Вступление    экспозиция                   разработка               реприза           кода — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вступление    экспозиция                   разработка               реприза           кода

2022-10-03 36
Вступление    экспозиция                   разработка               реприза           кода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                   т. ГП связка т .ПП З.ч. вст., эпизод из т.ПП т.ГП связка т.ПП З.ч. вст.

                      си          Соль                                                 си            Ре       си

                   минор     мажор                                           минор       мажор    минор

 

Тема вступления:

 

 

Тема главной партии:

 

Тема побочной партии:

 

Обобщение. Судьба Шуберта трагична: он прожил всего 31 год, не было в его жизни ни далеких путешествий, ни блестящих знакомств (встреча с Бетховеном, о которой он так мечтал, не состоялась), ни заслуженной славы. После смерти композитора друзьями его был издан сборник «Лебединая песня». В 30-е годы творчество Шуберта начали пропагандировать Лист, Шуман, Мендельсон. Сейчас музыка его звучит во всем мире, потому что она раскрывает «радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать болыиинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта». (Асафьев).

Одно из самых популярных произведений композитора – Музыкальный момент фа минор:

           ФРИДЕРИК ФРАНТИШЕК ШОПЕН

       1810, Желязова Воля под Варшавой - 1849, Париж

 

Великий польский композитор и пианист. Основоположник польской национальной композиторской школы (как Лист в Венгрии, Глинка в России).

Представитель романтизма: лирика, национальные особенности (в содержании - образ Польши, как романтической мечты, присутствует постоянно: в жанрах -мазурка, полонез, краковяк); в музыкальном языке интонации, ритмы, лады народной музыки); жанры: баллада, фантазия, фортепианные миниатюры - прелюдия, этюд, ноктюрн, вальс и др.). Но необычно: не привлекала идея синтеза искусств, поэтому не писал программной музыки и опер. Творческое наследие - в основном фортепианные произведения: 4 баллады, 4 скерцо, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 2 сонаты, Фантазия фа минор, Колыбельная, Баркарола, 4 экспромта, 16 полонезов, ок. 60 мазурок, 17 вальсов, 20 ноктюрнов, 27 этюдов, 25 прелюдий. Кроме фортепианных произведений - ок. 20 песен, Соната для виолончели и фортепиано, Трио.

Происходил из культурной и музыкальной семьи. Отец (Николай Шопен) - французский эмигрант, известный преподаватель иностранных языков, играл на скрипке и флейте; мать (Юстина Шопен, в девичестве Кжижановская) играла на фортепиано и пела.

Первые проявления гениальной одаренности в 5 лет. 6 лет - занятия с В. Живным (фортепиано). 7 лет - первое публичное выступление, выход из печати 2-х полонезов и статьи о «польском Моцарте». 12 лет - занятия композицией у Эльснера. 1823-26 - лицей. 1826-29 - Высшая школа музыки. 1830 - отъезд из Варшавы в Париж (в пути получил известие о поражении польского восстания). 1831 - статья Шумана о Шопене «Орus 2». 1832 - первый концерт в Париже, начало европейской славы. С середины 30-х до середины 40-з годов - самый плодотворный период, знакомство с Листом, Мицкевичем, Делакруа, Бальзаком, Гюго, Шуманом и др. Любовь к французской писательнице Жорж Санд. Вторая половина 40-х годов - тяжелая болезнь, разрыв с Жорж Санд. Умер 17 октября 1849 года, похоронен в Париже, но сердце Шопена, согласно его желанию, перевезено в Польшу.

 

Фортепианное творчество.

 

В творчестве Шопена велика роль танцевальных жанров (особенность польской музыки).

Полонезы. («Польский») - 3-хдольный танец с четким ритмом, в XVII веке сопровождал торжественное шествие польской знати, в XVIII веке - широко распространен как лирическая салонная пьеса без ярко выраженных национальных черт (Огинский). С ними схожи ранние полонезы Шопена. Лучшие полонезы написаны в Париже как олицетворение национальной героики. Они стали своеобразными музыкальными символами Польши. Полонез Ля мажор - торжественный, триумфальный, «картина величия Польши» (А.Г. Рубинштейн). Сложная 3-х частная форма, 1 тема - аккордовая фактура, ясные гармонии:

 2 тема (трио) - героические фанфары в мелодии:

Мазурки – их значение для Шопена сходно со значением песен для Шуберта. Создавались с середины 20-х годов до конца жизни (последнее сочинение - мазурка фа минор). «Лирические дневники». В основе 3 танца: мазур, оберек, куявяк. Национальные черты: размер 3/4 , акценты на 2-ю или 3-ю дулю, пунктир на сильную долю, лады народной музыки, ладовая переменность, изображение игры на народных инструментах (например, волыночные басы). Разнообразие: близкие к народным - жизнерадостные, картинные (№ 15, До мажор вступление - «игра народных инструментов», 1я тема ладовая переменность - лидийский лад:

 

 

средний раздел Зх-частной формы - акцентирование слабых долей, подчеркнутая танцевальность), лирические, печальные (№ 49, ля минор - танцевальность не подчеркивается, для нее характерна плавность, изящество, выразительная напевная мелодия:

  бальные – блестящие, эффектные (№ 5 Си-бемоль мажор - рондо, что часто в народной танцевальной музыке, рефрен - сложная мелодическая линия с широкими скачками и форшлагами, острыми акцентами:

 1й эпизод - мягкий, лирический, плавный. 2й -«волынка», ладовое своеобразие: подчеркивание в мелодии ув.2 и тритона.

Вальсы - поэтические романтические миниатюры - блестящие (№ 1), лирические - № 7:

 отражение атмосферы, в которой они возникли - парижских аристократических и художественных салонов 1й половины XIX века - изысканная красота, утонченность, безупречный вкус. Вальс № 7, до-диез минор - сложная Зх-частная форма с чертами рондо:

А          В         А

Ab          c         bab  

а - нежная печальная тема, начинается восходящей м.6, затем ритм мазурки, b - рефрен, подвижный, грациозный, с - мажор, плавное движение, более медленный темп.

Ноктюрны. От слова «ночь» (был частью заутренней службы в культовой музыке, в светской - с XVIII века). Им присущи: лиризм, небыстрый темп, гомофонная фактура (кантиленная мелодия и арпеджированный аккомпанемент). Разнообразие: светлое, мечтательное настроение, отсутствие контрастов, все признаки жанра - № 2, Ми бемоль мажор № 13, до минор - трагизм, величественность, масштабность, 1я тема сложной Зх-частной формы – строгая, сдержанная, с признаками траурного марша (размеренность, глубокие басы и аккорды, медленный темп), в мелодии соединение распевности и декламационности. Трио - мажор, гимничность, хоральная фактура. Измененная реприза: более эмоциональная, триоли; уплотнение фактуры. «немечтательный ноктюрн» (Цуккерман). Фа минор – напевная мелодия: мерный аккомпанемент:

Этюды. Образец - 24 каприса Паганини. Не учебные пьесы - технические приемы служат для создания определенных настроений, образов: стремительные пассажи в левой руке и плотные аккорды с волевыми интонациями в высоком регистре - бурный драматизм (№ 12, до минор, названный «революционным», т.к. создан под впечатлением известия о событиях в Варшаве):

 игра legato на педальном фоне в медленном темпе — утонченная лирика (№ 3, Ми мажор:

 

 

 - его мелодию Шопен считал лучшей в своем творчестве) и др.

Прелюдии. Единственный цикл миниатюр. Объединен тональным принципом (квинтовый круг, с чередованием параллельных тональностей), контрастным сопоставлением - лад (1 - мажор, 2 - минор), темп, фактура и т.д. Традиции Баха: 24 тональности, «энциклопедия стиля». Новое: не вступление, а самостоятельная пьеса, раскрывающая мимолетное настроение (поэтому сохраняет главную особенность жанра — импровизационность). Лаконичны, одно настроение, в большинстве - форма периода (ново). № 7, Ля мажор - «воспоминание о мазурке».

 

несмотря на мажор, легкая грусть. Прелюдия № 20, до минор — траурный марш, хоральная фактура, низкий и средний регистр:

 

 повторение 2го раздела - рр (трагический «уход»).

Траурный марш си-бемоль минор, 1837 год. 3-я часть Сонаты № 2, ее кульминация. Картина траурного шествия и выражение глубокого горя: мрачная минорная тональность, низкий регистр, аккордовая фактура, повторение одного звука в мелодии и одного гармонического оборота (трагическое оцепенение), остинатный ритм. Средний раздел (форма сложная Зх-частная) - мажор, воспоминание о безвозвратно ушедшем. Реприза еще трагичнее. Лист о траурном марше: «Не смерть одного героя оплакивается здесь,....пало целое поколение»:

Обобщение: музыка Шопена, получив признание при жизни композитора, популярна и сейчас. Шопен является «главным и общепризнанным ярчайшим представителем культуры своей страны и духа своего народа перед миром» (Мазель).

 

Немецкая музыкальная культура 1й половины XIX века

 

Расцвет немецкого романтизма. К.М. Вебер (1786-1826) - создатель немецкой национальной романтической оперы («Волшебный стрелок», «Оберон», «Эврианта»); музыкальный критик, пианист, дирижер. Ф. Мендельсон (1809-1847) - выдающийся композитор, педагог, 9основатель Лейпцигской консерватории), дирижер, пианист. Пропагандировал творчество Баха, Моцарта, Бетховена и др. Лучшие произведения: «Песни без слов» (48 пьес), музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (в т.ч. «Свадебный марш»), Скрипичный концерт, 2 фортепианных концерта. В его творчестве романтические черты (лирика, образы природы, программность, жанр фортепианной миниатюры) соединяются с классическими (сдержанность, строгость форм, классические гармонии).

 

РОБЕРТ ШУМАН 1810 (Цвиккау) - 1856 (Эндених, близ Бонна)

 

Великий немецкий композитор и музыкальный критик. Был также дирижером и педагогом. Романтик во всем: в жизни (противоречивый характер - 2 псевдонима: Флорестан и Эвсебий, восторженное отношение к искусству, история любви к пианистке Кларе Вик) в деятельности (просветитель, издавал журнал), в творчестве (темы - любовь, фантастика, природа; программность, жанры - фортепианные и вокальные циклы).

Родился в культурной семье (отец - книгоиздатель). Учился в гимназии, занимался литературой, музыкой. С 1828 года сочетал учебу в Лейпцигском университете с занятиями фортепиано у Ф. Вика (не стал пианистом из-за болезни рук). 30-е годы - самые плодотворные: созданы лучшие фортепианные произведения («Бабочки», «Карнавап», «Крейслериана», «Детские сцены» и др.) и статьи (1я  - о Шопене), 1840 — «год песен» (более 100, в т.ч. вокальный цикл «Любовь поэта»), женитьба на Кларе Вик, 40-50е годы - гастрольные поездки по разным странам (в Россию - 1844г.), знакомство с Шопеном. Мендельсоном, Вагнером, Листом, Берлиозом, Глинкой, Брамсом; создание симфонии, хоровых произведений, оперы «Геновева», фортепианных сочинений («Альбом для юношества» - для своих детей). Последние годы был тяжело болен.

«Карнавал». 1835г. Программная сюита из 20 контрастных номеров: сценок (№ 1 - «Преамбула», № 17 - «Признание»), портретов (№11- «Киарина» - Клара Вик, № 12 - Шопен. № 18 - Паганини, №№ 5 и 6 -Эвсебий и Флорестан - т.е. сам Шуман), танцев (№ 4 «Благородный вальс», № «Немецкий Вальс»). Идея - показ многообразия жизни и утверждение победы передового искусства над консервативным, отсталым (№ 20 - марш «Давидово братство» против филистимлян») - «Давидово братство» - вымышленный союз, объединяющий передовых музыкантов прошлого, настоящего и будущего.

РИХАРД  ВАГНЕР

1813. Лейпциг- 1883. Венеция

 

Великий немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Представитель романтизма. Основной жанр - опера (13 произведений).

Вырос в театральной среде: отчим - актер, драматург, театральный художник, старший брат - режиссер и певец, три сестры - актрисы.

1822-27 гг. - учеба в школе в Дрездене (в этот город семья переехала после смерти отца Вагнера в 1814 году), проявление литературного таланта, обучение игре на фортепиано. 1827 г. - возвращение семьи в Лейпциг, начало занятий композицией. 1830г. - исполнение Увертюры Си-бемоль мажор. 1831г. - поступление в Лейпцигский университет, занятия гармонией и контрапунктом с кантором церкви св. Фомы Вейнлигом. 1833-39 гг. - работа в провинциальных театрах (последний - в Риге), создание первых опер. 1839-42 гг. - пребывание в Париже, знакомство с Берлиозом. Гейне; начало музыкально-критической деятельности. 1843-49 гг.- дирижер придворного оперного театра в Дрездене, постановка опер «Летучий голландец» и «Тангейзер», создание оперы «Лоэнгрин», знакомство с Шуманом. дружба с Листом. 1849-62 гг. - «швейцарское изгнание» (из-за участия в дрезденском восстании Вагнер объявлен государственным преступником): создание музыкально-литературных работ. оперы «Тристан и Изольда», работа над тетралогией «Кольцо нибелунга». 1863 г. - поездка в Россию. 1864г.- пребывание в Мюнхене по приглашению баварского короля Людвига 11, оказавшего композитору материальную поддержку. 1866г.- женитьба на дочери Листа Козиме. 1868г. - создание оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1876г. - постановка тетралогии «Кольцо нибелунга» в Байрейте в театре Вагнера. 1882г. - премьера последней оперы - «Парсифаль». 13 февраля 1883г. - смерть композитора в Венёции. Похоронен в Байрейте.

Обобщение. Вагнер - реформатор жанра оперы. Литературная основа - национальная мифология, вечные темы соединяются с современными идеями, автобиографичность. Автор либретто - сам композитор. Оперы Вагнера - музыкальные драмы: непрерывное сквозное развитие, замена арий монологами, ансамблей диалогическими сценами, увертюр вступлениями. Повышение роли оркестра. Применение лейтмотивов. Оказал огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.

ИОГАННЕС БРАМС 1833 (Гамбург)-1897 (Вена)

 

Великий немецкий композитор, пианист, дирижер. Гворческое наследие: 4 симфонии, 4 концерта (2 фортепианный, 1 скрипичный. 1 двойной для скрипки и виолончели с оркестром), «Немецкий реквием», кантаты, инструментальные произведения (скрипичные, виолончельные. кларнетные сонаты. трио. квартеты, секстеты), фортепианные сочинения (сонаты, вариации. баллады, каприччио, интермеццо и другие миниатюры, в том числе вальсы и Венгерские танцы), более 200 романсов и песен, хоральные прелюдии для органа. Ни один из композиторов 2й половины XIX века не писал такого количества крупных инструментальных произведений. Развивал традиции Баха, венских классиков, а также Шуберта и Шумана.

Родился в семье музыканта. Трудное детство и юношеские годы. Занятия музыкой с 7 лет у отца и Косселя, затем у Марксена (фортепиано, теория, композиция). Школа. Участие в ансамбле, созданном отцом. С 13 лет работа тапером - аккомпанировал танцам), начало педагогической деятельности. С 14 лет - создание хоровых обработок для мужского хора, которым он дирижировал. 15 лет - первый сольный концерт. С 1851 года — активная творческая деятельность: фортепианные и вокальные произведения.

1853г. — концертная поездка с венгерским скрипачом Ременьи, знакомство с Листом, Шуманом. Статьи Шумана «Новые пути» о Брамсе. 1853 - 1862 - «годы странствий». 1862 — переезд в Вену, 60-е гг. - руководство Венской Хоровой Капеллой, создание хоровых произведений (в том числе «Немецкого реквиема»), знакомство с Вагнером, Тургеневым, Штраусом. А. Рубинштейном. 70-е нач. 80х гг. симфонические произведения; руководство концертами «Общества любителей музыки», дружба с Дворжаком. Последние коды жизни — фортепианные миниатюры и камерно-вокальные произведения; избрание почетным гражданином Гамбурга, знакомство с Чайковским, Дебюсси. Последнее произведение «4 строгих напева» посвящены памяти К. Шуман. Умер в Вене в 1897 г.

Обобщение. Брамс - современник Вагнера, во многом ему противоположен: не поддерживал идею синтеза искусств, не писал опер: в XIX веке многими Вагнер считался создателем «музыки будущего», а Брамс приверженцем традиций. Это неверно: развивая традиции, он не меньше, чем Вагнер подготовил музыку XX века - неоклассицизм.

Соединение классицизма (жанры симфонии, сонаты, сонатная форма) и романизма (миниатюры, интерес к национальным культурам - Венгерские танцы). Глубина содержания. Величественные образы и тонкая лирика. «После Баха и Бетховена он величайший и возвышеннейший из поэтов музыки» (Ганс фон Бюлов).

 

Итальянская музыкальная культура XIX в - развитие традиционных для Италии жанров, опера (Россини, Беллини, Доницетги) и виртуозных произведений для скрипки (Паганини).


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.