Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-06-23 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
3. Образец распоряжения руководителя
дошкольного образовательного учреждения
по организации комплексного обследования детей в ПМПК
Примечание. В некоторых случаях доверенность родителей и распоряжение руководителя учреждения могут быть составлены на группу детей.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Автоматизация — превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).
Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия — нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая.
Аграмматизм — нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.
Адаптация — приспособление человека к условиям существования; бывает биологическая, психологическая, социальная.
Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка на всех этапах, включая беременность матери, роды и течение заболеваний. Сбор А. является важной частью комплексного обследования ребенка.
Апраксин — нарушение свободных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
|
Артикуляционные навыки — усвоение артикуляционной базы данного звука.
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосового аппарата, мышц глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек, нижней челюсти и др.).
Артикуляция — совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.
Астенический синдром — состояние, часто встречающее при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению.
Асфиксия — удушье плода или новорожденного; отсутствие дыхания вследствие полного или частичного прекращения деятельности сердца.
Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Вербальный — словесный, выраженный речевыми средствами.
Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голо-
сообразовании. Г.А. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Грамматический строй речи — строение слова и предложения, присущее данному языку.
Гуление — голосовая реакция ребенка в первые месяцы жизни, ранняя стадия лепета.
|
Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться в ограничении объема и силы движений, в нарушениях темпа, характера, координации движений, в наличии непроизвольных движений.
Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.
Диагноз — краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.
Дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, вибрирующим и т.д.
Дифференциация звуков — этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи.
Дыхание речевое — дыхание в процессе речи, отличающееся от
обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания.
Задержка психического развития — временное отставание развития психики или её отдельных функций.
Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-римической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Зона актуального развития — актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
Зона ближайшего развития — уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.
|
Иннервация — обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизиче ского развития — совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и нормально развивающихся их сверстников; направление в специальной педагогике.
Интонация — комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий (на уровне предложения) для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессии и эмоций.
Компенсация — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Коррекционное обучение — особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.
Коррекционно-воспитательная работа — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Коррекция произношения — исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Лепет — голосовая реакция ребенка на раздражители положительного характера. Появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов). При тяжелых речевых нарушениях Л. не развивается в установленные сроки
Логопат — человек с дефектной речью.
Логопедия — наука, которая изучает речевые нарушения у людей и разрабатывает методы профилактической и коррекционно-педаго-гической работы с ними.
Моторика — совокупность двигательной реакции, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую М., мелкую (ручную) М. и артикуляционную М.
|
Назальный — носовой (звук).
Негативизм — немотивированное сопротивление воздействию окружающих.
Неврозы — группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, Н. страха, навязчивых состояний, истерические реакции.
Недоразвитие речи — качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Обтуратор — приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба.
Общее недоразвитие речи — сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Первичный дефект — нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов).
Постановка звука — процесс формирования произносительных навыков; создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В результате П. 3. ребенок усваивает произносительное умение.
Постнатальный — период после рождения ребенка.
Пренатальный — период до рождения ребенка.
Прогения — выступание нижней челюсти вперед.
Прогнатия — выступание верхней челюсти вперед.
Психомоторика — индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательной реакции человека.
Реабилитация — восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринофония — носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Сензитивные периоды развития функций — периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.
|
Судороги — непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.
Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.
Тембр — окраска или характер звука голоса.
Темп речи — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.
Фонация — голосообразование.
Фонематический слух — способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи — фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи.
Фонетико-фонематическое нарушение — психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения. К ним относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.
Фраза — законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.
Этиология — причины возникновения нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ал я б ь е в а Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. — М., ТЦ
Сфера, 2005.
2.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. —
М., Астрель, 2006.
3.Архипова Е.Ф. Стёртая форма дизартрии. — М., Астрель, 2006.
4.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., Академия, 2003.
5.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики. —
СПб., Детство-Пресс, 2005.
6.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте
/Сост. И.Ю. Кондратенко. — М., Айрис-Пресс, 2005.
7.Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП. — М., Гном-Пресс,
1999.
8.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.,
Просвещение, 1985.
9.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.,
Просвещение, 1978.
10.Козлова А.В., Детеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. — М., ТЦ
Сфера, 2004.
11.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., ИДМиМ, 1998.
12.Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. — М., Гном-Пресс, 1998.
13.Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. — М., Гном
и Д, 2004.
14.К р а у з е Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика.
- СПб, Корона принт, 2004.
15.Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец.—Москва-Воронеж, 2003. •
16.Логопедия. Учебник / Под ред. Л.С. Волковой. — М., Просвещение, 1995.
17.Миронова С.А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1978.
18.Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.
- М., Гном и Д, 2000.
19. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки.
- М., Гном и Д, 2001.
20. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. — М., Гном и Д, 2004.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/Под ред.
Т.В. Волосовец. — М., «Академия», 2002.
22. Основы логопедической работы с детьми/Под ред. Г. В. Чиркиной. —
М., АРКТИ, 2002.
23.Основы теории и практики/Под ред. Р.Е. Левиной. — М., Просвеще
ние, 1967.
24.П о в а л я е в а М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
25.Поваляева М.А. Справочник логопеда.—Ростов-на-Дону, Феникс,
2002.
26.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — СПб., КАРО,
2006.
27.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М., Владос, 1999.
28.Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., «Академия», 2003.
29.Репина З.А., Б у й к о В.И. Уроки логопедии. — Екатеринбург, Ли-
тур, 1999.
30.С а в и н а Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М., ACT, 2004.
31.Степанова А.О. Организация логопедической работы в дошколь
ном образовательном учреждении. — М., ТЦ Сфера, 2003.
32.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М., Издательский центр «Академия», 1999.
33.Сиро тюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.,
ТЦ Сфера, 2001.
34.Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., изд. «Акцидент», 1998.
35.Ф и л и ч е в а Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. — М., РИЦ «Альфа», 2001.
36.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием
речи. Воспитание и обучение. -М., Гном-Пресс, 1999.
37.Филичева Т.Б., Чевелева П.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., Просвещение, 1987.
38.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). —
М., Просвещение, 1993.
39.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях.
— М., Альфа, 1993.
40.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития
речи у детей дошкольного возраста. — М., Айрис-Пресс, 2004.
41.Худ е н к о Е.Д. Современные подходы к организации коррекционно-
го обучения в образовательных учреждениях // Развитие и коррекция, № 1. —
М., ОПМЦ, 1998.
42.Шаховская С.П.,Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. — М., 1992.
43.Шашкина Г.Ф., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая
работа с дошкольниками. — М., Академия, 2003.
44.Ш и п и ц ы н а Л.М., X и л ь к о А. А. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. — СПб., изд. «Речь», 2005.
45.Ястребова А.В., Лазаренко О. Хочу в школу. — М., АРКТИ,
1999.
Л.А. БОРОВЦОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Учебное пособие
Дизайн обложки — О.А. Баженова
Технический редактор — О.И. Волкова
Компьютерная верстка — З.И. Чернышева
Корректоры — В.А. Трофимова, Л. И. Дулова
Сдано в набор 28.12.2006 г. Подписано в печать 08.02.2007 г.
Формат 60х90'/16. Печать офсетная. Бумага офсетная Усл. печ. л. 13,75. Уч.-изд. л. 15,86. Тираж 1000 экз. Заказ 6525
Открытое акционерное общество
«Тамбовская типография «Пролетарский светоч», Моршанское шоссе, 14а Факс 53-44-22, E-mail:[email protected]
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!