Концепция воспитательной системы школы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Концепция воспитательной системы школы

2021-06-23 27
Концепция воспитательной системы школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Учитывая специфику направления работы нашей школы, система воспитания, имеющая своей главной целью успешную социальную адаптацию школьников, адаптирована с учетом психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности.

В образовательных учреждениях воспитательная работа не может рассматриваться как набор отдельных мероприятий, добавочных к урочной деятельности. Нами предусмотрен ряд педагогических позиций, некоторые стороны теоретической и практической системы воспитания составляющих неразрывный цикл УВП, т.к. наша школа является специальным (коррекционным) учреждением для образования детей с ограниченными возможностями развития.

Все дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, относятся к проблемным детям. Они склонны к бродяжничеству, табакокурению, токсикомании, употреблению алкогольных и наркотических средств.

По статистике 40% таких детей – потенциальные преступники.

   Семья для детей нашей школы не является очагом нравственных, культурных и моральных ценностей, и, конечно, как микрофактор социализации играет негативную роль.

Поэтомуконцептуально важным является проектирование воспитательной системы школы на развитие моральных, нравственных и социально - трудовых качеств у детей и родителей на предупреждение преступлений и правонарушений среди учащихся, на формирование здорового образа жизни.

Только школа в состоянии направлять воспитание на выработку у подрастающего поколения умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем; формировать в душах подрастающего поколения доброту, отзывчивость, благородство, патриотизм, сострадание и трудолюбие.

История педагогики оставила нам блестящие образцы воспитания и обучения детей с проблемами.

Воспитательная система А.С.Макаренко, который на основе соединения обучения с производительным трудом и коллективным воспитанием вернул к нормальной жизни сотни малолетних правонарушителей.

Опыт С.Т.Шацкого, который в детских учреждениях создавал воспитательные системы, направленные на перевоспитание подростков.

Коммунарская методика И.П.Иванова содержит огромный потенциал для воспитания и перевоспитания «трудных».

 Имеются научно обоснованные системы работы с отдельными категориями проблемных детей:

 - Работа с неуспевающими – Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова;

- Теория педагогической поддержки – О.С.Газман;

- Педагогика сотрудничества – И.П.Иванов, В.А.Караковский

Существует также множество примеров практик воспитания и перевоспитания детей с проблемами, основанных на применении личностных педагогических средств – заботы, уважения, любви, доверия и т.д. В своей работе педагоги школы активно используют данные методики.

Одним из самых актуальных в организации сегодняшнего учебно-воспитательного процесса является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни. Поэтому осуществлять в воспитании принцип личностного ориентирования и индивидуального подхода помогает изучение методической литературы:

1. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.

3. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1997.

4. Селевко Г.К. Личностный подход// Школьные технологии. 1999. № 6.

5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

 

Цели и задачи воспитательной деятельности.

   Цель: воспитание типологических свойств и качеств личности,

позволяющих адаптироваться в социальной среде

 

    - воспитание общей готовности к труду;

   - выработка потребности здорового образа жизни;

    - воспитание гражданского самосознания;      

    - формирование умений и привычек социально-нормативного поведения.

Эти цели и задачи, реализуются через годовой цикл общешкольных ключевых дел, традиционных праздников, главной структурной единицей о.к.д. является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями всей школы. Ключевые дела коллективно планируются, коллективно проводятся и коллективно анализируются. 

 

Основные принципы организации воспитания

    Под принципами мы понимаем: закономерности, определяющие и организующие воспитание; положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы, исходя из целей, задач воспитания.

1. Принцип комплексного коррекционно-развивающего подхода к личности ребенка:

- сочетание в процессе воспитания работы по формированию у воспитанников общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания, ущербного жизненного опыта.

 

2. Принцип возрастного и индивидуального подхода к воспитанникам:

- в центре ребенок, уровень и особенности его развития, его знание соответствующих социальных норм, отношения к ним, различные отрицательные черты характера, интересы, потребности, желания, цели деятельности, привычки, самооценка, уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителю, труду, учебе, игре.

 

3. Принцип уважения личности ребенка:

- уважительное отношение к воспитаннику означает необходимость подхода к каждому с оптимистической гипотезой, с верой в возможность совершенствования его личности, в наличие у ребенка положительных качеств; партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей.

 

4. Принцип связи воспитания с жизнью:

 - отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс воспитания учащихся.

Тесное взаимодействие школы и общественности, активное участие в посильных общественных мероприятиях, связь с местными организациями и учреждениями.

Насыщенность воспитательных мероприятий реальными проблемными ситуациями, в ходе решения которых воспитанники будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности, и выстраивать свою систему ценностей.

 

5. Принцип мотивации:

- формирование устремлений ребенка в направлении «я- хочу» и «я- могу» как основы взаимодействия с воспитателем.

Основные направления и особенности воспитания

Художественно - эстетическое воспитание.

Обладая коррекционно-развивающими возможностями, эстетическое воспитание направлено решать следующие задачи:

1. Снять эмоциональную зажатость и напряжение, и тем самым способствовать улучшению психического самочувствия воспитанника.

2. Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; воспитывать у детей сенсорную культуру. Развивать эстетический вкус, приучать школьников к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

3. Развивать и совершенствовать эмоционально-волевую сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, художественного рукоделия и т.д.)

 

 

Художественно -эстетическое направление воспитания
Кл.часы
дискотеки
Школьные праздники
экскурсии
Посещение музеев
Творческие вечера в классе
 Участие в выставках и конкурсах по художественно – творческой деятельности
Театральная студия
ИЗОстудия
Танцевальная студия

 

 


               

 

 

Социально-трудовое воспитание

Воспитание в процессе трудовой деятельности одно из главных условий подготовки к самостоятельной жизни. Важнейшим результатов трудового воспитания - внутренняя убежденность учащегося в том, что труд - основа жизни и священная его обязанность Оно выступает средством успешной социализации уч-ся при расширении и обогащении эмоциональной сферы общении и воспитании культуры поведения.

Социально –трудовое воспитание
Кл.часы
Благоустройство школьной территории
 Месячник правовых знаний
Общественно – полезный труд
 День семьи
День Чистоты
 Кружок «Столярное дело»
 Кружок «Умелые руки»
 Кружок «Хозяюшка»
 Курс «Мои профессиональные намерения»

 

 


               

 

 Патриотическое воспитание
Классные часы
Спортивные мероприятия
 Месячник «Я – патриот»
 Декада памяти
День Народного единства
Походы, экскурсии
 Принятие первоклассников в ряды детского объединения «Маленькая страна»
 Дополнительное образование
 Фольклорные мероприятия
Выставки, конкурсы плакатов

 

 


 

                                                                                                 

 

 

Спортивно – оздоровительное воспитание

 

Физическое воспитание в специальной школе решает воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи по развитию физических способностей через систему урочной и внеурочной работы; создание условий для сохранения физического, психологического, нравственного здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

 Спортивно – оздоровительное направление воспитания
Классные часы
Спортивные мероприятия
Занятия в спортивных секциях
Профилактические общешкольные мероприятия на тему ЗОЖ
Пролечивание детей, витаминизация
Походы, экскурсии
Утренняя гимнастика
диагностирование
Физ.минутки
Выставки, конкурсы плакатов

 


Нравственно-правовое воспитание

Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения.Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности, что требует настойчивых воспитательных и коррекционных усилий по их предупреждению.

 Нравственно - правовое воспитание
Классные часы
 Общешкольные мероприятия  
 Индивидуальная работа  
Внеклассные мероприятия  
Посещение музеев, экскурсии  
Творческие вечера в классе
Психологические тренинги
 КТД
 Дополнительное образование
Художественно – творческая деятельность

 

 


               

 

 

 

 

                                                                                         Структура школьных органов соуправления

«Маленькая страна»

1.Младшее звено – 1-4 классы «Город Друзей»

Совет старшеклассников «Маленькой страны»  
2.Среднее звено – 5-9 классы «Город Ровесников»

 

Совет города Друзей
Совет города Ровесников
Председатель города Ровесников
Председатель города Друзей
ЦЕНТРЫ
«Досуг»
«Пресс-центр»
«Спорт и здоровье»
«Учеба и дисциплина»
Временные творческие инициативные группы
«Санитарно – хозяйственный»

 


Коллективы классов
                                                равления деятельности

                                                                                                        


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.