Понятие корпоративного контроля. Корпоративные интересы и управление — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Понятие корпоративного контроля. Корпоративные интересы и управление

2022-10-03 41
Понятие корпоративного контроля. Корпоративные интересы и управление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Корпоративный контроль (с позиции управления) – это возможность субъектов акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.

Корпоративный контроль (с позиции участия в доходах) – это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации.

Выделяют три важнейших направления корпоративного управление:

1) управление капиталом и собственностью;

2) управление процессом производства и сбытом;

3) управление денежными потоками, оборотным капиталом, пассивами.

Именно такое корпоративное управление превращает АО в субъект экономических отношений, в рамках которых оно взаимодействует с другими корпорациями и физическими лицами.

В процессе корпоративного управления возникает такое явление, как «конфликт интересов», он может быть внутренний и внешний.

 

«Конфликт интересов» – это такое управление акционерным обществом, при котором нарушается иерархия корпоративных интересов, когда от приоритетов выбора внутрикорпоративных управленческих решений зависит соблюдение или несоблюдение интересов АО в целом.

Суть «конфликта интереса» состоит не в самом факте нарушения «корпоративного интереса» в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между интересом корпорации в целом и иным интересом.

Отсюда задача корпоративного управления – управленческими, технологическими, организационными средствами предотвратить вероятность изменения иерархии интересов и целевых функций участников деятельности корпорации.

Внешний конфликт «корпоративных интересов» возникает при взаимодействии АО с другими участниками рынка.

 

Мотивация корпоративного контроля определяется интересами которые он преследует. Это может быть внутренняя инициатива, основанная на интересах данного АО, а может быть и внешняя заинтересованность со стороны других компаний.

 

Основаниями для установления корпоративного контроля могут быть:

1) формирование разветвленной и связанной технологической, производственной, сбытовой и финансовой цепи;

2) концентрация ресурсов;

3) объединение рынков или расширение доли АО на существующем рынке;

4) перераспределение прав и полномочий субъектов корпоративного контроля;

5) удаление конкурирующих интересов и корпораций;

6) перераспределение денежных потоков и оборотного капитала;

7) изменение центров прибыли и издержек одной или нескольких корпораций;

8) изменение стоимости корпорации, перераспределение прибыли;

9) увеличение собственности.

Наличие оснований для борьбы за корпоративный контроль не означает обязательное его перераспределение. Для того чтобы сложившаяся структура контроля была изменена, должны быть накоплены объективные факторы, обеспечивающие такое изменение.

 

Факторы корпоративного контроля непосредственно связаны с тем инструментарием, с помощью которого происходит установление контроля.

Обычно контроль связан с правом управлять собственным капиталом акционерного общества, технологическим процессом либо денежными потоками.

Таким образом, 1. Для участия в капитале корпорации важно обладание лицензиями, технологиями, научно-техническими разработками, увеличивающими возможности контроля. 2. Для участия в управлении денежными потоками важную роль играет доступ к денежным ресурсам и внешнему финансированию.

 

Корпоративный контроль является акционерным, управленческим и финансовым, каждый из которых может быть представлен разными категориями юридических и физических лиц.

Акционерный контроль представляет собой возможность принять или отклонить акционерами, имеющими необходимое количество голосов, те или иные решения.

Управленческий контроль представляет собой возможность физических и/или юридических лиц обеспечивать управление хозяйственной деятельностью предприятия, преемственность управленческих решений и структуры.

Финансовый контроль представляет собой возможность влиять на решения акционерного общества путем использования финансовых инструментов и специальных средств.

 

4. Дивидендная политика и возможность ее выбора

 

4.1. Понятие дивиденда и определение задач дивидендной политики

Дивиденд – денежный доход акционеров, он в определенной степени сигнализирует им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои средства, работает успешно.

С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

– влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?

– если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Дивидендная политика – это принятие решения о том, выплачивать ли заработанные средства в виде дивидендов или оставлять их и реинвестировать в активы фирмы.

Существует три ключевых элемента при решении указанной проблемы:

1. Какая часть прибыли в среднем должна быть выплачена в течение определенного времени?

2. Должна ли фирма пытаться поддерживать стабильный рост дивидендов, либо она должна ежегодно менять размер дивидендов в зависимости от своих внутренних потребностей?

3. Сколько должна фирма выплатить средств в виде текущих дивидендов?

При разработке дивидендной политики любой компании решается вопрос, что предпочтительнее для инвестора, 1) чтобы фирма распределила прибыль в виде дивидендов, или же 2) чтобы эта прибыль была вложена в дело для дальнейшего прироста капитала.

Практика показывает, что если компания повышает норму выплат, то есть увеличивает часть прибыли выплачиваемой в форме дивидендов, то это может послужить причиной увеличения цены акций. С другой стороны, это может привести к уменьшению объема реинвестиций, то есть снижению ожидаемого роста масштабов деятельности, что как следствие приведет к снижению цены акций.

Таким образом, какие-либо изменения в политике выплат будут иметь два противоположных результата, поэтому фирма должна стремиться найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который позволит максимизировать цену акций. Различают три различных подхода в теории дивидендной политики.

 

 

4.2. Теория иррелевантности дивидендов (теория Модельяни-Миллера)

ММ обосновывают, что политика выплаты дивидендов не влияет на увеличение цены акций фирмы и цену капитала. Стоимость фирмы определяется ее общей способностью приносить прибыль и степенью риска. То есть стоимость фирмы в большей степени зависит от инвестиционной политики, а не от того, какая часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, а какая реинвестируется.

ММ показали, что если фирма платит высокие дивиденды, то она должна выпускать и большее число новых акций, и что доля стоимости компании, предлагаемая новым инвесторам, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов.

 

Например, если бюджет капиталовложений IBM на 1993 г. требует привлечения 1 млрд дол. акционерного капитала и если компания ожидает прибыль в размере 1 млрд дол., то она могла бы:

1) выплатить всю свою прибыль в виде дивидендов и привлечь требующийся капитал за счет эмиссии новых акций на 1 млрд дол.;

2) реинвестировать 1 млрд дол. прибыли, в этом случае эмиссия не потребуется, а акционеры получат доход от прироста капитала приведенной стоимостью в 1 млрд дол.;

3) выплатить любую сумму от 0 до 100% прибыли и таким образом обеспечить акционерам в целом 1 млрд дол. в виде дивидендов и дохода от прироста капитала.

 

Теоретическое обоснование позиции Модильяни и Миллера базируется на следующих допущениях:

1) нет налогов на прибыль для физических и юридических лиц;

2) отсутствуют расходы по выпуску и трансакционные затраты;

3) инвестиционная политика фирмы независима от дивидендной;

4) инвесторы и менеджеры имеют одинаковую информацию (симметричную информацию) относительно будущих возможностей инвестирования.

5) инвесторам безразличен выбор между дивидендами или доходом от прироста капитала;

Допущения ММ нереальны и не могут быть соблюдены на практике.

 

Фирмы и инвесторы должны платить налоги на прибыль, фирмы должны нести затраты, связанные с выпуском акций, инвесторы не могут обойтись без трансакционных затрат, а налоговые и трансакционные затраты могут приводить к тому, что дивидендная политика повлияет на стоимость компании. Кроме того, менеджеры всегда лучше информированы, чем внешние инвесторы. Таким образом, заключение ММ об иррелевантности дивидендов неприемлемо для условий реального мира.

 

Однако на базе рассмотренной теории развивается более реальный подход, который носит название “Теория начисления дивидендов по остаточному принципу”.

Суть подхода в том, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, а потому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли.

Таким образом, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все приемлемые инвестиционные проекты.

Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем, напротив, если у предприятия нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

 

 

4.3. Теория «Синицы в руках» (теория Гордона и Линтнера)

Наиболее уязвимая сторона теории иррелевантности дивидендов ММ заключается в том, что инвесторы индифферентны к выбору между дивидендами и доходом от прироста капитала.

Суть теории Гордона и Линтнера состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, либо возможному приросту акционерного капитала, а сама дивидендная политика может оказывать влияние на величину совокупного богатства акционеров

Это происходит потому, что текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования средств в данное предприятие. Тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию цены акционерного капитала.

Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, за ней растает и приемлемая для акционеров норма дохода, это приводит к снижению цены акционерного капитала.

Критика данной теории состоит в том, что многие (иногда большинство) инвесторов полученные дивиденды реинвестируют в эту же или другие подобные фирмы, а значит рисковость денежных потоков фирмы для инвесторов в долгосрочном плане определяется только рисковостью ее операций, а не политикой выплаты дивидендов.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.