Законы и правила композиции. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Законы и правила композиции.

2022-10-03 38
Законы и правила композиции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В любом виде искусства разнообразие композиционных решений, примеры которых дает история искусства, диктуется самой жизнью. Композиционные системы и приемы изменяются вместе с историческими условиями, эстетическими взглядами общества, с развитием самого искусства, его творческого метода. Они получают свое конкретное выражение в зависимости от характера и назначения художественного произведения, от специфических требований отдельных видов и жанров искусства, от взглядов и индивидуального мастерства художника.

Наряду с исторической изменчивостью систем и приемов композиция содержит в себе и ряд устойчивых принципов, среди которых главными являются единство содержания и формы и целостность структуры.

Эти главные принципы определяют законы и правила, по которым строится композиция. Причем каждому виду искусства свойственны свои законы и правила композиции.

В искусстве композиции одежды основными законами являются следующие:

· Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.

· Наличие композиционного центра и соподчинение элементов.

· Соразмерность всех элементов композиции между собой и фигурой человека.

· Цельность композиции.

· Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.

Все в композиции должно подчиняться назначению одежды и выражать его. То есть практическое назначение одежды всегда должно являться содержанием ее художественной формы. Иначе говоря, эстетика костюма должна быть целесообразной.

Достижению эстетической целесообразности костюма способствует выполнение трех правил, выражающих этот закон.

1. Органическое единство назначения одежды и ее формы.

Форма любой вещи должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной. Целесообразность формы в связи с выполняемой изделием функцией является основным и исходным критерием формообразования. Функциональность формы – это рациональность ее объемно-пространственной структуры и максимально возможное соответствие определенному назначению изделия. Для предметов личного пользования форма обусловливается деятельностью человека, особенностями потребления изделия и вытекает из рациональных научно обоснованных взаимосвязей человека с окружающей средой. Чем рациональнее такая взаимосвязь, тем выше удовлетворенность формой. Изучение процессов использования изделий позволяет определить в каждом конкретном случае степень рациональности.

Целесообразность современных форм одежды – это результат длительного и сложного исторического процесса, приведшего к тому, что одежда стала удобной в пользовании, обеспечивает оптимальные комфортные условия для организма человека в зависимости от ее назначения.

Совершенствованию форм одежды, определяемых их функциональностью, способствуют научные разработки, предпринимаемые на протяжении всего XX века. В связи с функциональностью одежды интересные материалы дает эргономика –наука, изучающая оптимальные условия удобства – комфорта и устанавливающая рациональные взаимосвязи человека с окружающей средой и трудовой деятельностью.

Постоянно углубляющаяся дифференциация одежды по назначению (для работы, отдыха, спорта и т. д.) ведет к дифференциации ее форм.

Так, если в свое время форма с плотно прилегающим лифом и широкой юбкой использовалась в равной мере для платьев любого назначения (домашних, пляжных, вечерних и др.), то теперь она сохраняется преимущественно в нарядных платьях (для выпускниц, невест, для танцев и других торжественных случаев). Формы, плотно прилегающие по всем участкам фигуры, и со всевозможными драпировками также оказались функционально оправданными лишь для нарядных и вечерних платьев. Наряду с этим прямая, свободная и полуприлегающая формы широко используются в современной одежде для изделий различного назначения – от платьев повседневных до нарядных и вечерних. Эти формы развиваются и совершенствуются в соответствии с назначением одежды, приспосабливаясь, к конкретным условиям и требованиям жизни, обогащаясь более рациональными элементами.

Расширение сферы деятельности человека влечет за собой появление новых специальностей, а это требует разработки новых типов костюма. Примерами могут служить костюмы космонавта, стюардессы, водолаза и др.

2. Соответствие материала назначению и форме одежды.

Художественная и практическая ценность одежды обеспечивается применением такого материала или сочетания материалов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают назначению одежды и ее форме.

Итак, назначение костюма обусловливает и выбор материала, из которого его следует делать. Например, плащи, чтобы они отвечали своему прямому назначению, выполняют из тканей с водоотталкивающей пропиткой, из прорезиненных и специальных синтетических материалов, которые не пропускают влагу и хорошо сохраняют форму.

История костюма позволяет проследить тесную взаимосвязь формы и материала в одежде. Так, эластичность и мягкость ткани (ее пластичность) с предельной гармоничностью использовались в греческой драпированной одежде мягкой формы, хорошо выделявшей фигуру человека.

Форма увязывалась даже и с цветом ткани. В основном применялись ткани гладкокрашеные светлых тонов, так как они служили лучшим фоном для выявления сложных ритмов складок в одежде.

Позже, в эпоху Византийской империи, использовались тяжелые негнущиеся ткани, соответственно, и форма одежды уподобилась футляру, который искажал очертания человеческого тела.

А в эпоху средневековья, с появлением эластичных сукон, возникла мужская одежда, плотно облегающая фигуру, типа трико.

Таким образом, выявление специфических особенностей тканей было характерно для больших исторических стилей в одежде, за счет чего достигалась необычайная художественная выразительность ее форм.

Такие свойства тканей, как пластичность и мягкость, были необходимы для некроеной одежды, так как ее формы создавались исключительно за счет этих свойств.

Формы современной одежды в основе своей создаются конструктивно, то есть проектируются из отдельных частей соответствующих размеров и конфигурации. Но свойства тканей в современном костюме не менее важны для формообразования.

Форма костюма во многом зависит от того, как ведет себя ткань. Изделия, даже хорошие по композиционному замыслу, не только оказываются неприглядными по внешнему виду, но и часто утрачивают свои утилитарные свойства при выполнении их форм без учета свойств материала.

Первые попытки создания форм одежды исходя из свойств материала относятся к 20-м годам XX века. Н, П. Ламанова чисто эмпирически подбирала ткань в соответствии с формой костюма.

Органическую взаимосвязь конструкции и материала с формой изделия предполагает тектоника формы. «Тектоника» в переводе с греческого обозначает строительное искусство. В объемно-пространственной структуре тектонической формы выражены физико-механические свойства материалов и конструкций: прочность, устойчивость, надежность, равновесие, распределение и погашение усилий* возникающих вследствие воздействия силы тяжести и др. В соответствии с этим форма и конструкция изделий должны, прежде всего, вытекать из возможностей материала, из его свойств. Теория и практика проектирования различных сооружений и промышленных изделий, в том числе одежды, убедительно доказывают, что при выявлении и использовании конструктивных качеств и других специфических особенностей материалов не только обеспечиваются оптимальные условия работы материала в конструкции, а следовательно, и наименьшие его затраты, но и достигается подлинная художественная выразительность изделий. Форма, в которой соблюдены закономерности тектоники, является единственно правильной и подлинно художественной.

Вопрос тектоники применительно к проектированию одежды особенно сложен, так как швейные материалы отличаются особыми свойствами, и к ним непосредственно не применимы законы механики, теории устойчивости и другие законы, на которых основываются строгие инженерные расчеты различных форм и конструкций (например, металлических). В текстильном материаловедении давно и широко исследуются прочностные механические свойства тканей, по ним накоплены обширные сведения. Однако из физико-механических свойств материалов, интересующих специалистов-швейников в связи с формой изделий, следует назвать прежде всего драпируемость тканей, так как это свойство в значительной степени определяет способность тканей к формообразованию в одежде.

Выбор материалов определенных свойств и конструкций для различных форм одежды решается, как правило, на основе личного опыта и интуиции модельера. Часто этому предшествует долгая предварительная работа – поиск ткани, которая хорошо ложится и держит форму. Ткань растягивают в долевом, поперечном и косом направлениях, мнут, выдергивают из нее нити, скручивают, драпируют, взвешивают и т. д. Важно выбрать то качество ткани, которое передает форму изделия. Тщательно и кропотливо изыскивают также новые формы покроя и методы обработки, которыми можно воспроизвести задуманную художником форму. При этом нужно не только выбрать ткань определенного качества, но и правильно установить направление ее нитей в деталях, определить количество швов и точное их расположение, не допуская никаких случайных вытачек, швов и лишних деталей.

В практическом моделировании в одних случаях ткань подбирают к определенной форме, в других случаях ткань «подсказывает форму».

3. Единство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды.

При выборе отделки, входящей в композиционные элементы формы, нужно прежде всего определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. В композиционном применении отделок главное правило – обладать чувством меры. Современное моделирование предлагает использование разнохарактерных отделок. Иногда модели очень перегружены фактурой и отделкой, но даже в перегруженности следует соблюдать чувство меры, для чего требуется композиционное чутье и знание некоторых правил использования отделок. Отделка не должна противоречить не только утилитарным свойствам материала, структурно-фактурным его качествам, но и назначению одежды и ее форме. Когда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел вещи, оно становится активным и выразительным элементом в композиции. Несоответствие отделки общему замыслу и назначению костюма разрушает целостность композиции.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.