Кроме формы и силуэта, геометрических объемов, плоскостей и линий, элементами композиции костюма являются также цвет и фактура материала, отдельные детали одежды и украшающие ее элементы (декор). — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кроме формы и силуэта, геометрических объемов, плоскостей и линий, элементами композиции костюма являются также цвет и фактура материала, отдельные детали одежды и украшающие ее элементы (декор).

2022-10-03 73
Кроме формы и силуэта, геометрических объемов, плоскостей и линий, элементами композиции костюма являются также цвет и фактура материала, отдельные детали одежды и украшающие ее элементы (декор). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различные объемно-пространственные формы, каковым является костюм, обладают свойством производить различные впечатления. Эти впечатления, как свойства, складываются из свойств как самих составляющих форму элементов, так и сочетаний и связей этих элементов.

Свойства композиции костюма как объемной формы не являются постоянными и могут изменяться в определенных пределах, иметь большое количество состояний. Различные состояния этих свойств при их сопоставлении дают безграничные возможности их сочетаний и служат первичным и основным материалом в работе художника-модельера над композицией.

Первое зрительное впечатление от костюма вытекает из степени его объемности, характера его силуэта, его контуров. Свойство геометрического вида формы костюма и ее частей определяется тремя характеристиками: степенью объемности, контурами формы в целом и ее частей и ее поверхностью (прямолинейной, криволинейной или ломаной).

Степень объемности зависит от соотношений измерений формы по трем координатам пространства и проявляется в ограниченном диапазоне, не выходя за грани возможностей человеческой фигуры как опоры для одежды. Однако и в этих пределах степень объемности костюма довольно разнообразна. Наименьшую объемность имеют формы, приближенные к вытянутой прямой или кривой линии, когда форма одежды сильно вытянута в одном измерении (линейный характер формы). Наибольшую объемность имеют формы, приближающиеся к форме куба или шара, выраженной в трех измерениях (объемный характер формы). Промежуточной по объему между линейной и объемной формами является форма приближенная к плоскости прямоугольника, выраженной в двух измерениях (плоскостной характер формы).

Степень объемности, зрительная легкость или тяжесть формы одежды зависит от величины ее формы, которая выражает соотношение между одеждой и фигурой человека, а также отдельных форм одежды между собой: чем резче проявляется разница в размерах одной части костюма по сравнению с другой, тем выразительнее, декоративнее форма и силуэт одежды в целом.

Зрительное увеличение или уменьшение величины формы костюма в целом заметно при сопоставлении больших и малых величин. Мелкие детали в большой форме подчеркивают ее величину, а крупные детали при сопоставлении с формой в целом уменьшают величину формы. Например, маленькие пуговицы на платье полуприлегающей формы и большие пуговицы на одежде той же формы зрительно изменяют одну и ту же величину формы.

Зрительное весовое количество формы одежды в целом и ее составных частей представляет собой массу. Она зависит от ширины плеч, обхвата груди, талии и бедер, размеров рукавов, воротника и др. Это свойство формы в одежде может меняться в зависимости от:

· величины формы, то есть большей по величине форме соответствует большая масса;

· степени объемности, плоскостности или линейности выражения формы, то есть масса зависит от геометрического вида формы, силуэта одежды: максимальной массой обладают формы, приближающиеся к форме куба; минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейному выражению;

· степени заполненности формы в пределах ее границ конструктивными, декоративными линиями, деталями или отделкой (швы, строчки, пояс, карманы, пуговицы, кокетка и др.): масса минимальна при наиболее разреженном заполнении, максимальна при наибольшем заполнении формы;

· величины предметов, сопоставляемых с ней: масса формы увеличивается при уменьшении сопоставляемых с ней деталей, и, наоборот, масса уменьшается при увеличении сопоставляемых с ней деталей (например, увеличение размеров деталей: воротника, карманов зрительно уменьшает массу пальто, платья);

· цвета, рисунка и фактуры материала, из которого сделана одежда.

Цвет обладает свойством зрительно увеличивать или уменьшать форму одежды, придавать форме легкость или тяжесть, успокаивать или утомлять человека. Величина и масса формы костюма зависит от заполненности рисунком поверхности материала. Так, разреженный рисунок увеличивает, а уплотненный, сгущенный рисунок уменьшает величину и массу одежды. Для выявления степени объемности и массы одежды большое значение имеет фактура материала, фактура ткани с ярко выраженной рельефностью (буклированная, в крупный рубчик, ворсовая) зрительно увеличивает объемность, тяжесть одежды; гладкие, прозрачные, блестящие поверхности, наоборот, зрительно уменьшают объем, придают легкость одежде. Ткани с длинным ворсом и завитковые меха (каракуль, клям, смушка) обладают свойством придавать форме монолитность, цельность, так как благодаря усиленной фактурной поверхности не видны соединения отдельных частей формы.

Для зрительного восприятия композиции немаловажное значение имеют такие ее свойства, как динамичность и статичность! Мера динамичности формы костюма бывает разная, причем, чем функциональнее костюм, тем меньше его внешняя динамичность, тем спокойнее, статичнее его формы.

Динамичность обозначает признак односторонней направленности формы. Варианты динамичности композиции могут быть получены путем внутреннего конструктивного членения и асимметричного расположения деталей (карманов, клапанов и др.) или динамикой конструктивных линий.

Статичностью считается подчеркнутое состояние покоя, незыблемости, устойчивости во всем композиционном строе вещи, в самой геометрической основе силуэта. В костюме с такими свойствами преобладают формы со спокойным контуром, повторяющим очертания фигуры, с ясной симметрией частей, деталей относительно центральной линии.

Правда, статичности в костюме, как и динамичности, в чистом виде не существует. Костюм в своем композиционном решении сочетает оба эти свойства. Более того, человеческая фигура редко находится в состоянии покоя, динамичность формы костюма проявляется непосредственно и в целом активно, независимо от того, статична или динамична композиция самого костюма. Например, даже прямое пальто или платье прямых линий – рубаха, будучи статичным по своей форме, силуэту, изменяет абрис формы в каждый момент движения.

Особым синтезированным свойством композиции является характер формы костюма. Оно вбирает в себя многое от других свойств, проявляется как эстетический облик костюма только в том случае, когда каждое свойство применено художником по назначению, то есть использовано для составления гармоничной целостности с оптимальным выходом художественной идеи. Характер формы костюма – это зримое, комплексное средство, которое выражает образность вещи, ее эмоциональное воздействие.

Средства композиции.

Одним из основных условий возникновения художественных качеств одежды является единство (связь) всех ее элементов в формы, то есть соразмерность, согласованность и соподчиненность их, создающих целостное восприятие формы. Для создания такого единства в композиции художнику нужно уметь правильно использовать ее свойства, а следовательно, быть способным оперировать определёнными свойствами и приемами. Такими средствами и приемами являются контраст, нюанс, тождество; пропорция, ритм; масштаб, масштабность; симметрия и асимметрия; статика, динамика; зрительные иллюзии. Все эти средства позволяют, осуществляя гармонизацию, получать утилитарно оправданной формы вещи, которые имеют функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Одним из самых действенных средств композиции является контраст, так как сущность его – противопоставление, борьба разных начал, что создает наиболее выразительную форму в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей форме костюма, оказывая влияние на свойства композиции.

Контраст в костюме может проявляться в различии форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Контрастная композиция всегда визуально активна, форма при контрасте особенно заметна. Значит, цель такого костюма – приподняться над обыденностью, выделиться. Поэтому композиция костюма, построенного на контрасте, всегда необычна!

Контраст формы в костюме достигается путем графического обозначения ее величины и сопоставления различных форм по величине и характеру линий. Контрастным может быть геометрический вид отдельных элементов формы. Так, например, представлена форма, где прямоугольная кокетка контрастирует с трапециевидной нижней частью костюма. Контраст форм по-разному организует объемно-пространственную структуру костюма. Объемно-пространственная структура костюма может быть легкой, изящной или тяжеловесной, монолитной. В первом случае в абрисе формы участвует пространство, во втором пространства так мало, что оно не может взаимодействовать с формами костюма. Поиски разной величины и массы формы, применение разной пластики в форме костюма дают многообразные контрастные образования. Интересны исторические примеры контрастных сочетаний элементов формы. Так, в костюме XIX века встречаются огромные рукава и юбки, маленькая прическа и обувь.

Примерами контраста по различным свойствам элементов формы будут сопоставления тяжелого и легкого, блестящего и матового, ровного и шероховатого, прозрачного и непрозрачного, а также контраст цветовых тонов, то есть контраст, получаемый путем моделирования поверхности костюма (более подробно о контрасте цветов в разделе «Цвет в костюме»).

Нюанс как средство композиции имеет не меньшее значение, чем контраст, он создает дополнительные связи между элементами, способствует гармоничности решения композиции, так как характеризует оттенки сходства и различия между элементами! Причем в нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве. В моделировании нюансировке подвергаются конструктивные линии, детали, цвет, фактура и даже соотношение самих форм. Элементы подобия встречаются в конструктивных линиях, в деталях формы там, где одна деталь развивается и повторяется в различных вариантах уменьшения или увеличения. Широко применяются цветовые нюансные отношения, когда используются соотношения пастельных цветов. Нюансировка фактурных отношений наблюдается тогда, когда в одной модели применяются ткани-компаньоны, в которых идет развитие фактуры от гладкой к сложной.

В изделии, построенном на контрасте, как правило, присутствуют элементы, имеющие черты подобия, оттенки сходства. Нюансные проработки элементов формы, легкий декор при четком контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляют ее зазвучать более выразительно и образно. Обычно к нюансировке прибегают на заключительных этапах разработки модели изделия, однако характер нюанса художник предусматривает уже на самой ранней стадии разработки проекта.

Нюансировка применяется не только для доведения композиции костюма до окончательной согласованности формы и цвета, но и для получения видоизменения формы. В моделировании это происходит каждый раз, когда появляется новая форма, становящаяся модной. Срок ее жизни в моде и определяется тем, сколько она может выдать силуэтных модификаций и модификаций внутреннего наполнения. Таким образом, нюансировка как продолжение своей действенности проявляется и в незначительном изменении, заданном первоначально модой. Нюансировка формы костюма во многом бывает связана со спецификой материала, цвета, тона. Вся композиция может быть построена на нюансах. Эстетическое достоинство такого костюма раскрывается не сразу, а постепенно.

Нюанс – самое тонкое средство композиции. Нюансировка – это главное, что делает вещь элегантной тождество – равенство характеристик форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Принцип тождества, или подобия, считается соблюденным в костюме в том случае, если взятый за основу один элемент или один геометрический объем развивается, повторяется в различных вариантах. Так, два геометрических вида формы – трапеция и прямоугольник – путем разнообразных сочетаний образуют бесконечное множество вариантов, с помощью которых можно выразить напряженность и контрастность формы или смягчить и нивелировать ее.

С точки зрения геометрической характеристики, в основе структуры формы народного костюма чаще всего лежат прямоугольник и трапеция, непрерывно изменяющаяся форма трапеции всегда красива и разнообразна.

Важным средством композиции являются масштабность и масштаб!

 Предметная среда, созданная человеком, и каждый ее предмет, будь то здание, автомобиль или одежда, должны быть масштабны человеку, то есть их масса должна соотноситься с массой человеческого тела. Так, например, в архитектурном проектировании фигура человека служит мерой, в соответствии с которой задаются членения зданий, его пропорциональный строй, все его элементы. Удобство пользования человеком определяет масштабность предметов бытовой техники, станков, приборов, машин. Поэтому при проектировании объектов техники стараются найти соответствие всего строя, членений и элементов фигуре человека, соответствие и чисто внешнее – соотнесенность восприятия, и эргономическое. Масштабность вещи оказывается в прямой зависимости от ее размерности, связанной с антропометрией.

Масштабность имеет большое значение в одежде. Но здесь она проявляется не так, как в архитектуре и технике, потому что человек находится «внутри» костюма и все средства композиции бытового костюма испокон веков направляются на то, чтобы и общая масса его, и членения, и детали соответствовали человеческой фигуре, создавали удобство пользования им и в утилитарном, и в эстетическом смысле.

Немасштабность, как правило, характеризует подчас театральный и цирковой костюмы сатирических персонажей. Здесь такая несоответствующая масштабность является носителем образной характеристики смешного. Примером может служить костюм клоуна с широкими и длинными штанами, большими ботинками, в которых он становится неуклюжим и смешным.

Масштабность – важное средство композиции, одно из начал, организующих форму костюма. Масштаб как относительная величина определяется системой членений, соотношением частей и целого, служит средством повышения эмоциональной выразительности формы, а также средством выявления структурных и композиционных связей между частями формы и композиционной разработкой. Распределение масштабных характеристик в костюме обусловлено его назначением, стилевыми и модными особенностями, присущими данному периоду времени.

При определении масштабных характеристик формы учитывают антропологический, структурный и композиционный уровни формообразования. Достижение масштабности самым непосредственным образом связано с пропорционированием.

На антропологическом уровне формообразования масштабную характеристику элементов формы задают условным разделением фигуры человека на так называемые конструктивные пояса, так как это является необходимым корректирующим моментом формообразования. Такой пространственный каркас позволяет осуществлять связь самых разных форм и элементов с фигурой и при любой стилизации сохранять целостность и логику формы.

В пределах антропологической модели фигуры варьируются пропорциональные соотношения частей формы и ее объемов, которые закладывают в основу масштабной характеристики на структурном уровне формообразования. Варьирование подразумевает поиск эмоциональных и тектонических возможностей гармонизации формы средствами масштабных величин и пропорционирования. При этом определяется соответствие величины той или иной детали росту человека, силуэтной массе костюма, площади того или иного членения. Да и сама площадь членения выверяется относительно площади целого.

Масштаб и масштабность проявляются двояко: и в строе самого костюма как оболочки и человека в костюме. Согласованность размерных показателей всех составляющих частей костюма определяет степень грамотности построения форм костюма и его пластической выразительности. Угаданная масштабность формы костюма, ее членений относительно величины фигуры человека делает ее изящной, стройной; не угаданная часто приводит к тому, что костюм или его части, детали формы утяжеляют фигуру, делают ее неуклюжей.

На композиционном уровне формообразования масштабную характеристику определяет размер рисунка ткани, а также размер отдельных цветовых и тональных площадей, деталей, отделочных элементов. Группировка композиционных элементов повышает эмоциональное состояние формы. Масштабное варьирование позволяет придать большую монолитность форме, выявить ее пластическое многообразие, подчеркнуть структурные особенности формообразования, «укрупнить» или «уменьшить» фигуру зрительно.

Наиболее гармоничные решения достигают сочетанием трех групп элементов: мелких, средних, крупных. Принцип повторности и стабильности в сочетании этих групп обеспечивает гармонизацию формы. Каким бы ни был рисунок на ткани по величине изображаемого мотива, характеру его раппорта, его надо использовать в композиции костюма так, чтобы он не противоречил размерам человеческой фигуры, ее пластики, способствовал бы достижению ею изящества.

В условиях промышленного проектирования все группы масштабных характеристик формы связаны единой системой гармонизации формы. В качестве гармонизирующего начала здесь выступает модель или стандарт-размер, принимаемый за основу при построении масштабных величин. Стандарт задается системой пропорционирования, типом симметрии формы, системой метроритмических отношений, которые задают пластические решения.

Важное значение при этом, отводится проблеме корректировки масштаба, которая позволяет учитывать законы зрительного восприятия, и в частности, закона зрительной иллюзии. Так, формы, расчлененные горизонтально, кажутся крупнее нерасчлененных форм, однако при возрастающей роли расчленения это ощущение исчезает. Вертикальные формы кажутся выше, нежели равновеликие или горизонтальные, так же как светлые поверхности кажутся крупнее темных, и т. д.

Следовательно, формой костюма можно скрывать недостатки фигуры и подчеркивать ее красоту. И задачу проектирования костюма в масштабе на всех этапах значительно облегчает постоянный «контроль человеком» композиции костюма, «присутствие» человека в костюме.

Мы рассмотрели пространственный аспект принципа связи элементов в масштабе в определенный период времени, имеющий значение на стадии проектного и эскизного поиска. Масштабные характеристики формы имеют развитие и во времени и непосредственно связаны с процессом формообразования. Механизм развития формы костюма во времени обусловлен взаимодействием между собой композиционных элементов и формы. Перераспределение начинается на композиционном уровне, постепенно накапливает размеры и переходит к мелким объемным формам, постепенно укрупняясь. Эту закономерность используют на стадии предпроектного поиска при определении тенденции моды.

 Достижению единства и художественной выразительности проектируемой модели служат и такие важные композиционные средства, как пропорции и ритм.

Пропорции – это размерное соотношение элементов формы. Пропорциональные соотношения – это соразмерность элементов, единство частей и целого. В моделировании одежды пропорции являются самым главным фактором!

Ритм (от греческого rhytmos) – чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой! Признак ритма – повторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Закономерное чередование линий, пятен, поверхностей, объемов используется как важное средство композиции для создания выразительности и гармоний. Более подробно особенности этих средств будут разобраны ниже в специальном разделе.

Среди средств композиции есть такие, которые могут быть не только средствами при определенных условиях. Это статика и динамика, симметрия или асимметрия.

Статика – устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы. Как правило, костюм с вертикальной осью симметрии статичен.

Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей статичности формы, вне формы вследствие асимметричности формы и в результате выхода в пространство деталей костюма, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением самой фигуры человека.

Статика и динамика могут выступать и как средство композиции, и как ее свойство (об этом говорилось выше).

Симметрия – одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плоскости. Существуют разные виды симметрии: классическая, аффинная, подобия, криволинейная.

Асимметрия – расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней.

Симметрия и асимметрия в костюме – это и свойство, и средство, и закономерность композиции, обо всех этих качествах симметрии и асимметрии речь пойдет ниже.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.