Граф Альмавива                                                              баритон — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Граф Альмавива                                                              баритон

2022-10-03 25
Граф Альмавива                                                              баритон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Графиня                                                                        сопрано

Фигаро, слуга графа                                                  бас или баритон

Сюзанна, горничная Графини, невеста Фигаро        сопрано

Керубино, паж                                           сопрано или меццо-сопрано

Марселина, экономка, мать Фигаро                             меццо-сопрано

Доктор Бартоло, отец Фигаро                                       бас

Базилио, учитель музыки                                               тенор

Дон Курцио,судья                                                           тенор

Антонио, садовник, дядя Сюзанны                              бас

Барбарина, его дочь                                                       сопрано

 

Увертюра - сонатная форма без разработки. Не на темах оперы, но ясно передает ее настроение: веселую суету:

 

 

 

 

 

 

Каватина Фигаро (1 д.) - 3-хчастная форма. 1 и 3 разделы - ритм менуэта («портрет» Графа):

 2-й раздел - четкий маршевый ритм:

Ария Керубино (1 д.) - волнение, трепетность. Керубино - символ юности, любви к жизни:

Ария Фигаро (1 д.) - рондо: маршевость, фанфарность. «Портрет» Фигаро -мужественного, смелого, умного и насмешливого:

Ария Сюзанны (4 д.) - прежние черты и новое - серьезные переживания:

2 и 4 действия оканчиваются финалами - ансамблями, в которые последовательно вводятся все герои.

СИМФОНИЯ № 40, соль минор

 

Моцартом написано более 50 симфоний, но последняя известна под № 41 («Юпитер»), т.к. некоторые ранние произведения были обнаружены позднее. Симфония № 40 (1788) - самая необычная симфония XVIII века: ее темы - лирико-драматического характера, финал трагический. Предвосхищает романтический стиль (раскрывает переживания личности), но все же истинно классическая, т.к.:

1) состоит из 4 частей (1-быстрая, 2-медленная, 3- менуэт, 4 - быстрая),

2) в 1,2,4 частях сонатная форма,

3) тональные соотношения традиционны,

4) состав оркестра парный.

1 часть - экспозиция начинается с т.ГП взволнованного характера: напоминает арию ламенто (гомофонная фактура, вокальный склад мелодии, нисходящие м.2 и восходящие м.6):

 

 

Св. ч. - развитие интонаций т.ГП и новая, более решительная тема. т.ПП -Си-бемоль мажор, нежная, грациозная:

 З.ч. - на интонациях т.ГП, полифоническая.

Разработка - трагический характер. Модуляции в далекие тональности. Вычленение мотивов из т.ГП и полифоническое их развитие.

Реприза - все темы в соль миноре, трагичнее, чем в экспозиции.

2 часть - Ми-бемоль мажор. Сонатная форма. т.ГП (основная тональность, полифоническое изложение) и т.ПП (Си-бемоль мажор, гомофонная фактура) -индивидуальны, но не контрастны: лирические, задумчивые. Тема главной партии:

3 часть - менуэт, но необычного драматического характера:

 Форма сложная трехчастная, 2й раздел - трио (Соль мажор, светлый характер, перекличка разных фупп инструментов. Зй раздел - реприза  da саро (точная).

4 часть - сонатная форма. Характер близок 1 части, а т.ГП напоминает Третью часть – она драматична, стремительна, из 2-х элементов:

 Тема ПП - Си-бемоль мажор, лирическая, более спокойная:

 Разработка короткая, но активная. Реприза и кода минорные, трагичные, что необычно для классической симфонии.

СОНАТА № 11, Ля мажор.

 

Моцарт - первый в истории музыки пианист-виртуоз (лишь в раннем возрасте выступал как клавесинист). Фортепиано - его любимый инструмент. Жанры: сонаты (19), концерты (27), фантазии (3), вариации, рондо, танцы и другие пьесы.

Соната Ля мажор (№ 11) написана в 1778г. в Париже. Состоит из трех частей, как и большинство сонат того времени, но имеет ряд особенностей:

1) все части в Ля мажоре,

2) 1ч. анданте, 2 ч. темп немного быстрее, 3 часть - аллегретто,

3) отсутствует сонатная форма.

1 часть - вариации. Тема песенно-танцевального склада, светлая, лиричная:

 Размер 6/8. Форма простая двухчастная репризная. Вариации строгие (фигурационные, орнаментальные: меняется мелодия, фактура, ритм, но сохраняется тональность, форма, опорные точки мелодии). 1 вар. - усложняется мелодия; 2 вар. — появляются триоли; 3 вар. - минор, движение ровными длительностями:

 4 вар. - перекличка регистров; 5 вар.  напоминает арию, 6 вар. аллегро, размер 4/4, жизнерадостная.

2 часть — менуэт. Сложная 3х-частная форма. Спокойный характер:

 Трио (2й раздел) напоминает 4-ю вариацию из 1й части.

3 часть - знаменитое «рондо в турецком стиле». Форма сложная Зх-частная с припевом (рефреном, который придает части черты рондо):

 

В            А       С           А           В         А       КОДА

основная  припев трио  припев   реприза  припев

тема        рефрен (сред.ч.) рефрен 1й темы рефрен

ля минор   Ля мажор фа-диез Ля мажор ля минор.Ля мажор   Ля мажор

                                 минор

 

Основная тема финала (В):

 

Тема трио (С):

Тема припева (А):

Реквием.

Заупокойная месса, ре минор. Текст латинский. Исполнительский состав: 4 солиста (сопрано, меццо-сопрано или альт, тенор, бас), хор, оркестр (струнные, фаготы, бассетгорны - разновидность кларнета, их обычно заменяют валторнами, трубы. тромбоны. литавры). орган. Написан по заказу графа Вальзегга, который хотел выдать это произведение за свое. Работа над Реквиемом прервана смертью, заканчивал произведение его ученик Зюсмайер. Реквием - самое трагическое произведение Моцарта. Состоит из 12-ти частей. 1 часть - два раздела: 1й - «Вечный покой», скорбь, медленный темп; 2й -двойная фуга, в которой первая тема - символ «креста», а вторая - вращательное движение («Чаша страданий») 3 часть «Труба предвечного», ансамбль солистов, соло тромбона. 7 часть - Лакримоза («Слезный день»). мольба, ариозные интонации, секунды - мотивы вздоха у скрипок. Эта часть - последнее, что создал в своей жизни Моцарт.

Вывод по творчеству. Основное направление в творчестве Моцарта - классицизм (гармоничность, обращение к жанрам симфонии, сонаты, квартета. концерта: совершенство форм), но в ранних произведениях - черты рококо (изящество, мелизмы). в поздних - предвосхищение романтизма (повышение внимания к чувствам, неразрешимость проблем - например, симфония № 40).

В своих произведениях Моцарт раскрывал жизнь со всеми ее контрастами, но при этом музыка его всегда прекрасна и гармонична. Она соединяет в себе пылкость юности, сдержанность зрелости и мудрую умиротворенность старости.

Истоки творчества Моцарта разнообразны: ранний классицизм (например, музыка сыновей Баха), итальянская опера, венская бытовая музыка, творчество Гайдна, Генделя и Баха. Эти традиции он претворил индивидуально, отбирая то, что было близко ему самому. «Мастер познается в ограничении», - эта мысль Гёте определяет творчество Моцарта: не разрушая традиций, а лишь по-новому прочитывая их, он стал великим новатором. Музыка Моцарта вызывала восхищение во все времена. Она - совершенство, она - высшее проявление человеческого духа, она - вдохновение и красота.

                  ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

              1770 (Бонн) - 1827 (Вена)

Великий немецкий композитор, пианист, дирижер, с творчеством Бетховена музыка вступила в новую фазу своего развития. Младший современник Гайдна и Моцарта, он воспитывался в другой обстановке, чем они — под влиянием идей Великой Французской революции (1789). Его творчество отразило героику и трагизм этой эпохи.

Жизнь композитора сложилась трагически: уже в молодости он почувствовал первые признаки ухудшения слуха, что привело к полной глухоте. Лишь огромная сила воли и любовь к искусству помогли Бетховену победить тяжелую судьбу.

Бетховен родился в семье придворного музыканта, однако условий для раннего развития гениальной одаренности (как у Моцарта) не было. Причины: трудный характер отца, ранняя смерть матери, тяжелое материальное положение. Систематические занятия музыкой начались только в 10 лет, учитель - Нефе. В 12 лет издано первое сочинение Бетховена - «Девять вариаций на тему марша Дресслера». В 14 лет он был назначен придворным органистом. В 1787 году произошла встреча с Моцартом, в 1790 - с Гайдном, у которого Бетховен начал заниматься после переезда в Вену в 1782г.

Первые годы в Вене — самые счастливые в жизни композитора: успешные концертные выступления, педагогическая деятельность, создание множества прекрасных произведений (в том числе - 1-я симфония, 1-15 сонат, 1-3 фортепианных концертов и др.) 1802 год - трагический для композитора: первые признаки глухоты, продолжительное лечение не дало результатов, в письме к братьям («Гейлигенштадтское завещание») он писал о желании умереть.

С 1802г. по 1812г. созданы наиболее известные сочинения: 2-8 симфонии, 16-23 сонаты, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано.

Последние годы жизни композитора были очень тяжелыми: одиночество, болезни, нищета. Однако, в это время им написаны подлинные шедевры: последние сонаты (24-32), квартеты (12-16), Торжественная месса, 9-я симфония.

 

Симфония № 5, до минор, 1808 год

 

Симфония - главный жанр в творчестве Бетховена, раскрывает наиболее важные вопросы человеческой жизни. Бетховен - создатель симфонии-драмы (новая разновидность жанра) - №№ 3, 5, 9. Но им написаны и произведения иного характера (симфония № 6 «Пасторальная»).

Симфония № 5 - героико-драматического характера, о борьбе личности с судьбой о могуществе человеческой воли. 1 часть - сонатная форма. Экспозиция начинается «мотивом судьбы» (по определению автора), который встречается (изменяясь) во всех частях. Тема ГП - драматическая, активная - «мотив судьбы и его развитие:

Последний этап ГП выполняет роль Св.ч.. Перед ПП - короткая связка-фанфара валторн. Тема ПП - Ми-бемоль мажор, лирическая, но сопровождается ритмом судьбы:

 

 ЗП - Ми-бемоль мажор: новая героическая тема, объединяюшая черты т.ГП и т.ПП. Разработка сжатая, энергичная, в основном развивает т.ГП. Реприза содержит изменения: начинается с кульминации, в т.ГП - горестный речитатив гобоя, т.ПП и т.ЗП в До мажоре. Кода - как бы вторая разработка.

2 частъ Ля бемоль мажор. Двойные вариации. 1 тема - лирико-философская, плавная, без украшений, у низких струнных:

 

 2 тема - поначалу напоминает 1, но после модуляции в До мажор приобретает героические черты. Темы развиваются последовательно, но появляется «мотив судьбы», 1 тема приобретает героические черты 2й темы.

3 часть - до минор. Сложная 3-хчастная форма. Скерцо вместо менуэта) Первый раздел содержит 2 темы: 1- диалогическая:

 2 - грозная, маршевая, с ритмом судьбы:

 

 Трио - До мажор, фугато. Реприза - зловещее, приглушенное звучание, пиццикато струнных. Финал вступает без перерыва, длительно подготавливается: выдерживается тихая звучность у низких струнных, ритм судьбы, затем - стремительное крещендо.

Форма 4 части - сонатная, тональность До мажор. Состав оркестра усилен (тромбоны, флейта пикколо, контрфагот). Все темы (т.ГП, Св.ч., т.ПП, т.ЗП) связаны с музыкой Французской революции (ритм марша, интонации песен и гимнов).

 

 

Тема главной партии:

Ритм судьбы из грозного преобразуется в победный. Разработка - развивается т.ПП, становится все более торжественной. Но неожиданно вторгается 2-я тема («судьбы» из 3-й части - как напоминание о былом (реминисценция). Реприза - все темы в До мажоре. Кода - вывод и кульминация произведения: победа воли и человеческого разума. Тема судьбы становится темой триумфального шествия.

Увертюра «Эгмонт» 1810г.

 

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» написана по заказу венского театра. Содержание: героическая борьба нидерландского народа против испанского ига: Эгмонт – полководец, возглавивший восстание и казненный по приказу герцога Альбы в 1568г. Лучший из созданных Бетховеном эпизодов трагедии - увертюра, которая кратко передает смысл произведения Гёте. Форма сонатная со вступлением и кодой. Вступление медленное, противопоставляет грозную сарабанду

 

 

и печальную тему с нисходящими интонациями:

 

 Тональность фа минор.

Основной раздел: т.ГП - героико-драматический вариант второй темы вступления:

 т.ПП - Ля-бемоль мажор, сарабанда:

 разработка - борьба контрастных сил; реприза - продолжение развития, драматичнее экспозиции; перед кодой - театральный прием (изображение казни Эгмонта - 1 развязка — трагическая); кода Фа мажор, 2 развязка — оптимистическая: подвиг героя принес победу его народу.

Соната № 8, «Патетическая», до минор, 1799г.

 

Бетховен — выдающийся пианист. Для фортепиано им написано множество произведений в разных жанрах (вариации, концерты, танцы, небольшие пьесы -например, «Багатели»), но основное место принадлежит 32м сонатам. Соната № 8 -одна из самых известных. Название «Патетическая» (страстная) - авторское. Произведение вызвало споры из-за новизны содержания (идея борьбы личности с судьбой, конфликтность) и стиля (яркие контрасты тем, применение оркестровых приемов в фортепианной музыке).

1 часть открывается медленным вступлением.

 

 

Оно театрально (напоминает оперную увертюру), основано на контрасте грозных аккордов форте и более легкого звучания пиано в среднем регистре с пунктирным ритмом. Основной раздел –быстрый, в сонатной форме. т.ГП - бурная, гневно-протестующая:

 

 вырастает из вступления, в басах - тремоло (оркестровый прием). 1я тема ПП ми-бемоль минор, на интонациях мольбы, жалобы:

  2я тема ПП - Ми-бемоль мажор, порывистая, энергичная.

т.ЗП - Ми-бемоль мажор, активная, взволнованная. Разработка драматична. Начинается темой вступления, затем развивается т.ГП. В репризе все темы звучат в до миноре, более трагично. Кода начинается измененной темой вступления без начальных грозных аккордов, безысходно, скорбно. Но окончание волевое, целеустремленное (т.ГП).

2 часть — медленная, лирико-философского характера. Ля-бемоль мажор. Рондо - АВАСА. Рефрен - мелодия в низком (виолончельном) регистре, без мелизмов (ново для того времени), по характеру размеренная:

 

 

 Первый эпизод печального характера. Второй - взволнованный, с триольным ритмом, который сохраняется в последнем проведении рефрена.

3 часть - быстрая, рондо-соната. Драматический порыв, вызов судьбе. Основная тема интонационно напоминает 1 тему ПП из 1 части:

Схема финала:

      ЭКСПОЗИЦИЯ                 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ                     РЕПРИЗА

т. ГП Св.ч. т.ПП. З.ч. т. ГП               ЭПИЗОД               т. ГП Св.ч. т.П.П. З.ч. т. ГП

рефрен   1 эпизод рефрен      вместо разработки         рефрен  1 эпизод рефрен

А             В                А                     С                     А               В     А

до минор  Ми-бемоль до минор Ля-бемоль мажор   до минор  до минор до минор

                   мажор

Соната№ 14, до-диез минор, 1801 год.

 

Название «Лунная» принадлежит поэту Рельштабу и навеяно настроением первой части. Бетховенское обозначение - «соната-фантазия» 1 часть - адажио: напоминает музыку Баха (прелюдийная фактура. хоральная мелодия), подготавливает романтический ноктюрн (возвышенный лирический характер, задумчивость. созерцательность, мелодия вокального склада и арпеджированное сопровождение); содержит также черты траурного марша (скорбная сосредоточенность, пунктирный ритм, повторение одного звука). Форма очень сложная (сочетает признаки трехчастной, сонатной, рондообразной), так как воплощает содержание, отличающееся большой глубиной. 2 часть - аллегретто. Ре бемоль мажор. Сложная Зх-частная форма. Напоминает менуэт. Мечтательный характер. «Цветок между двумя пропастями» (Лист). 3 часть - быстрая, трагически-страстная. выражает отчаяние и надежду. Кульминация сонаты. Огромный контраст с 1 частью, хотя главные темы (I и 3 частей) основаны на сходных фигурациях. Сонатная форма. Произведение удивительно едино, так как:

I) строится по принципу ускорения темпа;

2) части исполняются без перерыва;

3) применяются одноименные тональности;

4) есть сходство в темах 1 части и финала.

Соната № 23, фа минор, 1804-1806.

 

Героико-драматическое произведение. Название «Аппассионата» (страстная) - не авторское, но верно отражает содержание. Р.Роллан назвал ее «Пламенный поток в гранитном русле». Действительно, в ней бурная эмоциональность соединяется со строгой логикой формы. По глубине идей и масштабности близка симфонии. Создана незадолго до симфонии № 5 и во многом ее подготавливает. 1 часть - сонатная форма. т.ГП - тревожная, конфликтная, но в то же время волевая. Состоит из нескольких элементов, один из которых - «ритм судьбы» (встретится в 5 симфонии). т.ПП - вариант т.ГП, гимнический характер. Разработка сложная, как в симфонии. В репризе продолжается развитие тем. Кода - как бы вторая разработка. 2 часть — вариации на хоральную тему возвышенно-философского характера. 3 часть — вступает без перерыва. Связана со 2-й частью диссонирующим аккордом (как бы тревожным сигналом). Сонатная форма. Все темы волевого характера. Смысловой вывод: человек никогда не достигает полного покоя, но борьба с судьбой - смысл его жизни.

 

Вывод. Творчество Бетховена - вершина в развитии музыкального классицизма. Оно воплощает веру в человеческий разум и волю (симфония № 5. соната № 23), отражает важнейшие идеи эпохи Просвещения (Ода Шиллера «К радости» введена в финал симфонии № 9). Бетховена привлекали героические сюжеты: борьба за независимость («Эгмонт»), борьба с тиранией (опера «Фиделио»). Его герои - личности сильные, сохраняющие верность долгу наперекор судьбе.

Творческое наследие Бетховена огромно и основное место в нем принадлежит жанрам, сформированным в эпоху классицизма: 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, 10 скрипичных сонат, 5 виолончельных сонат, 16 квартетов.

О классицизме творчества Бетховена свидетельствуют и безупречная логика его произведений, четкость форм (особенно сонатной).

Одновременно музыка Бетховена подготавливает романтизм: повышается внимание к переживаниям человека (1 часть «Лунной» сонаты), к образам природы («Пасторальная» симфония); в фортепианных пьесах «Багатели» («Безделушки») и вокальном цикле «К далекой возлюбленной» закладываются основы, развитые вскоре Шубертом, Шуманом и другими композиторами-романтиками.

Творчество Бетховена - одна из самых величественных страниц в истории музыкального искусства. Оно всегда будет вызывать изумление и восхищение. «Бетховен - это возрожденный миф о Прометее, это искусство Эсхила, Шекспира, Микеланджело, Льва Толстого» (Асафьев).

 

РОМАНТИЗМ

Ведущее направление искусства XIX века. Особенности: внимание к чувствам человека. Самым прекрасным искусством романтики считали музыку.

Темы: любовь, природа, искусство (герой - художник, поэт, музыкант), одиночество, непонятость художника (часто автобиографичность), желание уйти от действительности в сказку, в прошлое (средневековье), в экзотические страны.

Жанры: песня, романс, инструментальные миниатюры (прелюдия, ноктюрн, вальс, этюд и т.д.), вокальные и фортепианные циклы, программная музыка (идея синтеза искусств).

Представители: Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Рахманинов и другие.

ФРАНЦ ШУБЕРТ

1797 (Лихтенталь) – 1829 (Вена)

 

Великий австрийский композитор-романтик, автор около 1500 произведений: более 600 песен, 18 музыкально-сценических произведений, 9 симфоний, более 100 хоровых произведений, многочисленных сочинений для фортепиано (22 сонаты. 8 экспромтов, 6 «Музыкальных моментов», вальсы, марши и др.).

Заниматься музыкой начал в 7 лет у отца (школьного учителя) и старшего брата. С 11 по 17 лет учился в Венском конвикте (педагоги - Сальери и Ружичка), с 17 по 18 лет - в школе св. Анны, готовящей учителей. 2 года работал младшим учителем в школе отца. В 1816г. стал свободным художником.

Творчество Шуберта развивалось в неблагоприятных условиях (реакция, наступившая после наполеоновских войн, от искусства требовалась развлекательность, а не серьезные идеи). При жизни композитора его произведения почти не издавались и редко звучали со сцены. Единственный авторский концерт состоялся за полгода до смерти. Распространялись его сочинения благодаря друзьям на «шубертиадах» (любительских концертах, где звучала музыка Шуберта в исполнении автора и других музыкантов).

Вокальное творчество.

Песни занимали главное место в творчестве Шуберта и оказали влияние на другие жанры (песенные темы встречаются в симфониях, сонатах, фортепианных миниатюрах).

«Маргарита за прялкой» (1814) - первая романтическая песня, на стихи Гёте (из «Фауста»). Характер печальный, тема - о несчастной любви, об одиночестве. Вокальная партия (выразительная, проникновенная мелодия) и фортепианная (изображающая монотонное жужжание прялки, создающее тоскливое настроение, о объединяющее все произведение) равноправны:

 

Лесной царь» (1815) - на стихи Гёте. Новый жанр - баллада (происходит из народной поэзии). Особенности: повествовательность, увлекательный сюжет, часто фантастический, трагическая развязка, сквозное развитие (поэтому возрастает роль фортепианной партии, а в мелодии появляется декламация). Самый яркий пример – музыкальное воплощение криков ребенка:

Вокальный цикл - новый романтический жанр, созданный Шубертом: ряд песен, объединенных сюжетом, идеей и музыкальными средствами (общие интонации, ритмы и т.д.). Шубертом написаны два вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» (20 песен, 1823г.) и «Зимний путь» (24 песни 1827г.)- Общее в них: стихи одного поэта Мюллера; романтические темы - несчастная любовь, странствия, одиночество; изобразительность аккомпанемента. Различия: «Зимний путь» - произведение более трагическое (в 1-м цикле у героя есть «друг» - ручей, во 2-м - герой одинок, его странствия бесцельны): в «Прекрасной мельничихе» природа весенняя, цветущая, в «Зимнем пути» - холодная, застывшая, враждебная человеку; мелодии 1-го цикла напоминают народные песни (№ 1 «В путь»):

 

 вокальные партии 2-го цикла соединяют распевность и декламационность (№ 24 «Шарманщик»); во всех песнях 1-го цикла фортепианная партия изображает журчание ручья, его настроение соответствует настроению мельника (радостное в № 1, печально-умиротворенное в № 19 «Мельник и ручей»):

 

 во 2-м цикле фортепианная партия сложнее, изображает тяжелый шаг путника (№ 1 «Спокойно спи»), игру шарманки (№ 24), (тема вокальной парии –

 

 шелест листвы, завывание ветра, звук почтового рожка; большинство песен 1го цикла - мажорные, во 2-м цикле - минорные, гармонически более сложные, чем в 1-м цикле.

Неоконченная симфония, си минор, № 8.

 

Создана в 1822г., впервые исполнена в 1865г. - судьба этого произведения отражает отношение современников к музыке Шуберта. Первая романтическая симфония: содержание - раскрытие переживаний, чувств человека мечтательного, легко ранимого. Состоит из 2-х частей, но идея исчерпана: 1 часть - драматическая, 2 часть - лирико-созерцательная, выражает примирение с судьбой. Необычен музыкальный язык: мелодии песенного склада, их вступлению предшествуют несколько тактов аккомпанемента (как в песне); тональность 1 части - си минор, 2 части - Ми мажор, тональное соотношение ГП и ПП в 1 части - терцовое (си минор– Соль мажор), оркестровка красочная, повышается роль деревянных духовых (т.ГП исполняют гобой и кларнет на фоне сопровождения струнных). Форма 1 части -сонатная:

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.