Джузеппе фортунато франческо верди — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Джузеппе фортунато франческо верди

2022-10-03 26
Джузеппе фортунато франческо верди 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1813, д. Ронколе, близ Буссето- 1901, Сант-Агата, близ Буссето

 

Великий итальянский композитор. Автор 26 опер. Отец - хозяин деревенского трактира и лавочник, мать - прядильщица. Раннее проявление музыкальной одаренности. Занятия у церковного органиста. С 12 лет - школа в Буссето и служба в Ронколе (органист в церкви). Покровительство А. Барецци (купец, любитель музыки). Создание первых произведений, начало дирижерской и педагогической деятельности. 1832г. - неудачная попытка поступить в Миланскую консерваторию. Занятия у Лавиньи. Выступления в концерте Филармонического общества. Руководство концертами в Буссето. Создание 15 опер с 1836 по 1850 гг. 1851-53 гг. - творческая зрелость: «Риголетто», «Трубадур». «Травиата». Заказы на оперы театров Лондона, Рима, Петербурга (поездки в Россию в 1861, 62 гг), Каира. Политическая деятельность (депугат парламента), строительство больницы и дома для престарелых музыкантов. Поздний период: «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1893) - оперы по Шекспиру.

Реформатор оперы. Прекрасный мелодист. Обогатил оркестровый стиль.

«РИГОЛЕТТО» - по драме Гюго «Король забавляется». Трагический сюжет, главный герой -шут.

Вступление - на теме проклятья.

Песенка Герцога - ритм вальса, запоминающаяся мелодия, отражающая беззаботный и легкомысленный характер персонажа.

Квартет — кульминация оперы, раскрытие смысла событий и чувств героев: тоска Джильды, мрачная решимость Риголетто, веселая насмешливость Маддалены, пылкость Герцога.

«АИДА» (1871) - по заказу Каирского театра к открытию Суэцкого канала. В основе старинная египетская легенда. Либретго Гисланцони. Захватываюший сюжет, драматизм. Сочетание романтизма (экзотика, древность, красочность оркестровки и гармонии) и реализма (правда чувств). Контрастность массовых сцен (торжественные хоры, шествия, балет) и ансамблевых, сольных (драма героев). Развитие национальных традиций (вокальный мелодизм), а также французских (зрелищность), немецких (роль оркестра), русских (восточный колорит).

Действующие лица и голоса:

Аида, рабыня-эфиопка - сопрано

Амнерис, дочь фараона - меццо-сопрано

Радамес, начальник дворцовой стражи - тенор

Рамфис, верховный жрец - бас

Амонасро, царь Эфиопии, отец Аиды - баритон

Вступление — лейтмотив любви Аиды: нежный лирический у скрипок. 2-я тема - лейтмотив жрецов (фугато, низкие струнные, мрачный характер). Одновременное звучание лейтмотивов (контрастная полифония - выражение основной идеи оперы: конфликт любви и жестокости).

Романс Радамеса - Зх-частная форма. Вступление - героические фанфары. Основная тема лирическая, средний раздел - тембр деревянных духовых (лейтгембр Аиды).

Терцет начинается лейтмотивом любви Амнерис (извилистая мелодия струнных), основная тема - лейтмотив ревности Амнерис (возбужденный характер, быстрый темп, хроматизмы в мелодии).

Сцена Аиды - противоречивые чувства: любовь и долг. контрастные разделы. последний -молитва.

Сцена посвяшения (финал 1 д.) - в храме. Обряд. Тема Великой жрицы (мажор с двумя ув.2), хорал и Свяшенная пляска жрии.

Финал II д. - торжественная встреча победителей. Гимн, марш (духовой оркестр на сцене). Средний раздел - пленные (среди них отец Аиды).

Дуэт Аиды и Амонасро (3 д.) – драматизм, контрастные темы, распевная («Возвратимся мы в край наш дорогой») и гневные проклятья Амонасро.

Сцена суда (4 д.) - лейтмотив жрецов (унисон басов а capella), возгласы отчаяния Амнерис «Боги, сжальтесь».

Заключительный дуэт Аиды и Радамеса - отрешенное звучание, «не столько звуки, сколько слезы» (современник Верди). 2ой план - тема Великой жрицы (в храме отпевают Радамеса).

«Верди стал символом, идеалъным олицетворением своего народа, как никакой другой художник до него» (Ганс Галь).

ФЕРЕНЦ ЛИСТ

1811 (Доборьян. ныне Рейдинг, Венгрия) - 1886 (Байрейт, Германия)

 

Великий венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Основоположник венгерской национальной композиторской школы. В Венгрии жил недолго, но его творчество связано с культурой этой страны: содержание (Венгерские рапсодии, «Погребальное шествие». симфоническая поэма «Венгрия» и др.) и жанры, ритмы, интонации народной музыки в большинстве произведений.

Родился в семье служащего в имении князя Эстерхази. Первый учитель — отец (музыкант-любитель, играл на фортепиано и виолончели). В 9 лет - успешные концертные выступления в Венгрии: отъезд в Вену, там - занятия у Черни и Сальери, встреча с Бетховеном. 1823 - переезд в Париж, невозможность поступления в консерваторию (из-за иностранного происхождения), частные уроки у Пауэра и Рейхи, концерты в Париже, гастрольные поездки по Франции и Англии. 1827 год — смерть отца, начало педагогической деятельности. 30-е годы - знакомство с Берлиозом, Шопеном. Паганини Россини, Беллини, Гюго, Гейне. Бальзаком. Дюма, Ж. Санд, Делакруа и др. Любовь к французской писательнице Мари д'Агу (псевдоним Даниэль Стерн). Поездки по Швейцарии, Италии. Начало работы над циклом «Годы странствий». Выход в свет 1ых музыкально-критических статей. 1839 - первый сольный концерт (клавирабенд) в Риме, поездка в Венгрию, где он не был 18 лет.

40-е годы - кульминация исполнительской деятельности: поездки по всей Европе - от Англии и Португалии до Турции (в России - в 1842, 43,47 годах). Знакомство с Мендельсоном, Шуманом, Вагнером, Глинкой. Даргомыжским, Верстовским, Варламовым, Стасовым, Серовым. А. Рубинштейном. Встреча с Каролиной Витгенштейн.

1848-1861 гг. - Веймарский период. Отказ от гастрольных поездок. Руководство оперным театром и симфоническими концертами, создание лучших фортепианных и симфонических произведений. Знакомство с Брамсом, Тургеневым. Организация «Нововеймарского союза» (школы) и «Всеобщего немецкого музыкального союза». Работа над созданием «Венгерских рапсодий» (писал их почти до самой смерти).

1861-1869 - римский период. Принятие сана аббата. Создание духовных сочинений (Реквием. оратория «Легенда о святой Елизавете», сочинений для органа и др.), произведений для фортепиано (в том числе «Испанская рапсодия»).

Последний период творчества: 1869 - возвращение в Веймар, частные поездки в Австрию. Италию, Венгрию; знакомство с Григом, Чайковским, Бородиным, Кюи, Глазуновым, Дебюсси; окончание работы над циклом «Годы странствий», последними симфоническими поэмами и фортепианными пьесами. 1886 год - поездки и выступления, несмотря на ухудшение здоровья. Последнее выступление - 19 июля (Люксембург). Конец июля - пребывание на венгерском фестивале в Байрейте. Умер 31 июля.

Вывод по творчеству: Лист - представитель романтизма: близка идея синтеза искусства (поэтому большинство произведений программные); темы - любовь (ноктюрн «Грёзы любви»), природа (этюд «Метель»), искусство («Обручение» по картине Рафаэля), странствия (цикл «Годы странствий» автобиографичен); обращение к национальным культурам - венгерской, испанской, итальянской (Тарантелла),  русской (обработка песни Алябьева «Соловей». «Марша Черномора» Глинки и др); жанры - циклы программных фортепианных миниатюр: этюды, вальсы, баллады, рапсодии, симфонические поэмы (программные одночастные произведения - жанр создан Листом).

Творческое наследие: фортепианная музыка - 19 венгерских рапсодий, Испанская рапсодия. Этюды по каприсам Паганини, Этюды высшего исполнительского мастерства, цикл «Годы странствий». Соната си минор. 2 концерта для фортепиано с оркестром, транскрипции, парафразы и др.; симфоническая музыка - 13 симфонических поэм (в том числе «Прелюды», «Фауст-симфония», «Данте-симфония», вокально-инструментальная музыка – оратории, романсы и песни.

Свою роль в музыке Лист видел в утверждении национального искусства («Я от колыбели до могилы душой и телом остаюсь мадьяром: цель моей жизни заключается в том, чтобы Венгрия когда-нибудь с гордостью могла указать на меня») и в поисках новых путей: «Даже если бы все мои произведения были неудачными, это не означало бы, что они являются совсем бесполезными, ибо они дали толчок к дальнейшему развитию» (Ф. Лист).

 

ЭДВАРД ГРИГ 1843 (Берген) - 1907 (Берген)

 

Великий норвежский композитор, создатель национальной композиторской школы, выдающийся пианист, педагог, музыкальный критик.

Происходил из культурной и музыкальной семьи. Отец - британский консул и коммерсант. Мать - пианистка, выступала в концертах музыкального обшества «Гармония» и в домашних «оперных собраниях». С 6 лет - занятия музыкой (у матери) и посещение школы. 12 лет- создание 1 произведения (Вариации на немецкую тему). 1858-62 гг. — учеба в Лейпцигской консерватории (фортепиано, композиция). 1863-66 гг. - Копенгаген. Знакомство с Андерсеном. Поездки по Скандинавии со скрипачом У. Булем, запись народных мелодий. Произведения: фортепианная и скрипичная сонаты, цикл для фортепиано «Поэтические картинки», песни (в т.ч. на стихи Андерсена).

1866-74 гг. руководство Филармоническим обществом в Христиании (ныне г. Осло). Женитьба на певице Н. Хагерупп (исполнительнице его песен). Поездка в Италию, встреча с Листом и норвежским драматургом Ибсеном. Создание фортепианного концерта, «Лирических пьес», песен, хоров, музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». С конца 70-х гг. и до конца жизни - пребывание в Норвегии (вилла Трольхауген - «Холм Троллей» вблизи Бергена) и гастрольные поездки по Европе. Знакомство с Чайковским, Брамсом и др. Европейская слава, получение почетных наград и званий (в т.ч. доктора Кембриджского и Оксфордского университетов).

Обобщение. Представитель романтизма: лирика, тема природы, любви, искусства, фантастика, создание национальных образов, картин народного быта. Жанры: фортепианные миниатюры (более 150), песни (более 140), симфония, фортепианный концерт и др.

ГЕКТОР  БЕРЛИОЗ 1803 (Кот-Сент-Андре) -1869 (Париж)

 

Великий французский композитор («Фантастическая симфония», «Ромео и Джульетта» и др.), дирижер, музыкальный критик. Родился в семье врача и по желанию отца учился этой профессии в Парижской медицинской школе, одновременно занимался музыкой у Лесюэра. В 1826 году поступил в Парижскую консерваторию. В 1830 году участвовал в конкурсе композиторов и получил Большую Римскую премию, дававшую право 3-летнего пребывания в Италии. В этом же году написал «Фантастическую симфонию» - программное автобиографическое сочинение. Каждая часть имеет свое название: - «Мечтания, Страсти»,

2 - «Бал»

3 - «Сцена в полях»,

4 - «Шествие на казнь»,

5- «Сон в ночь шабаша».

а также подробное пояснение. В симфонии заметно влияние театра: каждая часть - словно оперная сцена, в каждой звучит лейтмотив возлюбленной (лейтмотив-тема, сопровождающая в опере появление героя и являющаяся его характеристикой).

Обновлен состав оркестра, введены дополнительные инструменты: деревянные духовые (малая флейта, английский рожок, малый кларнет), медные духовые (тромбоны, туба), ударные (большой и малый барабаны, тарелки, колокола), струнно-щипковые (2 арфы).

Берлиоз - смелый новатор, поэтому его музыка не пользовалась успехом при жизни. Лишь немногие музыканты (Лист, Шуман. Балакирев, Бородин и некоторые другие) сумели оценить его по достоинству.

 

ЖОРЖ БИЗЕ

1838. Париж - 1875, предместье Парижа Буживаль

 

Великий французский композитор, автор оперы «Кармен», а также других музыкально-театральных сочинений, фортепианных, симфонических и вокальных произведений - ярких и жизнелюбивых. «Он весь - молодость, сила, радость, бодрость духа» (Сен-Санс).

Крещен как Александр-Цезарь-Леопольд, но в семье его звали Жорж, Родители - музыкально одарены: отец - учитель пения, автор романсов и фортепианных пьес, мать - первая учительница сына по фортепиано (занятия с 4 лет). В 9 лет - поступление в класс фортепиано Мармонтеля в Парижской консерватории (официально зачислен только через год из-за юного возраста), в 13 лет - в класс органа Бенуа, в 14 - в класс композиции Галеви. Присуждение Бизе первых премий по фортепиано в консерватории (1853), по органу и фуге (1855), второй Римской премии за кантату «Давид» 1856. первая премия не присуждалась). а также премий по всем теоретическим дисциплинам. 1855г. создание Симфонии До мажор (издана лишь в 1935г.). 1857г. - окончание консерватории, участие в конкурсе на сочинение оперетты «Доктор Миракль», объявленном Оффенбахом, получение Большой Римской премии и отъезд в Италию.

1860г. - возвращение во Францию, тяжелое материальное положение, случайные заработки, педагогическая деятельность. 1863г. постановка оперы «Искатели жемчута». Одобрительные отзывы Берлиоза и Гуно. 1866г. - работа над оперой «Иван Грозный». 1867г. премьера оперы «Пертская красавица», публикация единственной статьи «Беседы о музыке». 1868г. - окончание работы над симфонией «Рим». 1869 - женитьба на Ж. Галеви (дочери композитора и учителя Бизе). 1870 - франко-прусская война, вступление в Национальную гвардию. 1871 - отъезд из Парижа в дни Парижской коммуны.

Последние годы жизни - напряженная творческая деятельность: оперы «Джамиле», и «Дон Родриго», музыка к драме Доде «Арлезианка». 3 марта - премьера «Кармен». Переутомление, болезнь, внезапная смерть 3 июня 1875г.

Опера «КАРМЕН» (1875) по новелле французского писателя Мериме. Либреттисты - Мельяк и Галеви. Создана по заказу Комического театра, поэтому не имела речитативов (традиция). они были написаны после смерти Бизе композитором Гиро. Романтические черты (испанский колорит, образы Кармен и Эскамильо) и реалистические (народные сцены, образы Хозе и Микаэлы). Сопоставление жизнерадостных народных сцен и драмы главных героев: Кармен (меццо-сопрано), Хозе (тенор), Тореадора Эскамидьо (баритон), невесты Хозе Микаэлы (сопрано).

Вступление - 1 тема — марш из 4 д., 2 тема - куплеты Эскамильо из 2 д. Им противопоставлен лейтмотив Кармен – звучит трагично, ув. 2 - испанский колорит и напряженность.

Марш и хор мальчиков - вступление: фанфара-труба за сценой, основная тема - флейта и флейта пикколо, затем детский хор, задорный характер, четкий ритм, кварты в мелодии.

Хабанера - вступление: лейтмотив, но характер оживленный, основная тема - народная песня со сложным ритмом (пунктирный в сопровождении, триоли в мелодии).

Сегидилья изящная, соединяет песенность и танцеватьность: пониженная II ступень, «гитарный» аккомпанемент.

Антракт ко 2 д. - тема песни Хозе, напоминает народную, отличается четким ритмом.

Куплеты Эскамильо (2 д.) - «портрет» героя, эффектный, яркий ритм болеро. 2ю тему (марш из вступления к опере) подхватывает хор.

Дуэт Кармен и Хозе (2 д.) - сцена со сквозным развитием: самые яркие эпизоды: песня Кармен - без слов. Кармен танцует с кастаньетами - и ариозо Хозе «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила» - нежная мелодия, сопровождение - деревянные духовые, арфа.

Антракт к 3 д. - симфонический ноктюрн, спокойный характер, светлый колорит - мелодия у флейты и кларнета.

Марш контрабандистов (нач.З д.) - звучит мрачно и настороженно.

Ариозо Кармен (сцена гадания, З д.) - трагическое предчувствие смерти; напоминает мелодию сегидильи, но иной ритм: аккорды в сопровождении звучат траурно.

Антракт к 4 д. - (народный танец поло), марш (1 тема вступления) и танцы («Фарандола» и «Цыганский танец» из «Арлезианки», «Оле» из «Пертской красавицы») - кульминация народных сцен. Им резко контрастирует Дуэт Кармен и Хозе - конфликт характеров, трагическая развязка.

Премьера оперы не имела успеха, но пророческим оказалось мнение Чайковского: «Я убежден, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».

 

КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ 1862 (Сен-Жермен) - 1918 (Париж)

 

Великий французский композитор, выдающийся пианист, дирижер, музыкальный критик. Творческое наследие: опера «Пеллеас и Мелизаняа». 3 балета, кантаты, вокальные и программные симфонические произведения, сочинения для фортепиано (24 прелюдии, 12 этюдов, цикл «Детский утолок», «Эстампы» и др.).

Родился в семье коммерсанта. Занятия музыкой с 9 лет. 1872-84 гг,- учеба в Парижской консерватории. Поездки по Европе и России с семейством фон Мекк в качестве домашнего аккомпаниатора и учителя музыки. 1884-87 гг. - стажировка в Италии благодаря получению Большой Римской прими за кантату «Блудный сын».

90-е годы - «Бергамасская сюита» для фортепиано (в нее входит пьеса «Лунный свет»), симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», симфонический цикл «Ноктюрны» «Облака», «Празднества», «Сирены»), вокальные произведения на стихи поэтов-символистов. Работа над оперой «Пеллеас и Мелизанда».

900-е годы - создание лучших фортепианных произведений. Музыкально-критическая деятельность. Концертные поездки (в Россию в 1913г.).

Обобщение. Представитель импрессионизма (направление появилось во французской живописи и оказало влияние на музыку - живописность, красочность). В позднем периоде - черты неоклассицизма (обращение к старинным жанрам и формам, введение в них современных средств выразительности). Интерес к культурам разных стран: России, Испании, Китая и др. Новаторство музыкального языка, особенно гармонии: «Дебюсси вновь раскрыл всем музыкантам сущность аккорда; он был столь же значителен, как Бетховен, который указал нам путь к развитию формы и как Бах, который открыл перед нами высшую мудрость контрапункта» (Барток).

 

 

МОРИС ЖОЗЕФ РАВЕЛЬ 1875 (Сибур) - 1937 (Париж)

 

Великий французский композитор, пианист, дирижер. Вырос в интеллигентной семье: отец - талантливый инженер, любитель музыки и литературы. С детства - влияние двух культур: французской и испанской (мать происходила из старинного испанского рода). Занятия музыкой с 7 лет. 1е произведение - Вариации для фортепиано на тему Шумана.

1889-1900 гг. - учеба в Парижской консерватории, неудачные попытки участвовать в конкурсах на Большую Римскую премию - консервативное жюри не принимало произведений Равеля.

Сочинения 90-9000 гг.: для фортепиано - «Старинный менуэт», «Павана» (существует и оркестровый вариант), «Игра воды», циклы «Ночные видения», «Моя матушка-гусыня», «Благородные и сентиментальные вальсы», вокальный цикл «Шехеразада», «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра, опера «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя» и др.

Годы 1-ой мировой войны - добровольная служба в армии, тяжелое заболевание, демобилизация. Лучшие произведения послевоенного периода: фортепианная сюита «Гробница Куперена», 2 фортепианных концерта, хореографическая поэма «Вальс», «Болеро» (создано по заказу балерины Иды Рубинштейн, приобрело известность как симфоническое произведение). «Музыка Равеля -мозаика переливчатых пятен и бликов, изощренная, нежная, причудливая «(Каратыгин). Соединение традиций французской (Куперен, Рамо, Дебюсси) и испанской культур, принципов импрессионизма и неоклассицизма. Интерес к русской музыке (оркестровка «Картинок с выставки» Мусоргского).

 

СОДЕРЖАНИЕ

Развитие музыки до XVII века. ……………...……………………3

Музыкальная культура Западной Европы

XVII – нач. XVIII вв……………………………………………..…3

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ..……..……………………..………3

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ……………………….…………......4

КЛАССИЦИЗМ …………………………………………………...7

ЙОЗЕФ ГАЙДН…………………….…………….…………...……8

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ……………………………...12

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН…………………………………..…20

РОМАНТИЗМ …………………………………………...……….25

ФРАНЦ ШУБЕРТ………………………………………………....26

ФРИДЕРИК ФРАНТИШЕК ШОПЕН …………………………..30

РОБЕРТ ШУМАН ………………………………………..…….…35

РИХАРД ВАГНЕР ……………………………………………….36

ИОГАННЕС БРАМС………………………………….………..…36

ДЖУЗЕППЕ ФОРТУНАТО ФРАНЧЕСКО ВЕРДИ…………….37

ФЕРЕНЦ ЛИСТ ………………………………………………...…38

ЭДВАРД ГРИГ………………………………………………..…....39

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ ………………………………………..…..…40

ЖОРЖ БИЗЕ…………………………………………………....…..40

КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ ………………………………..….…42

МОРИС ЖОЗЕФ РАВЕЛЬ……………………………..…….……42

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.