Беседа о свободе восприятия. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Беседа о свободе восприятия.

2022-10-03 21
Беседа о свободе восприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак! Мы пользуемся амальгамными, то есть составными образами описания явленного мира (верней они нами пользуются). Напомню, что они бурно формируются и, в меру собственных наклонностей, выстраиваются в каждом с ПЕРВОГО по ШЕСТОЙ периодов жизни.

 

 

Более того, многие из нас изо всех сил стараются соответствовать сиим иллюзорным представлениям, состоящих из абстрактных (то есть отражённой реальности, а не её самой) “кирпичиков” (между прочим, практически всегда до конца не ясных), замешанных на детском символизме, подростковыхамбициях и грёзах, а также на взрослом моралитете сосуществования в данном обществе (одобренных “цензурой”, министерствами, ”трестом бытового обслуживания“, ЖЭКом, прохожими на улице, соседями и друзьями по тусовке, и т.п.).

 

Но! Они такие же как ты!

 

Нет, они, конечно, другие, но из того же “теста”. Не надейся, что если я “не Сидоров”, то не такой же невежественный “хмырь”, как ты, и наоборот.

 

И если совсем без амикошонства, то не стоит держать народ за толпу, он и есть ты и я. Это, возможно, трудно понять, а тем более принять, так как за этим стоит груз личной ответственности. Но об этом чуть позже, а сейчас о том, как и почему проявляются те или иные наклонности.

 

Не помнишь ли какой возраст наиболее памятен своей противоречивостью чувств, беззащитностью, бурями страстей, бездной потерь и невероятностью открытий?... Юность! “Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли!”. Пора вечной влюблённости. У этого возраста всегда распахнуты несущие крылья. Только у большинства “нежная улыбка воспоминаний” вдруг помрачается из-за каких-то выплывших картинок. Ага, и у тебя они выплыли!? “Душок” у этих памятных событий есть, да ещё какой - “подвальный”.

Интерес к другому полу в детстве носит непосредственный и наивный характер, но нигде так не проявляется лютое невежество человечества, как в этой сфере взаимоотношений, где столько догматических разграничений, уловок, подозрительности и похотливого лицемерия.

 

Казалось бы - всё просто! - любовь, влюблённость, что может быть чище и нести в себе столько светлой радости и мудрости жизни... Но что-то с размаху вываливает на это потоки липкой грязи и циничности. Когда мальчики между собой, чтобы скрыть истинные чувства к “предмету обожания”, рассказывают друг другу мерзкие вещи и чьё-то мурло гнусно заводит всех тем, что упивается чьей-то наивной откровенностью и её поспешной маскировкой “под своего” - бывалого нарушителя девственной чистоты. И ты... спешно малюешь на пьедестале сверкающей любви гнусные заборные словечки. Помнишь?

 

А почему так? Разве нельзя было воплощать в жизнь близких тебе людей чувства мужественности, женственности над собственным незнанием и невежеством, чтобы гордо нести это среди текущих дней и событий?

 

Что же мешает?

 

Попробуем рассмотреть вместе. Только не жди, что откроют тебе сейчас “всю правду”... исследуй вместе.

 

Понятие греха вдалбливают в нас под разными личинами, но всё больше через запреты и табу. Молодые родители часто не имеют терпения и мудрости, чтобы разрешать каждую встающую между ними и детьми проблему “не походя” - криком и угрозами, а дальновидным воздействием.

 

Правда, легче не столько терпеливо разъяснять суетливому младенцу возникшую трудность, да ещё и показывать на своём примере (а ты сроду правильно не делал), проще в ультимативной запретительной манере... навсегда! закрыть! изучение любого интересующего вопроса - “это ТАК! А больше НИКАК!”. И ребёнок свято верит. Ведь родители для него - это творцы и боги. У него нет понятия альтернативы. Вспомни,когда ты сам(сама) в первый раз возразил(а) батюшке с матушкой.

 

Почти всегда родители выбирают путь скорейшего разрешения любой трудности “по пути наименьшего сопротивления”, перекрывая зарождающиеся источники свободного творческого развития ребёнка. “А-а-а!- кричат мамаши - вы ведь не рожали, и откуда вам знать про боль, которая разрывает изнутри, когда кровное дитятко коленку расшибёт!”.

 

- Дак, маманя, ты ведь не кусок мяса родила, а человека! Человека!

 

Ну а тут, обычно, “глухо”, никакого ответа и не будет. Чувство утробной безопасности превращает gomo sapiens в самку или самца дочеловеческого периода, источник слепых инстинктов и природных рефлексов. Понять и преодолеть это трудно и не нужно осуждать, если ты вдруг это увидел. Начни разбираться самостоятельно, ибо правильно говорится: “спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи”.

 

Что же может дать такое помрачённое собственным страхом существо, кроме слепого потакания природным проявлениям? Вот мы и впитываем вместе с молоком матери ужас перед неизвестным и признание полного властвования в этом мире стихий силы.

 

Грубая сила почти всегда доступней и действенней разрешает затруднения, но решает ли саму проблему? Что бы ты предпочёл во взаимоотношениях с любимым и близким человеком: диктат безусловной силы или почитание и уважение. Именно почитание - не слепое требовательное:”я тебя уважаю, но и ты давай меня уважай, иначе...”, а настоящее, когда и супруг, и дети, и любой человек верит тебе. Только в этом случае мрак невежества трусливо поднимает хвост и убегает в свой смрад подвалов вечного гнусненького хихиканья и глумливой зависти. Да, да - зависти! Так как любое существо стремится душой к полной свободе чувств и окрылённости светом своего существа. Но: “ рад бы в рай, да грехи не пускают“.

 

Что же это за грехи? Откуда?

 

Да всё оттуда - от разделительного принципа на хорошо-плохо. Вот где собака зарыта! Человек изначально разделён в себе и устоять, обуреваемый противоречиями, перед иллюзорными соблазнами не может. Отсюда - прямая дорожка на дистанцию вечного соревнования за “место под солнцем”. А здесь всегда царствовали алчность, похоть, власть денег, вожделение, страсти и тому подобное.

 

Лагерные урки, чтобы властвовать над “жертвой”, “опускают” её и физически и морально. А с человеком, который имеет “грешки”, и вообще запятнанную репутацию, управиться проще простого. Война компроматов - обычное явление этого мира для всех уровней социума: от “политического Олимпа” до взаимоотношений между супругами.

 

Какая уж тут свобода восприятия, если у тебя “крылья” связаны цепями - имиджем греховника?

 

“Да разве я имею право на правду - “по самые уши в “грязи”?”.

А, собственно говоря, почему не имеешь? Дело не в том, чтобы разрешить себе: ”что хочу, то ворочу”, а в том, чтобы продолжить “зрить в корень”.

 

Итак, родители большей частью “кранчики” нам перекрыли, так как у них “дел по горло”, да ещё и “дьяволу помогли”, разделив нас в самих себе:”вот это хорошо, а это плохо и вообще по всем вопросам к маме с папой, они знают”. “Шаг в сторону, прыжок на месте - побег! Карается по законам...”. Ну, в каждой семье были свои наказания: приучили тебя к сладкому, в случае неповиновения - будут его лишать; любишь уличную вольницу - запретят гулять; не хочешь в углу стоять, а хочешь баловаться - это и будет наказанием. Выбор карательных средств достаточен, чтобы лишить тебя самостоятельного мышления и способности выбора оптимального решения.

 

- Да вы что?! Да вы с ума сошли?! Эдак анархия и самостийность начнётся!

 

Смотря как воспитывать. А вот что начнётся наверняка, так это жизнь послушного болванчика, которым будет управлять просто (и не только маме с папой...), но самостоятельности - никакой. Человек начинает мыслить теми шаблонами и стереотипами, которые в него поспешно вбивают.

 

И нет более скользкой темы в ряду “тщательно обходимых” при таком воспитании, как взаимоотношения полов. Именно здесь намешивают торопливую глупость, поверхностность и невнятность объяснений, по сути отдавая раскрытие ключевой сферы жизни “ветрам подворотни”. Поэтому вряд ли приходится удивляться взаимной разделённости мужчины и женщины.

Конечно, во все века предпринимались попытки просвещения человеков “что к чему”, да “воз и ныне там”. Всё те же подростковые шушукания, где главенствуют невежественные отпрыски из “проблемных” семей, в которых обычное отношение к женщине и матери на уровне “половой тряпки”, а к мужчине - как к грубому скоту (и это принимается как нормальное!).

 

Вспоминается случай, точно иллюстрирующий данную проблему. Вырастает славная девушка, которая, несмотря на родителей - пропойц, сумела сохранить в себе душевную чистоту да ещё и младшего брата умудрилась благополучно провести через чистилище детских домов. И вот выходит замуж за хорошего парня. А через несколько месяцев в слезах прибежала к бывшей воспитательнице:

- Не любит!

- Неужели запил? - изумилась пожилая женщина, знавшая этого парня, - он ведь за тебя “и в огонь и в воду”...Или уж я совсем ничего не понимаю в людях “.

- Не любит! - горячечно продолжала восклицать девушка.

 Стали разбираться. И - о ужас!...выяснился “отпечатанный” в головушке нашей героини образ “настоящей любви”, когда пьяный отец вваливаетсядомой, избивает мать и детей, а потом насилует её на глазах испуганных чад с громким матом и продолжением побоев.

- А этот... какой-то нежный, ласковый... на руках носит.... Что он меня, за дуру держит? Наверное, виноват в чём-то и скрывает?!

 

Тебе странно? А мне - нет. Вот такими дикими мы и являемся. Кто в большей, кто в меньшей степени. И если уж в детстве нам втемяшили в голову, что “белое - это чёрное”, то обратно не сможет “убедить” никакая Действительность. И мы скорей Землю перевернём “с ног на голову”, “реки вспять” пустим, но свою истину никому! не позволим отнять.

А чего собственно упираться, если жизнь “долбит по темечку”? Может, стоит оглядеться: “не на грабли ли наступаешь в который раз “.

 

Не устал? Ну, пойдём дальше.

Итак, втемяшили нам в голову разное и мы мир начали преломлять через призму обретённых установок. Кто за “белых”, кто за “красных”. А спроси “тёпленьким”: “почему?”- и объяснить толком не сумеет. “Так учила партия! Так учила Родина! Так учили мать с отцом!... А сам-то ты за кого?...Не определившийся... гад!?“. Вот, что-то в этом стиле.

 

Какие основные наклонности имеются у человека?

Правильно - властолюбие. Всякое! Над народом, над супругом, над детьми, соседом, шайкой бандитов, своим телом и страхами... Разное. Затем идёт склонность к деньгам (я имею в виду “в чистую”, так как два понятия власти и денег друг от друга отделить сложно). Далее - вожделение всякого рода и его реализация: алкоголь; похоть; собирательство ради собирательства; кто кого в “чём-нибудь” “переплюнет”. Что-то вроде: “ чем бы дитятко не тешилось, лишь бы...”, а дальше сами добавляйте.

 

Следующая группа вновь условно отдельная, но наиболее многочисленная: наклонность к “витанию в облаках”. Бывают они абстрактными и не вполне ясными, в общем - грёзы: чтобы жить хорошо, чтобы в космос полететь и т.п.. А бывают вполне конкретные. И, в зависимости от возможности это реализовать, мир окрашивается в различные цвета: светлые, если возможности совпадают с желаниями, и мрачные, если такового нет и впомине. Человеческое существо обуревается тогда завистью и злобой и ими же иссушается. То есть здесь огранка кристалла восприятия протекает под какой-нибудь “эгидой”:

а. “сила решает всё!”;

б. “всё можно купить!”;

в. “врач сыт - больному легше!”

д. “этот мир - бледное отражение потустороннего!”.

 

И что-то подобное. Точка восприятия (загляни, если забыл, в приложения), работает в этом случае в основном только через одну грань призмы внутреннего цензора, и структура личности формируется на основании хоть и многосторонне поступающей, но с однобокой интерпретацией информации. Может быть здесь и присутствует анализ, но явно предвзятый и выборочный. Известно же тебе, что если в чём-то мы хотим себя убедить, то это в любом случае получится. Так как собрать разрозненные кусочки бытия в выгодном раскладе и при огромном желании для любого невежды - “раз плюнуть”.

 

И всё просто! И не бери в голову!

 

Но потом и не сетуй, что по этой бедовой головушке “чего-то тяжёлое прилетает”. Никто в этом “прилетевшем”, кроме тебя самого, повинен не будет. А мы ответственных за свои несчастья всё больше на стороне ищем. И родителей нечего виноватить, так как это их право выбора жить в соответствии со своими заблуждениями. Не желаешь повторять их ошибки? Давай трудись - соображай! Это в твоих интересах. Тащить же к светлому будущему никого не надо - глупо и опасно. Сам подумай: “на чужом горбу никому в рай не въехать”.

 

 

Беседа о том, как мы ловимся “на всю катушку”

Собственных наклонностей.

 

А получается это элементарно - во что хотим верить, на том и попадаемся. Жизнь через всякого рода прощалыг и прохиндеев - шарлатанов учит нас житейской мудрости: “не всё то золото, что блестит”.

Почему, например, целители (я имею ввиду всамделешних целителей) говорят: “не столько мои способности тебя исцелили, сколько вера в них”. То есть вера - это состояние готовности к смене качества, прощание с отжившим прошлым и рождение к иному - более прогрессивному, уже созревшего существа, ещё закрытого старой личиной.

Любая подделка под веру в виде огромного желания чего-то достичь есть не что иное, как бегство от собственных трудностей, от самого себя.

 

 

 

“Коли сам вырыляму, кто тебе её закопает? Дураков нет!”. Ну а если и найдутся доброхоты, где гарантия, что “не выроешь новую “? Что будешь ждать очередного доброхота?

Вера - это твои собственные реальные шаги к осознанию того факта, что яму никто кроме тебя не рыл.

Дальше - больше! Раз никто кроме меня её не рыл, то никто и не засыплет. И... как вырыл, так и засыплю, какой бы глубокой она не оказалась.

Осознаешь цену ошибки - совершать в следующий раз вряд ли станешь. Ну, а если и захочется, то вряд ли будешь на кого-то перелагать ответственность.

 

В наше время многочисленные подражатели Радетелям за человечество - кто по дурости, а кто и по откровенной корысти - пользуются этим механизмом. Иногда при большом скопище народа под сенью какой-либо церкви, надев на себя маску целомудрия и благовестности, “исцеляют Словом Божьим“. А если не получается, то и “взятки гладки” - “плохо веришь, брат!”. Или - “Ишо не созрел! Приходи в следующий раз и приноси денег побольше, и “будет тебе по вере твоей!” (ну, то есть по толщине кошелька).

А другие дураки, видя такое издевательство над “добрыми самаритянами”, придают анафеме этих проходимцев, утверждая при этом, что “бога не было и нет”, нет и прочей “магии” - всё это “опиум” для народа, уводящий от действительности.

Среди этой когорты обличителей проходимцев столь же много и большинство из них это менее удачливые конкуренты “на стезе спасения человеков”. И от зависти, сломя голову, спешат обличить, а то и заложить компетентным органам “врагов общества”. Другие - это либо сановные начальники, либо государственные лекари под эгидой монополии государства или “группы товарищей”, начинают гнобить всех сподрят (в первую очередь тех, кто действительно чего-то стоит), если от существующих конкурентов исходит угроза их интересам.

 

Есть просто балаболки - болтуны, которым о чём не говори, лишь бы тема была “послаще”.

 

А шумиха вся, как “суета вокруг дивана”, “гроша ломаного” не стоит, вертится вокруг наших склонностей и исключительного права эгоизма на “единственно верное суждение”. Какая уж тут свобода восприятия, если, чем более неправ человек, тем большим количеством сторонников спешит себя окружить, и оттуда - с вершины липового авторитета - вещать под лозунгами “истинного христианства какого-то дня” или “наиправовернейшего ислама”.

А какие традиционные мотивы поступков мы видим в обиходе и как оправдываем?

- Я поступаю так, потому что мне так! хочется!

-... потому что Я считаю это правильным!

- Хочу - имею право!

Мотивы те же - по наклонностям. Фома хочет профессорского звания, поэтому выбирает дорогу “покороче” и защищает проходную (в принципе, никому не нужную) научную тему. А Ерёма хочет “простого человеческого” счастья и видит его пока только через зелёные бумажки долларов. И чем их больше, тем счастье “обширнее” и “глубжее”. Закручивают эти парни вокруг себя и людей и события, создают целые миры, а всё ради химеры счастья. Так действует механизм идеального, то есть только частично реального, соответственно “фильтрам” целей по наклонностям.

 

У идеального всегда есть “крючки” или узловые моменты архитектуры химеры, на которой строится любой образ отражённой реальности. Потоки жизни за них и цепляют каждый момент соприкосновения внешних проблем и внутренних комплексов. А мы всё поражаемся:

- и чего у нас дети такие оболтусы?

- и чего у нас жизнь такая тяжёлая?

- и почему это, если “кирпич” падает, то моя голова обязательно под ним оказывается?

- и почему это мне хочется “крылья” расправить и полетать, а живу в болоте и всё больше в “трясине” вязну?

Не - е- с - п - пра - аа - а - а в - ед - ливо - о - о - о - о - о - о!!!

 

 

Беседа о Фоме и Ерёме.

Так что же наши герои?

 

Фома стал признанным профессором.

В один из тёплых вечеров мельком увидел бывшего однокурсника Ерёму, который беспечно шёл по противоположной стороне улицы, а на плече у него болталась видавшая виды спортивная сумка. Что в ней лежало, Фоме было невдомёк. Хотя это и не важно. Но его вдруг с поразительной ясностью охватило чувство видения всей своей жизни....

Родители вложили в него светлую жажду к знаниям. Он с детства впитывал в себя атмосферу богатой отцовской библиотеки и навязчивое материнское внимание к его даже самым незначительным нуждам. Он спокойно плыл по волнам жизни через отличную учёбу в школе, затем в институте. Беззаботно закончил аспирантуру, успев жениться и даже стать отцом. Затем непрерывная работа над диссертацией. Своя кафедра.

А что сейчас? Всё воспринимается, как дистанция в никуда. ”Знания ради знания!” Это ли ему давалось по жизни, и нужна ли она ему такая?

Ерёма уже давно прошёл, но его присутствие ощущалось теперь в каждом доме, в каждой лужице и солнечном блике в окнах. Фома, всегда считавший его неудачником и лентяем, захотел догнать и пойти рядом. Умолить пустить в свой мир, мимо которого он так слепо проскочил. Только оторопь от нахлынувшего озарения остановила Фому на месте.

Он почти сед и его сын готовится поступать в тот же вуз. Но что он дал ему, жене, если был погружен только в поток своей жизни? Живой... с виду, а внутри - автомат по “порче” бумаги, или совершенная вычислительная машина.

 

* * * * *

Ерёма свернул за угол и бросился догонять автобус, который с лязгом захлопнул дверцы за его полупустой спортивной сумкой. Свободных мест в салоне было много, и Ерёма расположился на заднем, у запылённого окна.

Никто не ведал о его мыслях, и пассажиры мирно ехали каждый в свою сторону. Но если б знали, то с изумлением оглянулись бы на худощавого, с приятным, но слегка “помятым” лицом, человека.

Ерёму охватило отчаяние.

Когда он шёл по бульвару, то, мельком взглянув на второй этаж старинного особняка, увидел знакомую физиономию. Он сразу узнал слегка постаревшего бывшего однокурсника. По тому, как тот выглядел и по звукам рояля, доносившегося из-за его спины, не трудно было догадаться о благополучности Фомы. “Как там его отчество? Не вспомню.”

- А что я?

...Я получил главное от матери, которая воспитывала меня одна, - ничем не ограниченную свободу. Я смотрел на мир ясно и без затей. Вихрем пронеслись незабвенные школьные годы, наполненные разудалым озорством и бесконечными выдумками шалостей с многочисленными товарищами... Я не слишком радовал этим мать, которая искренне хотела мне добра и ничем меня не обязывала.

Пожалуй, один раз я изменил себе и своей свободе, когда пошёл не в армию на два долгих года, а поступил в вуз с военной кафедрой, чтобы порадовать этим мать. И она радовалась, но недолго. Моё мытарство в институте не было тайной для неё. Я скорей ловко выбирался на экзаменах, чем постигал науки, всё время проводя на студенческих тусовках, и так незаметно и бездарно закончил вуз. Сдуру женился, родился мальчонка. Но с его появлением я почувствовал, что семья не для меня. То, что ценилось мной больше всего на свете - свобода, стала исчезать в бесконечных требования жены. Кстати, славный человечек... Которая на моих глазах превращалась в стерву... И я ушёл... Убежал! Мотался по экспедициям в самых далёких уголках страны...

И вот я пуст! Одинок!

Сейчас я иду от сына. У него вот уже как двенадцать лет другой отец, и он меня отцом совсем не считает, да и не помнит. Я не знал, что это так страшно! Вот так ощутить себя одиноким... Мне захотелось встать на колени перед балконом этого Фомы, человека, которого я всю жизнь считал убогим и несчастным бумажным червём. А вот сейчас... У него семья. Он живёт среди людей. У него ученики. Он делает какое-то дело, нужное многим.

А я? Что сделал я? Жил для себя и своей свободы. Да-да, носился со своей свободой и стал её рабом!... Вот не знал, что и у свободы можно стать рабом. Стыд, стыд....

Из его глаз катились слёзы. Он никогда не плакал. Даже когда совсем было худо. А бывало...

Сейчас он хоронил себя. Все прожитые годы. Всё то, что трепетно вложила любящая мать...

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.