Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-06-23 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
С момента обнаружения нарушений в развитии речи ребенка родителям необходимо сообщать результаты логопедического обследования и обсуждать их совместно, не отклоняясь от норм профессиональной этики. Родители должны быть информированы о целях индивидуальной программы коррекции речи ребенка, о ближайших и отдаленных результатах, объемах и предполагаемых сроках коррекционной работы. Это способствует формированию у них адекватной оценки реальных возможностей и перспектив психофизического развития ребенка.
Уже на начальном этапе совместной деятельности с родителями необходимо оценивать степень их готовности к сотрудничеству с логопедом и специалистами разного профиля, прогнозировать возможную степень их привлечения в коррекционно-педагогический процесс и определять объем той помощи, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий).
Эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Дифференцированный подход к родителям, тактичность, внимание и сопереживание способствуют установлению партнерских отношений, взаимного доверия и понимания. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной деятельности, но, столкнувшись с необходимостью систематических и трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, быстро прекращают их. Поэтому родителей изначально необходимо психологически подготовить к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, вооружить их определенными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений и объяснить необходимость и значимость добросовестного выполнения домашних заданий.
|
Организация логопедической работы в ДОУ предполагает проведение «родительских пятиминуток» (один раз в неделю логопед обязательно встречается с родителями, информирует их о динамике речевого развития, содержании индивидуальной работы), индивидуальных и фронтальных консультаций (формы их проведения разнообразны: беседы, практикумы, тренинги, открытые занятия и т.д.). Логопед совместно с воспитателями и специалистами оформляет «логопедический уголок», информационные стенды, папки-передвижки («Советы педагогов», «Игры на кухне», «Вести с занятий» и т.п.), в которых предлагаются игры, упражнения, задания по развитию речевой деятельности и психологической базы речи, мелкой моторики, а также рекомендации по их проведению. Родители на протяжении всей недели в повседневной жизни закрепляют навыки правильного звукопроизношения, обогащают словарь ребенка по определенной лексической теме, отрабатывают грамматические категории, проводят пальчиковую гимнастику, развивают восприятие, память, внимание, мышление.
В пятницу родители получают индивидуальную тетрадь ребенка с заданиями логопеда. В выходные дни они закрепляют речевые умения и навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях за неделю.
В течение учебного года совместно с воспитателями группы логопед планирует несколько родительских собраний (3—4). Проведение собраний является важным элементом стратегии общения с семьей, где закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей. Первое родительское собрание (по результатам логопедического обследования) проводится в конце сентября, на котором логопед в доступной форме объясняет суть речевых нарушений у детей; знакомит с целями и задачами коррекционной работы по их устранению; дает рекомендации по организации ежедневных домашних занятий, по выполнению заданий в индивидуальной тетради и др. На первом родительском собрании необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности «волшебного» разрешения речевых проблем ребенка. Логопед должен объяснить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности посещения занятий, заинтересованности и активного участия родителей в коррекционной работе. Второе собрание проводится в январе, на котором родителей знакомят с итогами коррекционно-педагогической работы за I полугодие, определяются задачи II полугодия (логопед дает открытое занятие). Третье родительское собрание — в марте (тематика может быть разной). Четвертое собрание — в мае. На нем обсуждаются итоги коррекционного обучения, даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период. Логопед проводит открытое занятие.
|
Позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия может быть достигнута в том случае, если родители осознают свою роль в развитии и коррекции речи ребенка и создадут условия для домашних занятий с детьми по усвоению и закреплению полученных навыков на логопедических занятиях.
Задачи родителей по преодолению речевых нарушений у ребенка | Виды совместной деятельности родителей и ребенка |
- создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка; - строго выполнять задания логопеда, систематически проводить работу по развитию и коррекции речи, высших психических функций; - закреплять речевые навыки, умения в процессе совместной деятельности с ребенком; - осуществлять контроль за звуками, поставленными логопедом, за правильностью употребления грамматических категорий; - информировать логопеда, воспитателей группы о речевой деятельности ребенка в повседневных жизненных ситуациях. | - выполнение заданий логопеда; - игры; - трудовая деятельность; - изобразительная деятельность; - чтение книг; - просмотр мультфильмов; - прогулки и т.д. |
В некоторых случаях логопед направляет ребенка на консультацию к психоневрологу или невропатологу. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные рекомендации, поэтому в разговоре с родителями от логопеда требуется тактичность, осторожность, максимальная доброжелательность и умение убедить их в необходимости такой консультации, которая позволит обеспечить наиболее успешное проведение коррекционной работы с их ребенком и выбрать оптимальные методы и приемы устранения речевых нарушений.
|
В логопедической практике встречаются случаи негативного отношения родителей к зачислению их детей в логопедические группы, что приводит к возникновению конфликтов с педагогами дошкольного учреждения. Если логопеду не удается убедить родителей в необходимости посещения коррекционно-логопедических занятий, то целесообразно попросить их написать отказ от зачисления ребенка в логопедическую группу во избежание непредвиденных ситуаций в дальнейшем (приложение 5).
Контрольные вопросы и задания
Обоснуйте необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Каковы основные цели и задачи совместной коррекционно-педагогической работы специалистов дошкольного образовательного
учреждения по преодолению речевых нарушений у детей?
Раскройте роль логопеда в организации взаимодействия специалистов ДОУ по коррекции речевых расстройств.
Какие совместные мероприятия проводят участники коррекционно- педагогического процесса по устранению речевых нарушений
у детей?
5. Каковы функции логопеда и воспитателя в работе по преодолению речевой патологии у детей в условиях логопедической группы?
6. Какие задания логопеда выполняют воспитатели логопедических групп во второй половине дня?
7. Охарактеризуйте основные направления работы психолога с
детьми логопедической группы.
8. Охарактеризуйте роль медицинских работников в коррекционно логопедическом процессе.
|
9. Какова роль музыкального руководителя в преодолении речевых
нарушений у детей?
10.Какую помощь оказывает детям с нарушениями речи преподаватель по физической культуре?
11.Какую помощь оказывает детям с нарушениями речи преподаватель по изобразительной деятельности?
12.Каковы основные направления работы социального педагога с
семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи?
13.Какую помощь детям с речевой патологией могут оказать родители?
14.Перечислите формы работы педагогов логопедической группы с
родителями.
6. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕСТРОЙКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в стране, не могли не затронуть систему образования и воспитания подрастающего поколения.
За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе.
«Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к воспитанию дошкольников: гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, воспитание общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослых с детьми.
«Временное положение о дошкольном учреждении» (1991) дало возможность каждому дошкольному образовательному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения и изменения, создавать авторские программы.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1991), «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995) закрепили право ДОУ на самостоятельный выбор программы обучения и воспитания дошкольников из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления, и её коррекцию.
Таким образом, право дошкольных учреждений работать по разным образовательным программам, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, гуманизация педагогического процесса характеризуют общие тенденции перестройки образования. Для дошкольных работников открылись широкие возможности использования различных образовательных моделей и инновационных технологий, а также создания авторских методик и программ нового поколения.
В настоящее время определены главные приоритеты современного дошкольного образования:
—сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, создание комфортной развиваю
щей предметной среды;
|
—обеспечение интеллектуального, личностного и физического
развития ребенка, создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, самовыражения и
импровизации в любой деятельности;
—осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка с максимальным использованием всех резервов, возможностей его организма в компенсации дефекта с привлечением
широкого круга специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в психофизическом
развитии и эмоционально-волевой сфере;
—приобщение детей к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, трудолюбию, любви к Родине, семье, окружающей
природе,...;
—взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного раз
вития ребенка, преодоление формализма в отношениях коллектива
детского сада и семьи;
—уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности, раскрепощение образовательного процесса, эмоциональное насыщение атмосферы ДОУ.
Естественно, процесс обновления системы дошкольного образования и воспитания не мог не затронуть организацию и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!