Музыкальная культура Западной Европы XVII – нач. XVIII вв. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Музыкальная культура Западной Европы XVII – нач. XVIII вв.

2022-10-03 38
Музыкальная культура Западной Европы XVII – нач. XVIII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новые жанры: опера, кантата, оратория, сюита (состоящая из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и дополнительных танцев), кончерто гроссо, сольный концерт (для солирующего инструмента и оркестра). Инструменты: орган, клавесин, струнно-смычковые (старые и новые), духовые. Направления в искусстве: барокко (причудливый, странный); представители: Корелли, Вивальди, Перселл, отчасти Бах и Гендель, рококо (раковинка; представители – Куперен, Рамо), классицизм (образцовый; представитель в XVII вв. Люли, в XVIII в. Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др).

 

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ

Галле) – 1759 (Лондон)

Великий немецкий композитор, органист, клавесинист. Отец – цирюльник – хирург. Учитель – Цахау, 1698 – 1702 – гимназия, 1702 – 1703 – юридический факультет университета, служба в соборе (органистом) и гимназии (учителем). 1703 – 1706 – Гамбурк, 1706 – 1710 – Италия, 1710 – 1717 – «годы странствий», 1717 – 1759 – Лондон. Жанры: оратория, кантата, опера, кончерто гроссо, органные произведения, сюиты и др. Гендель – художник светский, создатель героического стиля в музыке. Большинство произведений возвышенны, величественны. «Искусство света и радости» - так назвал творчество Генделя Ромен Роллан.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

1685          -         1750

21.03                     28.07

Эйзенах                 Лейпциг

Гениальный немецкий композитор, органист, клавесинист, педагог. Играл на органе, скрипке, руководил хором, был знатоком акустики и органов. Из семьи потомственных музыкантов (4 его сына тоже стали композиторами). Учился у отца, затем у старшего брата. Окончил гимназию. С 15 лет начал самостоятельную деятельность: певчий в хоре, скрипач, органист. До 1708 г. «странствия» (Люнебург, Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен). 1708 – 1717 – Веймарский период. Придворный органист. Создание лучших органных произведений. 1717 – 1723 – Кетенский период. Придворный музыкант. Создание клавирных и оркестровых произведений. 1723 – 1750 – Лейпцигский период. Кантор в церкви св. Фомы. Создание лучших вокально – инструментальных произведений.

Нелегкая судьба: в 10 лет осиротел, ран начал самостоятельную жизнь, медленно, но упорно продвигался по службе, нередко испытывал унижения, в конце жизни ослеп. Был недооценен современниками – известен лишь в Германии и в основном как исполнитель (состязался с Л. Маршанном). Несмотря на это добился довольно высокого положения, хотя истинное значение творчества раскрылось лишь через 100 лет после его смерти.

Стиль Баха гомофонно- полифонический. Гомофония – многоголосие, в котором один голос (мелодия) главенствует, а остальные имеют подчиненное значение. Полифония – многоголосие, основанное на равноправии голосов. Контрастная полифония – соединение самостоятельных тем. Имитационная полифония – повторение темы в разных голосах (имитация – подражание). Фуга (бег) – полифонический жанр и высшая форма полифонической музыки. Начинается одноголосно с темы (основная музыкальная мысль произведения). Голоса вступают поочередно. 3 раздела: экспозиция, средний раздел, заключительный раздел.

 

1. Экспозиция – начальный раздел фуги, в котором тема проводится во всех голосах. Количество проведений темы равно количеству голосов фуги. Тема в начале фуги проводится одноголосно. Ответ – проведение темы в доминантовой тональности. 2 вида: реальный (точный) и тональный (с изменениями). Противосложение – мелодия, звучащая одновременно с ответом в голосе, начавшем фугу. 2 вида: удержанное (повторенное несколько раз) и неудержанное. Интермедия – эпизод без темы. Схема экспозиции фуги:

 

 

 


Условные обозначения:

Тема и ответ              ; противосложение             ,      – интермедия.

 

2. Средний раздел – развитие. Методы развития: секвенции, модуляции, полифонические приемы преобразования темы – в увеличении, в уменьшении, в обращении, ракоход, стреттная (сжатая) имитация.

 

3. Заключительная часть – проведение темы в основной тональности (хотя бы один раз).

Простая фуга – на одну тему. Двойная фуга – на две темы.

 

Органное творчество.

Орган – любимый инструмент Баха, «король инструментов» (Моцарт) того времени. Жанры: хоралы, малые циклы (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), концерты, трио-сонаты. Хоралы – основа творчества Баха. Хоральные обработки объединены в сборники, самый известный из которых – «органная книжечка» (45 хоралов, № 40 – «Я взываю к Тебе, Господи», фа минор). Характер зависит от текста, в хоралах присутствуют музыкальные символы, музыкально-риторические фигуры («крест», «Вознесение», «Верую» и др.). Тема – монограмма ВАСН (встречается в последнем произведении Баха – хорале «Перед Твоим престолом, Господи, я предстаю» - легенда) – символ «креста»:

 

Токката и фуга ре минор – самое известное органное произведение Баха. Характер – величественный и трагический (начало символизирует «распятие Христа»):

 

В фуге волевое начало обуздывает стихийные силы:

Токката и фуга контрастны, но имеют и общие черты: заключение фуги (кода) перекликается с началом произведения, а тема фуги подготавливается в токкате. Оканчивается произведение в миноре, что было крайне редко в то время.

 

Клавирное творчество.

 

Жанры: сюиты, концерты, прелюдии и фуги, инвенции («Выдумка»). Каприччио и др.

Инвенции («выдумка») – 15 двухголосных пьес в 15 тональностях. Первая – До мажор – рождается из плавной и неторопливой темы спокойного характера:

 

 

Восьмая инвенция, Фа мажор – бойкая, веселая, упругая:

Баховское клавирное творчество отличает новая трактовка инструмента. Он превращается в концертный.

«Хорошо темперированный клавир» (ХТК)

Цикл из 2х томов (1й 1722г., 2й - 1744г.) по 24 прелюдии и фуги в каждом. Впервые Бах применил все 24 тональности и расположил их по хроматическому принципу (до мажор, до минор, До диез мажор, до диез минор, Ре мажор и т.д.). Доказал преимущества темперированного строя. «ХТК» - «музыкальная Библия», содержит религиозные образы, хоралы, символы.

Прелюдия и фуга До мажор из 1 тома - Благовещение. Прелюдия -возвышенный покой, лютневая фактура, ясные гармонии. Тема фуги - хорал «Что Господь делает, то во благо»,

Прелюдия и фуга до минор из 1 тома «Пламенеющая вера». Прелюдия напоминает токкату:

 ее заключение - импровизационного склада.

Фуга – 3х голосная, тема с танцевальным  ритмом:

Прелюдия и фуга ми бемоль минор из 1 тома - трагическое произведение, -  «Снятие с креста». Прелюдия в ритме сарабанды. Тема фуги песенная.

Вывод по творчеству. В проведениях Баха раскрываются вечные темы: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть. Большинство сочинений - религиозно-философские. Преобладают трагические настроения (Месса си минор, «Страсти по Матфею»), но есть и радость, веселье (1 и 3 части Итальянского концерта, «Шутка», «Кофейная кантата»).

Баховское творчество сложнее и глубже, чем произведения его современников, отсюда недооценка его при жизни. Но это же - залог вечности его творений.

КЛАССИЦИЗМ

 

Ведущее направление в музыке 2-ой половины XVII — начала XIX вв. Особенности: вера в разум, сдержанность в выражении чувств, логичность, совершенство форм. Жанры: опера, симфония, соната, квартет, концерт. Представители: Глюк, сыновья Баха, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.

К.В. Глюк (1714 -1787) - реформатор оперы. «Орфей и Эвридика» (1762г.) -античный сюжет, возвышенные идеи.

Симфония — ведущий жанр эпохи классицизма, сформировавшийся в творчестве Гайдна.

Строение сонатно-симфонического цикла:

1 часть - быстрая; сонатная форма.

2 часть - медленная; трехчастная форма или вариации (реже — сонатная).

3 часть - менуэт (у Бетховена - скерцо); сложная трехчастная форма.

4 часть - быстрая -  рондо-соната или, реже, - рондо.

ЙОЗЕФ ГАЙДН

                                            1732 (д. Рорау) - 1809 (Вена)

 

Великий австрийский композитор. Основоположник венского классицизма. Создатель классической симфонии  (более 100), сонаты (более 60), квартета (более 80); автор 14 месс, 4 ораторий, ок. 20 опер, ок. 30 концертов для разных инструментов, множества песен, танцев, маршей, серенад, дивертисментов и других произведений.

Отец Гайдна был каретником, мать кухаркой. Семья трудолюбивая, дружная, очень музыкальная. С 5 до 8 лет воспитывался у родственника - школьного учителя, с 8 до 17 был певчим капеллы собора св. Стефана в Вене. 1749-1761 годы - самые трудные в жизни Гайдна (случайные заработки, нищета). С 1761 года служба у князей Эстерхази. В 90-е годы Гайдн стал свободным художником: совершил 2 поездки в Лондон (создал 12 Лондонских симфоний). В конце жизни композитор завоевал европейскую славу (его произведения исполнялись в крупнейших городах, в том числе в Петербурге и Москве).


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.