Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи.

2021-06-23 29
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс позволяет значи­тельно повысить его эффективность.

С момента обнаружения нарушений в развитии речи ребенка ро­дителям необходимо сообщать результаты логопедического обсле­дования и обсуждать их совместно, не отклоняясь от норм профес­сиональной этики. Родители должны быть информированы о целях индивидуальной программы коррекции речи ребенка, о ближайших и отдаленных результатах, объемах и предполагаемых сроках коррекционной работы. Это способствует формированию у них адекватной оценки реальных возможностей и перспектив психофизического раз­вития ребенка.

Уже на начальном этапе совместной деятельности с родителями необходимо оценивать степень их готовности к сотрудничеству с ло­гопедом и специалистами разного профиля, прогнозировать возмож­ную степень их привлечения в коррекционно-педагогический про­цесс и определять объем той помощи, на который способны родите­ли с учетом различных факторов (профессиональной занятости, ма­териального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий).

Эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Дифференцированный подход к родителям, тактичность, внимание и сопереживание способствуют установлению партнер­ских отношений, взаимного доверия и понимания. В практике доста­точно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной деятельности, но, столкнувшись с необходимостью систематических и трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, быстро прекра­щают их. Поэтому родителей изначально необходимо психологиче­ски подготовить к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреж­дения, вооружить их определенными знаниями, умениями и навы­ками преодоления речевых нарушений и объяснить необходимость и значимость добросовестного выполнения домашних заданий.

Организация логопедической работы в ДОУ предполагает прове­дение «родительских пятиминуток» (один раз в неделю логопед обя­зательно встречается с родителями, информирует их о динамике ре­чевого развития, содержании индивидуальной работы), индивиду­альных и фронтальных консультаций (формы их проведения разно­образны: беседы, практикумы, тренинги, открытые занятия и т.д.). Логопед совместно с воспитателями и специалистами оформляет «логопедический уголок», информационные стенды, папки-пере­движки («Советы педагогов», «Игры на кухне», «Вести с занятий» и т.п.), в которых предлагаются игры, упражнения, задания по разви­тию речевой деятельности и психологической базы речи, мелкой моторики, а также рекомендации по их проведению. Родители на протяжении всей недели в повседневной жизни закрепляют навыки правильного звукопроизношения, обогащают словарь ребенка по определенной лексической теме, отрабатывают грамматические ка­тегории, проводят пальчиковую гимнастику, развивают восприя­тие, память, внимание, мышление.

В пятницу родители получают индивидуальную тетрадь ребенка с заданиями логопеда. В выходные дни они закрепляют речевые умения и навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях за неделю.

В течение учебного года совместно с воспитателями группы ло­гопед планирует несколько родительских собраний (3—4). Проведе­ние собраний является важным элементом стратегии общения с семьей, где закладываются основы сотрудничества и взаимопони­мания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обуче­ние детей. Первое родительское собрание (по результатам логопе­дического обследования) проводится в конце сентября, на кото­ром логопед в доступной форме объясняет суть речевых нарушений у детей; знакомит с целями и задачами коррекционной работы по их устранению; дает рекомендации по организации ежедневных домашних занятий, по выполнению заданий в индивидуальной тет­ради и др. На первом родительском собрании необходимо разру­шить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о воз­можности «волшебного» разрешения речевых проблем ребенка. Ло­гопед должен объяснить, что сроки преодоления речевых наруше­ний зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индиви­дуальных особенностей ребенка, регулярности посещения занятий, заинтересованности и активного участия родителей в коррекцион­ной работе. Второе собрание проводится в январе, на котором ро­дителей знакомят с итогами коррекционно-педагогической работы за I полугодие, определяются задачи II полугодия (логопед дает открытое занятие). Третье родительское собрание — в марте (тема­тика может быть разной). Четвертое собрание — в мае. На нем об­суждаются итоги коррекционного обучения, даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период. Логопед проводит открытое занятие.

Позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воз­действия может быть достигнута в том случае, если родители осозна­ют свою роль в развитии и коррекции речи ребенка и создадут усло­вия для домашних занятий с детьми по усвоению и закреплению полученных навыков на логопедических занятиях.

Задачи родителей по преодолению речевых нарушений у ребенка Виды совместной деятель­ности родителей и ребенка
- создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка;  - строго выполнять задания логопеда, систе­матически проводить работу по развитию и кор­рекции речи, высших психических функций; - закреплять речевые навыки, умения в про­цессе совместной деятельности с ребенком; - осуществлять контроль за звуками, постав­ленными логопедом, за правильностью употреб­ления грамматических категорий; - информировать логопеда, воспитателей груп­пы о речевой деятельности ребенка в повседневных жизненных ситуациях. - выполнение заданий логопеда; - игры; - трудовая деятельность; - изобразительная дея­тельность;  - чтение книг; - просмотр мультфиль­мов; - прогулки и т.д.

В некоторых случаях логопед направляет ребенка на консультацию к психоневрологу или невропатологу. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные рекомендации, поэтому в разго­воре с родителями от логопеда требуется тактичность, осторожность, максимальная доброжелательность и умение убедить их в необходимо­сти такой консультации, которая позволит обеспечить наиболее ус­пешное проведение коррекционной работы с их ребенком и выбрать оптимальные методы и приемы устранения речевых нарушений.

В логопедической практике встречаются случаи негативного от­ношения родителей к зачислению их детей в логопедические груп­пы, что приводит к возникновению конфликтов с педагогами дош­кольного учреждения. Если логопеду не удается убедить родителей в необходимости посещения коррекционно-логопедических занятий, то целесообразно попросить их написать отказ от зачисления ребен­ка в логопедическую группу во избежание непредвиденных ситуаций в дальнейшем (приложение 5).

Контрольные вопросы и задания

Обоснуйте необходимость комплексного психолого-педагогиче­ского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Каковы основные цели и задачи совместной коррекционно-педагогической работы специалистов дошкольного образовательного
учреждения по преодолению речевых нарушений у детей?

Раскройте роль логопеда в организации взаимодействия специ­алистов ДОУ по коррекции речевых расстройств.

Какие совместные мероприятия проводят участники коррекционно- педагогического процесса по устранению речевых нарушений
у детей?

 

5. Каковы функции логопеда и воспитателя в работе по преодоле­нию речевой патологии у детей в условиях логопедической группы?

6. Какие задания логопеда выполняют воспитатели логопедиче­ских групп во второй половине дня?

7. Охарактеризуйте основные направления работы психолога с
детьми логопедической группы.

8. Охарактеризуйте роль медицинских работников в коррекционно логопедическом процессе.

9. Какова роль музыкального руководителя в преодолении речевых
нарушений у детей?

 

10.Какую помощь оказывает детям с нарушениями речи препода­ватель по физической культуре?

11.Какую помощь оказывает детям с нарушениями речи препода­ватель по изобразительной деятельности?

12.Каковы основные направления работы социального педагога с
семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи?

13.Какую помощь детям с речевой патологией могут оказать роди­тели?

14.Перечислите формы работы педагогов логопедической группы с
родителями.

 

                             6. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

К ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕСТРОЙКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальные, экономические и идеологические изменения, про­исходящие в стране, не могли не затронуть систему образования и воспитания подрастающего поколения.

За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав де­тей в обществе.

«Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к воспитанию дошкольников: гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, воспитание общечеловеческих цен­ностей, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрос­лых с детьми.

«Временное положение о дошкольном учреждении» (1991) дало возможность каждому дошкольному образовательному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее собствен­ные дополнения и изменения, создавать авторские программы.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1991), «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995) закре­пили право ДОУ на самостоятельный выбор программы обучения и воспитания дошкольников из комплекса вариативных программ, реко­мендованных государственными органами управления, и её коррекцию.

Таким образом, право дошкольных учреждений работать по раз­ным образовательным программам, отход от жестко регламентиро­ванных форм воспитания и обучения детей, гуманизация педагоги­ческого процесса характеризуют общие тенденции перестройки об­разования. Для дошкольных работников открылись широкие возмож­ности использования различных образовательных моделей и иннова­ционных технологий, а также создания авторских методик и про­грамм нового поколения.

В настоящее время определены главные приоритеты современного дошкольного образования:

 

—сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприят­ных условий для развития детей, создание комфортной развиваю­
щей предметной среды;

—обеспечение интеллектуального, личностного и физического
развития ребенка, создание условий для самостоятельного экспери­ментирования и поисковой активности детей, самовыражения и
импровизации в любой деятельности;

—осуществление необходимой коррекции отклонений в разви­тии ребенка с максимальным использованием всех резервов, воз­можностей его организма в компенсации дефекта с привлечением
широкого круга специалистов, обеспечивающих психолого-педаго­гическое сопровождение детей с проблемами в психофизическом
развитии и эмоционально-волевой сфере;

—приобщение детей к общечеловеческим ценностям: добру, кра­соте, истине, трудолюбию, любви к Родине, семье, окружающей
природе,...;

—взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного раз­
вития ребенка, преодоление формализма в отношениях коллектива
детского сада и семьи;

—уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальнос­ти, раскрепощение образовательного процесса, эмоциональное на­сыщение атмосферы ДОУ.

Естественно, процесс обновления системы дошкольного образо­вания и воспитания не мог не затронуть организацию и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими наруше­ния в речевом развитии.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.