Беседа о том, как мы воспринимаем мир — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Беседа о том, как мы воспринимаем мир

2022-10-03 20
Беседа о том, как мы воспринимаем мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беседа о том, как мы воспринимаем мир

И о некоторых разгадках наизагадочных

Вопросов бытия.

 

Человек, как правило, мыслит образами, и в голове у нас некая беспрерывная череда символов, картинок, сюжетов (порой бессвязных), вызванных импульсивными желаниями, мечтами, реакциями на обиды, радостные и печальные события.

 

Сам мыслительный поток дискретен по тому, что его составляет (т.е. на какой основе он зиждется) и по последующему его использованию.

Что значит дискретен? Значит, состоит, словно мозаика, из разных кусочков “надуманного”, вроде алфавитной амальгамы. Не понятно?

Представьте себе ситуацию с двумя людьми, да и не людьми даже, а студентами, один из которых уникум-отличник, а другой... ну, в общем, ко второму курсу с трудом выучившего название своего института. Понятное дело, одно и то же явление ими воспринимается, осознаётся и усваивается по-разному. Так, отличник свой энергетический потенциал держит “открытым” для полновесного осознания какого-то “кусочка мироздания”, а “недоросль”, в лучшем случае, будет способен определять аналогичное лишь поверхностно - по внешним признакам. Соответственно, у каждого из них мировоззренческая амальгама будет состоять из полновесной или фрагментарной мозаичности. И опираться при описании явленного многообразия мира каждый будет на свою “полноценную” заполненную нишу осознанного. (Посмотри в приложение).

Итак, как же формируется наше

Беседа о том, на каких дрожжах нас

Замешали и дали взрости

 

Для меня сущая загадка, когда смотрю на тёток, подобных величественному древу в несколько человеческих обхватов, как вот “такое” получается из слияния двух ма-а-а-хоньких жидких клеточек.

  Учёные говорят - ЭВОЛЮЦИЯ, а что это такое, не могут толком объяснить. Я бы и попам поверил, что дедушка Бог создал нас “по своему образу и подобию”, кабы находили нас в “капусте” и уже в готовом виде или покупали в магазине (лучше сразу лет с 5-7).

   Но как из клеточек получается “такое”?

   Посмотрись в зеркало! Ведь у ЭТОГО есть мысли, характер, мировоззрение, уникальность!

Да, учёные говорят, это “де сформировавшееся отображение объективной реальности, данной нам в ощущении”. Понятно? Мне - нет!

Я наблюдал за дочерью, когда ей от роду было несколько недель и поражался - всё в ней было уже заложено!

 

Учёные поспешно сообщают: “закладка происходит на генном уровне ещё в утробе матери". Да ну?! Когда же успел заложиться этот “ленинский” шкодливый прищур глаз и бабушкина строгость лика. Что за генный портрет? И почему у меня вот такой расклад по жизни, а у соседа другой? Так и хочется при встрече неожиданно закричать в его большое ухо: “лопух”!

Почему наш Фома - уникум, а Ерёма - балбес -“глаза в разбег”?

Теперь сосредоточься! Попробую огорошить тебя гипотезой.

       

   Основой основ восприятия является процесс соответствия твоего “Я”-реального (т.е. какого есть) и “Я”-идеального.

 

   Чего бы это я стал “надувать щёки”, пыжась нагнать на себя солидности и взрослости, общаясь с незнакомой девочкой. А-аа! Так я “лучше выгляжу”!!? Со стороны это, конечно смешно, но я-то “изнутри” себя вижу по-другому. Словно “заронена”!? в нас с младенчества планка, до которой мы вечно тянемся на цыпочках и “чушь прекрасную несём”, уподобляя себя любимым героям, родителям, старшему брату или красавице сестре.

Почему для отличника Фомы идеалом стал Эйнштейн, а для гуляки Ерёмы - бесшабашный сосед Егорыч, за всю свою жизнь прочитавший только надписи на бутылках с дешёвым портвейном.

Хоть я и не любитель всяких схем и графиков, но без них, как без алкоголя, с этим запутанным делом не разобраться.

Пойдём с самого начала, когда человек только зачат и вплоть до 3-4 лет жизни. Этот возрастной период характерен тем, что мы ещё “не то - не сё”, только слушаем да впитываем мир, как можем; полностью беззащитны и зависимы от него каждое мгновение.

Что там на самом деле с нами происходит в утробе, одному Богу известно, но понятно, что, если родители пьющие или раздражительные (особенно “по жизни”), то на ребёнке это отражается. Рождается, как правило, урод или слабосильный истерик.

Процесс изначального развития напоминает некий бесформенный кристалл, который начали огранивать уже в утробе, или первые мазки на только что загрунтованный холст. То есть, когда мы рождаемся, то имеем уже нечто преломляющее эту самую объективную реальность в меру своей “испорченности” или, наоборот, одарённости. Замечено, что у счастливых и любящих друг друга родителей появляются здоровые и интересные ребятишки, а у “проблемных” родителей и дети рождаются “проблемными”.

В этот самый период, до 3-4 лет, восприятие пассивное и личностный субъективизм, изменяющий и отражающий этот мир, нам ещё практически не присущ. Однако он стремительно формируется через общение младенца с той же матерью, которая своим кормлением и иными необходимыми заботами закладывает у дитя первые навыки взаимодействия с окружающим. Тот, кто потворствует своим чадам, всем их прихотям, закладывают в них важнейшее несоответствие желаемого и действительного. И уже в следующих возрастных периодах можно видеть бьющихся в смертельной истерике карапузов, если им вдруг отказываются покупать приглянувшуюся игрушку.

 

Чем мы воспринимаем мир внутренний и внешний? На какой грани разделяем? Сознанием! А какое сознание у младенца? Ну, какое-никакое, но есть! Подобно точечке. Эта точечка впоследствии превращается в сверкающую жемчужину гения или вывернутую в “изнанку” “выгребную яму”, заполненную всякой гадостью.

 

В этом младенческом периоде точка восприятия (посмотри приложения) собирается преимущественно физиологической и психической сторонами бытия. Мать своевременно кормит вкусным молоком, окружает заботой и лаской, а отец охраняет покой семьи от внешней и внутренней напасти. Это - оптимальный вариант.

А ты, дорогой читатель, “оглянись” и делай пометки как это было для тебя и других, что за соответствующие взаимосвязи выстраивались, если выпадала одна из компонент оптимума.

 

Точка восприятия младенца не зафиксирована (можно вновь обратиться за разъяснениями к приложениям) и фривольно блуждает, особенно когда он сыт и ещё не заснул, так как личность у него не успела сформироваться, т.е. нет всеоценивающего внутреннего цензора (смотри уже сам знаешь куда), предрассудков, явных наклонностей и предпочтений. Понятен ли этот изначальный расклад?

Восприятие младенца пассивно, оно подобно губке впитывает в себя атмосферу окружения. Появляется начальный анализ на уровне - “тепло-холодно”, “сытно-голодно”, а также определение вибрации звуков, запахов, эмоциональных эманаций, физического ритма взаимодействия с той же матерью и т.п..

Иногда воспоминания доносят до нас смутные образы того периода жизни в виде обширных световых и цветовых пятен, непонятных картин в стиле Сальвадора Дали и кратковременных, практически малосмысленных вспышек раннего сознания.

В виде условной картинки сам процесс восприятия состоит, по аналогии фильтрующему устройству (только для информации), из нескольких составляющих - пяти органов чувств: зрения, обоняния, слуха, вкуса и сенситивности. На основании интегрирования этих пяти китов человеческого сознания начинают определяться ориентиры, привычные реакции, клише и шаблоны действий, дающие младенцу возможность распознавания и общения с внешним миром.

 

Представляешь, сколь важно в этот период осознавать ответственность за свои родительские действия, ибо под шумок “текучки” важно не проморгать такой момент, как взаимопонимание друг друга... сделать из ребёнка не “спиногрыза захребетника”, а активно познающее этот явленный мир существо. Мне кажется, что в этом залог самостоятельности и жизнеспособности твоего ребёнка. Это возможно лишь в случае, когда ты не отдаёшь ваяние аппарата восприятия на откуп слепому ходу событий, а вместе с ним научаешься целесообразности, создавая оптимальную атмосферу формирования, пришедшего (между прочим с твоей помощью) в этот мир человечка - атмосферу спокойного уравновешивающего внимания, такта, любви и уж, конечно, без насильственного навязывания своего возможного невежества.

 

Это я к тому, чтобы ты сам вспомнил и увидел плоды заблуждений и ошибок твоих родителей, а они наверняка имеются. Иногда неочевидные, а иногда и вопиющие. Большей частью извечный конфликт “отцов и детей” закладывается как раз в начальный период развития ребёнка (с внутриутробного до 3-4 лет), как реакция протеста против бестактного навязывания своих “родительских” программ без учёта уникальных особенностей, коими обладает каждый человек. Ведь большинство из нас даже и не задумывается над тем, что к собственному ребёнку необходимо тоже уважение, почитание и разумное понимание его индивидуальных нужд.

А что обычно? - "раз родил, значит, это моё" и "что хочу, то и ворочу". Жизнь жестоко мстит таким бедолагам... впоследствии, когда ребёнок матереет и становиться способным не только отстаивать свои права, но и предъявлять в меру своих сил и возможностей претензии к “предкам”. Вот уж во истину: “как аукнется, так и откликнется”. А горе-родитель сетует с горькой обидой, что-де “растил, растил, а благодарности никакой. Да ещё и шпыняют родные отпрыски”. А ну, “как оглянуться назад” и спросить с себя отчёт: “не надул ли ты самого себя, потакая своему родительскому эгоизму и невежеству?”...“Моё чадо, что хочу, то ворочу!”.

Ну, как, читатель, стоит ли сетовать на зеркало, "коли рожа крива?”.

Дальше - ещё интересней!

 

Так как ребёнок в начале своего развития принимает всё без какой-либо критики - как АКСИОМУ, то и становится носителем (иногда!?) чуждой своей сущности “родительской программы”. Это по типу “волка в овечьей шкуре” и наоборот. И это не может не сформировать глубокий внутренний конфликт и разлад с самим собой на уровне психического и физического здоровья. Не случайно большинство детушек хворают тогда, когда особых причин для этого не находится и предрасположенность к ним находятся на уровне иммунитета, психической устойчивости организма и адаптационной деятельности. У тебя такое было?

 

Замечал ли ты, что в “неблагополучных” семьях, где часты ссоры, конфликты, дети вырастают не только нервными и болезненными, но и с выраженным снижением адаптивности в обществе: хулиганы, потенциальные преступники, трусы, несостоятельные трутни, лишенные малейшего намёка на сознательное творчество.

Как говаривал незабвенный Козьма Прутков: “зри в корень!”, а я бы добавил: “и тебе откроется!”.

Конечно, внедрение чужеродной программы развития с ложными ориентирами - это один из многочисленных случаев в жизни. Чаще навязанное (вольно или невольно) не своё-Я слетает, словно шелуха, под жёстким воздействием реальности и проявляет “истинное” лицо владельца. Но каких же страданий стоит это владельцу - одному Богу известно.

Попутно возник ещё один вопрос: “а что это за сущностная программа индивидуального развития каждого для каждого появившегося на свет?”. Есть ли она на самом деле? Не проще ли принять версию братьев физиологов, что мы рождаемся чистыми, как “доска”, на которой жизнь пишет “с нуля”? Это и к тебе вопрос, дорогой читатель!

Не замечал ли ты, что некоторые дидятки годам к 2-3м “дают прикурить”, тогда как их родители “тише воды - ниже травы”? И такие, понимаешь, “оторвы”, будто некто взвёл тугую пружину и резко отпустил при рождении. Или, наоборот, они - “выпивохи и бузотёры”, а ребёнок - “ангел во плоти”. Эзотерики и попы объясняют это наличием бессмертной души и вечного потустороннего мира, где мы, собственно говоря, и “обитаем”, а сюда воплощаемся потому как “Бог велел”. Тогда не понятно, если столько “сволочей” вокруг, что за мир ТАМ такой и какова “обстановочка” в “отражении нашей действительности, данной нам в ощущении реальности материального бытия”?

 

Итак, резюмируем: ПЕРВЫЙ - “начальный” период жизни открывает формирование аппарата восприятия на основе природного психофизического комплекса и текущей интеграции по ПЯТИ органам чувств всех ответных реакций на суровую нашу действительность с выработкой определённого ритма этих ответных реакций, привычных клише и специфического информационного ритма, фиксирующего точку восприятия в определённом положении.

 

Непонятно?

Ну, попробуй перечитать, а я попроще изъяснюсь и покажу тебе, как это меня угораздило принять такую нелепую наукоёмкую манеру выражаться. Вот, сравни, как будет тоже самое, но без научного жаргона.

Вольно-невольно в жизнь новорождённого существа от времени внутриутробного периода до 3-4 лет этим миром внедряется изначальная (первоосновная) система ценностей, которая и создаёт характер его дальнейшего взаимодействия с самим собой и окружающим.

Всё! закладывается: от того, чего надо бояться и чего не надо, “что вредно” и “что полезно”, “кто враг”, а “кто друг”, “что годится”, а “что не годится”. Это происходит в большинстве своём на незримом - эманационном уровне, так как у ребёнка не появилось языкового навыка общения, но именно этот не лингвистический контакт создаёт фундамент для строительства в дальнейшем всей человеческой личности.

Вот рассмотри к примеру - родители “витязя в тигровой шкуре” боялись тигров и всякой иной хищности (“так у них на селе принято было”), хотя они и не были охотниками, чтобы звери как-то угрожали их безопасности. А витязь впитал страх “что это де страшно и потому “бойся-бой”. Воображение его с помощью родительских стараний нарисовало “ужасную бабайку”, а однажды, оказавшись в лесу, взял да и "порвал пасть какой-то большой кисе" (так - мимоходом). Ну, потом он очень удивлялся, когда изумлённые родичи в ужасе объяснили, что тот стал героем, так как это и был “ужасный тигр”.

А чего стоят родительские увещевания своего чада, дабы урезонить его свободную озорную натуру. “Не ходи на тот конец, там бабайка живёт, тебе чего-нибудь отгрызёт!”.

Почти все пугалки и построены на том, чтобы облегчить себе родительские обязанности (это касается по преимуществу городских жителей, которые иногда не то что волка, коровы в глаза не увидев, забивают детскую головушку всеми возможными карами от “дикой природы”, (если тот,конечно “не будет послушным мальчиком”) и, вставив непокорное дитя в рамки почти всегда вымышленного страха и накинув на него “аркан” зависимости, лишают самостоятельного действия активного познавания мира. Согласись, что мамаше спокойней, когда чадо рядом и держится за юбку, боясь оторваться в страхе перед нарисованным ему опасным и враждебным окружающим миром, который начинается в шаге от этой самой материнской юбки.

У взрослых эти страхи сохраняются, только вуалируются устоявшимися связями с обществом. Большинство неврозов и неврастений, а также психо-физическая несостоятельность, являются результатом “внедрённой” в ПЕРВЫЙ период жизни системы определённых ценностей - системы координат, коими каждый из нас бездумно пользуется затем до самой смерти. И, если убрать эти “внедрённые” страхи, то человеческая жизнь целиком преобразится, частично или полностью изменив систему мироощущения в “свою пользу”. Поле жизни, наверняка, расширится за счёт освободившихся сил, связанных страхами, а это и здоровье, и новые возможности реализоваться, и многое другое.

 

 Но это только часть - одна грань многоуровнего процесса. Кроме страхов, есть упомянутая система ценностей. Когда тебе с детства внушат твою “исключительность” и превосходство над остальными и ты, поварившись в этой атмосфере, превращаешься в “сверхчеловека”, а затем, повзрослев, берёшь оружие и уничтожаешь всех, кто с этим “почему-то” не согласен. Знакомо?

Но почему это возможно? Почему втемяшивается в нас так крепко и нужное и ненужное, что мы даже не отдаём отчёта в некоторых противоестественных для самого себя поступках и со смертельной горячечностью убеждаем других что "белое - это чёрное", а "чёрное - это белое", если кто-то сие “вложил” в раннем детстве в наше доверчивое существо.

 

Давай посмотрим, что же происходит в следующий период жизни человека, когда устанавливается лингвистический способ общения.

 

Светом индивидуальности.

 

Ты только посмотри, уважаемый читатель, какому возрасту он соответствует, и сразу станут понятны вершины бытия, что открываются человеческому взору от 18 и вплоть до 24 - 25 лет. У мужчин этот период более длителен и может простираться до 32 лет.

Ответ на вопрос: “почему именно такой временной отрезок?”- достаточно прост - это период появления собственных детей. Большинство из прекрасной половины человечества только-только ставших девушками в этот период выходят замуж и стремительно вынуждены взрослеть, “пропитываясь” природной мудростью из-за бремени появляющихся неотложных забот о собственной семье и необходимости ответственности за воспитание как детушек, так и более поздно взрослеющих мужей, которые редко обретают житейские навыки ранее 25 - 30 лет.

Я - идеальное продолжает формироваться под воздействием уже собственного выбора и примеров для подражания: родителей; лидеров выбранной профессии; героев нашего времени, которые делают “как надо”. То есть прослеживается наличие собственной точки зрения и, хотя ещё есть возможность стать Лермонтовыми и Чайковскими, несмотря на “временные неудачи” из-за несоответствия Я-идеального и Я-реального, но амбиций и юношеского пыла достаточно для их “завтрашнего преодоления”.

 

 

 

Это время иллюзий, когда нам кажется возможным достижение любых высот по жизни, когда ещё не учитывается многое из естественных внутренних и внешних препятствий: отсутствие музыкального слуха, литературного дарования, технического мышления и индивидуальных предрасположенностей к целому ряду вожделенных специальностей.

 

Правда, “как-то” незаметно мечты о полётах в космос и актёрской славе замещаются “насущными проблемами”, “неожиданно выскочившими из за угла”. Ты вдруг обнаруживаешь, что у тебя семья и собственные детишки, что учишься “почему-то” в ПТУ на текстильщика и т.п... К этому вдруг выявляются “какие-то” болячки и внешние несоответствия для того, чтоб стать фотомоделью...

 

И когда перед тобой НАВСЕГДА! захлопывается возможность реализовать “светлую детскую мечту” - жить Иваном - царевичем, то...

 

Да - да, у многих из нас именно после этой “катастрофы” (иногда тихой, а иногда растягивающейся на годы) появляется во взгляде “глубина космического понимания” и “мудрый ленинский прищур”- “вот такая она - жизнь, друзья мои!”.

 

Здесь нельзя не упомянуть некие психологические типажи, что появляются в результате выраженной нестыковки личных представлений и “суровой действительности” через конформизм, соглашательство, а иногда и откровенный бунт личности против “всего и вся”.

Типажи эти ориентировочные и уж, во всяком случае, не академические. Просто посмотри, читатель сквозь них для более ёмкого представления о процессах дальнейшего формирования аппарата восприятия.

 

Самый распространённый тип людей - утробный или накопительский. Психоаналитики называют его анальным. Ну и правильно! Это совсем не примитивный человек (как правило, не примитивный). Просто вся его жизнь вертится вокруг удовлетворения потребностей своей утробушки. Когда младенец голоден, то орёт, требуя материнского молока, что даёт ему возможность выжить. У детушек повзрослей целый период в жизни связан с обеспечением себя неким эквивалентом пищи и вещей, который делает обладателю (с его точки зрения) дальнейшее существование безопасным. Самое частое слово, которое слышишь в это время - “моё!”. И отобрать что-то из этого эквивалента безопасности равносильно посягательству на его жизнь. Совсем не важно, кусочек хлеба это или ненужная погремушка - эквивалент является символическим выражением продолжения бытия! У каждого человека своё представление о количестве эквивалента безопасности. Оно зависит от множества факторов, которые мы рассматривали в беседе о ПЕРВОМ периоде жизни: от физического потенциала, от умственных способностей, социального окружения и т.д.. С возрастом этот выраженный и нелепый, с точки зрения взрослого человека, комплекс трансформируется и вуалируется в социально приемлемые формы, но суть при этом остаётся прежней.

 

Николай Васильевич Гоголь в романе “Мёртвые души” посредством Плюшкина очень наглядно показал самый распространённый вид накопительства, когда сознание человека целиком зацикливается на удовлетворении своего чувства безопасности.

 

Другой вид физического накопительства характерен склонностью к постоянному наращиванию мышечного каркаса и увеличение силового потенциала. Это не плохо и не хорошо - просто человек на этом зациклен, для него это непреложный фактор личной безопасности и самоутверждения в социуме.

Нет - нет, читатель, любители физкультуры к этому типу отношения не имеют.

Есть и ментальное накопительство. Таких называют “ходячими энциклопедиями”. Часто это физически неразвитые люди, которые с лихвой компенсируют данный недостаток в другой сфере. Их “конёк” - информация, “знания ради знания” в целях того же самоутверждения.

Не является исключением и чувственная сфера. Большинство из данной когорты увлечены постоянной погоней за наслаждениями и эмоциональным удовлетворением всеми доступными способами. Это не обязательно проституция или наркомания. Хотя, безусловно, большая часть “честных давалок” и морфинистов относиться именно к этой категории.

Ненасытная чувственная утроба гонит своих владельцев к телевизорам, компьютерным играм, ввергает в различные авантюры и рискованные предприятия. И всё ради одного - чувственного накопительства.

   Большинство магов, чародеев, разного рода колдунов - экстрасенсов принадлежат к виду эфирного накопительства.Оно сродни физическому, но отличается тем, что подходы к реализации этого более многогранны и многоступенчаты. Их не сложно определить по весьма характерной речи и тематике разговоров:

- Вот я нагнал страху-то на этого... круто скачал с него энергии, а он чуть “кони не отбросил”... хы-хы-хы...

- Я уже освоил чёрную магию, белую магию, теперь буду изучать искусство магрибских колдунов... и та-акое буду уметь...

Это, конечно, грубоватые примеры, но суть, по моему, раскрывают точно.Все эти виды накопительского типа объединяет одно - жажда обезопасить свою личность, самоутвердиться в обществе и своих собственных глазах (в меру возможностей). Из этой среды выходит большинство тиранов, изменников, сластолюбцев всех мастей, рачительных домостроевцев, образцовых родителей и т. п... Не торопись негодовать на “возмутительное” соседство “палачей” и “образцовых родителей”, ведь предлагается рассматривать типажи во всём их многообразии, а оно, понятное дело, состоит не только из “доски почёта”.

 

* * * * *

Другая разновидность, соответственно утробному типу - умственный или интеллектуальный. Подобные люди по характеру восприятия близки к виду gomo sapiens, т. к. осваивают разумный подход к жизни (хотя иногда проходят этапы развития, когда “учатся удалять гланды через задницу” и “реки поворачивают вспять”). Но они неизбежно подходят к разрешению вопроса: “можно ли жизнь познавать не через страдание, а через разумение её?”, т.е. уходят из стана естествоисПЫТАТЕЛЕЙ в стан ЛЮБОзнателей. Это в большинстве своём физики, “лирики”, философы,”сумасброды учёные” и “бытовые” мудрецы.

* * * * *

 

По аналогии, следующая разновидность - эмоциональная или чувственная. Ими мир пропускается через призму чувствознания, чувствовидения. Сюда относится немалая часть музыкантов, художников, влюбчивых особ, поэтов “по натуре” и т.п..

 

* * * * *

Нельзя не отметить примечательную, на мой взгляд, категорию после всех перечисленных. Она пока немногочисленна на Земле, но,судя по высказываниям теософов и социологов, это люди последующей расы. Наверное, они и есть gomo sapiens.

  Чем же они примечательны? Прежде всего - неразделением мира на небесное и земное. Их кристаллы восприятия многогранны и позволяют видеть действительность в синтетическом, интегральном проявлении, т.е. в сравнении с предыдущей эволюционной ступенью это можно сравнить как плоскостное видение с объёмным.

Я бы добавил ещё следующее: у этого типа людей практически отсутствует грань между “внутренним” и “внешним”, т.е. личностное постепенно растворяется в индивидуальном.

Встречал таких? Не думаю, что они святые - просто нормальные люди...

* * * * *

А отдельной категорией выделю немногочисленных представителей “прогрессивного человечества” - гениев и талантов - людей со способностями либо уникальными, либо “выше среднего”, которые наиболее наглядно иллюстрируют сам принцип восприятия.

 

Конечно, быть талантливым - это замечательно, но это и тяжёлое бремя, так как всегда можно превратиться в раба своего дарования, самоутверждаясь за его счёт в мире “посредственностей” или наоборот, раскрывая безграничные способности человеков.

 

Чем же они отличаются от нас - “простых смертных”? Ты помнишь - схем я не люблю, поэтому объяснюсь “на пальцах”.

 

У “обычного” человека точка восприятия зафиксирована жёсткими рамками! мировоззрения, у “догматиков” - невероятно жёстко, (итальянцы метко назвали в своё время это состояние - dura mater или, "по-нашенски" - твёрдый, т.е. дурак). У людей, склонных к познанию мира, “лёгких на подъём”, точка восприятия способна смещаться и “переводить” кристалл восприятия в разные положения, тем самым пропуская информацию с разных граней, вбирая жизнь в соответственном многообразии.

 

У сумасшедшего человека точка восприятия (вспомни о приложениях!) вольно блуждает, не давая возможности видения цельной картины действительности, а лишь отдельных, разорванных фрагментов с совершенно произвольным соединением. “Простой народ” не случайно с боязливой почтительностью относится к убогим, так как те иногда “режут правду-матку прямо в глаза” при всей своей неадекватности. А откуда ж ей взяться? Так как сам внутренний цензор у этого убогого напоминает “царя правителя” в постоянном отпуску, отдавшему бразды правления сложным царством государством под начало всяким Емелькам Пугачёвым да Соловьям - разбойникам.

 

Сумасшедших иногда сравнивают с теми же гениями, хотя и напрасно. Посмотри сам, если гений и “выпадает” из социума, то по причине выраженного отличия в целенаправленной! реализации человеческих способностей и проявлении сущности мироздания - Паганини, Моцарт Леонардо да Винчи), а сумасшедший - “листик на ветру”, выпавший из социумапо причине полной или частичной дезадаптации к освоению потоков жизни и неподвластности сознательным формам общежития.

 

И всё же, многие из нас, несмотря на глобальные изменения в жизни этого периода - выбор профессии, появление семьи - продолжают “носиться” с некими надеждами на что-то лучшее и большее. Образно это напоминает стояние под гигантской снежной лавиной, которая вот - вот обрушится на “ничего не желающего! подозревать" селянина, ещё и глазки прикрывшего ручонками и громко орущего: “ничего не вижу, ничего не слышу, а подавайте сюда Деда Мороза с мешком подарков!”. Состояние опасное и напряжённое, чреватое всякими неожиданностями и "срывами" "на ровном месте".

 

А откуда это берётся?

 

Оглянемся опять в детство, где у всех рассказанных историй - непременный happy end и Иванушка - дурачок мало того, что превращается в царевича, да ещё и завоёвывает любовь шестнадцатилетней! красавицы (тоже, между прочим, царицы). И так на “каждом шагу” внедряется в совершенно открытое сознание довольно сомнительная штуковина: “ты, мол, верь да надейся, и всё! будет хорошо! "Тебе сказочно повезёт!" О честном труде, как средстве достижения желанного богатства, практически во всех сказках и историях говорится пространно и всё больше через помощь неких потусторонних сил, счастливо проявляющихся главному герою. Слушающий ребёнок, конечно, всегда олицетворял себя с ним, и у него и мысли не возникало, что может по-жизни оказаться “третьим пескарём” проходной сцены о рыбе - ките.

 И так почти всегда и почти во всём... Никаких тебе потусторонних сил, а больше “муть” повседневности да “белёсые зенки вечно пьяных соседей”.

 

Готовят ли нас к этому?

 

А теперь представь себя, нет, послушай - как бы глубоко не был потоплен смысл сказочного happy end ‘а в подсознание, наличие его всё же несомненно. Это ведь разрывающий нас конфликт - не заметный, но действенный. Особенно в следующем ЧЕТВЁРТОМ периоде жизни.

Кроме того, сказания и устное творчество активно использовались правящими олигархиями всех времён и народов в своих интересах, дабы с младых лет закрепить существующее расслоение в обществе и определённые моральные установки, как незыблемую основу бытия. Касты - это от бога! Бог над всеми! Кто против своего положения, тот против бога!

Логика - “железная”!

Конечно, народу позволяли скрашивать своё убогое существование верой и надеждой в “светлое будущее”, сказками о справедливых правителях и героях - освободителях. Но... вспомни, пожалуйста, хоть одну историю о справедливом обществе, построенном честным трудом каждого члена этого общества. Если такие и есть, то наверняка получается в ней, что структура его “спущена” откуда-то “сверху”, а не создана нами самими. Кстати, самозванцы коммунисты-большевики замечательно использовали именно “сказочный” принцип справедливого царства. И не прогадали, ещё при своей жизни построив “коммунизм” в “отдельно взятой стране”... для самих себя и своих детей.

А народу до сих пор дай только поверить в эту светлую надежду освобождения от подневольного труда и беспросветного невежества. Особенно, когда сулят: “от каждого - по труду, каждому - по потребностям!”.

 

Если мой собеседник - филолог, то предвижу его возражения по поводу смысла народных сказаний. Правда, есть предчувствие, что основные возражения будут по поводу “слишком мрачной картины”. Э, нет! Давай рисовать всё же объективную картину, и вместе, иначе, “не поставив правильного диагноза, не сможешь избавиться от страдания“.

 

Итак, резюмируем некоторые основополагающие моменты для дальнейшего продолжения разговора.

Основные постулаты практически всех сказок, которые звучат для младенческого сознания,что полностью открыто информации любого рода, сводятся к следующему: “где родился, там сгодился “, “трудись честно”, “не воруй”, “враги не дремлют”, “Цари все дураки, но у них бывают хорошие наследники”, “за морем житьё не худо...” и т.д... Смысл, скрывающийся в подоплёке историй в момент, когда мы не можем “подвергнуть входящую информацию никакой критике", и определяет не столько чистоту и сам процесс познания, сколько ориентировку на определённые устои общества. Кто же будет возражать против постулата - “честно трудись”? Это святое! А задумывался ли ты, к какому “честному” труду нас призывают? И “кто” или “что”? А что вообще такое - честность? Насколько мне известно, в разные времена разных эпох понятие чести было разным, иногда диаметрально противоположным. Если уловил канву беседы, то теперь без особого труда начнёшь отделять “зёрна от плевел” в вопросах противоречивости восприятия этой жизни.

 

В общественном сознании, то есть в сознании “большем”, чем твоё (поэтому и “не рыпайся, народ знат чё делат”), честный труд - это: не отлынивать от работы, выполнять и перевыполнять нормы выработки, “работать за семерых, есть за четверых”, появившиеся излишки - в “закрома Родины!” (“это тоже святое!” - ты помнишь об этом, читатель?). Про чиновников, присосавшихся к этим “закромам”, высокомерно поплёвывающих на быдло, тоже немало сказок, но, судя по ним, явление это не типичное и всегда находится ловкий работник Балда, который и протестует-то “наоборот”, работая “за семерых”, а затем “вычикивает” этих пиявок со всей их оравой дармоедов вон. Недаром та же народная мудрость констатирует с некоторой примешиваемой к этому грустью: “один с сошкой да семеро с ложкой “. Только не забудь, что “свято место - пусто не бывает”. И даже по тем же сказкам известно - жажда власти и алчность это неутолимые страсти.

 

Более того, многие истории раскрывают сакральный смысл трансформации “хорошего” человека (да хотя бы и нас с тобой), вдруг оказавшегося на месте царя и не устоявшего перед искушением власти и богатства и превращающегося в результате в дракона, только что тобой низвергнутого в неравной борьбе.

Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

 

Немало удивительного откроешь в себе, если вернешься к услышанным в детстве и юности сказкам и на многое (может даже на всё), составляющее основу твоего мировоззрения взглянешь совсем по-другому, так как обнаружишь вдруг “ловко замаскированные” под своё - нужное обществу и “другим заинтересованным лицам” самоосознование в определённом состоянии не свободы. А “пограничными столбами” и табу будут огорожены “святые для каждого простого человека “ленинские места” “, которые задевать кощунственно и небезопасно для здоровья. “Чего тебе? Живи как жил. Чего копать какую-то абстрактную истину? На земле надо твёрдо стоять! Мозги себе только “запудришь”. Ещё, чего доброго, с ума сойдёшь!... И вообще - водка в магазинах ещё не перевелась и под добрую закусочку!!!... А? Гуляй - пока жив! “.

Нет, уважаемый читатель, это - не отступление от темы “ВОСПРИЯТИЕ”, а преамбула к следующей беседе.

 

 

Собственных наклонностей.

 

А получается это элементарно - во что хотим верить, на том и попадаемся. Жизнь через всякого рода прощалыг и прохиндеев - шарлатанов учит нас житейской мудрости: “не всё то золото, что блестит”.

Почему, например, целители (я имею ввиду всамделешних целителей) говорят: “не столько мои способности тебя исцелили, сколько вера в них”. То есть вера - это состояние готовности к смене качества, прощание с отжившим прошлым и рождение к иному - более прогрессивному, уже созревшего существа, ещё закрытого старой личиной.

Любая подделка под веру в виде огромного желания чего-то достичь есть не что иное, как бегство от собственных трудностей, от самого себя.

 

 

 

“Коли сам вырыляму, кто тебе её закопает? Дураков нет!”. Ну а если и найдутся доброхоты, где гарантия, что “не выроешь новую “? Что будешь ждать очередного доброхота?

Вера - это твои собственные реальные шаги к осознанию того факта, что яму никто кроме тебя не рыл.

Дальше - больше! Раз никто кроме меня её не рыл, то никто и не засыплет. И... как вырыл, так и засыплю, какой бы глубокой она не оказалась.

Осознаешь цену ошибки - совершать в следующий раз вряд ли станешь. Ну, а если и захочется, то вряд ли будешь на кого-то перелагать ответственность.

 

В наше время многочисленные подражатели Радетелям за человечество - кто по дурости, а кто и по откровенной корысти - пользуются этим механизмом. Иногда при большом скопище народа под сенью какой-либо церкви, надев на себя маску целомудрия и благовестности, “исцеляют Словом Божьим“. А если не получается, то и “взятки гладки” - “плохо веришь, брат!”. Или - “Ишо не созрел! Приходи в следующий раз и приноси денег побольше, и “будет тебе по вере твоей!” (ну, то есть по толщине кошелька).

А другие дураки,


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.