л.И. Божович

Педагог-психолог

  Рейтинг школьных предметов

Направленность учебной деятельности, устойчивость учебного интереса  

(первые и последние два места в рейтинге)

Шкалирование учебных предметов

Социальный педагог

3 Здоровый образ жизни

Уровень сформированности мотивации, умений и навыков здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек. Динамика.

Наблюдение. Анкеты. Мини-сочинение на тему «Почему необходимо вес-ти здоровый образ жизни»

Воспитатель группы продленного дня

4 Рейтинг жизненных ценностей

Анализ системы ценностей (первые и последние два места в рейтинге). Рейтинговое место ценности «Здоровье» и «Познание».

Анкета для изучения жиз-ненных ценностей уч-ся «Что я выбираю?» М.Рокич- Б.Б.Фанталова

Социальный педагог

V Социальное здоровье

 

 

 

1

Социально-значимые характеристики (агрессивность, враждебность, конфликтность;

отклоняющееся поведение)

Уровень проявления у ребенка агрессивности, враждебности, конфликтности, а также отклоняющегося поведения (аддиктивного, суицидального, асоциального, антисоциального, бродяжничества).

Психологическое тестирование.                

Шкала наблюдений.

Собеседование с родителями, педагогами.

Статистический учет.

Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель
2 Благополучие социальной ситуации

Степень благополучия ребенка в классе.

Социометрия

Социальный педагог

3 Социальная адаптация  

Уровень проявления общественной активности и коллективистских проявлений, адекватного отношения к педагогическим воздействиям, самокритичности и критичность к окружающим, способности сопереживать, развития волевых качеств

Определение уровня сформированности социальной адаптации по опроснику С.А.Беличевой, адаптированный вариант.

 

Классный руководитель

  Социально-психологическая адаптация

Адаптивность, принятие себя и других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование, уход от проблем

Методика диагностики социально-психологичес-кой адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда

Педагог-психолог

VI Социальное развитие

 

 

 

1

Воспитанность

Уровень сформированности системы отношений к: окружающим людям, физическому и учеб-ному труду, своим гражданским правам и обязанностям, окружающей среде и самому себе, искусству. Общий уровень воспитанности.

Критерии оценки уровня воспитанности

учащихся  методика Капустина.

Воспитатель группы продленного дня
2 Организованность дополнительного образования и досуга

Перечень школьных и городских кружков, посещаемых ребенком.                                      Устойчивость интереса, успешность.

Статистика.

Наблюдения.

Воспитатель ГПД. Педагог дополнительного образования

3 Индивидуальные достижения социального значения

Участия и победы в городских и краевых конкурсах, олимпиадах.

Статистика.

Педагог-наставник.

4 Обученность

Годовые оценки по школьным предметам. Степень обученности за учебный год, уровень относительно познавательного профиля.

Методика определения уровня обученности по В.П..Симонову.

Классный руководитель

5 Итоги обучения и воспитания

Общие выводы по социальному развитию ребенка в школе.

Анализ 1-4 пунктов «социального развития»

Классный руководитель

VII Сводные данные индивидуального развития и здоровья

В таблице точками обозначается уровень проявления (развития, сформированности) параметров. *В таблице проставляется среднее значение по основным позициям развития и здоровья, а также по общему уровню.

Используются цветовые различия по классам.

Анализ записей по всем пунктам мониторинга. Подсчет сводных данных.

Классный руководитель

  Профиль индивидуального развития и здоровья

Графическое изображение уровней: физического развития и здоровья, психического развития, психологического здоровья, социального здоровья, социального развития, комплексного развития.

Используются цветовые различия по  годам обучения.

Отображение сводных данных по критериям.

Классный руководитель

   

 

 

 

                             

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.